Стратегические ориентиры развития образования Ханты - Мансийского автономного округа-Югры.

Шинкарева Любовь Викторовна

Стратегия развития образования Ханты-Мансийскогоавтономного округа - Югры до 2020

Программа по работе с одаренными детьми "Наши надежды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение  

к распоряжению Правительства ХМАО-Югры

от 19.02.2010 № 91-рп

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА – ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года (далее - Стратегия) - система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие интеллектуального и кадрового потенциала, повышение качества жизни населения в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике, высокого уровня социальной и профессиональной мобильности населения.

Документ разработан в соответствии с

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р;

Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803;

Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2008 г. № 491-рп;

Основными направлениями деятельности Правительства автономного округа по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 марта 2009 г. N 116-рп.

В определении стратегических направлений развития учтены также программные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетные послания Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Данная Стратегия призвана сформировать систему образования автономного округа, которая соответствует инновационной модели развития региональной экономики и обеспечивает выполнение ключевых показателей системы образования: доступность, эффективность, качество.

Стратегия направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов развития системы образования автономного округа, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами. Разработка Стратегии является важным этапом дальнейших системных изменений в образовательном пространстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Стратегия исходит из целевого ориентира признания образования как стратегического для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ресурса устойчивого инновационного развития. Она определяет опережающую роль системы образования в решении задач социально-экономического развития автономного округа, долгосрочный вектор развития интеллектуального потенциала Югры.

В Стратегии определены приоритеты для реализации стратегической цели в рамках реализации единой государственной политики в области образования и науки, представлен анализ состояния и развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за последние 6 лет, определены важнейшие проблемы и цель её развития. В рамках приоритетов обозначены основные задачи, ключевые направления и механизмы их реализации. В приложении приведена система индикативных показателей эффективности реализации стратегии развития образования.

Стратегия служит основой для разработки программы «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2011-2015 гг.», следующей программе до 2020 года, других целевых программ по развитию отрасли, муниципальных целевых программ в области образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и соответствующих законодательных инициатив.

2. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

2.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА ДЕТЕЙ К ОБРАЗОВАНИЮ

С целью соблюдения конституционных прав граждан на получение образования в автономном округе созданы условия для получения обязательного бесплатного общего образования независимо от социального статуса и места проживания детей. Этому способствует развитая сеть образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в том числе действует приоритет сохранения сельских школ в труднодоступных и отдаленных местностях. В 391 общеобразовательном учреждении (муниципальном, государственном и негосударственном) Югры обучалось более 177 000 человек, это свыше 11% всего населения округа.

Доступность школьного образования по показателю охвата в автономном округе выше, чем в среднем по России, и соответствует среднему показателю по сопоставимой группе регионов. Это свидетельствует о том, что практически все дети Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вовлечены в систему общего образования.

Результаты единого государственного экзамена показали, что дети автономного округа независимо от места жительства имеют равные возможности к получению качественного полного среднего образования, а также к продолжению обучения в системе профессионального образования. Максимальные отличия средних баллов по ЕГЭ в муниципалитетах от среднего по округу незначительны и составляют: по русскому языку - от +6% до - 4% (по регионам Российской Федерации от +17% до - 38%), по математике - от +14% до - 9% (по регионам Российской Федерации -  от +24% до -22%).

Типология общеобразовательных учреждений округа традиционна, есть основания для выделения «школ ступеней» (13% от числа дневных школ): начальная школа - школа для учащихся 1-4 классов - 50 учреждений (из них 24 школы с числом учащихся до 100 человек), школ для учащихся 5-9 классов - не насчитывается ни одной (даже в структуре образовательных центров, комплексов), школа для 10-11 классов - 1 (окружного подчинения – Югорский физико-математический лицей). Число вечерних школ - 20, образовательных учреждений повышенного уровня - 74 (19,9% от числа дневных общеобразовательных школ).

Организация работы по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья позволила вовлечь в систему образования практически всех детей, подлежащих обучению. Охват детей с ограниченными возможностями здоровья обязательным общим образованием составляет 97%. Благодаря развитию инклюзивного образования, формированию безбарьерной образовательной среды в 2008 году охват детей-инвалидов общим образованием - 93,3% - это на 2% выше показателей прошлого года и составляет 100% от общего количества обучаемых детей.

Специальное образование в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре представлено специальными (коррекционными) группами, классами, действующими в образовательных учреждениях различных типов, а также 18-ю специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, которые специализированы под конкретные заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2008 году увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих возможность более полно реализовать свое право на получение образования в максимально приближенных к дому условиях. Открыто специальное (коррекционное) образовательное учреждение 1,2 вида, в котором получили возможность продолжать обучение 30 югорчан, ранее обучавшихся за пределами округа. Увеличилось количество классов для детей с нарушениями зрения и речи, организованных при дневных общеобразовательных учреждениях. В целом по округу численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях Югры возросла по сравнению с предыдущим годом на 6%.

Рис. 9. Динамика численности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

                 Дети, которым по медицинским показаниям необходимо обучение в коррекционных учреждениях особого профиля, не представленных в автономном округе, отправляются на обучение в Тюменскую и Курганскую области. В 2008 году в вышеназванных учреждениях обучалось 15 детей-инвалидов. Расходы на содержание и обучение таких воспитанников предусмотрены бюджетом округа.

Продолжена работа по созданию системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Это позволит детям, обучающимся на дому, получать качественное образование, реализовывать свой творческий потенциал. Так с 1 сентября 2007 года на базе средней общеобразовательной школы №18 г. Сургута организовано дистанционное обучение 80 учащихся (почти 50% этих детей имеют заболевания центральной нервной системы), с 1 сентября 2008 года на базе муниципальной общеобразовательной средней школы №29 г. Нижневартовска начато дистанционное обучение 53 детей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 сентября 2009 года в городах Нефтеюганск, Нягань, Мегион, Радужный организовано дистанционное обучение еще 149 детей-инвалидов. Это позволит уже в следующем учебном году охватить дистанционным обучением около 40% детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Значительную роль в дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья играет их профессиональная подготовка. В связи с чем, большое внимание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях автономного округа уделяется профессиональной ориентации обучающихся с отклонениями в развитии. В каждом учреждении имеется профиль по трудовому обучению. С 2005 года в округе проводится олимпиада по трудовому обучению для обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, в которой принимают участие учащихся 9-х классов. В олимпиаде 2008 года приняли участие 50 учащихся 9-х классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (в 2007 году - 48 человек) из 13 территорий автономного округа (в 2007 году - 12 территорий).

С целью реабилитации и социализации данной категории детей ежегодно в рамках программы «Дети Югры» проводятся окружные спортивные олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья по пауэрлифтингу, боулингу, мини-футболу, лыжным гонкам и настольному теннису. В 2008 году в Олимпиаде приняли участие более 70 детей с ограниченными возможностями здоровья из 12 специальных (коррекционных) образовательных учреждений автономного округа.

Одной из важнейших составляющих системы общего образования является дополнительное образование учащихся, обеспечивающее возможность для индивидуального развития, отвечающее личным интересам и потребностям ребенка, создающее пространство его самоопределения.

Рис. 10. Доступность дополнительного для детей и подростков (%)

В автономном округе функционирует около 200 учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, в том числе 84 учреждения ведомства образования. В 2-х муниципальных образованиях (гг. Мегион, Покачи) отсутствуют учреждения дополнительного образования, подведомственные органам управления образованием.

Ежегодно растет количество детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования. Так, в 2008 году 82 910 детей в возрасте от 6 до 18 лет занимались в учреждениях дополнительного образования, что на 5,7% больше по сравнению с 2006 годом (2006 год- 78 469 человек, 2007 - 80 932 человека). Однако показатели охвата дополнительным образованием и образованием повышенного уровня в автономном округе пока ниже, чем в среднем по России и в регионах с сопоставимыми социально-экономическими условиями. Необходимо отметить, что почти половина учащихся образовательных учреждений автономного округа постоянно занимаются художественным и техническим творчеством, экологией, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением в учреждениях дополнительного образования системы культуры, спорта и молодежной политики.

В настоящее время на территории автономного округа действует 21 научное общество, в которых занимаются 484 обучающихся.

Неуклонно растет охват детей дополнительным образованием в сельской местности (в 2007 году - 27,23%, в 2008 году - 36,31%). Результатом данной деятельности явилось снижение в 2008 году числа преступлений, совершенных несовершеннолетними - на 309 по сравнению с 2007 года, однако доля таких преступлений от общего числа зарегистрированных остается стабильной - 3,8 % в 2007 и 2008 году.

В системе дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений заняты 32 740 человек (39%). На платной основе в учреждениях дополнительного образования занимаются 3 374 человека (4%) в 8-ми муниципальных образованиях, одно из которых - муниципальный район. Нестабильная финансовая ситуация отразится на рынке образовательных услуг, в связи с чем необходимо выстраивать систему дополнительного образования, ориентируясь на запросы потребителей услуг (формируя материально-техническую базу, кадровые ресурсы), а также интеграцию ресурсов с системой общего и профессионального образования.

Особое значение в системе образования в настоящее время приобретает внеаудиторная занятость - кружки, спортивные секции, творческие занятия. Сегодня в кружках и секциях при общеобразовательных учреждениях занимаются порядка 95 тысяч школьников (55,7%).

Главная задача в рамках перехода к новым образовательным стандартам, учебному плану создать в школах условия для вовлечения в систему дополнительного образования всех обучающихся (минимум 2 часа занятия для каждого), расширяя спектр секций, кружков, студий и других творческих объединений. Особенно важно для решения данной проблемы привлечь школьные управляющие советы, а также приглашать в образовательные учреждения высококлассных специалистов из других сфер деятельности.

1.2. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Условия обучения в значительной степени определяются финансовыми ресурсами. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра тратит на школьное образование относительно больше, чем другие регионы со сходными социально-экономическими условиями. Данный факт обусловлен приоритетностью отрасли образования: значительные средства, помимо текущих расходов и строительства, идут на оснащение оборудованием, компьютерной техникой в соответствии с современными условиями.

Общеобразовательные учреждения оснащены современным учебным и компьютерным оборудованием, обеспечены доступом к сети Интернет. Численность учащихся общеобразовательных учреждений в расчете на 1 компьютер составляет 17 человек, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации и группе сопоставимых регионов. Однако, несмотря на значительные вложения в компьютеризацию школ, в большинстве учреждений информационно-коммуникационные технологии не используются педагогами и учащимися на регулярной основе в качестве активного средства образования.

Показателем эффективно организованной сети общеобразовательных учреждений является средняя наполняемость классов, которая оставляет 24 человека для школ, расположенных в городской местности, в сельской - 12,4 человека. В среднем по округу в классе обучается 22 человека. Это больше, чем в среднем по России (18), и соответствует аналогичным показателям по сопоставимой группе регионов.

Эффективность организации сети общего образования выявляется в соотношении числа учащихся, приходящихся на одного педагога. Этот показатель в школах округа в течение последних 2-х лет постепенно повышается и достиг в 2008 году - 11,5, оставаясь при этом несколько выше среднего по России (9,8 человек, по Уральскому Федеральному округу среднее значение - 10,8).

1.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Качественное образование в автономном округе должно обеспечивать возможность большинству учащихся достичь высоких учебных результатов, их успешную социализацию и отвечать требованиям к условиям и содержанию образования.

Показатель охвата образованием повышенного уровня в автономном округе ежегодно растет (в 2008 г. - 16,5%), однако он ниже среднего по группе регионов (18%).

Табл.1

Индикатор

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Доля учащихся в школах повышенного уровня всего

14,13%

15,64%

15,88%

16,47%

городские поселения

15,46%

17,27%

17,57%

18,20%

сельская местность

2,48%

1,10%

0,90%

0,62%

В 8 раз снизилась доля учащихся в сельской местности, которым предоставлена возможность получить образование повышенного уровня. Однако даже наличие в муниципальном образовании школ повышенного уровня не обеспечивает более высокого уровня учебных результатов.

Не безупречный, но единственный на сегодня способ достоверного сравнения - результаты единого госэкзамена (ЕГЭ).

II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Основные проблемы развития общего образования:

Несмотря на значительную работу по обеспечению доступности качественного школьного образования, существует ряд проблем, требующих решения в ближайшей и стратегической перспективе.

Учащиеся общеобразовательных учреждений, получают достаточно хорошие предметные знания, однако не могут осмысленно и эффективно применять их в нестандартной учебной и жизненной ситуации, потому что до сегодняшнего дня в качестве основного образовательного результата общеобразовательных учреждений на технологическом уровне остаются знания, умения и навыки учащихся. Общеобразовательные учреждения крайне медленно переходят к образованию, ориентированному на компетентностный подход. В школе превалирует классно-урочная форма организации образовательного процесса, слаба индивидуализация процесса обучения, особенно в части предоставления возможности обучения по индивидуальным образовательным программам.

В округе практически отсутствуют эффективные школы-ступени, использующие в образовательной практике методы и подходы к обучению, соответствующие возрастным особенностям школьников.

В школах слабо распространена организация профильного обучения на уровне сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях не достаточен выбор в плане профессионального образования и, как правило, отсутствует взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования.

В образовательном процессе неэффективно используются информационно-коммуникационные технологии, включая возможности дистанционного образования, для повышения качества образовательных услуг, организации профильного обучения, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи, внедрения модели непрерывного образования и повышения квалификации для всего социума вне зависимости от места проживания.

Еще не создан механизм индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого школьника, особенно развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Недостаточно развито интегрированное (инклюзивное) образование, высок процент детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в отсутствии общения со здоровыми сверстниками.

Инфраструктура образовательных учреждений не соответствует современным требованиям, предъявляемым к условиям осуществления образовательного процесса. Около 40 процентов учащихся школ обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям.

Действующие на всех уровнях органы государственно-общественного управления практически не принимают участие в оценке качества образования, предоставляемого школами.

Малоэффективна работа по организации изучения языков коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), недостаточно используются ресурсы родовой общины и социума для повышения престижа и значимости изучения родного языка с целью сохранение культурного наследия и формирования толерантной личности.

Процедуры аттестации педагогических работников формализованы, отсутствуют механизмы привлечения к участию в ней общественности, при проведении аттестации используются устаревшие критерии оценки компетентности педагогов.

Сохраняется негативная тенденция старения педагогических кадров. Формы повышения квалификации педагогов недостаточно эффективны, реализуемый в округе образовательный сертификат еще не позволяет учителю самостоятельно выбирать учреждение для повышения квалификации. Не развиты профессиональные ассоциации педагогов.

Недостаточно высокий (ниже, чем в целом по экономике) уровень оплаты труда в учреждениях общего и дополнительного образовании детей….

Общее образование

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Высокая доступность общего  образования независимо от места жительства и состояния здоровья.

2. Справедливое распределение средств между муниципальными образованиями, объективно нуждающимися в разных объемах финансирования, что подтверждается равенством условий и результатов по территориям округа.

3. Развитая материально - техническая база учреждений, высокая обеспеченность компьютерной техникой.

4. Достаточный инновационный потенциал учреждений.

5. Наличие нормативной правовой базы для развития государственно-общественного управления.

6. Опыт организации повышения квалификации педагогов на основе именного образовательного сертификата.

7. Внедрение нового финансово-экономического механизма:

нормативное бюджетное финансирование (нормативно-подушевое финансирование);

отраслевая система оплаты труда (новая система оплаты труда).

1. Инфраструкрура образовательных учреждений не соответствует современным требованиям.

2. Недостаточная нацеленность образовательных программ на формирование компетентностей

 3. Слабая индивидуализации процесса обучения, организация профильного обучения на уровне сетевого взаимодействия образовательных учреждений

4.Недостаточная эффективность сети, отсутствие сетевого взаимодействия между учреждениями образования.

5. Недостаточное использование  информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, включая возможности дистанционного образования.

6.Недостаточно развитое инклюзивное образование, высок  процент детей – инвалидов,  получающих образование в отсутствии общения со здоровыми сверстниками.

7. Недостаточная вовлеченность детей и подростков в систему дополнительного образования, дифференциация доступности услуг дополнительного образования для детей в различных муниципалитетах.

8. Малоэффективна работа по организации изучения языков коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), формированию толерантной личности.

9. Формализованные процедуры аттестации педагогов.

10.Ограниченность форм повышения квалификации педагогов

11.Старение педагогических кадров.

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Формирование оптимальной структуры сети образовательных учреждений.

2.Переход на новые принципы проектирования, строительства и формирования материально-технической базы общеобразовательных учреждений.

3.Ориентация содержания образования на практические навыки, реализацию  компетентностного подхода с учетом внедрения соответствующих технологий, индивидуализация образования.

4. Оптимизация системы выявления и поддержки одаренных детей.

5. Новые подходы к аттестации учителей с учетом новой системы оплаты труда.

6.Адресное повышение квалификации, делегирование части данных функций инновационным школам и педагогам, развитие конкурентной среды в системе повышения квалификации.

1. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров не позволяет в полной мере обеспечивать современное содержание и качество образовательного процесса.

2. Слабая социализация подрастающего поколения, рост асоциальных проявлений.

3. Отсутствие участия органов общественно-государственного управления в оценке качества образования – обеспечение открытости системы

4. Неэффективность новой системы оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования при устаревшей методике расчета норматива

5. Неэффективное расходование бюджетных средств

IY.ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА

Конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в условиях современной экономики в значительной степени определяются образованием.

Ведущий элемент политики Правительства Югры - превращение автономного округа из территории временного пребывания в территорию постоянного места жительства через улучшение качества и повышение уровня жизни населения. В этих условиях система образования рассматривается как ресурс развития территории, направленный на формирование человеческого потенциала округа, адекватный задачам его социально-экономического развития.

Для этого система образования округа должна постоянно обновляться как содержательно, так и организационно, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично развивающейся экономики Югры. Возможность получения качественного образования является не только одной из наиболее важных жизненных ценностей для каждого жителя округа, но и неким лифтом, обеспечивающим социальную мобильность представителям всех слоев общества.

Стратегическое планирование развития образовательной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры основывается на признании образования одним из приоритетных направлений социально-экономического развития округа. При определении долгосрочных перспектив развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в качестве исходного принимается инновационный сценарий развития территории, предусмотренный в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 г. № 491-рп. В рамках развития данного сценария особое внимание уделено формированию территориальной системы образования как целостного объекта управления: от дошкольного до высшего и послевузовского профессионального образования, с учетом внешних и внутренних условий и факторов.

Среди внешних условий наибольшее значение для образования имеет переход к экономике, основанной на знаниях. К ее ключевым характеристикам относится усиление востребованности компетентностей на рынке труда. Это, в свою очередь, требует повышения качества человеческого капитала путем формирования системы непрерывного профессионального образования.

К внутренним условиям, влияющим на развитие образования, относятся следующие факторы:

•        дальнейшая активизация инновационной деятельности, реализация крупных инновационных проектов в сфере образования;

•        развитие сектора образовательных услуг;

•        маркетинговый подход к развитию образования;

•        реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации, переход к принятию управленческих решений на основе мониторинга качества, доступности и эффективности образовательных услуг. Использование принципов программно-целевого управления.

Эффективность развития региональной системы образования   должна и в дальнейшем обеспечиваться на основе принципов проектной деятельности, таких как открытость к внешним запросам, «деньги в обмен на обязательства», адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Стратегическая цель в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. Система образования Югры должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором его благополучия и безопасности.

Реализация этой цели предполагает выделение следующих приоритетов развития регионального образования:

1. Создание на всех уровнях образования системы образовательных ресурсов (организационно-управленческих моделей для реализации обновленного содержания образования, технологических средств, инфраструктурных единиц), соответствующей требованиям современной экономики, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг вне зависимости от места жительства.

2.  Повышение эффективности управления образованием через использование новых организационно-экономических механизмов, внедрение региональной системы оценки качества образования с обеспечением информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием общественных объединений и представителей работодателей).

3. Повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования.

Большинство направлений модернизации должны быть сквозными и реализовываться в масштабах всей системы образования округа, детализируясь по уровням образования.

Соответствие системы образования перспективам инновационного развития экономики и общественным потребностям, повышение инвестиционной привлекательности отрасли будет обеспечено путем обновления организационно-экономических механизмов (нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда, повышение самостоятельности образовательных учреждений через переход в новые организационно-правовые формы, др.) на всех ее уровнях.

Повышение качества образовательных услуг, их практикоориентированность обеспечивается активным участием в управлении образованием общественных организаций и профессиональных ассоциаций.

Настоящая Стратегия определяет новую роль системы образования и ответственность государства перед обществом в сфере образования. Трансформационные процессы, уже сейчас происходящие в системе образования, и те, которые возникнут в будущем, свидетельствуют о том, что на смену традиционной системе обучения, когда базовым процессом было воспроизводство знаний, а способом контроля – сравнение с идеалом, в технологической модели обучения - постепенно придет новое образование, которое, сохраняя некоторые ценности традиционного и технологического обучения, будет стремиться к индивидуализации обучения, подбору образовательных технологий, адекватных возрасту, к построению образовательной среды, «оживляющей» знания. Это станет условием получения новых образовательных результатов в соответствии с ценностями будущего общества.

Для достижения стратегической цели определены задачи и ключевые направления их реализации в соответствии с уровневой организацией системы образования.

Школьное образование

Задача 1. Обеспечение доступности качественного общего образования независимо от социального положения и места жительства

Направления деятельности:

создание условий для функционирования эффективной сети и различных форм получения общего среднего образования (ресурсные центры, базовые школы, школы-ступени, экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и др.);

развитие системы дополнительного образования школьников;

создание условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.

создание системы интегрированного (инклюзивного) школьного образования, включая в качестве ее элементов индивидуальное, надомное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

Задача 2. Обновление содержание и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ

Направления деятельности:

расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей;

создание условий для обучения школьников по индивидуальным образовательным программам (в т.ч. профессиональной подготовки) с учетом особенностей психофизиологического развития детей;

внедрение новых стандартов образования, основанных на компетентностном подходе и обеспечивающих повышение функциональной грамотности школьников автономного округа;

разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия учреждений, предоставляющих образовательные услуги, в т.ч. по реализации образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Задача 3. Формирование механизмов оценки качества школьного образования

Направления деятельности:

создание и внедрение системы объективного учета внеучебных достижений обучающихся;

внедрение на всех ступенях общего образования системы объективной оценки качества путем использования процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований, на основе апробированных российских и зарубежных аналогов, включая международные исследования (PISA, TIMSS и др.);

разработка и внедрение комплекса мер по участию общественности в оценке качества образования.

Задача 4. Обеспечение непрерывного сопровождения детей с учетом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей.

Направления деятельности:

разработка и внедрение индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения каждого школьника;

внедрение установленных федеральных государственных образовательных стандартов для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих необходимые достижения как в сфере образования, так и в жизненной компетенции;

создание системы взаимодействия с семьей для оказания компетентной помощи ребенку;

развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи с участием научных школ, бизнес-структур и других институтов гражданского общества.

Задача 5. Создание условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира.

Направления деятельности:

развитие всестороннего сотрудничества педагогов, обучающихся, родителей, обновление института классного руководства;

развитие механизмов интеграции системы образования, семьи, институтов гражданского общества для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом;

развитие инновационных форм ученического самоуправления, детских общественных объединений для приобретения обучающимися правового, гражданского, экологического и социального опыта, умения принять осознанный самостоятельный выбор;

 совершенствование организации изучения языка, истории и культуры малочисленных народов Севера;

сохранение и развитие позитивных форм детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности воспитания в условиях миграционных процессов и поликультурной среды автономного округа.

Задача 6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни.

Направления деятельности:

создание безопасной среды в образовательном учреждении путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы, и правила организации образовательной деятельности;

осуществление мер по оптимизации учебной, психической и физической нагрузки школьников путем изменения содержания образования, введения многообразия форм организации образовательного процесса, создания разнообразной учебной среды, гибких графиков работы школ и т.д.;

внедрение инновационных образовательных технологий сохранения и развития здоровья детей и молодежи, основанных на самоорганизации здорового образа жизни;

повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и спортом;

внедрение оптимальных схем организации высококачественного питания школьников;

реализация системы мер по организации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.

Задача 7. Развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.

Направления деятельности:

создание современной образовательной среды для повышения эффективности организации управления системой образования и качества образовательных услуг;

создание условий для подключения каждого рабочего места обучающихся и педагогов к широполосному Интернету;

разработка и внедрение инновационных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов;

создание Центра дистанционного образования, и организация на его базе профильного обучения, дополнительного и непрерывного образования, обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием социальных сервисов сети Интернет;

создание для участников образовательного процесса единой системы доступа к информации.

Y. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На всех уровнях системы образования Югры к 2020 году произойдет обновление организационно-экономических механизмов:

– перевод части учреждений образования в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования;

– финансирование всех видов образовательных учреждений на основе подушевого принципа;

– реализация гибкой системы заработной платы преподавателей, выводящей ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике автономного округа и стимулирующей качество работы;

–развитие конкуренции образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Изменятся подходы к управлению в системе образования:

– участие общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

– регулярное обеспечение учебными заведениями потребителей и общественности информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых;

- повышение роли профессионального сообщества преподавателей (ассоциаций, союзов) в управлении образованием на уровне педагогических коллективов.

На всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов России и всего мира. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. В системе непрерывного образования широкое распространение получит дистанционная форма обучения.

Увеличится возможность выбора образовательных ресурсов, будет обеспечена широкая вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Изменятся используемые педагогом образовательные технологии, расширится спектр ролей учителя. Он будет выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

Начиная с 2012 г. существенно повысится конкурентоспособность квалифицированного воспитателя, учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда. В результате в систему образования придут новые высококвалифицированные и профессиональные работники, в том числе и не имеющие базового педагогического образования. Реализация принципов оплаты за качественный труд и нарастающее давление на неквалифицированных и непрофессиональных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового состава образовательных учреждений.

 В системе общего образования будут созданы специальные школы – «школы-ступени» - для младших школьников, подростков и юношей, которые позволят сконцентрировать и эффективно использовать образовательные ресурсы, специфические для каждого возрастного этапа развития. Школьное образование будет ориентировано на формирование у учащихся компетентностей: практических навыков, способностей применять знания и реализовывать собственные проекты.  

В общеобразовательных учреждениях Югры реализуется профильное обучение. Учащимся будет обеспечена возможность построения индивидуальной образовательной траектории, когда часть набора образовательных услуг формирует не педагог/государство, а сам учащийся. Образовательные учреждения различных типов вовлечены в единую сеть по предоставлению комплекса образовательных услуг в различных комбинациях, в первую очередь во внедрении технологий жизненного самоопределения.  Развитие деятельности Центров дистанционного образования, особенно в сельской местности, будет способствовать удовлетворению образовательных потребностей каждого учащегося.  

На уровне автономного округа будет разработана прозрачная объективная система оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, которая станет основой перехода к следующему уровню образования.

Получит дальнейшее развитие инклюзивное образование. Создание безбарьерной образовательной среды, развитие дистанционного образования обеспечат доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.  

Система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, проведение летних научных лагерей и школ, конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций, будет переведена на более высокий качественный уровень. Новый высоко соревновательный механизм позволит не только поддерживать таланты, но и оказывать адресную поддержку для восходящей социальной мобильности детей.  

Вузовская наука определяет основные направления инновационного развития Югры. Студенты и преподаватели активно участвуют в фундаментальных исследованиях, ориентированных на потребности инновационной экономики округа.

В округе будет создана образовательная инфраструктура системы непрерывного образования, позволяющая на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации. Внутри крупных корпораций сформируется значительный сектор учебных центров, работающих не только на внутренние потребности, но и на внешний рынок. Местные системы образования будут приведены в соответствие с демографическими, природно-климатическими, социально-экономическими характеристиками, потребностью экономики.

Поступательная модернизация региональной системы образования позволит целенаправленно формировать человеческий капитал округа, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики Югры и её конкурентоспособности.

VI. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Механизм реализации Стратегии формируется из элементов правового, экономического и организационного характера на базе социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа.

Базовыми документами в правовой составляющей механизма реализации стратегии являются Закон Российской Федерации «Об образовании»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы; Приоритетный национальный проект «Образование»; Материалы ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, послания Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Думе и жителям автономного округа в части деятельности образовательной отрасли.

Экономическая составляющая будет развиваться на основе внедрения финансово-экономических механизмов обеспечения нового качества образования. Развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений, повышение инвестиционной привлекательности образования для притока всех видов ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных и т.д.) в систему образования в автономном округе будет осуществляться за счет:

концентрации бюджетных средств на реализации приоритетов развития образования в среднесрочной перспективе;

активного привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе через участие в различных проектах;

развития механизмов частно-государственного партнерства в реализации перспективных проектов, направленных на развитие образования.

Данные механизмы будут реализовываться в том числе при активном участии органов государственно-общественного управления. Преимущественное использование внутренних ресурсов автономного округа должно дополняться продуктивным взаимодействием с внешними институтами, позволяющими создавать благоприятные институциональные условия для развития образования в Югре.

Для решения задач и достижения целевых показателей предусматривается использование средств бюджета автономного округа, федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Эффективность организационной составляющей механизма реализации определяется созданием целостной системы стратегического управления развитием образования и наличием стратегий на всех уровнях управления образованием. Это предполагает разработку взаимоувязанных программ развития на уровне отдельных образовательных учреждений, муниципальных образований и округа в целом. Тесная взаимосвязь между всеми управленческими уровнями обеспечит согласованность действий и рациональное использование ресурсов окружной системы образования в достижении целевых показателей (приложение «Индикаторы (показатели) эффективности реализации стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года»).



Предварительный просмотр:

Модель программы  по  работе с одаренными детьми

(программа «НАШИ  НАДЕЖДЫ»)                  

Шинкарева Любовь Викторовна

учитель начальных классов, МАОУ «Средняя школа №5»


Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.  

                                                                                                                                                                        (Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко)

Актуальность. 
                В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)                                                                                                        
(Из материалов ФГОС)                                                                        Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

                 Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться  с терминологией,  которая  используется  при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.    
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.       Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.                                                                                                                                                                                     Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.  Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития
способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со
всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря:
“Способности – объяснение вашего успеха”.
            Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
            Обновленное содержание образования.
            Новое поколение образовательных стандартов.
            Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
            К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения
                                                                                                                                                    (Пункты из президентской инициативы)                              Портрет выпускника начальной школы с  учетом  требований  ФГОС  нового  поколения

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
  • Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Противоречия:

  • между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе;
  • между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Проблема.   Отсутствие :

  • системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;
  • программы работы с одарёнными детьми;
  • методического сопровождения;
  • диагностики по выявлению одарённых детей.
  • неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

Цель.    Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Объект исследования.     Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования.     Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Гипотеза.    Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий:
- создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
- проведена диагностика одарённости;
- разработана Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе;
- разработано методическое обеспечение;
- созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.

Задачи.

  • Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе.
  • Разработать Программу развития одарённых детей.
  • Разработать методическое сопровождение.
  • Подготовить учителя  к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.
  • Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми.

Методы.

  • Теоретический (изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
  • Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
  • Статистический ( обработка полученных данных).
  1. Сроки реализации данной  программы

Первый этап – диагностико-организационный  ( 1 год )    

  • создание нормативно-правовой базы;
  • создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ;
  • изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей;
  • организация методического обеспечения;
  • повышение психолого-педагогической компетентности учителей;

Второй этап – организационно – практический  (2 года).

  • апробация программы работы с одарёнными  детьми;                                                                                мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
  • отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
  • методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
  • отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
  • психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.

Третий этап – рефлексивно – обобщающий  ( 1 год).

  • анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  • анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
  • определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ;
  1. Модель работы с одарёнными детьми

Направления:

Формы  работы  по направлениям

1. Координационное

- Организация работы коллектива.
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Организация предметных кружков.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных об одарённых детях.

2. Диагностическое.

- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей.
- Создание банка данных одарённых детей.
- Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

3. Кадровое.

- Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
- Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).

4. Развивающее.

- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
- Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Использование системы информационно – коммуникационных технологий.

5. Информационное.

- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки.

  1. Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными  детьми

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных занятиях с  учащимися

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская,  олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях.

  1. Формы работы:
  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских портфолио.
  1. Ожидаемые результаты.
  • Реализация творческого потенциала детей:        ---   занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, участие  в  конкурсах,  конференциях,  положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты:

  • - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
  • - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
  • - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
  • - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
  • - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
  1. Оценка результативности.

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей  жизнедеятельностью одарённых детей в школе.

 Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность одарённых учащихся..

Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.