Для педагогов ДОУ

Калинкина Луиза Анатольевна

Консультация для воспитателей

"Адаптация ребенка в условиях ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx21.55 КБ
Файл sreda_dlya_mladshey_gruppy.docx16.53 КБ
Файл organizatsiya_truda.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Адаптация ребенка в условиях ДОУ"

Адаптация ребенка в детском саду

Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.

Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.

Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, нуден еще педиатр или узкий специалист!

Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Поведение ребенка:

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

Воспитатели рекомендуют:

•        Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

•        Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

•        Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

•        Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

•        Щадить его ослабленную нервную систему.

•        Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

•        Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

•        Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

•        Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

•        Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.

•        При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

•        При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.



Предварительный просмотр:

Младшая группа.

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.

Маленькие дети - это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения. С учетом этого пространственно обстановка организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого.

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, — нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

В группе для четырехлетних детей  используем  игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками, сегодня наши воспитатели вам об этом подробно расскажут и покажут во время мастер классов. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по - разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.



Предварительный просмотр:

Консультация «Организация трудовой деятельности детей на участке и в цветнике»

Важным структурным компонентом прогулки является выполнение посильных трудовых действий. В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включаться в трудовой процесс, а затем проявлять самостоятельность, инициативу. Начиная работу по приобщению детей к носильным трудовым действиям, следует помнить, что эта трудоемкая работа, требующая много терпения, внимания, творчества самого педагога. Выполнение трудового задания занимает от 10 до 20 мин. При этом ребенку очень интересно рядом со взрослым. Увидев работающего, дети охотно откликаются на предложение взрослого принять участие в совместных трудовых действиях. Первые трудовые действия по выполнению какого-то поручения должны быть простыми, понятными, конкретными и краткими по времени: отнеси, поставь на место и т.д. Можно усложнить задание, включив два этапа в выполнение поручения: собери разноцветные листья и принеси их в беседку. Педагог делает из листьев шапочку. Всем хочется такую же. Взрослый предлагает «набери листьев, а я сделаю!» Педагог обязательно подчеркивает для чего нужно собрать листья. Как только дети убедятся в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному результату, у них проявляется стойкий интерес к выполнению заданий. Педагог говорит: сейчас сгребу много снега и начну лепить что - то интересное. Дети сразу проявляют интерес и включаются в трудовые действия. Достигнув результата, начинают играть. Важно, чтобы результат работы не затянулся.
На участке должен быть уголок, где хранится необходимый инвентарь. Этот инвентарь должен быть настоящим не игрушечным и соответствовать росту и силам ребенка. В летнее время это ведерки для песка и воды, совочки к ним, лейки, грабли, венички. Ведерки должны быть устойчивы, дужка должна быть удобной для захвата. Объем ведра 0,8 л. С внутренней стороны масляной краской отмечен уровень его наполнения (для млад. гр. 0,2 - 0,3 кг., для стар. гр. 0,3 -0.4 кг.) В зимнее время детям предлагают пластмассовые ведерки объемом до 2-х литров, так как снег легкий и объемный. К ним деревянные лопатки, чтобы снег не соскальзывал, движки, грабли. Длина черенка инвентаря 60-70 см. Перед началом выполнения задания взрослый подчеркивает, что успех зависит от того, как внимательно дети будут слушать его объяснения и как выполнять каждое требование. Взрослый кратко перечисляет необходимые действия: Наполнить ведро снегом, воткнуть лопатку с сугроб, затем отнести снег. В ходе выполнения заданий педагог следит за выполнением трудовых действий, объясняет и показывает, как держать лопатку наклонять лейку. Малыши выполняют поручение только при условии, что взрослый рядом, что он поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом. При систематической и планомерной работе движения и навыки становятся более уверенными.

В зимнее время трудовые поручения несколько однотипны: наполнить ведро снегом, отнести к месту постройки. Дети упражняются в одних и тех же действиях, при этом быстро усваивают все правила и начинают действовать со взрослым на равных условиях от начала до конца. В жаркую погоду детям предлагается действия с водой, и сразу начинаются трудности. Сам материал приводит детей в возбуждение. Они хотят плескаться,

брызгаться, проливать воду. Вначале при переносе воды дети стараются идти, потом торопятся, начинают бежать, переливают воду. Педагог говорит, что если будете проливать воду, цветочкам мало достанется воды. Дети часто видят, как поливают клумбу. Лейка вызывает затруднение в обращении. У детей не хватает терпения, когда вода выльется мягкой струйкой, и они просто выплескивают воду через край.

Методика обучения обращения с лейкой имеет строгую последовательность. Сначала детей учат приносить воду и увлажнять песок в песочнице. При поливе песка детям предлагают поливать и одновременно двигаться вдоль песочницы и напевать при этом:
«Ты, водичка лей, лей
Ты песочек пей, пей»
Убедившись, что дети научились пользоваться лейкой, можно приступать к поливу цветочных клумб. Двигаясь вдоль клумбы так же можно напевать
«Ты, водичка лей, лей
Ты цветочек пей, пей»
При посадке цветочных клумб необходимо учитывать размеры клумбы, чтобы детям было удобно поливать цветы. Необходимо учитывать высоту растений высаживаемых на клумбах, для того, что бы при поливе не обламывались стебли цветов. При посеве семян цветов педагог делает бороздку, показывает детям, как надо разложить семена цветочных растений. Младшие дети раскладывают семена при помощи воспитателя, старшие выполняют работу после показа воспитателем. Точно гак же происходят трудовые действия при рыхлении почвы. Свобода движений, относительно большое пространство для передвижений, свежий воздух, все это благотворно сказывается на самочувствие ребенка. Активно действуя в природном окружении, ребенок учится относиться с добротой ко всему живому, проявлять заботу и внимание, беречь и охранять природу.

Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе со взрослым, а так же нравится процесс. Где можно приложить и собственные знания, и собственные умения, является их положительный настрой на всем протяжении выполнения поручения, устойчивый интерес не только к тому, что делает и говорит педагог, но и собственным практическим действиям, а так же к достигнутым результатам.

Таким образом, включая детей в выполнение первых трудовых поручений, обогащает каждого из малышей. Он учится уважать труд других людей, приходить на помощь, познает правила выполнения трудовых поручений, приобретает навыки пользования орудиями труда, учится бережно обращаться с инструментом.
Главное при выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое до конца. Формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.