Диагностика музыкального развития ребенка

Латышева  Лилия Николаевна

Как проводить диагностику музыкального развития детей для всех групп детского сада по методике  А.Н. Ветлугиной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_po_vetluginoy.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика  развития музыкальных способностей по Н.А. Ветлугиной

Диагностика музыкальных способностей дошкольника

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

1. Интерес к музыке:

- внимание;

-просьба повторить;

- внешние эмоциональные проявления (мимика, жест);

- высказывание о характере музыки (точность, глубина).

2. Отличать правильно или неправильное пение или музицирование.

3. Определять, закончилась ли мелодия.

4. Чувствовать эмоциональную окрашенность музыки, высказываться о настроении, чувствах, которые она передаёт.

5. Способность найти соответствующую певческую интонацию на заданный текст, или на одну мелодию, или к конкретному образу (грустный, весёлый, испуганный, любопытный заяц и т.п.)

1.Точно  воспроизводить мелодию голосом

- петь с музыкальным сопровождением без помощи взрослого;

- петь без музыкального сопровождения с поддержкой голоса взрослого;

- петь без музыкального сопровождения и без  сопровождения голоса взрослого.

2.Играть на детских музыкальных инструментах:

- по одному,

- в ансамбле.

3.Способность к запоминанию песен и мелодий для музицирования.

1.Воспроизводить точно ритмический рисунок:

- в хлопках;

- в притопах;

- на инструменте.

2. Ритмично двигаться в танцах, хороводах, в музыкальных играх.

3. Выразительно, эмоционально откликаться движением на музыку.

4. Уметь найти свои движения, мимику, жесты; ритмично, эмоционально окрасить их согласно характеру музыки, её выразительной сущности.

Примечание

а) Необходимо найти и отметить качественные проявления музыкальности каждого ребёнка.

б) Отсутствие какого-либо компонента музыкальности (Музыкальных способностей) на момент обследования не означает их полного отсутствия.

в) Обследование рекомендуется проводить к концу каждого квартала или полугодия.

Первая младшая группа

1-й уровень. Сосредоточенно слушает музыку, активность в пении, движении не проявляет.

2-й уровень. Эмоционально выражает своё отношение при слушании музыки, пытается подпевать, выполняет отдельные движения.

3-й уровень. Проявляет готовность слушать музыку, петь, двигаться. По-разному откликается на характер музыкальных произведений, активно подпевает концы фраз, уверенно выполняет отдельные плясовые движения, бег и ходьбу под музыку.

Вторая младшая группа

1-й уровень. Слушает музыку внимательно, не всегда может назвать знакомые произведения. Высокие и низкие звуки различить не может. Поёт неточно. Двигается несогласованно с музыкой.

2-й уровень. Узнаёт некоторые песни и пьесы, слушает заинтересованно. Различает высокие и низкие звуки с поправкой педагога.  Песни поёт с помощью педагога и с сопровождением. Двигается согласованно с музыкой в простейших движениях.

3-й уровень. Активно проявляет своё отношение при слушании музыки, эмоционально откликается на контрастный характер. Поёт с сопровождением, двигается согласованно с музыкой, легко, подвижно.

Средняя группа

1-й уровень. Внимательно слушает музыку, но не высказывает предпочтения к каким-либо произведениям. Высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, быстрый и медленный темп различает лишь в контрастных регистрах, темпах, динамических оттенках. Поёт неактивно, вяло артикулируя, с неточной интонацией. Двигается под музыку неточно, запаздывает менять движения при смене частей произведения. Исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах, но только по показу воспитателя.

2-й уровень.  Достаточно хорошо ориентируется в знакомых произведениях, изредка высказывает предпочтение некоторым из них, по мелодии узнаёт их всегда. Различает высокие и низкие звуки в пределах двух октав. Поёт, чисто интонируя, с частичной помощью педагога. Двигается согласованно с музыкой в основных движениях. Исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах, допуская неточности.

3-й уровень. Эмоционально откликается на музыку, узнаёт все знакомые произведения, отмечает любимые, узнаёт по мелодии, высказывается оних, различает контрастный характер музыки. Различает звуки по высоте в пределах сексты, различает форте, меццо-форте, пиано, громкое и тихое звучание. Поёт простейшие песни без сопровождения, пытается выразительно их петь с сопровождением. Может двигаться под незнакомую музыку, передавая её основное настроение, точно и с удовольствием выполняет плясовые движения. Чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на ударных инструментах.

Старшая группа

1-й уровень. Слушает музыку внимательно, но не различает характер музыкальных произведений. Узнаёт знакомые произведения, различает звуки по высоте в пределах сексты, квинты, но порой с ошибками. Воспроизводит в хлопках несложный ритмический рисунок, слабо различает темповые, динамические оттенки. Поёт, правильно интонируя, лишь с помощью педагога..

2-й уровень. Слушает музыку  сосредоточенно, проявляет эмоциональное отношение к некоторым произведениям и отличает  характер знакомых произведений,  иногда ошибаясь. Поёт активно, но не всегда чисто интонируя, с сопровождением.  Правильно исполняет простейшие мелодии (в пределах терции), исполняет несложные мелодии.

3-й уровень.  Эмоционально воспринимает музыкальные произведения, определяет характер и жанры незнакомых произведений, узнаёт знакомые по вступлению мелодии, высказывает о низ своё суждение. Поёт хорошо знакомые несложные песни без сопровождения и выразительно исполняет песни с сопровождением, проявляя индивидуальное своеобразие, выдумку.

Подготовительная к школе группа

1-й уровень.  Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость, называет знакомые произведения, узнаёт их, но в определении характера музыки затрудняется. Различает звуковысотные, ритмические соотношения, тембровые, динамические оттенки. С ошибками различает двух - , трёхчастнцю форму. Поёт, неточно интонируя, с помощью педагога, звучание голоса напряжённое. Затрудняется с выполнением творческих заданий. Исполняет несложные мелодии не мелодических и ударных инструментах, но допускает ошибки.

2-й уровень. Называет любимые произведения, эмоционально отзывается на них, узнаёт знакомые по отдельным их частям, определяет характер трёх пьес одного жанра. Различает двух-, трёхчастную форму, музыкальные фразы с чёткой структурой. Различает  звуковысотные, тембровые, ритмические соотношения, динамические оттенки в пределах  программных требований. Поёт уверенно знакомые песни, пытаясь выразительно передать их содержание, звучание голоса удовлетворительное.

3-й уровень. Очень эмоционально отзывается на музыку, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях, называет любимые, объясняет почему они нравятся. Поёт выразительно несложные песни, точно интонируя, естественным звуком, без сопровождения, умеет настроиться, исправить самостоятельно неточные интонации и спеть попевку в двух-трёх тональностях. Определяет звуковысотное движение (вверх, вниз), ритмические рисунки. Выразительно передаёт музыкально-игровой образ различных персонажей под музыку незнакомых произведений разного характера. Импровизирует оригинальные попевки, сочиняет варианты плясок, инсценирует в движении песни. Исполняет на различных инструментах пьесы, соблюдая общий темп, динамику, ритм, вовремя вступая со своей партией.

Задания для проверки музыкального развития детей в разных возрастных группах детского сада

Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Музыкальные интересы и предпочтения

1

Определение любимого вида музыкальной деятельности

-

-

три вида деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.

виды деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения

На карточках изображены четыре вида деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения

2

Предпочтение жанров музыки в процессе слушания

-

-

После прослушивания двух пьес (плясовая, колыбельная) показать соответствующие карточки с изображением девочки

После прослушивания трёх пьес разных жанров выбрать картинку, (пляска, марш, вальс).

После прослушивания трёх пьес разных жанров выбрать путём выкладывания цветных кружков

3

Выявление любимых песен

-

-

Назвать любимую песню

Назвать любимую песню.

Назвать любимую песню и сказать, почему нравится.

4

Предпочтение жанров музыки в

-

-

-

Подобрать движения для польки или пляски.

Подобрать движения для польки, пляски или вальса

5

Предпочтение разных музыкальных инструментов

-

-

Выбрать инструмент для игры (барабан, бубен)

Выбрать инструмент для игры (барабан, бубен)

Прослушать и определить звучание разных инструментов

Восприятие музыки

1

Выявление особенностей восприятия музыки

Прослушивать песни, выбирать игрушки, соответствующие их содержанию

В процессе слушания  колыбельной и плясовой мелодии показать

движения

Прослушать и различить две пьесы , разные по жанру (марш, пляска), показать

Прослушать и различить три пьесы , разные по характеру и жанру (марш, пляска, колыбельная)

Прослушать и различить три пьесы, различного характера,  одного  жанра (полька, пляска, вальс),

2

Восприятие двух,- трехчастной формы пьесы в условиях темпо изменений

-

-

Слушать пьесу и хлопком отмечать смену частей в двухчастном произведении

Слушать пьесу, определять её три контрастные части путём выкладывания прямоугольников разного цвета.

В процессе слушания пьесы трёхчастной формы выеладывать квадраты разного цвета, определяя начало звучания каждой части

Музыкальные способности

1

Выявление уровня звуковысотного слуха

Узнавать игрушки по звучанию (высокое и низкое)

Различать высокий и низкий звуки в пределах октавы до1 - до2 (использовать металлофон или колокольчик)

Определять высокий и низкий звуки в пределах сексты до1 - ля 1

Различать высокий и низкий звуки в пределахкварты до1 - фа1 (использовать

колокольчик с  точно зафиксированной высотой)

Различать высокий и низкий звуки в пределах терции до1 - ми1 ( использовать колокольчик с  точно зафиксированной высотой)

2

Определении направления  движения мелодии

-

-

-

С помощью «Музыкальной лесенки» определить движение молоточки - матрёшки вверх и вниз

С помощью «Музыкальной лесенки» прослушать отрывок звукоряда

3

Выявление уровня ладотонального слуха

-

-

-

С помощью пособия «Музыкальный домик» определить на слух завершённость мелодии (повесить картинку с изображением матрёшки на окно домика)

С помощью пособия «Музыкальный домик» прослушать отрывок звукоряда  и определить завершённость мелодии (соль1 - до1) 

4

Выявление уровня ритмического слуха

-

Слушать песню «Птички» М. Раухвергера, отметить окончание хлопком и восклицанием «Ай!»

Определить ритмический рисунок, состоящей из четвертной и восьмой в двухтактном  постороении, прослушать заданный ртм

Определить ритмический рисунок, состоящей из четвертной и восьмой в четырёхтактном постороении, прослушать и воспроизвести на металлофоне или хлопками

Слушать мелодию и отхлопывать ритмический рисунок, состоящий из четвертной и восьмой в четырёхтактном постороении.

Исполнительство

1

Выявление качества певческих умений

Подпевать песню, исполняемую взрослым, петь группой (по 3-4 детей)

петь знакомую песню вместе с педагогом  (по 3-4 детей)

Исполнять хорошо знакомую песню в сопровождении фортепиано

Исполнять знакомую песню в сопровождении фортепиано, повторить индивидуально с частичной помощью педагога.

Петь знакомую песню первый раз с помощию педагога, затем без сопровождения. Коллективно исполнять песни.

2

Выявление качества музыкально-ритмических движений:

-выполнение элементов танца;

- создание музыкально-игрового образа

Выполнять плясовые движения по показу

Исполнять небольшими группами знакомую двухчастную пляску

 

Исполнять небольшими группами элемента пляски (Притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному)

Выполнять движения небольшими группами (поскоки, шаг с притопом, кружение парами)

Передать в движении образ кошки («Вся мохнатенькая

Выполнять небольшими группами движения танца: в композиции из двух движений (оценивается выразительность движений,ритмичность, правильное выполнение шага польки, кружения на месте на поскоках)

Использовать музыкально-игровой образ в развитии

3

Выявление качества приёмов игры на детских инструментах

         -

             -

            -

Играть на бубне, треугольнике, металлофоне

Исполнить простую попевку на металлофоне, триоле

Способы самостоятельных действий

1

- в пении

         -

            -

Исполнять знакомую песню точно после вступления (петь подгруппами)

Исполнять знакомую песню точно начиная каждый куплет. Петь по подгуппам.

Точно передавать мелодию приеё транспонировании

2

- в музыкально- ритмическом движении

В свободной пляске самостоятельно применять знакомые движения (исполнять всей группой)

Самостоятельно исполнять знакомый танец (всей группой)

Самостоятельно исполнять знакомый танец

Самостоятельно исполнять знакомый танец

Самостоятельно исполнять знакомый танец в парах. Оценивать выступление других детей.

Музыкальное творчество

1

- песенное

         

             -

            -

Пропеть своё имя

Пропеть ответ на музыкальный вопрос педагога

Импровизировать мелодии: плясовую и колыбельную

2

- музыкально-игровое, танцевальное

             -

            -

         -

Придумать пляску с использованием знакомых движений

Прослушать три пьесы разного характера (вальс, марш, полька), выбрать музыку, соответствующий её характеру  предмет (лента, флажок, бубен) и придумать свои движения

Диагностика музыкальных способностей дошкольников

______________________________________________

Фамилия, Имя ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

1кв

2кв

3кв

1кв

2кв

3кв

1кв

2кв

3кв

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22