Формы организации двигательной активности детей 3 – 4 лет.

Варлыгина Ирина Гаррисовна

Формы организации двигательной активности детей 3 – 4 лет.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Утренняя гимнастика в детском саду – разновидность физкультурно – оздоровительных  мероприятий в режиме дня, проводимых ежедневно до завтрака во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. Её особое место в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию. А огромная психологическая роль утренней гимнастики заключается в воспитании у ребёнка привычки начинать день с физических упражнений. В нашем детском саду утренняя гимнастика проходит ежедневно в музыкальном зале под бодрую музыку или бубен.

Содержание утренней гимнастики составляют ходьба разными способами (на носочках, на пятках с высоким подниманием коленей и т. д.) и с разными заданиями (со сменой направления, парами). Ходьба чередуется с бегом в спокойном темпе, примерная продолжительность его – 45 сек. Затем дети становятся в круг или располагаются свободно для выполнения общеразвивающих упражнений.

Во второй младшей группе упражнения выполняются в течение  5 -6 мин, в основном всеми детьми одновременно. Воспитанники, которые уже не первый год посещают детский сад, включаются в утреннюю гимнастику сразу. Они достаточно самостоятельны. Но в этой группе, как правило, имеются и новички. Если кто из них на первых порах недостаточно активен, настаивать не следует, надо исподволь заинтересовать таких детей, постепенно привлекая их к совместной двигательной деятельности. Спустя 1,5 -2 мес. все дети четвёртого года жизни без исключения должны заниматься утренней гимнастикой. В первом полугодии рекомендуем включать упражнения, разученные детьми в предыдущей группе. Также мы включаем в первом полугодии, в младшей группе и средней, логоритмические упражнения ( т.е. упражнения со словами), которые детям очень интересны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_deyatelnost.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации двигательной активности детей 3 – 4 лет.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Утренняя гимнастика в детском саду – разновидность физкультурно – оздоровительных  мероприятий в режиме дня, проводимых ежедневно до завтрака во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. Её особое место в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию. А огромная психологическая роль утренней гимнастики заключается в воспитании у ребёнка привычки начинать день с физических упражнений. В нашем детском саду утренняя гимнастика проходит ежедневно в музыкальном зале под бодрую музыку или бубен.

Содержание утренней гимнастики составляют ходьба разными способами (на носочках, на пятках с высоким подниманием коленей и т. д.) и с разными заданиями (со сменой направления, парами). Ходьба чередуется с бегом в спокойном темпе, примерная продолжительность его – 45 сек. Затем дети становятся в круг или располагаются свободно для выполнения общеразвивающих упражнений.

Во второй младшей группе упражнения выполняются в течение  5 -6 мин, в основном всеми детьми одновременно. Воспитанники, которые уже не первый год посещают детский сад, включаются в утреннюю гимнастику сразу. Они достаточно самостоятельны. Но в этой группе, как правило, имеются и новички. Если кто из них на первых порах недостаточно активен, настаивать не следует, надо исподволь заинтересовать таких детей, постепенно привлекая их к совместной двигательной деятельности. Спустя 1,5 -2 мес. все дети четвёртого года жизни без исключения должны заниматься утренней гимнастикой. В первом полугодии рекомендуем включать упражнения, разученные детьми в предыдущей группе. Также мы включаем в первом полугодии, в младшей группе и средней, логоритмические упражнения ( т.е. упражнения со словами), которые детям очень интересны.

За упражнениями для рук, ног, туловища следуют лёгкий бег на месте и с продвижением вперёд или прыжки на месте (не менее чем 2 раза по 10 – 15 подскоков с небольшим отдыхом между повторениями). Прыжки можно заменить несложной, хорошо знакомой детям подвижной игрой. Ребёнок четвёртого года жизни не сосредотачивается на качестве движения. Постоянно напоминая детям о том, как они должны выполнить движение, педагог ещё не требует от всех воспитанников полной чёткости. Лишь постепенно он добивается качественного выполнения.

Педагог должен помнить о том, что утренняя гимнастика способствует организованному началу дня в детском саду, чёткому выполнению режима, помогает воспитанию умения действовать сообща, приучает дошкольников к организованности и дисциплине. 

Подвижные игры и физические упражнения организуются на прогулке ежедневно. Однако их длительность и количество не постоянно. Оно зависит от подготовленности детей, сезона года и состояния погоды. Так, в начале года мы подбираем более простые, знакомые детям игры и упражнения. Можно на одной прогулке  проводить и по 2 – 3 подвижные игры, разные по характеру движений. Во второй младшей группе уже возможны игры, где малыши действуют не только подгруппой, но и всей группой. Дошкольники этого возраста проявляют большой интерес к играм, в которых есть ответственная  роль (ловишки и др.). Многие дети, особенно к концу года, хорошо справляются с такой ролью. Но всё же воспитатель  ещё часто берёт на себя роль водящего. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы  дети постепенно приучались сами организовывать игры. При подборе игр и упражнений надо учитывать содержание предшествовавших  прогулке занятий. Например, после непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений, лепке, рисованию следует проводить игры, предусматривающие наибольшую двигательную активность детей. В дни физкультурных занятий игры должны быть более спокойные. Физические упражнения, которые могут быть включены в содержание подвижной игры, чаще всего предшествуют ей. Например, сначала организуется игровое упражнение «с кочки на кочку» (прыжки на двух ногах из кружка в кружок), затем проводится игра «Найди свой домик» (кружки, начерченные для прыжков, могут служить детям домиками). Если малыши ранее не встречались с персонажами предстоящей игры, детей следует познакомить с ними заранее, лучше в свободное от занятий время. Можно, например, на участке понаблюдать, как прыгают воробушки, рассмотреть картину, на которой изображена наседка и цыплята. Лучше предложить  тут же детям проделать движения, характерные для этих персонажей, чтобы при объяснении игры не тратить времени на их усвоение. В процессе руководства подвижными играми воспитатель создаёт возможность для активных действий всех детей, вызывая у них радостное настроение. Этому способствуют чёткие, выразительные, эмоциональные объяснения воспитателя, его заинтересованность игрой. Мы стремимся к тому, чтобы действия детей были организованными, соответствовали правилам игры. При неблагоприятных погодных условиях надо проводить игры с простыми движениями (ходьбой, бегом). При любых условиях во второй младшей группе ежедневно должна проводиться одна подвижная игра на прогулке с участием всех детей, кроме того, игры и игровые упражнения в разное время дня с наибольшим количеством участников. Содержание самостоятельной двигательной деятельности ребёнка на четвёртом году жизни обогащается благодаря тому, что ему становятся доступными простейшие виды спортивных упражнений. Это особенно важно для поддержания активности во время прогулки. Спортивные  упражнения проводим индивидуально с каждым ребёнком или с очень небольшой подгруппой. Малыши ещё недостаточно самостоятельны и не имеют необходимых навыков спортивных движений, чтобы обойтись без помощи взрослого. Мы по очереди привлекаем детей к катанию с горки на льдинках, скольжению на ногах, ходьбе на мини - лыжах, к играм со снегом, подбадриваем и помогаем им, подсказывая наиболее удобные способы движений. В тёплое время года во время прогулок дети очень любят кататься на трёхколёсном велосипеде, разных машинках. Взрослые следят за тем, чтобы всем этим дети пользовались по очереди. В самостоятельной детской деятельности надо поощрять применение дошкольниками двигательных умений, полученных в непосредственно образовательной деятельности. Необходимо способствовать организации игр с мячом, обручем, а также игры в кегли. Надо создавать условия для проведения этих игр и оказывать помощь в их организации. Зимой дети катают санки, перевозят снег, кукол друг друга. С невысокой горки они катаются на санках с помощью воспитателя и самостоятельно. Мы постоянно наблюдаем за самостоятельной двигательной деятельностью детей, направляем интересы воспитанников  так, чтобы игры с повышенной интенсивностью движений чередовались с более спокойными.

Занятия по физической культуре во второй младшей группе ведутся преимущественно со всеми воспитанниками одновременно. На данном возрастном этапе остаётся задача активизации двигательной деятельности путём многократного повторения упражнений и игр, направленных на развитие основных видов движений. Построение занятий не заключает в себе ничего нового по сравнению с первой младшей группой. Также стремимся разнообразить содержание вводной части, делая её интересной и эмоциональной. Несколько увеличивается количество до  (4 – 5) общеразвивающих упражнений  и их повторениЙ (5 – 6) в основной части. Ещё более необходимой становится забота воспитателя о преимущественной фронтальной организации детей для упражнений в основных движениях и подвижных играх. Большое место на занятиях занимает поддержка и помощь воспитателя. Наряду с организацией коллективных игр и упражнений на занятиях мы уделяем серьёзное внимание индивидуальной работе с детьми. В процессе занятий необходимо обеспечить всем детям достаточную двигательную активность. Этому способствует целенаправленный подбор пособий и такая организация условий, при которых ребёнку не приходится долго ожидать очереди на выполнение упражнений. Важно, чтобы в играх дети  подольше бегали, чтобы вся группа дружно принимала участие в расстановке и уборке пособий. Соблюдение данных требований позволяет повысить моторную плотность занятия, которая в среднем должна составлять 60 – 80 % отведённого на него времени. 

Новое в физическом воспитании детей четвёртого года жизни – проведение третьего занятия по физической культуре в течение круглого года на открытом воздухе. Оно планируется на то время, которое отведено для физических упражнений и подвижных игр на прогулке. Задачи такого занятия – повторить и совершенствовать движения в естественных условиях, упражнять детей с основных движениях, для наиболее эффективного выполнения которых необходим достаточный простор, а также разучивать предусмотренные программой упражнения. Воспитателю важно позаниматься  с каждым ребёнком, поэтому целесообразно распределить воспитанников на подгруппы.  Пока одни дети будут заниматься с воспитателем, другие самостоятельно играют. Весной и осенью при не очень благоприятной погоде содержание занятий насыщается игровыми упражнениями и подвижными играми. В зимнее время года физкультурные занятия на прогулке состоят преимущественно из простых спортивных упражнений – скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, катание с горки, ходьбы на лыжах.  Начиная со второй младшей группы, как одна из форм активного отдыха вводится день здоровья (1 раз в квартал). Содержание Дня здоровья составляют разнообразные игры, развлечения, прогулки за пределы участка, посещения физкультурных праздников и наблюдения за соревнованиями детей старших групп. Таким образом, методические приёмы, применяемые в различных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать ребёнка физически, укреплять здоровье, корректировать психическое развитие и поведение.