Лауреат конкурса "Учитель года - 2016", номинация "Воспитатель года - 2016"

Кравцова Наталья Николаевна

Информационная карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx1.75 МБ
Файл pedopyt_n.n._kravtsova.docx36.93 КБ
Файл pedopyt_-.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Орлёнок» г. Зернограда

Педагогический опыт воспитателя Н.Н. Кравцовой

«Тестопластика, как метод арт-терапии,

 в работе с дошкольниками»

                            «Истоки способностей и дарований детей

                             – на кончиках их пальцев.

                              От пальцев, образно говоря, идут тончайшие     ручейки,

                            которые питают источник творческой мысли.»

                                                                                           В.А. Сухомлинский

        Наступило время информационной насыщенности, скорого ритма жизни, в результате чего, как отмечают специалисты, даже у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологией и является арт-терапия. Физическое и духовное развитие ребенка зависит от того, каким он увидит окружающий мир.

        Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Существуют разные виды арт-терапии: сказкотерапия, фототерапия, ароматерапия, библиотерпия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и т. д. Я, как воспитатель детского сада решила обратиться к арт-терапии, потому что педагогическая практика показывает, что часто в детский сад приходят агрессивные, неспокойные дети с неустойчивой психикой.

        Арт-терапевтическая методика позволяет погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию.

        Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу педагогические мероприятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности, детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители).

        В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании», с введением Федеральных государственных образовательных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Кружковая работа, в нашем ДОУ давно уже стала  нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения, поэтому идеей применения такого вида арт - терапии, как тестопластика решено было внедрить через организацию кружка для детей 3-7 лет «Мукасолька».

        Почему я выбрала именно тестопластику? В первую очередь потому, что тесто доступно всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

        Работая по теме, поставила перед собой следующие цели:

- гармоничное развитие ребёнка с проблемами в развитии,

- расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства,

- участие в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

        Через использование арт-терапии решаю следующие педагогические задачи:

- учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку;

- корригировать психоэмоциональное состояние ребёнка процессом творчества;

- прорабатывать мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять;

- способствовать формированию качеств позитивного общения

- развивать чувство внутреннего контроля;

- концентрировать внимание на ощущениях и чувствах;

- развивать художественные способности;

- формировать положительную самооценку дошкольников.

        В самом начале кружковой работы я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми.

        Составила рабочую программу кружка, разработала серию педагогических мероприятий по теме, которые служат творческим толчком для обучения детей лепке из соленого теста.

        Составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.

        На первых этапах происходило знакомство детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д.). Тесто замешивалось в присутствии детей. Им давалась возможность подействовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

        Для раскатывания теста использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – гусеница, четыре шарика, одного размера, при помощи, смоченной в воде кисточки -  склеиваются. А потом к основе можно добавить характерные признаки – усики, носик, глазки.

                Особо хочется остановится на тех методах и приемах которые я использую в работе с детьми.

        Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку.

        Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце педагогического мероприятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы, например: «Меня зовут Мышонок. Я люблю сыр! А ты что любишь? » Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

        Включаю в свою педагогическую деятельность элементы моделирования - использую графические и предметно-схематические модели, где существенные признаки уложены в схему или изображены условно.

        Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Поэтому широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

        В своей деятельности использую различные приемы:

  • Разминание
  •  Отщипывание
  •  «Шлепанье»
  •  Сплющивание

        Все это позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых в педагогической деятельности, моя цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.

        Считаю, что каждый родитель должен знать, «чем живет» ребенок в детском саду. Поэтому часто провожу мастер  классы для родителей. В нашей группе постоянно выставляются работы детей из соленого теста. У родителей это вызывает интерес. Многие интересуются технологией тестопластики, а некоторые дома с детьми с удовольствием занимаются лепкой из теста. А что может быть лучше проведенных часов совместно ребенка и матери за полезным занятием?

        Под моим руководством дети участвуют в творческих интернет-конкурсах. И я думаю, что это не последние достижения.

        Проведенная работа за год показала следующие результаты:

  • страхи и переживания, связанные с жизнью в детском саду стали для ребят менее стрессогенными;
  • дети способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей;
  • изменилась самооценка дошкольников на более позитивную;
  • в группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения.

        А так же была динамика в развитии мелкой моторики и развитии речи дошкольников.

        Главным результатом своей работы по тестопластике, как одной из форм арт-терапии я считаю: не столько научить ребёнка лепке, сколько помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции. В дальнейшем я планирую продолжить кружковую работу с детьми по данной теме.

        Нам, взрослым следует помнить, что метод арт-терапии не имеет ограничений и противопоказаний. Скорее, здесь работает принцип «чем больше, тем лучше», чем больше ребенок творит, будь то рисунок, скульптура, маска или ваза, сделанная из старой бутылки, тем комфортнее, свободнее и счастливее ему живется. Давайте дадим маленькой личности развивать свой потенциал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тестопластика, как метод арт-терапии, в работе с дошкольниками» Н.Н. Кравцова, воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Орлёнок» г. Зернограда

Слайд 2

Актуальность: н аступило время информационной насыщенности, скорого ритма жизни, в результате чего, как отмечают специалисты, даже у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологией и является арт-терапия. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности . В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании», с введением Федеральных государственных образовательных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Кружковая работа, в нашем ДОУ давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения, поэтому идеей применения такого вида арт - терапии, как тестопластика решено было внедрить через организацию кружка для детей 3-7 лет « Мукасолька ». Кружок по тестопластике « Мукасолька »

Слайд 3

Теоретическое обоснование метода Тесто доступно всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения .

Слайд 4

Цели кружковой работы: г армоничное развитие ребенка с проблемами в развитии; р асширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства; у частие в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Задачи: Учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку; Корригировать психоэмоциональное состояние ребенка процессом творчества; Прорабатывать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять; Способствовать формированию качеств позитивного общения; развивать чувство внутреннего контроля; Концентрировать внимание на ощущениях и чувствах; Развивать художественные способности; Формировать положительную самооценку дошкольников.

Слайд 5

В начале кружковой работы: изучение методической литературы по тестопластике , подбор пальчиковых упражнений, шаблонов, эскизов для лепки ; Составление рабочей программы кружка, разработка серий педагогических мероприятий по теме, которые послужили творческим толчком для обучения детей лепке из соленого теста; Составление перспективного плана, где усвоенный материал осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых этапах: знакомство детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей ); з амешивание теста в присутствии детей.

Слайд 6

Использование в работе: скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок, печати и др. Лепка объемной формы: Основа формы – гусеница, четыре шарика, одного размера, при помощи смоченной в воде кисточки - склеиваются. А потом к основе можно добавить характерные признаки – усики, носик, глазки.

Слайд 7

игровые мотивации; Методы, приемы, формы используемые в работе: арт - терапия; графические и предметно-схематические модели ; пальчиковые игры, гимнастика массаж пальцев, упражнения для рук с предметами ; м астер – классы и др.

Слайд 8

Результаты: с трахи и переживания, связанные с жизнью в детском саду стали для ребят стрессогенными; дети способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей; изменилась самооценка дошкольников на более позитивную; в группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения. Динамика развития мелкой моторики и развития речи дошкольников

Слайд 9

Главным результатом работы по тестопластике , как одной из форм арт-терапии считаю : не столько научить ребёнка лепке, сколько помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции. Спасибо за внимание!