Предпрофильная и профильная работа с учащимися

 

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются профессиональная информация, профессиональное воспитание и профессиональная консультация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Кроме этого необходимо определить свои способности, выявить притязания (предпочтения).

Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них, выяснить ситуацию на рынке труда, востребованности тех или иных профессий. И только затем выстроить свой личный профессиональный план.

Забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются профессиональная информация, профессиональное воспитание и профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

В школе сложилась правильная традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составную часть учебно-воспитательного процесса, которую порой невозможно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания. Практически все исследователи говорят о необходимости возрастного подхода в организации профориентационной работы.

В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними. Кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе, именно классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».

В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи:

  1. оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду;
  2. участвует в организации их общественно - полезного и производительного труда;
  3. организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону;
  4. изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
  5. организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;
  6. устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.);
  7. проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.

В нашей школе проводится большая работа по информированию учащихся о путях получения дальнейшего образования, об учебных заведениях на территории области, о востребованных профессиях и профессиях, которые не пользуются спросом у работодателей.

В частности, являясь классным руководителем 9 класса, мною проводится различная работа по профориентации учащихся. Уже, начиная с восьмого класса, проводились беседы и классные часы на такие темы, как: «Дорога, которую мы выбираем», «Профессии сегодняшнего дня», «Что значит правильно выбрать профессию?», «Уровень образования и выбор профессии», «Ошибки при выборе профессии». Учащиеся моего класса принимали самое активное участие в Декадах предпрофильной подготовки «Мир профессий». Проходили встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.

В прошедшем учебном году был объявлен конкурс электронных презентаций «Профессии моих родителей», который проводился рамках Самарского областного профориентационного марафона. Наша школа представляла несколько работ. Около 100 работ учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ области были допущены к областному этапу конкурса. В итоге в финал прошли 17 работ школьников, из которых в ходе электронного голосования необходимо было выбрать тройку победителей. Открытое голосование проходило на сайте «Открытый урок». От Отрадненского образовательного округа в финале участвовала работа учащихся нашего класса «Все работы хороши – выбирай любую», которую представляли Чернова Алина и Меньших Максим. По итогам открытого голосования в областном конкурсе презентация ребят заняла III место.

Особое место в работе классного руководителя отводится психолого-педагогическим консультациям для родителей, работе по профориентационной тематике.

На данный учебный год запланировано проведение родительских собраний по следующей тематике: «Склонности и интересы подростков выборе профессии», «Как выбрать профиль обучения». 

Помимо этого классный руководитель, являясь и учителем – предметником, уточняет образовательный запрос учащихся в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям; помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио.

Актуальность профориентационной деятельности школы, и в частности классного руководителя очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься в будущем повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Очевидно, что если профессиональная перспектива реальна и привлекательна для учащегося, то это обережет многих подростков от необдуманных  шагов и «соблазнов».

Зрелый профессиональный выбор школьника, соответствующий индивидуальным способностям и потребностям, возможностям и уровню его практической подготовки, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы, адекватно оценивает возможность их реализации через сделанный выбор.



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол №1 от 31.08.11 г.  

Руководитель ШМО

__________/ Горячкина И.А./          

Согласовано.

Заместитель директора по УВР   

____________/Сабинская Т.А./                    

 «     »  __________2011г

Утверждаю.

Директор МОУ Кинель – Черкасской

СОШ №2 «ОЦ» 

____________________/Иванова О.Е./

«     »________2011г

Календарно – тематическое планирование

элективного курса «Бытовая химическая грамотность»

Классы: 10-е.

Учитель: Горячкина И.А.

Количество часов на 2011/2012 учебный год -34.

Количество часов в неделю - 1.

Пояснительная записка

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования  полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незнание  и ошибки в вопросах правильного их применения  могут приводить к различным негативным последствиям  и тем доставляют нам неприятности.

Данный элективный курс важен потому, что он охватывает практическое назначение химических веществ в повседневной жизни. Вопрос элементарной «химической» подготовленности людей очень важен в современном мире, т.к. в повседневной жизни каждый из нас везде и всюду контактирует с веществами. Это и лекарства, и косметические и парфюмерные средства, красители, топливо, пластики, удобрения и др. Во избежание опасностей, связанных с их применением, человек должен обладать определенным уровнем подготовленности к осознанному использованию достижений естественных наук в производственных и бытовых сферах.

В связи с перечисленными проблемами стало актуальным изучение в школе прикладных основ химии, через реализацию элективных курсов. Курс «Бытовая химическая грамотность» даёт возможность школьникам получить знания об основных веществах, которые используются в быту, и приобрести опыт в использовании этих веществ. Это позволяет реализовать дидактический принцип связи обучения с жизнью. Химия – наука экспериментальная, хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 – х классов и рассчитан на 34 часа.

Цель курса: расширение представлений учащихся о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту; развитие навыков правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту. 

Задачи:

  1. показать значение химии как науки практической, прикладной;
  2. обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека;
  3. развивать практические навыки по правильному применению и использованию лекарств, косметики, бытовой химии; 
  4. совершенствовать практические умения и навыки: планировать и проводить химический эксперимент и лабораторные исследования с окружающими нас веществами;
  5. развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;
  6. развивать навыки исследовательской деятельности.

Требования к результатам усвоения материала элективного курса:

Учащиеся должны знать:

  1. правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
  2. правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
  3. химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
  4. правила применения лекарственных препаратов.

Учащиеся должны уметь:

  1. применять бытовые химикаты по их назначению;
  2. правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;
  3. правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
  4. правильно применять лекарственные препараты;
  5. оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения.

Самостоятельная работа учащихся заключается в: работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ.

Основные методы, приемы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, самостоятельные работы.

Тематическое планирование элективного курса

 «Бытовая химическая грамотность»

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Форма проведения

Лекция

Практическая работа

Семинар

1.

Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни.

1

1

Лекция с элементами беседы

Тема 1: Химия и пища

6



Лекция, групповая работа, творческие задания

2.

Понятие о рациональности питания.

1

1

3.

Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

1

4.

Пищевые добавки.

1

1

5.

Пищевая аллергия.

1

Тема 2: Химия и средства гигиены

7




Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся

6.

Правильный подбор декоративной косметики для лица.

1

1

7.

Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты.

1

Практическая работа №2. Химический состав зубной пасты.

1

8.

Мыла и шампуни. Уход за телом.

1

Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла.

1

9.

Окраска волос в домашних условиях.

1

Тема 3: Домашняя аптечка

5


Лекция, демонстрационный эксперимент, беседа, творческие задания

 

10.

Правильное применение лекарств – залог здоровья.

1

11.

Профилактика различных заболеваний.

1

1

12.

Практическая работа №4. Анализ табачного дыма.

1

13.

Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта.

1

Тема 4: Химчистка на дому

4


Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся

14.

Секреты стирки. СМС и отбеливатели.

1

15.

Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств.

1

16.

Чистящие средства. Удаление пятен

1

17.

Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения.

1

Тема 5: Жидкие средства для мытья посуды

5


Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся

18.

Эффективность моющих средств

1

1

19.

Мытье и чистка посуды

1

1

20.

Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды.

1

Тема 6: Химия и реклама

2

21.

Изучение некоторых показателей  рекламируемых товаров бытовой химии

1

1

Лекция, групповая работа, сообщения учащихся

Тема 7: Химия в нашей жизни

2


Лекция, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа, сообщения учащихся

22.

Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Первая помощь при несчастных случаях.

1

1

23.

Итоговое занятие. Защита творческих проектов

2

Защита проектных работ

Итого:

34

Содержание элективного курса «Бытовая химическая грамотность»

Вводное занятие. Бытовая химия в повседневной жизни.

Роль химии в повседневной жизни человека. Химические вещества, применяемые в быту.

Тема 1. Химия и пища.

Понятие о рациональности питания. Проблема смешанного и раздельного питания.

Химические основы домашнего приготовления пищи: тепловая обработка пищи животного и растительного происхождения. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Консерванты пищевых продуктов.

Пищевые добавки в продуктах питания. Маркировка упаковок пищевых продуктов, умение их читать. Красители, используемые в пищевой промышленности.

Пищевая аллергия. Причины пищевой аллергии. Симптомы пищевой аллергии, лечение.

Практическая работа №1. Исследование продуктов питания. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания.

Тема 2. Химия и средства гигиены.

Правильный подбор декоративной косметики для лица в зависимости от возраста, цели, времени года. Изучение химического состава различных косметических средств.

Правила ухода за полость рта. Действующие вещества зубной пасты. Как правильно выбрать зубную пасту.

Мыла и шампуни. Уход за телом. Гигиена тела.  Состав мыла и шампуня. Принцип очищающего действия. Влияние рН гигиенических средств на состояние кожи и волос. Правила ухода за кожей и волосами.

Окраска волос в домашних условиях. Красители для волос. Меры предосторожности при использовании красителей для волос.

Практическая работа №2. Химический состав зубной пасты.

Практическая работа №3. Определение рН туалетного мыла.

Тема 3. Домашняя аптечка.

Правильное применение лекарств – залог здоровья. Лекарства – как вещества необходимые для здоровья человека. Лекарства для лечения сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Антибиотики. Витамины. Фототерапия. Дозировка и способы применения, показания и противопоказания к применению. Обезболивающие средства, их получение и применение. Профилактика различных заболеваний.

Алкоголизм. Наркомания. Табакокурение. 

Практическая работа №4. Анализ табачного дыма.

Практическая работа №5. Анализ пищевого спирта.

Тема 4: Химчистка на дому.

Секреты стирки. СМС и отбеливатели. Стирка хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Отбеливание и подсинивание ткани. Антистатическая обработка ткани. Меры предосторожности при использовании СМС.

Чистящие средства. Удаление пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Практическая работа №6. Определение pH синтетических моющих средств.

Практическая работа №7. Удаление пятен различного происхождения.

Тема 5: Жидкие средства для мытья посуды.

Эффективность моющих средств. Физико – химические свойства средств для мытья посуды. Особенности применения моющих средств.

Мытье и чистка посуды. Уход за полами, мебелью, чистка окон и зеркал.

Практическая работа №8. Сравнительный анализ жидких средств для мытья посуды.

Тема 6: Химия и реклама.

Изучение некоторых показателей  рекламируемых товаров бытовой химии: рекламы зубной пасты, жевательной резинки, средств по уходу за кожей  и волосам, чистящих и моющих средств, продуктов питания.

Тема 7: Химия в нашей жизни.

Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность. Первая помощь при несчастных случаях.

Итоговое занятие. Защита творческих проектов.

Примерные темы проектов:

Химия на кухне

Химия и здоровье

Реклама глазами химика

Блеск и сила волос с точки зрения химика

Химия и косметика

Рациональное питание и здоровье

Химия в консервной банке

Искусственная пища: за и против

Химия запахов  

Список использованной литературы

1. Артеменко А.И. Органическая химия и человек. М.: Просвещение, 2000г

2. Афанасьев А. Г. Химия на службе быта. М.: Знание, 1986г

3. Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г

4. Войтович В. А. Химия в быту. М.: Знание, 1980г

5. Давыдова С.Л. Химия в косметике. М.: Знание, 1990г

6. Кузьмичева Е.В. Пищевые добавки. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г

7. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992г

8. Петрова Д.В., Тургенева М.В. Потребляй, но проверяй. Методическое пособие из серии «Искусство ведения здорового образа жизни». – Отрадный, 2006г

9. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни». – М.: «Аркти», 1999г

10. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс (учебник). М.: «Просвещение», 2007г

11. Стивен У. Мойе. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. М.: Астрель, 2007г

12. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. – Волгоград.: «Учитель», 2006г

13. Юдин А.М. Сучков В.Н. Химия в быту. М.: «Химия», 1978 г

14. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000г

 



Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в профориентационной работе школы.

Классное руководство в старших классах имеет свою специфику, ведь важной социальной потребностью старшеклассников является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. И нет для выпускников задачи важнее, чем ответить на вопросы: «Куда я пойду учиться после окончания школы? Как я могу применить свои силы и способности? В какой профессии я найду себя и буду успешным?» Конечно, этими вопросами озадачены не только учащиеся, но и их родители, но им сложно быть объективными в оценке возможностей своих детей, они страдают от недостатка информации о современных профессиях и учебных заведениях, с которыми дети смогут связать своё будущее. И в этом случае просто необходима помощь классного руководителя, который поможет осознанно подойти к выбору профессии.

Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности классного руководителя ещё и потому, что она связывает систему образования с экономической системой общества. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы и средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

В широком смысле слова профессиональная ориентация – система общественного и педагогического воздействия на выпускников с целью их подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Можно выделить основные направления профориентационной работы классного руководителя с учащимися и их родителями:

- организация встреч школьников со специалистами службы занятости, работниками, студентами и выпускниками профессиональных учебных заведений, работодателями;

- организация встреч старшеклассников с представителями различных профессий, профессионалами своего дела;

- проведение занятий по профориентационным курсам: «Человек-труд-профессия», «Профессиональное самоопределение», «Твой выбор» и др.;

-проведение родительских собраний по профориентационной тематике;

-профориентационные экскурсии4

-профориентационные тренинги.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:

  1. Систематичность и преемственность.
  2. Дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня сформированности  их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;
  3. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, учебных заведений, Центров профориентации молодёжи, общественных молодёжных организаций.
  5. Связь профориентационной работы с потребностями современного общества.

Профориентационная работа в школе является задачей всего педагогического коллектива в целом, включая администрацию школы, психологическую службу, учителей-предметников. Классный руководитель в этом случае берёт на себя функцию организатора, координатора деятельности.