Консультация "Как сохранить психологическое благополучие ребёнка в семье"

Варлыгина Ирина Гаррисовна

Консультация для родителей

«Как сохранить психологическое благополучие ребёнка в семье»          

 

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и здоров. Здоровье - это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно - психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.  Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

Дисгармония в сфере детско-родительских отношений выражается в следующем.
- Эмоционально отверженный ребенок обычно страдает от навязывания родителями типа поведения с их представлением о «хороших детях».
Ребенка окружают равнодушие, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток теплоты, ласки. При этом он приобретает хаотические знания, скудный речевой запас, у него нет духовных запросов, такой ребенок не умеет сдерживать свои чувства, часто устраивает шумные скандалы, проявляет недовольство, участвует в драках.
- Излишнее внимание родителей к здоровью ребенка, его успехам может также негативно сказываться на его психоэмоциональной сфере. Часто родители присваивают ребенку роль кумира, центра семьи, и после такой переоценки ему трудно общаться со сверстниками.
- Бывает наоборот: отношение родителей к ребенку чрезмерно суровое, он подвергается незаслуженным оскорблениям. Его заставляют делать множество домашней работы, и у него не остается времени, чтобы поиграть со сверстниками и посмотреть книгу. Дети в таких семьях вырастают робкими, нерешительными, забитыми, часто горят ненавистью к своим воспитателям.

Что может сделать родитель:

·        Попытаться непосредственно повлиять на ребёнка.

·        Повлиять на самого себя.

·        Попытаться повлиять на обстоятельства.

 Существуют две формы сообщения в общении с ребёнком: Я - сообщение и Ты – сообщение.

                            Ты – сообщение

Родитель устал. – Ты меня утомил. -  Реакция ребёнка: «Я плохой».

                             Я – сообщение

Родитель устал. – Я очень устал. – Реакция ребёнка: «Папа устал».

Суть Я – сообщения – не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребёнок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты – сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т.п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

         Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

1.     Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

2.     Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3.     Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4.     Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?»,  «Как твои успехи?» и т.п.

5.     Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

6.     Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

7.     Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как сохранить психологическое благополучие ребёнка в семье»           

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и здоров. Здоровье - это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно - психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.  Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

Дисгармония в сфере детско-родительских отношений выражается в следующем.
- Эмоционально отверженный ребенок обычно страдает от навязывания родителями типа поведения с их представлением о «хороших детях».
Ребенка окружают равнодушие, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток теплоты, ласки. При этом он приобретает хаотические знания, скудный речевой запас, у него нет духовных запросов, такой ребенок не умеет сдерживать свои чувства, часто устраивает шумные скандалы, проявляет недовольство, участвует в драках.
- Излишнее внимание родителей к здоровью ребенка, его успехам может также негативно сказываться на его психоэмоциональной сфере. Часто родители присваивают ребенку роль кумира, центра семьи, и после такой переоценки ему трудно общаться со сверстниками.
- Бывает наоборот: отношение родителей к ребенку чрезмерно суровое, он подвергается незаслуженным оскорблениям. Его заставляют делать множество домашней работы, и у него не остается времени, чтобы поиграть со сверстниками и посмотреть книгу. Дети в таких семьях вырастают робкими, нерешительными, забитыми, часто горят ненавистью к своим воспитателям.

Что может сделать родитель:

  • Попытаться непосредственно повлиять на ребёнка.
  • Повлиять на самого себя.
  • Попытаться повлиять на обстоятельства.

 Существуют две формы сообщения в общении с ребёнком: Я - сообщение и Ты – сообщение.

                            Ты – сообщение

Родитель устал. – Ты меня утомил. -  Реакция ребёнка: «Я плохой».

                             Я – сообщение

Родитель устал. – Я очень устал. – Реакция ребёнка: «Папа устал».

Суть Я – сообщения – не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребёнок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты – сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т.п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

         Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

  1. Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
  2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
  3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
  4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?»,  «Как твои успехи?» и т.п.
  5. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
  6. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
  7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.