Учитель года - 2017

Головко Ольга Сергеевна

1. Методический семинар

2. Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodseminar.doc78 КБ
Microsoft Office document icon esse.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Головко О.С.

учитель английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Использование проектной деятельности

в обучении английскому языку

для достижения планируемых результатов ФГОС 

Слайд 1

Годы моей педагогической практики пролетают  перед моими глазами, как картинки в окне движущегося поезда, стремительно сменяя друг друга. То проезжаем безмятежные равнины, а вот  мы уже поднимаемся вверх, в неприступные горы, то стремительно мчимся вперед. Одни пассажиры поезда сменяют других. Некоторые пассажиры приносят столько радости, живости в окружающую нас действительность, а некоторые тихи и скромны, как и дети на наших уроках. Какие – то дни проходят интересно, захватывающе, а некоторые и не очень. Все эти интересные встречи, беседы, обсуждения, всё это можно соотнести с общением на уроках, а методы и приёмы которые мы используем соотнести со сменой пейзажа за окном движущегося поезда. Все, что вызывает в нас неподдельный интерес, все это побуждает нас к активной познавательной деятельности, все это помогает сформировать целый ряд личностных качеств, помогает учащимся освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия. И, конечно, способствует освоению учащимися умений, видов деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению в учебных и учебно-проектных ситуациях.

Слайд 2

Конечно же, каждый учитель, начиная урок, надеется, что учащиеся будут «внимать каждое его слово с широко открытыми глазами». Но, к сожалению, это не всегда происходит. И тогда каждый учитель задается вопросом: «Что делать? Как сделать урок ярким и запоминающимся?» И каждый начинает искать ответ на эти вопросы. Каждый учитель изучает, сравнивает различные методы, приемы, средства обучения, чтобы заинтересовать учащихся, при этом чтобы методы были совместимы с новым федеральным государственным стандартом, в основе которого лежит системно - деятельностный подход.

Один из таких методов, который я систематически использую, является метод проектов. В ходе реализации проектной деятельности создаются оптимальные условия для самореализации учащихся, повышение уровня их коммуникативной компетенции через интеграцию интерактивных форм и методов обучения в процессе учебной деятельности, формируются универсальные учебные действия. Он позволяет создать «ситуацию успеха» как для «сильного», так и для «слабого» ученика, создает благоприятную атмосферу на уроке, способствует лучшему усвоению знаний.

Слайд 3

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них может сделать самостоятельно» (Л.С. Высоготский)

Хотя эта цитата не нова, мы можем заметить её злободневность. Она как раз применима к проектной деятельности. То, что дети сегодня смогут сделать вместе в группе, в сотрудничестве, то каждый из них сможет сделать завтра самостоятельно. Давайте рассмотрим, сколько всего задействовано в процессе проектной деятельности. Это и  обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность, дискуссии, беседы, научный метод, поисковая деятельность, ролевые игры, мозговые атаки, рефлексивные действия. То есть, мы видим, насколько сложен характер проектной деятельности, насколько разнообразны формы взаимодействия, насколько тесно связаны они с рефлексией.

Слайд 4

 Так почему же в современной педагогической практике такое огромное внимание уделяется методу проектов? Зачем он нужен? Давайте ответим на этот вопрос.

  1. научить учащихся самостоятельному критическому мышлению, умению работать с информацией (согласитесь, когда учащиеся подбирают материал для проекта, они учатся мыслить критически);
  2. научить размышлять, опираясь на факты, закономерности, делать обоснованные выводы ( когда они уже нашли информацию, будут готовить его презентацию, им придется писать заключение, делать обоснованный вывод);
  3. научить принимать самостоятельные, аргументированные решения (если учащиеся во время поиска нашли слишком много материала, они должны будут аргументировано отбросить ненужную информацию, чтобы оставить только то, что пригодится);
  4. научить учащихся работать в команде, выполняя разные социальные роли (то, что они учатся работать вместе, впоследствии они смогут делать что-то более крупномасштабное в обществе).

Слайд 5

А как же прослеживаются планируемые результаты и умения, формируемые в процессе выполнения проектов? Какие задачи преследуются на разных ступенях обучения? Какие типы проектов бывают? Все это поначалу ставило в тупик и заставило по-новому взглянуть на метод проектов.

Как считал Высоготский Л,С., проектная деятельность в начальной школе – это «зона ближайшего развития». То есть, в начальной школе выполняются, скорее всего, проектные задачи, нежели проекты.

 Проектные задачи, реализуемые в начальной школе, являются прообразами проектов. Так материал, который дети добывают для проектов в 2-4 классах, они находят не извне, а в основном в своей личной жизни. Работая по УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» мы изготавливаем проекты закладки, книжки, сочинения по тематике учебника:  «The ABC», «My Friend», «My Toy»,  «My Pet»( во 2-х классах), «Menu», «Magazine», «Healthy Food»,  «Merry Christmas»( в 3-х классах), «My room», «My house», «Weather»,  «My classroom»( в 4-х классах). Темы и формы проектов разнообразны. При выполнении проектных работ в начальной школе не преследуются  исследовательские задачи. Они делают продукт, которым могут поделиться. Но уже здесь они приучаются к сотрудничеству, идет подготовка к тому, что в старшей школе будут распределены роли, учащиеся будут выполнять проекты в группе, вместе.

Проектная деятельность является ведущей в подростковом возрасте, гарантирующей развитие ответственности, инициативности, самостоятельности.(К.Н.Поливанова)

Слайд 6.

              Давайте посмотрим на историю возникновения метода проектов.

  1. начало XX века (США) – возник метод проектов. Основоположник Джон Дьюик и его ученик Уильям Килпатрик. Возник метод проектов в начале XX века в США.
  2. 1918 г. опубликована статья У. Килпатрика «Метод проектов»
  3. 1905 г. (Россия) под руководством С.Т. Шацкого организована группа сотрудников, пропагандирующих метод проектов среди российских педагогов
  4. 1918-20 –е гг.под руководством Н.К. Крупской метод проектов применяется
  5. 1931г. – метод осужден как чуждый советской власти. Не используется до 80-х гг.  XX века.
  6. В начале 90-х гг. метод проектов вернулся в российские школы, благодаря Е.С. Полат.

Слайд 7

               Параметры внешней оценки проекта (по Е.С. Полат)

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте)
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему привлечения знаний из других областей (география, история, биология, астрономия и др.);
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы (особенно если могут их наглядно подтвердить картинками, рисунками);
  • умение отвечать на вопросы оппонентов.

Слайд 8

Конечно же,  трудностей в реализации проекта, очень много, Это и возрастные особенности учащихся, и соответствие уровню языковой и культурной подготовки учащихся, и трудность выбора типа проекта, и затруднения, которые испытывает учитель при организации проектной деятельности. Важно соблюдение всех этапов выполнения проекта (выбор темы, определение ключевой проблемы, сбор и систематизация информации, выполнение проекта, презентация проекта), а также реализации и практическое применение результатов проектной деятельности. Все это при ограниченном количестве времени на уроках.

Как же сделать так, чтобы проект был и познавательным, и работа над ним не была в тягость, при этом, проследить реализацию планируемых результатов? Я считаю, что результат проектной деятельности должен быть конкретным, должен быть готовый продукт деятельности, готовый к использованию, в процессе реализации которого задействованы все методы и поисковый, и проблемный, и исследовательский, и предпочтительно групповой и метод сотрудничества. В ходе чего развивается творческая деятельность учащегося, прослеживается системно-деятельностный подход.

Слайд 9

Но больше всего меня заинтересовало: «Как достигаются планируемые результаты федерального государственного стандарта, и какие универсальные учебные действия формируются в процессе выполнения проектов? Давайте рассмотрим таблицу.

Как мы видим в проектной деятельности ФГОС реализуется полностью. Безусловно, в процессе работы над проектами реализуются все планируемые результаты, и  они совпадают с планируемыми результатами ФГОС. Во время применения метода проектов, я всегда обращаю внимание на составляющую ФГОС. Рассмотрим проекты в начальной школе. В каждом проекте есть инструкция, нужно работать со справочными материалами, с компьютером и т.д. (формирование метапредметных результатов), повышается мотивация учащихся, развиваются творческие способности, личностные качества (формирование личностных умений), используются различные виды деятельности для решения задач на иностранном языке (предметные).

Слайд 10

Цель проектной деятельности - активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей и формирование у них определенных личностных качеств, как следствие, повышение интереса к исследовательским проектам и к иностранному языку. Какие же задачи преследую я, применяя метод проектов: использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно формировать личностно-эмоциональные и деловые отношения детей; вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.

      Слайд 11

 В начале изучения темы, я объявляю тему проекта или мини - проекта (что также является мотивацией к изучению новой темы). А в конце изучения темы, раздела производится защита проектов и рефлексия. Конечно, необходимо заранее разработать оценочный лист. Рассказать по каким параметрам, пунктам надо быть готовыми к ответу. В любом случае, я придерживаюсь тематики учебника. Защита проектов в старших и младших классах существенно отличается. Совместно с учащимися разрабатываем правила работы над проектом, согласовываем формы защиты проектов, методы оценивания.  На начальной ступени обучения проекты краткосрочные, на проект отводится один урок. Для учащихся более приемлема презентация проекта «Play- a-game».Распределяются роли, будь то ситуация «Угадай что это?», «Семья», «Мой друг», «У врача», «В аэропорту», «Письмо талисману Олимпийских игр», «Талисман Сочи - 2014», «Занимательный алфавит»,  и др.

Слайд 12

Talk Show (Говорим и показываем): На старшей ступени презентация проектов проходит в фомате «Talk Show». Группы готовят проекты к презентации, а их оппоненты готовят вопросы по теме проектов. Все обговаривается заранее, выявляются наиболее интересные факты. Учащиеся самостоятельно проектируют ситуации, взаимодействуют, с удовольствием участвуют в диалоге, не воспринимая его как обязательную проверку знаний.

На этапах работы над проектами в 5-6 классах требуется максимальное участие учителя. На первых порах он помогает, но не подменяет самостоятельную работу детей. Он помогает правильно выяснить проблему, правильно организовать рефлексию. По типу проекты в 5-9 классах: краткосрочные или среднесрочные. Определенную часть проекта дети выполняют самостоятельно дома, часть на уроке - в группе, потом доделывают дома, а уже на следующем уроке идет презентация. Наибольшей популярностью на старшей ступени пользуются исследовательские проекты, в результате которых дети демонстрируют традиции и обычаи России и англо-говорящих стран, представляют блюда и рецепты блюд народов мира, костюмы, атрибуты стран, изготовленные руками учащихся. Активно работают над проектами «Holidays», «Рождество в России и Англии», «Welcome to London», «Welcome to Suvorovskaya», «English-speaking countries», «London Zoo», «Advertisement», «No smoking», «Teens’ Problems», «Ecology», «Save our planet», «Disasters» и другие. Это объемные проекты, требующие не только работы в группе, но и взаимодействие нескольких групп.  Некоторые проекты загружаются в интернет, некоторые я расположила на своем сайте. Несколько учащихся со своими проектами приняли участие во Всероссийском  проекте «Алые паруса», размещены на сайте http://nsportal.ru

Слайд 13

 Метод проекта делает процесс обучения более наглядным, информативным, увлекательным, доступным.   Благодаря проектной деятельности, с использованием информационных технологий, значительно расширились возможности учеников, возросла их информационная и компьютерная компетентность. Работа над проектами позволила реализовать творческий потенциал учащихся, развила их личностные качества (доброжелательность, взаимопонимание, любознательность, толерантность). А как итог, учащиеся усваивают последовательность шагов для улучшения своих собственных результатов. Со стороны тестовых результатов они неизменно растут, постепенно возрастает и качество знаний. Посмотрим диаграмму за последние три года. Я работаю в основной школе (ОГЭ по иностранному языку еще не обязательный), поэтому результатов ЕГЭ или ОГЭ  в моей практике пока еще нет.

Слайд 14

Педагогический опыт показывает, что если мы хотим заинтересовать учащихся в изучении иностранного языка, нельзя опираться только на содержательную часть предмета. Необходимо  вовлекать учащихся в активную деятельность. Учащиеся относятся к программному материалу, как к чему-то навязанному извне и не вызывает у них познавательного интереса. Для повышения интереса им необходим метод проектов, побуждающий решить предложенную проблему. Реализуя проектную деятельность, они готовы перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Метод проекта тем и хорош, что его можно использовать на разных ступенях обучения педагогами разных квалификационных категорий.

Перспективы развития опыта:

  • разнообразить виды проектов;
  • взаимоконтроль учащихся над проектами;

Перспективы использования опыта:

  • участие в  мастер- классах по организации проектной деятельности для обмена опытом работы;
  • подготовка методических рекомендаций

Слайд 15  

   При использовании метода проектов прослеживается и создание «ситуации успеха», и «учение с удовольствием», и проблемность, и сотрудничество.  Все лучшие идеи, методы и приемы традиционной и современной методики преподавания иностранного языка сконцентрированы в методе проектов.

Слайд 16

Литература      

Приложение

Таблица

Планируемые результаты ФГОС

Умения, формируемые в процессе выполнения проектов

Личностные

  • развитие умений достигать взаимопониманияи согласия (межличностная коммуникация)
  • повышение мотивации учащихся
  • развитие творческих способностей учащихся
  • развитие личностных качеств
  • формирование основ гражданской идентичности

Метапредметные

  • умение работать с информацией, текстом
  • умение анализировать информацию, делать обобщение, выводы
  • умение работать с инструкцией
  • умение вести исследовательскую деятельность, взаимодействовать со сверстниками взрослыми в учебной ситуации
  • умение планировать свою деятельность
  • умение контроля, взаимоконтроля
  • развитие информационной и компьютерной компетенции

Предметные

  • использование видов речевой деятельности в знакомых для школьников ситуации, для решения задач на изучаемом языке



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Головко О.С.

учитель английского языка

Я - УЧИТЕЛЬ

О сколько нам открытий чудных, 
Готовит просвещенья дух! 
И опыт, сын ошибок трудных, 
И гений, парадоксов друг! 

А.С.Пушкин

Именно с этими словами я спешила в школу много лет назад, молодой девчонкой. Спешила на свои первые уроки в роли учителя. И радость, и осознание великой ответственности, и чувство причастности к новым открытиям переполняли меня. В те минуты я осознавала, насколько важна избранная мною сфера деятельности.

Профессия учитель, действительно,  является для меня самой  главной. Только  она даёт возможность внести вклад в историю своей страны, посредством воспитания личности, гражданина своей страны. Помочь учащемуся осознать собственную значимость, неповторимость. Только она помогает детям, открыв чудо собственного «Я»,  по-новому смотреть на мир,  учиться жить, не конфликтуя с ним. Учитель – профессия непростая. Решиться посвятить ей свою жизнь, было нелегко. Конечно, это большой труд, от которого не всегда получаешь отдачу. Но мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.

Как и много лет назад, я уверена, что учитель, возложив на свои плечи такой груз ответственности, должен верить в себя и учить этому детей, учить их быть оптимистами, верить в свою успешность, поддерживать в трудных ситуациях. Для этого необходимо научить ребят учиться, то есть самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Поэтому каждый раз, когда я иду на урок, я жду от детей «открытий», преодоления себя, радости от совместной работы. Я считаю лучшими проблемно-поисковый и проектный методы работы. Они обеспечивают возможность учащимся проявить себя в учебно-познавательной деятельности, переносить полученные навыки  при решении учебных проблем в ситуации реальной жизни и реального общения и самореализоваться как личности.

Сколько новых граней я постепенно открывала в себе. Главное, в нашей профессии быть оптимистом и энтузиастом. Оказывается без этого в нашей профессии не обойтись. Учитель всегда должен быть специалистом (конечно, все мы обладаем знаниями и умениями, но мы продолжаем учиться сами), консультантом (как же мы без этой роли, нам никак без нее нельзя), организатором (все на уроке зависит от нас, как мы настроим учащихся, в какое направление зададим, как будем контролировать, полностью все зависит от учителя), руководителем (каждый учитель распределяет по времени и степени глубины деятельность учащихся на уроке).

На сегодняшний день непрерывно растет интерес к изучению иностранных языков. Этому способствовала и направленность нашего государства к участию в межкультурном диалоге, и возможность общения с зарубежными сверстниками, в том числе с помощью социальных сетей и Интернета. Наступил такой момент, когда каждый начал осознавать, что хорошее знание иностранного языка является неотъемлемой частью современной жизни. Это залог успеха в будущей профессиональной деятельности.  Моя главная задача, как учителя английского языка, помочь детям не бояться общаться на иностранном языке, не бояться высказывать свои мысли, просьбы, пожелания. Приобщение детей к участию в межкультурном диалоге помогает в реализации интеллектуального и  личностного потенциала.

Очень многое зависит от того, что учащиеся приобретут на уроках английского языка. На сегодняшний день каждый урок – это не только возможность получения необходимой информации, но и приобщение к культуре. Учитель каждый день, каждый час, каждую минуту примеряет на себя новые роли: он и наставник, и источник информации, и консультант, и актер, и пример для открытых ученических сердец. Настоящему  учителю важно быть способным к импровизации, то есть уметь быстро и верно оценить ситуацию, принять решение. Конечно, это требует постоянного анализа своей деятельности, самосовершенствования и самообразования. Поэтому не случайно одним из важнейших качеств учителя является умение и желание учиться – на своих ошибках и победах, на опыте  коллег, у своих учеников. Это постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и отличает настоящего учителя.

Я очень хочу научить своих подопечных счастью общения на английском языке, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них. Для этого я отрабатываю у каждого ученика важнейшую жизненную установку – быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать в ответ на существующие потребности. Главное – заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию их творческих способностей, создать условия для их личностного развития и нравственного взросления. Учитель должен воспитать личность средствами своего предмета. Для этого на каждом занятии я стараюсь создавать особую доверительную обстановку, атмосферу сотрудничества, изменяющую самовосприятие, самооценку ребят. Отношения строю с ними, как с равными. Ведь они имеют право и на ошибку, и на собственное мнение.

Учитель должен уметь сотрудничать с детьми, понимать, принимать их такими, какие они есть, в то же время направлять их и помогать им. Здесь нельзя не вспомнить слова П. Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен современной школе. И мне кажется, плох тот учитель, каким бы профессионалом он ни был, который обучая детей, сам не может быть гибким, толерантным, невнимательным к потребностям и нуждам детей. Ведь учащиеся считают нас частью своей жизни. Мы нужны детям. Разве может человек еще какой-нибудь профессии похвастать этим? Выбрав профессию учитель, мы должны каждый день своим творчеством менять учащихся, менять себя. Видеть в каждом ученике личность, способную делать «открытия». И делать «открытия» самому.