Внеклассные мероприятия по химии

Полева Надежда Александровна

Внеклассное мероприятие для 8-классников "Посвящение в химики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posvyashchenie_v_khimiki_dr.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРНИР

 «Посвящение в химики»

ЦЕЛИ:

1. Научить учащихся использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.

2. Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

3. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощи в условиях работы в командах.

4. Развивать аналитические способности учащихся.

5. Способствовать развитию стойкого позитивного интереса к химии.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию 8-классников нашей школы и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?». Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок, отгадать многие из них еще не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Эта страна полна чудес. Вот некоторые из них (занимательные опыты: вулкан, превращение воды в молоко и молока в воду, волшебный кувшин, химическая тайнопись, получение золота).

Сегодня звание химика будет присвоено самым достойным 8-классникам.

Только для этого вам нужно пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки и блеск ума? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана? Два моих ассистента будут непредвзятыми судьями и будут справедливо оценивать команды. Итак, начнем!

I тур – представление команд

Команда «Гранит»

Девиз: «Нам не представляет муки грызть гранит любой науки! В химии нам равных нет – это знает целый свет!»

Команда «Алмаз»

Девиз: «Нет в природе тверже нас, потому что мы – «Алмаз»! Попотеть придется вам, мы для вас не по зубам!».            

С командами мы познакомились, однако гражданами великой химической страны могут стать те, кто знает ее законы, ее коренных жителей, их обычаи и традиции. Об одном из жителей расскажу я.

Этот элемент - один из красивейших металлов. Его имя Аврора (Aurum) – «утренняя звезда». Это был первый металл, который человек научился обрабатывать. Самые древние вещи из него изготовлены в Египте примерно 8 тысяч лет назад.

Но не один другой металл не играл столь зловещей роли в многовековой истории человечества. За право владения им велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы, совершались тяжкие преступления. Что же это за кровожадный металл? Да обыкновенное золото. Чистое золото – очень мягкий и пластичный металл. Кусочек его величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной более 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленый лист площадью 50 м2.

Одно из самых важных свойств золота – исключительная химическая стойкость. На него не действуют не кислоты, не щелочи. Лишь грозная «царская водка» (смесь соляной и азотной кислот) способна растворить золото.

Золото используется как валюта, денежный эквивалент труда. Высшие награды государств сделаны из золота. С конца 20-го века золото применяют в электронной радиотехнике, в производстве компьютеров. Золото идет на «запасные части» для человека – зубные протезы, электроды в кардиостимуляторах. Без золота не действует ни одна АЭС.

II тур – «Маска, я вас знаю!»

А сейчас вы должны угадать имена двух коренных жителей химической страны, спрятавшихся под масками. (Выходят ребята в масках из фольги и по очереди представляют себя).

Маска 1

Я не менее красива, чем золото. Я в чистом виде светло-розового цвета с красноватым отливом. По электропроводности стою на втором месте после серебра.

Мой род очень древний, ему примерно семь тысяч лет. Пять тысяч лет назад была сложена 147-метровая пирамида Хеопса, каменные глыбы которой были обтесаны с помощью моих инструментов. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу.  Из моего сплава с цинком – латуни – в древней Александрии люди чеканили фальшивые золотые деньги.

Из-за меня кровь некоторых маллюсков – устриц и осьминогов – имеет синий цвет. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие.

Я очень музыкальна. Из меня делают струны и колокола.

Залежами моих руд был богат остров Кипр, отсюда произошло мое латинское имя.

Кто я?  

Маска 2

В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Мое имя в переводе с шумерского языка означает «капнувший с неба, небесный». Мой самый крупный метеорит «Гоба» весом 60 тонн был найден в Юго-Западной Африке в 1920 году. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Из моих сплавов делают оружие, инструменты, посуду. Я – фундамент цивилизации.

Без меня не было бы жизни на Земле. Красный цвет крови человека и животных и зеленый цвет листьев растений зависят от меня. Я серебристо-белый, блестящий, но от соприкосновения с кислородом становлюсь рыжим.

Мой покровитель – бог войны.

Кто я?

(Задания III-V туров проектируются на экран)

III тур – головоломка «Химический элементарий»

В этой головоломке вам предстоит найти название 7 элементов. Слова не пересекаются, но могут изменять направление под углом 90 градусов в любую сторону. Пользуйтесь координатами первой буквы слова и подсказками.

– химический элемент – металл, который алхимики считали металлом Солнца (6 букв).

– химический элемент – металл, который используется в производстве зеркал (7 букв).

– химический элемент – металл, который много веков алхимики считали главной составной частью металлов (5 букв).

 – химический элемент, составляющий основу органических веществ (7 букв).

– химический элемент – металл – основа стойкого солдатика из сказки Андерсена (5 букв).

 – химический элемент – «крылатый металл» (8 букв).

 – химический элемент, образующий самый распространенный в атмосфере газ (4 буквы).

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

З

О

Т

С

Е

Б

Р

2

О

Л

О

Р

Р

Е

О

3

У

Г

У

Т

Л

О

В

4

Е

Л

Т

Ь

О

А

О

5

Р

А

З

Й

И

Л

Ю

6

О

Д

О

Т

Н

И

М

 

IV тур – «Веселые перевертыши»

Нужно разгадать слова – анаграммы – названия химических элементов, в которых порядок букв переставлен.

СИЛИКОДОР – самый распространенный в земной коре химический элемент.

ДОВОРДО – этот элемент самый распространенный во Вселенной.

МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней.

V тур – «Найди ошибку»

Нужно вычеркнуть в карточке название неверно приведенных простых или сложных веществ.

Простые вещества                                      Сложные вещества

1. Хром, медь, вода.                             1. Алюминий, сера, хлорид натрия.

2. Оксид цинка, цинк, иод.                  2. Хлороводород, фтор, кислород

3. Железо, сероводород, золото.         3. Сульфид цинка, вода, оксид цинка.

4. Углекислый газ, водород,                4. Хлорид магния, медь, сероводород.

хлорид меди.

5. Серная кислота, железо,                  5. Железо, сероуглерод, вода.

сульфид железа.

VI тур – «Химическая перестрелка»

У меня в руках конверты с заданиями. Я приглашаю капитанов команд подойти ко мне и взять по одному конверту. Капитан первой команды по моему сигналу вскрывает конверт и зачитывает вопросы второй команде, которая должна отвечать сразу, без подготовки. А потом – наоборот.

1 конверт

1. Самая маленькая частица вещества - … (атом).

2. Вещества, образованные атомами одного химического элемента, называются … (простыми).

3. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов - … (химическая формула).

4. Русское название элемента «Гидраргирум» - … (ртуть).

5. Химическая формула воды - … (H2O).

6. Какой закон был установлен сначала русским ученым Ломоносовым, а позже – французом Лавуазье? (закон сохранения массы веществ).

7. Валентность кислорода в химических соединениях равна … (двум).

8. Атомная масса водорода равна … (1).

9. Латинское название меди -… (купрум).

10. Каким методом можно разделить железные опилки и древесные? (намагничиванием, магнитом).

2 конверт

1. То, из чего состоят физические тела - … (вещества).

2. Частицы, которые можно разделить химическим путем на атомы - … (молекулы).

3. Явление, при котором изменяется агрегатное состояние вещества, называется … (физическим).

4. Определенный вид атомов – это … (химический элемент).

5. Число атомов данного элемента в химической формуле определяют по … (индексу).

6. Как произносится химический знак серебра? (аргентум).

7. Валентность водорода в химических соединениях равна … (одному).

8. Атомная масса кислорода - …(16).

9. Каким методом можно отделить соль от воды? (выпариванием).

10. Вещества, образованные атомами разных химических элементов, называются … (сложными).

(Задания VII – XI туров проектируются на экран).

VII тур – «Крестики - нолики»

1) Выигрышный вариант – вычеркнуть формулы оксидов, которые составлены по валентности неправильно.

                  I

 Cu2O

                V

P2O5

                IV

SiO4

                  II

ZnO

 I      II

NaO

                 VI

SO3

               IV

Mn2O4

               VII

Cl2O7

              II

MgO

2) Выигрышный вариант – вычеркнуть формулы оксидов, в которых неправильно определена валентность.

  I      II

Ag2O

              II       III

Fe2O3

               VII     II

Mn2O7

                V     II

N2O5

               VI     II

S O2

                II      II

BaO

 II      II

CuO

IV    II

K2O

                III     II

Al2O3

VIII тур – «Наглая ложь»

Да, это тот самый конкурс, в котором говорят правду вместе с ложью. Ложные утверждения нужно найти и поправить.

1. В начале 19 –го века французский химик Жозеф Луи Пруст исследовал состав различных веществ и открыл закон непостоянства состава химических соединений. Согласно закону, в разных местах земного шара молекулы воды имеют разный состав: в одних – 2 атома водорода и 1 атом кислорода, а в других – наоборот. А если воду получают в лаборатории, то ее молекулы могут содержать еще и атомы углерода.

2. В середине 18-го века великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, нагревая в открытой реторте различные металлы, обнаружил, что масса металлов становится больше. В это же время английский химик Роберт Бойль прокаливал металлы в запаянных ретортах. Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной, но новые атомы откуда-то все-таки появляются, а иногда куда-то исчезают.

IX тур – «Путаница»

В предложениях слова перепутались. Им нужно вернуть первоначальный вид, а для этого расставить слова в нужном порядке.

1. Такие, из, называются, в результате, другие, веществ, явления, которых, одних, химическими, образуются.

2. Промежутки, от, зависят, температуры, которых, состояния, между, вещества, агрегатного, и, молекулами, имеются, размеры.

X тур – «Химический марафон»

Члены команды должны поочередно выходить к доске и по карточкам вычислять молекулярные массы веществ.

                Mr (CO2) =                                                Mr (SO3) =

                Mr (Fe2O3) =                                              Mr (Al2O3) =

                Mr (KOH) =                                               Mr (NaOH) =

                Mr (Na2SO4) =                                           Mr (K2CO3) =

                Mr (Al2S3) =                                               Mr (Mg3P2) =

XI тур – «Закодированное слово»

Вы должны прочитать закодированное слово, разгадав секретный код.

Уравнение реакции

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция замещения

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Ф

И

П

2Na + S = Na2S

О

Т

Р

CaCO3 = CaO + CO2

Ч

Б

Г

N2 + 3H2 = 2NH3

Е

Ц

Ш

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

М

Д

З

Mg + CuCl2 = MgCl2 + Cu

В

Ю

А

XII тур – «Веселый аттракцион»

В каждом пакете подарок и карточка с вопросом. Я буду приглашать по одному представителю от команды, он с завязанными глазами должен срезать пакет, снять повязку и зачитать вслух вопрос. Если ответит, то получит подарок, не ответит – получит тот, кто даст правильный ответ из команды.

1. О каком газе эта загадка?

Я – газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный,

Соединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду  (водород).

2. О каком явлении - физическом или химическом - идет речь?

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури… (физическом).

3. О каком явлении - физическом или химическом - идет речь?

Мой костер в тумане светит,

Искры гаснут на лету…(химическом).

4. О каком металле идет речь?

Прославлен всеми письменами

Металл, испытанный огнем.

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил с мечтой о нем (золото).

5. О каком элементе идет речь?

Я - светоносный элемент

И спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой (фосфор).

6. О каком элементе идет речь?

Из меня состоит все живое.

Я – графит, антрацит и алмаз,

Я – на улице, в школе и в поле,

Я – в деревьях и в каждом из вас (углерод).

7. О каком веществе идет речь?

Я – отличный растворитель,

Жажды лучший утолитель,

А разрушите, так сразу

Два получите вы газа (вода).

8. О каком металле идет речь?

Я – металл серебристый и легкий

И зовусь «самолетный металл»,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (алюминий).

А сейчас я попрошу наших судей огласить результаты.

Вы доказали нам, что действительно достойны носить почетное звание граждан химической страны.

Приготовьтесь к произнесению клятвы химиков!

Клятва химиков

Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит химической науки.

Клянемся!

Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности в кабинете химии.

Клянемся!

Клянемся во время контрольной работы и при ответах у доски пользоваться шпаргалками только собственного изготовления.

Клянемся!

Клянемся помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон – Дмитрий Иванович Менделеев.

Клянемся!

Я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Мне будет приятно встречаться с вами впредь на уроках химии. А сейчас – до свидания!