Я методист

о нашей деятельности в детском саду 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение

старших воспитателей

П Р О Е К Т

Тема: «Семейная академия дошкольных наук – единое воспитательно-образовательное пространство развития ребенка в семье и ДОУ»

Старший воспитатель: Баринова М.С.

Актуальность и обоснование проблемы исследования.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а так же взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Конвенции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», «Законе «Об образовании» и других.

Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». В статье 18 указывается, что именно родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка: физического, нравственного и интеллектуального развития личности. В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Разностороннее конструктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей является важным направлением деятельности детского сада, а так же социальной психолого-педагогической коррекцией и предупреждением семейной дезорганизации связанной со многими факторами. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны. Ощущаются следующие пробелы по таким направлениям:

1. Нравственные представления о браке и семье:

- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему «я»;

- супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжелое и нежелательное бремя.

2. Устои семьи:

- фактические полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

- нарушены родовые и семейные связи между поколениями.

3. Традиционное восприятие родительства и детства:

- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.

На современном этапе для решения этой проблемы следует преодолеть ряд противоречий:

- между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

- между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;

- между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентированном характером деятельности учреждения;

- между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

Целью проекта является: повышение педагогической культуры родителей, психолого-педагогическое просвещение и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс, с целью разрешения проблем, интересов и нужд ребенка, способствующих всестороннему развитию личности дошкольника.

Цель конкретизирована в следующих задачах:

1. изучение семьи дошкольника;

2. привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения (партнерская деятельность);

3. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Исходя из цели нашего проекта, нами определена следующая гипотеза взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника будет успешной, если:

- будут использованы разнообразные формы работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;

- будет систематическая плановая связь детского сада с родителями в течении года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;

- будет взаимное доверие между педагогами и родителями, пониманию нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

Вышесказанное определило основной замысел и идею проекта, а именно: создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Методы эксперимента.

В разработке проекта будут использованы следующие методы:

- теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- опросно-диагностические (анкетирование, беседа);

- обсервационные наблюдения: прямые и косвенные;

- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный;

- обработка данных.

Сроки эксперимента:

Данный проект рассчитан на 1 год.

В эксперименте участвуют дети, родители и педагоги ДОУ.

Участники проекта:

• Дети

• Родители

• Воспитатели

Этапы реализации проекта:

I. Проблемно-ориентированный этап

Для реализации проекта был проведен проблемно-ориентированный анализ, который дал возможность выявить и четко сформулировать основные противоречия между дошкольным учреждением и семьей.

Работа планируется и выполняется как в целом по дошкольному учреждению, так и в каждой возрастной группе. При этом используют разные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, Дни открытых дверей и др.

Анализ работы воспитателей с родителями показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества дошкольного учреждения и семьи имеются и существенные недостатки в этой работе. Самые характерные из них:

— воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

— содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно;

— воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей, их интересы.

Причины этого: 1) недостаточное знание специфики семейного воспитания; 2) неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенностей воспитания детей;

3) неумение планировать свою работу с детьми и родителями;

4) недостаточный уровень развития коммуникативных умений воспитателей.

Большое внимание было уделено изучению контингента семей

— по социальному признаку: основной контингент родителей рабочие (55%);

Достаточно широко представлена социальная группа учителей, воспитателей, врачей, медсестер (24,5%).

Образовательный уровень родителей: среднее — 7%; среднее педагогическое — 15%; среднее техническое — 44%; неполное высшее — 4% ; высшее — 30% .

Анкетирование родителей и индивидуальное собеседование показывали, что дошкольное учреждение пользуется авторитетом у 116 родителей из 120 семей, заполнявших анкеты.

98 родителей считают, что дети получают интересные знания и навыки культурного общения, 16 — считают получаемую информацию недостаточной.

На вопрос: «Как Вы осведомлены о работе детского сада?», «Частично», — ответили 78 родителей; 35 считают, что «вообще не получают информацию», а 7 семей предпочитают ее не иметь.

Родители отмечают, что черпают информацию из наглядной агитации и получают ее от воспитателя (107); на собраниях — 79 семей.

При ответе на вопрос анкеты мы получили следующие данные: родители хотели бы: чтобы улучшилось материальное положение дошкольного учреждения (80); повысилась этика быта (60); воспитывалось уважение к родителям (35); повысилось качество воспитательно-образовательной работы; улучшилась работа с родителями; родители хотели бы знать больше о своем ребенке (81семей).

Выбор дополнительных образовательных услуг распределился следующим образом:

— развитие интеллектуальных способностей —81 семей;

— эстетическое развитие — 67 семей;

— физкультурно-оздоровительные услуги — 58 семей.

35 семей желали бы пользоваться всеми образовательными услугами.

Исходя из этого, можно предположить, что при введении в дошкольном учреждении дополнительных платных услуг ими смогут пользоваться около 60% всех детей, причем 34% родителей хотели бы, чтобы их дети посещали сразу несколько кружков.

На вопрос, что вы считаете наиболее важным для достижения успеха в жизни,

— 30% назвали материальное положение;

— 67% — знания;

— 50% — здоровье;

— 10% — широкие связи;

— 34% — умение находить контакт с окружающими.

В качестве основных приоритетов родители выделяют следующие:

— отношение воспитателя к ребенку — 30 семей;

— отношение детей друг к другу — 30 семей;

— здоровье детей — 44 семьи;

— воспитание детей — 28 семей;

— отношение воспитателя к родителям — 20 семей.

Таким образом, контингент родителей не однороден по составу, целям, приоритетам в воспитании. Задача ДОУ удовлетворить запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их потребностями.

Степень включенности родителей в организацию образовательного процесса: пассивные наблюдатели — 85% ; «заказчики» — 12% ; активные участники — 3% . Таким образом, не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями дошкольного учреждения. При этом они не ищут причины в себе, своей семье, а всю ответственность возлагают на дошкольное учреждение.

Индивидуальное собеседование с родителями, показывает, что далеко не все родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и обучении детей. Чаще всего они задают конкретные вопросы типа: «Как создать развивающую среду дома?»; «Как обучить ребенка чтению» и т.п.

Мы выделили 6 групп основных проблем с учетом разнородности социальных групп родителей (в %).

 

№ п/п

Группы проблем

 

Социальный контингент родителей

 Рабочие

 Служащие

Работники

ДОУ 

1

Общение родителей с детьми

82

74

15

2

Общение детей в семье

 71

 62

 37

3

Создание развивающей среды дома для:

  

• развития интеллектуальных способностей;
• развития творческих способностей;
• развития самостоятельности;
• игровой деятельности.

   

 

 70

 65

 25

 8

 5

 12

12 

 4

Игра с детьми

 2

 3

 2

5

Обучение и воспитание детей дома

35

63

8

 

В качестве основных проблем названы общение родителей с ребенком и общение детей в семье; обучение и воспитание детей дома; создание дома развивающей среды для интеллектуального развития детей. Самой низкой оказалась заинтересованность родителей игровой и самостоятельной деятельностью детей. Больше затруднений в воспитании детей испытывают инженерно-технические работники, рабочие, служащие, работники образовательных учреждений, бизнесмены и предприниматели.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Изменение такой позиции становится задачей воспитателей и руководства дошкольного учреждения.

После оценки удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения, а также уровня их активности в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и дома родителям было предложено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности.

1. Изучение медико-психолого-педагогических основ воспитания — 65%

2. Изучение теории и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста — 67% .

3. Знакомство с основными задачами дошкольного учреждения — 85%.

4. Знакомство с деятельностью воспитателя в дошкольном учреждении — 58%.

5. Подробное знакомство с образовательными программами ДОУ — 69%.

6. Освоение конкретных форм, методов и приемов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста— 90% .

7. Освоение приемов общения с детьми дошкольного возраста—63%.

8. Изучение элементарных методов диагностики уровня развития детей — 54%.

9. Изучение основ законодательства в сфере образования — 73%.

Анкетирование родителей показало, что ведущими мотивами повышения их педагогической грамотности выступают:

— повышение уровня психолого-педагогических знаний;

— расширение педагогического кругозора за счет пополнения средств и методов воспитания и обучения детей;

— решение проблем воспитания и обучения детей.

Характер проблем родителей в воспитании и обучении детей определяет направление, содержание и формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями максимально дифференцированным, ориентированным на их личностное развитие, позволяет строить работу с ними на основе дифференцированного и последовательного решения задач.

Задачи работы с родителями в дошкольных учреждениях:

— изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

— обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

— использование опыта других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;

— расширение средств и методов работы с родителями;

— обеспечение пространства для личностного роста участников сотрудничества;

— создание особой творческой атмосферы;

— изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения;

— привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольного учреждения.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничестве с родителями.

Необходимы разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в управление дошкольным учреждением путем создания лабораторий по оказанию медико-психолого-педагогической помощи родителям.

Все вышеперечисленное позволяет рассматривать работу с родителями в качестве одной из актуальных проблем деятельности дошкольного учреждения на современном этапе.

II. Формирующий этап

Концептуальная основа сотрудничества.

В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие в:

— организации образовательного процесса;

— создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;

— организации современной социально-развивающей среды в группах;

— оказании дополнительных услуг;

— разработке планирования разных видов на всех уровнях:

а) общедошкольных планов;

б) занятий;

в) самостоятельной деятельности детей;

г) совместной деятельности детей;

— разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;

— привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.

Для реализации этой задачи необходимо:

1) внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:

а) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;

б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;

в) активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

2) создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Обеспечение программного взаимодействия осуществляется по трем направлениям образовательно-воспитательного процесса:

первый блок – работа с педагогами,

второй блок – работа с родителями,

третий блок – совместная деятельность детей и родителей.

  

Основные направления и задачи сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей

Блок первый – работа с педагогами.

Высокий уровень приведенных показателей служит критерием включенности родителей в планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Эффективность сотрудничества обусловлена: положительной установкой сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью; совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей; свободой выбора участников деятельности; позицией администрации, способствующей реализации и самовыражению педагогов и родителей.

Анализ работы воспитателей с родителями показал, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и существенные недостатки: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцировано; воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы. Причины этого заключаются в недостаточном знании специфики семейного воспитания, умении анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей, недостаточном уровне коммуникативных умений воспитателей.

Задачи

Способы реализации

Срок

Ответственный

1

2

3

4

  I блок: работа с педагогами

1. Предложить воспитателям новые знания и

1. Творческая мастерская

Учебный

Ст. воспитатель

«Мудрый педагог» (План

год

техники общения с родителями

прилагается.)

2. Обучить

воспитателей

1. Тренинги.

Ноябрь—

 Ст. воспитатель, заведующий

2. Деловые игры

февраль

самооценке.

анализу работы с родителями

3. Научить

1.Семинар-практикум «Педагогическое проектирование».

Декабрь—

Ст. воспитатель

воспитателей

2. Деловая игра

январь

Заведующий ДОУ.

планировать

Ст. воспитатель Воспитатели

работу с

семьей

4. Определить уровень

1. Выявление трудностей у

Сентябрь—

Ст. воспитатель

профессиональной

воспитателей.

май

компетентности воспитателей в

2. Мониторинг деятельности педагогов.

работе с родителями

3. Оформление банка диагностических методик.

4. Оформление банка потребностей родителей

 

 

 ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «МУДРЫЙ ПЕДАГОГ»

Задачи

1.Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями.

2.Обучить воспитателей самооценке деятельности с родителями.

3.Определить новые направления в работе с родителями.

Руководитель: заместитель заведующего по УВР.

Участники: воспитатели, психолог.

№ п/п

Содержание деятельности

Форма проведения

Дата

Ответственный

1

2

3

4

5

1

Выявление компетентности воспитателя в работе с родителями

Семинар-практикум «Школа самооценки», тестирование

Октябрь

Ст. воспитатель

2

Обучение техникам общения с родителями

Тренинги

Ноябрь

Ст. воспитатель

3 '

Сотрудничество с родителями, выявление проблем

Педагогическое проектирование

Декабрь

Ст. воспитатель

4

Использование нетрадиционных форм работы с родителями

Деловая игра

Февраль

Ст. воспитатель

воспитатели

5

Взаимодействие ДОУ и семьи

Защита проектов

Март

воспитатели

6

Итоговое занятие:

Семинар- практикум

Апрель

Ст. воспитатель

— самооценка деятельности;

— мониторинг работы воспитателей с родителями;

— выявление проблем и постановка новых задач

 Для установления педагогами контактов с родителями важно дать им знания о роли семьи в воспитании, работе с родителями, показать ее специфику, обучить педагогов реализовывать эти знания на практике. Поэтому рекомендуем осуществлять методическую работу по следующим направлениям. В мотивационный блок включена работа, направленная на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

Когнитивный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Практический блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями, развитие культуры речи, наблюдательности, эмпатии, овладение нормами этики и этикета.

Каждый блок содержит разнообразные формы и методы активизации воспитателей; они взаимосвязаны.

Обучение взрослых считается эффективным при соблюдении ряда условий:

— если оно отвечает их текущим нуждам и более глубокой мотивации;

— если оно зависит от их прошлого и настоящего опыта;

— если участники активно вовлечены в процесс обучения и управляют им сами;

— если создана атмосфера взаимного уважения;

— если имеется возможность сразу применить полученные знания на практике и испытать при этом чувство успеха.

 

Искусство профессиональной компетентности сотрудничества с семьей

 

Направление и его задачи

Форма мероприятия и его тема

1. Когнитивный блок:

1. Лекция «Современная семья»

• формирование у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи

2. Лекция-беседа «Воспитательный потенциал семьи»

3. Лекция-беседа «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания»

4. Дискуссия «Семейное и общественное воспитание: единство и различия»

5. Лекция-беседа «Формы работы с семьей»

2. Мотивационный компонент:

1. Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

• формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьей;

2. Тестовый опрос воспитателей

• осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников;

3. Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко»

• формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями;

4. Практикум общения педагогов с родителями (5 занятий)

• развитие готовности каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

5. Дискуссия «Кодекс общения педагогов с родителями»

• развитие таких качеств личности, как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.

3. Практический блок:

2. Семинар-практикум «Методы исследования семейного воспитания»

• развитие у педагогов умения применения методов изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

3. Семинар-практикум «Особенности разработки и проведения анкетирования родителей»

• развитие умения прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути развития ребенка;

4. Семинар-практикум «Приглашение к общению»

• развитие умения преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;

5.Заседание круглого стола «Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство общения?»

• формирование навыков организации традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказания действенной помощи родителям;

6. Деловая игра «Родительское собрание»

• формирование коммуникативного умения и навыков (умения устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей)

7. Деловая игра «Педагогический брифинг»

 Второй блок – работа с родителями

Цель: пропаганда психолого-педагогических знаний среди выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы. Причины этого заключаются в недостаточном знании специфики семейного воспитания, неумении анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей, недостаточном уровне коммуникативных умений воспитателей.

Для устранения негативных тенденций используются разнообразные формы работы с педагогами.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовать его компетентность в вопросах воспитания и ценить личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

План мероприятий

Задачи

Способы реализации

Срок

Ответственный

1

2

3

4

II блок: работа с родителями

1. Организовать маркетинговую ирекламнуюдеятельностьДОУ

1. Подготовить письма всемьи, имеющие детей-дошкольников.

Сентябрь.

Руководитель

ДОУ.

2. Собрать информациюо неорганизованных детях.

Сентябрь.

Воспитатели.

3. Подготовить предложения о группах кратковременного пребывания детей.

Октябрь.

Заведующа.

4. Оформить «Паспорт ДОУ», фотоальбом, стенды и другую наглядную агитацию.

Октябрь— ноябрь.

Руководитель ДОУ, воспитатели.

5. Провести конкурс «Лучший родительский уголок»

Ноябрь

Воспитатели

2. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1. Провести анкетирование родителей.

Сентябрь-октябрь. Сентябрь

Воспитатели

2. Оформить родительские уголки.

3. Провести День открытых дверей

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом

1. Организовать работу клубов «Мамина школа», «Семейный очаг», «Молодая семья» (Планы прилагается.)

Учебный год.

родители.

Ст. воспитатель

2. Собрать библиотеку для родителей.

Апрель.

Ст. воспитатель,

воспитатели,

3. Оформить стенные газеты.

2—3 раза в год. 1 раз в квартал, 1 раз в полугодие. 2—3 раза в течение года по запросам

4. Провести родительские собрания (групповые и общие).

родители.

5. Провести консультации и практикумы по вопросам воспитания, обучения и сохранности здоровья детей

Воспитатели, родители.

Руководитель ДОУ.

 

ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «Мамина школа»

Задачи

1. Привлечь родителей к совместной деятельности.

2. Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию и обучению детей.

Участники: педагоги и родители.

  

№ п/п

Содержание деятельности

Форма проведения

Дата

Ответственный

1

2

3

4

5

1

Психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста:

Консультации. Практикум

Октябрь

Ст.Воспитатель

— кризисные периоды;

— решение педагогических ситуаций

2

«Нужны ли наказания?»:

Консультация.

Декабрь

Ст.Воспитатель

— причины непослушания и меры их предупреждения;

Ролевая игра

Ст.Воспитатель Воспитатели.

— дискуссия по теме;

— приемы поощрения и наказания

3

«Здоровый ребенок»: — закаливание в саду и дома;

Консультация.

Февраль

Медицинский работник.

— обучение родителей нетрадиционным методам закаливания;

Практикум

Воспитатели.

— обмен опытом

«Ребенок в саду, дома,

Консультация.

Апрель

Воспитатели.

на улице»:

Фрагмент занятия в видеозаписи.

Воспитатели.

— формирование основ ОБЖ;

Ролевая игра

— привитие основ ОБЖ в ДОУ;

— инсценировка ситуаций

5

Итоги работы за год,

Круглый стол,

Июнь

Ст.Воспитатель

выявление проблем, постановка задач на следующий год

анкетирование

 

АНКЕТА,ПРЕДЛОЖЕННАЯ УЧАСТНИКАМИ КЛУБА«Мамина школа»

В новом учебном году мы хотим более тесно сотрудничать с вами. Пожалуйста, помогите нам определить формы работы, которые наиболее вам интересны (подчеркните).

1. Родительские доски.

2. Папки-передвижки.

3. Консультации.

4. Беседы с родителями.

5. Посещение детей на дому.

6. Проведение Дней открытых дверей.

7. Собеседование с родителями.

8. «Гостевание».

9. Выпуск совместной газеты.

10. «Домашняя игротека».

11. Совместное празднование дня рождения ребенка.

12. Экскурсии и походы.

13. Совместное проведение праздников, например: «Папа, мама, я — дружная семья», «Папа, мама, я — читающая семья», «Конкурс знатоков педагогических секретов», «Праздник книг», «Мисс Сентябрина».

14. Родительские собрания в форме:

а) КВН;

б) викторин;

в) развлекательных программ;

г) «Посиделок»;

д) «Круглого стола»;

е) конференции;

ж) «За чашкой чая». Ваши предложения:

15. Практические семинары:

— «Закаливание детей дома»;

— «Мастерим вместе с детьми»;

— «Готовимся в школу» и другие темы, согласно вашим пожеланиям

16. Лекторий для родителей с привлечением специалистов.

17. Библиотечка для родителей.

18. Клуб «Мамина школа».

19. Ваши предложения (другие формы)

План работы дискуссионного клуба «Семейный очаг»

Цель: пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.

Задачи: — познакомить участников дискуссионного клуба с содержанием статей нормативно-законодательных актов;

— вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права и в доступной форме знакомить с ними своего ребенка.

Занятия в клубе «Семейный очаг» проводятся в форме встреч-диспутов, встреч-дискуссий, бесед у камина.

Месяц

Тема

Участники

Октябрь

«Конвенция о правах ребенка». Ознакомление работников ДОУ с основными положениями Конвенции

Ст.Воспитатель

Ноябрь

«Нормативно-законодательные акты Российской Федерации». Семейный кодекс РФ. Закон РФ «Об образовании». Закон РК «Об образовании». Закон РФ «О защите прав ребенка»

Ст.Воспитатель

Декабрь

«Соблюдение прав ребенка в ДОУ и семье». Тест «Моя семья». Межличностные отношения в семье

Ст.Воспитатель

Январь

«Родители и педагоги». Объединение усилий семьи и ДОУ по соблюдению прав ребенка. Упражнение на релаксацию «Дежурная буква»

Заведующий

Февраль

«Дети — наше будущее». проблема здоровья детей в ДОУ

Врач, медсестра

Март

«Защитим детей от...». Социальные меры для защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, отсутствия заботы, грубого обращения

Заведующий,

Апрель

«Талант и личность». Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в полном объеме

Ст.Воспитатель

 

Положение о клубе «Молодая семья»

1. Общие положения:

1.1. Клуб «Молодая семья» создан с целью установления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста.

1.2. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим Положением.

1.3. Участниками клуба являются родители детей раннего возраста, педагоги, старшая мед-

сестра,  а также врачи детской поликлиники.

1.4. Руководителем ДОУ издается приказ о создании клуба, закрепляющий за каждым специалистом ДОУ определенное направление работы.

1.5. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

1.6. Положение о клубе обсуждается на общем собрании родителей и утверждается приказом заведующего ДОУ.

2. Основные направления деятельности клуба

2.1. Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста.

2.2. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2.3. Повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста.

2.4. Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.

2.5. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

2.6. Профилактика и лечение заболеваний, оздоровление детского организма.

3. Организация деятельности клуба

3.1. Работа клуба «Молодая семья» осуществляется на базе ДОУ.

3.2. Клуб посещают родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей.

3.3. Состав родителей — участников клуба может меняться II зависимости от их потребно-с1 и в занятиях.

3.4. Планирование работы проводится но результатам опроса родителей (или законных представителей). План утверж-1лется на общем родительском

собрании.

3.5. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы и ее эффективность.

3.6. Формы организации рабо- клуба: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видеопросмотры материалов по организации жизни детей в ДОУ.

4. Права и обязанности участников клуба

4.1. Родители (или законные представители) имеют право на:

получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания,развития и адаптации ребенка в ДОУ; получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.

4.2. ДОУ имеет право:

на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.

4.3. ДОУ обязано: организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ, и с учетом интересов и потребностей родителей; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.

5. Документация

5.1. Клуб «Молодая семья» работает по утвержденному в начале года плану.

5.2. Заседание клуба оформляется протоколом. В книге протоколов фиксируются ход обсуждения вопросов, предложения. Оформляется решение заседания клуба.

5.3. Протоколы подписываются руководителем и секретарем клуба.

5.4. Нумерация протоколов ведется с начала учебного года.

План работы клуба «Молодая семья»

Цель: повышение педагогической культуры молодых родителей.

Задачи: преодолеть барьер не доверия к ДОУ; установить психологический контакт с семьей.

Темы

Форма проведения

Месяц

Ответственные

1

2

3

4

Адаптация ребенка в

Психологический тренинг

Октябрь

Заведующий, медсестра, Ст.Воспитатель

детском саду

Семейный кодекс

Консультация

Ноябрь,

Заведующий

РФ — документ, регулирующий правовые

август

вопросы семейных отношении на основе

действующей Конституции РФ и нового

гражданского законодательства

Значение режима дня в

-//-

Декабрь

Воспитатели

сохранении эмоционального благополучия

ребенка

Особенности организации питания детей раннего возраста в ДОУ и в семье

Практикум

Январь

Старшая медсестра

Капризы ребенка. Вредные привычки

Круглый

Февраль

Ст.Воспитатель

(кусается)

стол

Создание условий для развития сенсорных

Практикум

Март

Ст.Воспитатель

способностей детей

 

Третий блок – совместная деятельность детей и родителей

 

Задачи

Способы реализации

Срок

Ответственный

1

2

3

4

III блок: совместная деятельность детей и родителей

1. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса

1. Оформить«Домашнюю

Апрель.

Воспитатели.

игротеку».

По годовому плану.

Заведующий, воспитатели, родители, дети.

2. Организовать проведение

праздников:

— день рождения;

— спортивный;

— Масленица;

— календарные.

3. Организовать походы и

Март

Ст.Воспитатель

воспитатели, родители, дети.

экскурсии.

4. Провести ярмарку.

Октябрь

Заведующая воспитатели, родители, Ст.Воспитатель

5. Оформить совместные выставки:

— «Осень золотая»;

Март

— «Моя семья»;

Май

— «Мастерим вместе».

6. Провести круглый стол

Июль

«Семейное или общественное воспитание»

 

 

 

 

 

III. Аналитический этап (2011-2012 г.г.)

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:

1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:

— о педагогической деятельности в целом;

— о специфике работы с детьми дошкольного возраста;

— об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;

— о деятельности воспитателя;

— о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.

2. Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3. Степень проявления интереса к активному включению1 в планирование образовательного процесса.

4. Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;

5. Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

6. Свободой выбора участников деятельности;