Выступления на городских МО и мастер-классах

Родионова Рената Анатольевна

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении по теме:

 

«Экологическое воспитание детей по ознакомлению с природой родного края через внедрение регионального компонента»

«Природа – это самая лучшая из книг,

написанная на особом языке.

 Этот язык надо изучать»                                                                                     

  Н. Г. Гарин-Михайловский

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

 Региональный компонент экологического образования в наиболее отчетливой форме проявляется в дошкольном детстве. Все мы знаем, что дети слабо знакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы узнают и называют птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет. Детский сад работает по региональной программе для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет Е.С. Евдокимовой «Воспитание маленького волжанина»

               Цель  дошкольного образования – устремление ребенка к активному познанию природы, истории родного края – Нижнего Поволжья, его традиции и современной культуры; развитие созидательной направленности растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию.

Детскому саду важно внимательно относиться к педагогическим ресурсам семьи, организаций дополнительного образования, учреждений культуры и искусства, развивая ответственные и взаимозависимые отношения, обеспечивающие целостность и непрерывность развития личности ребенка.

Принцип природосообразности требует строить образовательный процесс на целостности природы Ребенка. «Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка, по пути обретения заданной ему форму и наращивания заданных ресурсов» (Ш.А. Амонашвили).

Условия реализации данного положения являются:

  • создание разнообразных ситуаций общения ребенка со старшими по возрасту детьми и взрослыми (родными, знакомыми и чужими), удовлетворяющими его стремления познанию и взрослению;
  • создание проблемных ситуаций, в которых ребенок действует как субъект: обнаруживает проблему, совместно или при поддержке взрослых создает проект ее решения, включаясь в общий поток творческих поисков и усилий; реализует проект и анализирует его выполнение, переживая полученные результаты; определяет перспективы развития проекта;
  • создание разнообразных ситуаций свободного выбора.

Проблемы  экологии в последние годы продолжают быть актуальными, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. Существует ещё проблема как донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка бережно относится к объектам живой природы. Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми воспитатель наблюдает, рассматривает, обсуждает, анализирует и т. д..Свои впечатления об увиденном они затем выражают в НОД.

Экскурсии по территории детского сада - особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях воспитатель знакомит детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе..Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Воспитатель знакомит детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке должно быть такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями нужно использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

На ООД можно использовать художественную литературу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Работу по экологическому воспитанию нужно проводить и в семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями воспитатель сможет решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Методы ознакомления дошкольников с природой

Наглядные методы

В течение всего года с детьми нужно проводить постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: старшие дети могут обозначать птиц значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Рассматривание картин.  Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности.

Учебный экран -  при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Помогают детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории дошкольного учреждения. Можно начать работу с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытнической деятельностью.

Игровые методы.

Дидактические игры -  в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами,  фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

Детям очень нравятся различные викторины, квесты, КВН. Их можно организовать, основываясь на уже имеющихся у них знаний, а можно как изучение нового материала. Можно организовать семейный КВН. 

Практические методы.

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы. Элементарные опыты -  это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует  специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

По результаты наблюдений, экскурсий полезно сделать гербарий растений, коллекцию семян и плодов. Дети с удовольствием будут листать альбом, сделанный собственными руками. Гербарий может быть собран из растений, растущих на территории детского сада или того, места, где ребёнок  побывал на экскурсии с родителями. 

Словесные методы.

Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.

Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.

Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. 

В результате вышеуказанных мероприятий дети узнают много нового и интересного.  Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде.

Мероприятия  способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, наблюдательности, умения правильно вести себя в природе. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, способствует воспитанию любви к природе.

В условиях проделанной работы по формированию экологической культуры получены следующие результаты:

1. Разработано перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию экологической культуры с учетом регионального компонента;

2. Разработано в соответствии с комплексно-тематическим планированием картотеки: «Экологические беседы», «Экологические сказки», «Экологические игры», «Экологические опыты»;

3. Оформлены экологические альбомы: «Сборник осенних историй»,  «Гербарий листьев деревьев и кустарников», «Дары природы»,  «Кора деревьев нашего края».

4. Разработан проект на тему «Осенними тропами».

5. Разработаны интерактивные  игры «Кто, где живет?», «Зимующие и перелетные птицы», «Назови детеныша правильно»,  «С какого дерева лист» и др.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Подготовила : ст.воспитатель Родионова Р.А.

        «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится

Чингиз Айтматов

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть Вас, ваши добрые лица и лучистые глаза. Для начала давайте мы улыбнемся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!

Тема нашего семинара «Детское волонтерство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Актуальность: 

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу и является инновационной. Новизна технологии состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада. Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности; милосердия; самостоятельности; умение общаться с разными социальными группами людей; личностный позитивизм.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Волонтерская деятельность это :

посадка цветов, кустов и деревьев;

помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы, и другие;

благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; помощь животным;

просветительские беседы;

благотворительные концерты и театральные выступления;

экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

пропаганда здорового образа жизни; и др.     

Предпосылкой возникновения волонтерского движения в нашем саду стала тема моего самообразования «Новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в инновационной деятельности педагогов ДОУ»(  Технология эффективной социализации Н. П. Гришаевой «Дети –волонтеры»), мы приступили к реализации   «Быть добрым просто». В ходе одного из мероприятий проекта у детей возникло желание поделиться с другими воспитанниками своими знаниями и творческими поделками, которые они самостоятельно изготовили, так появилась идея развития волонтерского движения. Технология волонтерства «Дети-волонтеры» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

  Задачи:

- учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;

-воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

- способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка;

- развивать навыки общения детей;

- вовлечь родителей в образовательную процесс по нравственному воспитанию детей.

Цель технологии «Дети – волонтёры» : воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Цель внедрения технологии «Дети - волонтеры» в ДОУ: организация в детском саду волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

I. этап Социально-психологическая подготовка.

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия.

Беседы: «Какой я?», «Что такое добро, доброта?», «Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Что значит: «Жизнь дана на добрые дела»?». «Где живёт доброта?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».

Просмотр мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Кот Леопольд», «Бюро находок» и т.д. .

 Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», Осеева «Волшебная иголочка». С. Михалков «Птичья столовая». В. Бианки «Синичкин календарь», «Дружба» (Пакистанские народные сказки», «Сказка о добре», русские народные сказки, разучивание считалок и мирилок.

Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
Игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Дорисуй» - игровизор»; «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова», «Пирамида пожеланий», «Шляпа доброго волшебника» и др.

II. этап Путешествие в мир добрых дел и поступков

       На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела. Все дети любят играть, поэтому дети часто помогают детям младшего дошкольного возраста, с целью социализации и установления добрых взаимоотношений, проявления заботы о младших, играют  с ними в различные игры.

Мы ведем работу по активному включению родителей в жизнь МБДОУ, поэтому стараемся наиболее полно использовать педагогический потенциал взаимодействия с семьей. В рамках взаимодействия со взрослыми (родителями и педагогами) были проведены следующие мероприятия:

Творческое домашнее задание для родителей и детей «Платочек для ковра дружбы»;

Оформили «Дерево добра» с высказываниями детей о доброте;

III. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.

С детьми нашей группы мы проводили акции, такие как: «Покормите птиц зимой», проведение совместной акции взрослых и детей «Ковер дружбы».

Запланирована акция, посвященная празднованию Дня Победы, под названием «Георгиевская ленточка».

Наша работа в данном направлении продолжается, но уже можно выделить следующие результаты: у детей сформировалось стремление совершать добрые дела и поступки, научились давать оценку поступков как своих, так и других детей. Улучшились партнерские отношения с родителями в области формирования нравственных качеств детей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Все знают сказку «Королевство кривых зеркал»? Что там происходило с именами? Правильно. А вы когда–нибудь пробовали говорить свое имя наоборот? Я предлагаю вам пару секунд потренироваться и каждый по очереди будет его называть. А все остальные должны будут все вместе произнести имя, только уже правильно, на счет «три-четыре». (Дать другие  имена : Анна, Света, Люда, Ирина, Катя, Таня, Маша, Оля, Варвара, Роза и др.)

Прекрасно! Вот мы и познакомились.

А сейчас, уважаемые коллеги,присаживайтесь за столы  перед вами лежат листы бумаги и ручки, напишите пожалуйста, слова, понятия, которые ассоциируются у вас со словом волонтер?

Как вы думаете, легко или трудно быть волонтером? (ответы).

Вас много и каждый считает по-своему, поэтому предлагаю

поработать по командам. Первая команда подумает и напишет, почему же быть волонтером легко, а вторая-трудно.

Делятся на две группы, ответы на вопросы записывают на листочках ( разного цвета: зеленых и красных) и прикрепляют на дереве:

- Почему легко быть волонтером?

- Почему трудно быть волонтером?

- Обратите внимание на цвет листвы, какого цвета больше? Как вы думаете, почему?

Исходя из ваших ответов можно сделать вывод, что кому-то

легко осуществлять волонтерскую деятельность, а кому-то сложно.

Но еще одна существенная вещь, о которой не стоит забывать, что

при любой деятельности, даже если она у вас получается на все 100%,

нужно быть готовыми к внезапно возникшим трудностям или же

постоянно развиваться, чтобы эти самые трудности преодолевать.

Упражнение с «Чашкой добра».

- Представьте, что у каждого из вас сейчас в руках оказалась самая любимая чашка. (Педагог показывает модель чашки из бумаги и предлагает каждому взять свою «чашку» в руки.)

- Наполните ее до краев своим любимым напитком. Возьмите карандаш и обозначьте линией границы этого напитка.

- Мысленно представьте, что рядом с вами человек, с которым вы хотели бы поделиться своим напитком, потому что у него чашка пустая. Отлейте из своей чашки в его – пустую.

- Отливайте! Не жалейте!

- А сейчас посмотрите снова в свою чашку.

- О! Она по-прежнему полна до краев.

- Что же случилось, почему так произошло? …

А потому, что ваша чашка особенная, волшебная! Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной!

- Эта чашка - душа и она наполнена вашей добротой. Чем больше отдаешь добра другим, тем больше доброты получаешь обратно.

Уважаемые коллеги !(рефлексия)

 Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр.

Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.

Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие.

Сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс, в центре листа я обозначила  своё внутреннее состояние на данный момент (цветок, солнце, туча…),  дорисуйте, пожалуйста, к моему настроению своё (ваше впечатление, настроение, что удачно, что узнали, что понравилось, чтобы взяли с собой…)

В народе говорят, что человек,

Когда он что-то доброе свершает,

То свой земной, свой человечий век

Не менее чем на год продлевает.

А потому, чтоб жизнь не подвела

И чтоб прожить вам более столетия,

Шагайте, люди, избегая зла,

И помните, что добрые дела —

Вернейшая дорога в долголетие!( Э.Асадов)

Пробуйте. И у вас все получится!



Предварительный просмотр:

«Детское добровольческое движение " Добрые дела " как эффективная форма организации воспитательной работы в ДОО».

Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

 И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.  

             (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.  

Толковый словарь русского языка).

        Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.  Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей  к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство  учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

Работа по волонтерскому движению проходило через проектную деятельность детского сада.

Цель проекта:

Внедрить  волонтерскую  практику в деятельность детского сада, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

-Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность.  

-Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

-Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

-Развитие коммуникативных навыков детей.

-Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

В нашем детском саду понятие "волонтерство" мы стали использовать два года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.

А самые близкие  нам- это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.  Они уже могут провести настоящий мастер- класс  на разные темы.

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.

Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать " Дни помощи".

  Помогать можно во всем младшим товарищам.

А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.

Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.

Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.

Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам,  одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для участников СВО, ветеранов ВОВ и труда, одиноких пенсионеров. А потом ребята поздравляют и вручают подарки.

Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.

    Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как

 " Покормите птиц зимой", " Посади свое дерево", " Сбереги елочку",

"Сбережем природу", развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача - научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.

Отдельно хочется сказать об акции "Посылка земляку к Новому году", которая проходила в нашем детском саду. Ребята написали письма сегодняшним солдатам, собрали вместе с родителями, педагогами сладкие подарки и  отправили их.

В ответ получили огромные слова благодарности от матерей и самих ребят.

Еще одной очень важной традицией нашего детского сада является поздравление ветеранов ВОВ во время митинга, посвященного Дню Победы. Дети с гордостью и трепетом чествуют ветеранов и благодарят за счастливое детство и мирное небо над головой.

Данный вид работы для нас является новым, но очень интересным и детям и взрослым.

Дошкольники совместно с МОУ СОШ № 18 проводят работу по патриотическому воспитанию в подготовке «Юных карбышевцев». Дети знакомятся с жизнью Д.М. Карбышева, его подвигом, школьным всероссийским патриотическим движением. В день рождения героя и 9 мая дошкольники возлагают цветы к памятнику Д.М. Карбышева.

Предполагаемые результаты проекта: 

  1. Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
  2. Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
  3. Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  4. Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
  5. Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
  6. Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и  пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения.

 

Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.

Вид проекта: долгосрочный. 

Актуальность

 Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам,  «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.  В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

 

Проблема:

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?

А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?

Что можем сделать мы, педагоги,  в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А мы, в нашем детском саду,  стали использовать его два года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.

Новизна:

  1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
  2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
  3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

 



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1.

Мастер-класс на тему: «Игры и упражнения по развитию конструктивной деятельности у детей с ЗПР через интеграцию образовательных областей»

Слайд 2.

Конструирование (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению, процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.

Слайд 3.

Виды конструирования.

Техническое:

  • конструирование из строительных материалов, деталей конструктора и крупно - габаритных модулей
  • компьютерное конструирование

Художественное:

  • конструирование из бумаги, картона и бросового материала (коробки, катушки и т.д.)
  • конструирование из природного материала

Слайд 4.

Формы организации конструктивной деятельности:

  • по образцу
  • по схеме
  • по условиям
  • по замыслу

Слайд 5.

Особенности конструктивной деятельности

у детей с ЗПР:

  • отсутствие интереса
  • замедление и фрагментарность восприятия мышления
  • низкий уровень речевого развития
  • снижена познавательная способность
  • быстрая утомляемость и т.д.

Слайд 6.

Задачи конструктивной деятельности

  • Развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
  • Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
  •  Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
  • Закреплять знания детей об окружающем мире.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Слайд 7.

Коррекционные задачи

  • развитие сенсорных представлений;
  • формирование пространственной ориентации;
  • развитие и совершенствование высших психических функций: восприятия, внимания, мышления, памяти, речи
  • тренировка тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
  • формирование и закрепление определенных «саногенных состояний»
  •       (состояние успеха)

Слайд 8.

Интеграция конструктивной деятельности в образовательные области

познавательно-речевое:

познание, коммуникация,

чтение художественной литературы

художественно – эстетическое: художественное творчество, музыка

социально – личностное: безопасность, труд, социализация

физкультурно – оздоровительное:

физическое развитие, здоровье

Слайд 9.

Познавательно – речевое развитие

Опыты

«Чудесный мешочек»

Цель: на ощупь найти фигуру для постройки, которая указана на схеме

Речевые игры

«Доскажи словечко». Разгадывание загадок о геометрических фигурах и телах, просмотр альбомов и слайдов

Целевые прогулки:

конструктивные особенности зданий, сравнивание строительных объектов

Чтение художественной литературы с последующим конструированием и  обыгрыванием  сюжета

Составление описательных рассказов о своей постройке

Дидактические игры

 на развитие восприятия геометрических фигур и тел «Телеграф», «Архитекторы», «Фотограф» и т.д.

Слайд 10.

Социально-личностное развитие

Безопасность

Беседы о конструкции зданий.

Правила безопасного использования ножниц при работе с бумагой.

Социализация

Знакомство со строительными профессиями, беседы о технике, облегчающей труд строителей.

Сюжетно-ролевые игры «Мы-строители» и др.

Труд

Совместные постройки для сюжетных игр, изготовление различных конструкций, уборка своего рабочего места, совместный труд-уборка конструктора, раскладывание по виду, цвету.

Слайд 11.

Фото

Слайд 12.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

  • Рассматривание иллюстраций с художественным оформлением зданий (цирк, Дворец спорта, планетарий, музей)
  • Зарисовка своей постройки
  • Аппликация «Ночной город»
  • Использование построек в обыгрывании сюжетов сказок
  • Изготовление макета «Наша улица» (объёмное конструирование).

Музыкальное творчество

  • Знакомство с музыкальными инструментами(материал, форма, цвет, высота звука)
  • Музыкально-дидактические игры

«Угадай и повтори»

Цель: определить на слух какой инструмент звучит, проиграть и выложить из геометрических фигур ритмический рисунок

Слайд 13.

Фото

Слайд 14.

Работа с родителями

Родительское собрание

Сообщение: «Всестороннее развитие детей в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для родителей в родительском уголке

 «Конструировать – значит творить»

Индивидуальная работа:

 альбомы, литература со схемами  конструирования из разных материалов

Выставки:

  • Детских поделок из различного материала (конструктор, бумага, природный и бросовый материала)
  • Родителей совместно с детьми «Осенние фантазии», «Самоделки своими руками», «Бумажная сказка»

Слайд 15.

Спасибо за внимание.