эссе

Ляпунова Ирина Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования.  Я - дефектолог. Моя деятельность связана с обучением и воспитанием детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Целью моей работы является развитие ребенка, что включает в себя, помимо компенсации отклонений в познавательном развитии, коррекции сенсорной, эмоционально-волевой и других сфер, и духовно-нравственное воспитание. Занимаюсь решением этих задач не только на коррекционных занятиях, но и на занятиях объединения «Акварелька». Дети с ОВЗ занимаются в объединении вместе с обычно развивающимися сверстниками. Считаю, что в таком сотрудничестве достигается основная цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в динамичном обществе, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни. В творческом процессе происходит и духовно-нравственное воспитание ребенка. Изобразительное искусство имеет большие возможности в развитии нравственных представлений детей и их духовного мира. Ребенок в изобразительном творчестве может четко выразить то, что ему нравится, а что нет. В.А. Сухомлинский писал: «Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». Задачи, стоящие передо мной как педагогом дополнительного образования - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа, воспитывать учащихся в духе гражданственности, развивать творческие возможности каждого ученика. Программой предусмотрено ознакомление с произведениями известных художников различных жанров, творческие работы - имитации хохломской, городецкой, гжельской росписи. Обучающиеся учатся понимать содержание картин, средства их художественной выразительности. У них воспитывается бережное отношение к памятникам старины, произведениям народного творчества. В беседах на примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. При беседе о картинах бытового или портретного жанра формируются представления о большой и крепкой семье. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве закрепляются практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал. По мере накопления зрительского опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Творчество входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство сострадания и сопереживания, подчеркивает красоту окружающего мира. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Поделки, сделанные руками детей, все больше входят в семейный быт как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции. В процессе совместной деятельности происходит развитие внутреннего, духовного мира ребенка, а я оказываю ему помощь в прочувствовании первоначального контекста ценностей отечественной культуры. Участие в разнообразных конкурсах позволяет детям ощутить радость труда и чувство гордости. Участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и свои творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. При выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, радоваться за товарища и помогать ему. Традицией стало участие детей в конкурсах различного уровня: - выставки новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка»; -районная выставка декоративно-прикладного творчества; -«Скажи терроризму – нет» - конкурс творческих работ; -«Символы Великой России» – районный конкурс детского и юношеского творчества; -«Война глазами детей» - конкурс творческих работ и другие мероприятия. На занятиях стараюсь, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно, не боялись высказывать свои мысли, к обучающимся отношусь уважительно, нахожу личностный подход. Использую любые ситуации, моменты занятия для воспитания нравственных качеств и эстетических чувств. Учу детей жить в гармонии и согласии с самим собой, с другими людьми, со всем окружающим миром, быть терпимыми и добрыми к людям, стараюсь воспитать у своих детей интерес к познанию, любовь к труду, уважение к чужому труду. Посещая творческое объединение во внеурочное время, учащиеся с проблемами здоровья хорошо адаптируются в среде сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования

Я - дефектолог.  Моя деятельность связана с обучением и воспитанием детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Целью моей работы является развитие ребенка, что включает в себя, помимо компенсации отклонений в познавательном развитии, коррекции сенсорной, эмоционально-волевой и других сфер,  и духовно-нравственное воспитание.   Занимаюсь решением этих задач не только на коррекционных занятиях, но и на занятиях объединения «Акварелька».   Дети с ОВЗ занимаются в объединении вместе с обычно развивающимися сверстниками. Считаю, что в таком сотрудничестве достигается основная цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в динамичном обществе, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни. В творческом процессе происходит и духовно-нравственное воспитание ребенка.

Изобразительное искусство имеет большие возможности в развитии нравственных представлений детей и их духовного мира. Ребенок в изобразительном творчестве может четко выразить то, что ему нравится, а что нет. В.А. Сухомлинский писал: «Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

 Задачи, стоящие передо мной  как педагогом дополнительного образования - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа, воспитывать учащихся в духе гражданственности, развивать творческие возможности каждого ученика.

Программой предусмотрено ознакомление с произведениями известных художников различных жанров, творческие работы - имитации хохломской, городецкой, гжельской росписи.  Обучающиеся учатся понимать содержание картин, средства их художественной выразительности. У них воспитывается бережное отношение к памятникам старины, произведениям народного творчества.  В беседах на примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. При беседе о картинах бытового или портретного жанра  формируются представления о большой и крепкой семье.  Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве закрепляются практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал.

По мере накопления зрительского опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. У детей вырабатывается потребность собираться вместе. Творчество входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство сострадания и сопереживания, подчеркивает красоту окружающего мира.

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Поделки, сделанные руками детей, все больше входят в семейный быт как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции. В процессе совместной деятельности происходит развитие внутреннего, духовного мира ребенка, а я оказываю ему помощь в прочувствовании первоначального контекста ценностей отечественной культуры.

Участие в разнообразных конкурсах позволяет детям ощутить радость труда и чувство гордости.  Участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и свои творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. При выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, радоваться за товарища и помогать ему.

Традицией стало участие детей в конкурсах различного уровня:

- выставки новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка»;                     -районная выставка декоративно-прикладного творчества;                                                                                                                                   -«Скажи терроризму – нет» - конкурс творческих работ;                                                  -«Символы Великой России» – районный конкурс детского и юношеского творчества;                                                                                                                               -«Война глазами детей» - конкурс творческих работ                                                                                                                                                                            и другие мероприятия.

  На занятиях стараюсь, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно, не боялись высказывать свои мысли, к обучающимся отношусь уважительно, нахожу личностный подход. Использую любые ситуации, моменты занятия для воспитания нравственных качеств и эстетических чувств. Учу детей жить в гармонии и согласии с самим собой, с другими людьми, со всем окружающим миром, быть терпимыми и добрыми к людям, стараюсь воспитать у своих детей интерес к познанию, любовь к труду, уважение к чужому труду.

Посещая творческое объединение во внеурочное время, учащиеся с проблемами здоровья хорошо адаптируются в среде сверстников.