Мои публикации

Костюкова Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Место курса «Информатика и ИКТ»

в Федеральном базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8 – 11 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 – 7 классах.

Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.

Изучение пропедевтического курса информатики возможно как в начальной школе, так и в основной школе (5 – 7 классы), как это предусмотрено в программе вводного курса Л.Л.Босовой.

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

На третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение профильных и элективных курсов информатики.

пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.

В соответствии со структурой школьного образования  вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе предполагается в 8 – 9, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 – 7 классах.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006».

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux и Windows  в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

Программа рассчитана в 5 классе на 34 часа в год

практических работ – 15;

контрольных работ – 5.

Цели и задачи

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ

в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий представлено следующими укрупненными модулями.

  1. Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель.

Темы для изучения:

  • Информатика и информация.
  • Многообразие форм представления информации.
  • Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
  • Кодирование информации.
  • Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
  • Системы счисления.
  • Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
  • Единицы измерения информации.
  • Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.
  • Объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, классификация объектов.
  • Системы объектов, структура системы.
  • Модели объектов и их назначение.
  • Информационные модели: словесные модели, математические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, графы, деревья.
  • Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
  • Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя.
  • Способы записи алгоритмов.
  • Базовые алгоритмические конструкции.
  • Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.

  1. Модуль «Средства информатизации»

Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.

Темы для изучения:

  • Аппаратное обеспечение компьютера.
  • Виды памяти в компьютере.
  • Информационные носители.
  • Файл, основные операции с файлами.
  • Программное обеспечение компьютера.
  • Назначение и основные объекты операционной системы.
  • Персональный компьютер как система.
  • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

  1. Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.

Темы для изучения:

  • Текстовый редактор: назначение и основные функции.
  • Графический редактор: назначение и основные функции.
  • Калькулятор и его возможности.
  • Электронные таблицы: назначение и основные функции.
  • Мультимедийные технологии.

  1. Модуль «Социальная информатика»

Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.

Темы для изучения:

  • Предыстория информатики.
  • Основные этапы развития вычислительной техники.
  • Роль информации в жизни общества.
  • Информационная этика.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

5 класс

Компьютер для начинающих

8

4

4

2

Информация вокруг нас

15

8

7

3

Информационные технологии

10

4

6

4

Резерв

1

1

Итого:

34

16

18

 

Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика

Вид

Форма

5 класс

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Содержание обучения

5 класс

  1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 1  по теме  «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса».

  1. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 2  по теме  «Информация и информационные процессы».

  1. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа № 6 «Вводим текст».

Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа № 9 «Форматируем текст».

Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа № 13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 3  по теме  «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Контрольная  работа № 4  по теме  «Информационные процессы и информационные технологии».

Контрольная  работа № 5  по теме  «Планирование последовательности действий. Создание анимации».

Требования к подготовке учащихся

 в области информатики и ИКТ

5 класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

инструментальные умения и навыки

  1. Компьютер

  1. 1.1. Называть основные устройства компьютера и понимать их назначение.

  1. 1.2. Использование клавиатуры:
  • знать назначение клавиш на клавиатуре;
  • иметь представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  • вводить прописные и строчные буквы;
  • фиксировать и отменять режим ввода прописных букв.

  1. 1.3. Выполнять действия с мышью:
  • перемещение указателя мыши;
  • щелчок левой кнопкой мыши;
  • щелчок правой кнопкой мыши;
  • двойной щелчок;
  • перетаскивание объекта с помощью мыши.

  1. 1.4. Уметь правильно организовать свое рабочее место.

  1. 1.5. Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.

  1. Операционная система

  1. 2.1. Рабочий стол:
  • называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
  • выделять значок на Рабочем столе;
  • запускать программы с помощью главного меню;
  • изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;
  • изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;
  • упорядочивать значки на Рабочем столе.

  1. 2.2. Действия с окнами:
  • открывать окно;
  • перемещать окно;
  • сворачивать окно в значок на панели задач;
  • восстанавливать окно, свернутое в значок на панели задач;
  • разворачивать окно на весь Рабочий стол;
  • восстанавливать окно;
  • изменять размер окна по своему усмотрению;
  • пользоваться горизонтальной и вертикальной полосами прокрутки;
  • закрывать окно.

  1. 2.3.  Действия в окне Мой компьютер:
  • называть объекты в окне Мой компьютер и понимать их назначение;
  • просматривать содержимое дискеты и жесткого диска.

  1. 2.4. Действия в окне Мои документы:
  • создавать новый файл (новую папку);
  • переименовывать файл (папку);
  • перемещать файл (папку);
  • копировать файл (папку);
  • удалять файл (папку) в Корзину;
  • упорядочивать файлы и папки.

  1. Графический редактор

  1. 3.1. Запускать графический редактор:
  • с помощью главного меню;
  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.

  1. 3.2. Устанавливать размеры области рисования:
  • с помощью маркеров;
  • с помощью меню.

  1. 3.3. Работа с палитрой:
  • устанавливать основной и фоновый цвета;
  • изменять цветовую палитру.

  1. 3.4. Работа с набором инструментов:
  • называть основные инструменты графического редактора и понимать их назначение;
  • создавать несложные графические изображения с помощью основных инструментов;
  • изображать горизонтальные и вертикальные отрезки, круги и квадраты;
  • создавать надписи;
  • изменять масштаб.

  1. 3.5. Отменять ошибочные действия.

  1. 3.6. Очищать рабочую область.

  1. 3.7. Работать с фрагментами:
  • выделять фрагмент;
  • удалять фрагмент;
  • вырезать фрагмент;
  • перемещать фрагмент;
  • поворачивать фрагмент;
  • растягивать фрагмент;
  • наклонять фрагмент;
  • копировать фрагмент;
  • размножать фрагмент;

  1. Текстовые процессоры

4.1. Запускать текстовый процессор:

  • с помощью главного меню;
  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.

4.2. Ввод и редактирование текста:

вводить алфавитно-цифровые символы и знаки препинания;

  • удалять ошибочно введенный символ;
  • понимать различие между режимами вставки и замены и осуществлять между ними переключение;
  • создавать новый абзац;
  • находить нужное слово;
  • осуществлять замену;
  • вводить тексты на английском языке;
  • вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;
  • упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
  • осуществлять проверку орфографии;
  • работать с несколькими документами одновременно;
  • отменять результат выполнения команды.

4.3. Работа с фрагментами текста:

  • выделять фрагмент текста (слово, строку, предложение, абзац, произвольный фрагмент);
  • удалять фрагмент;
  • перемещать фрагмент;
  • вырезать фрагмент;
  • копировать фрагмент;
  • размножать фрагмент.

4.4. Использование панели инструментов Форматирование:

  • задавать гарнитуру шрифта;
  • задавать размер шрифта;
  • задавать полужирное, курсивное, подчеркнутое начертания шрифта;
  • задавать цвет шрифта;
  • задавать отступ;
  • выравнивать текст;
  • создавать нумерованный список;
  • создавать маркированный список;

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows.
  2. Пакет офисных приложений Microsoft Office Word.
  3. Плакаты Босовой Л.Л.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов

5 класс

  1. Зрительные иллюзии.
  2. Техника безопасности.
  3. Компьютер на службе у человека.
  4. Хранение информации.
  5. Носители информации.
  6. Средства передачи информации.
  7. В мире кодов.
  8. Текст: история и современность.
  9. Табличный способ решения логических задач.
  10. Наглядные формы представления информации.
  11. Задача о напитках.
  12. Клавиатурный тренажер.
  13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».

Перечень учебно - методического

и программного обеспечения по информатике и ИКТ

для 5  классА

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
  8. Пакет офисных приложений.


Календарно-тематическое планирование

5 класс

п/п

Тема урока

Основные понятия

Тип

урока

Цифровые образовательные ресурсы

Компьютерный практикум

Параграф учебника

Домашнее задание

Дата

1. Компьютер для начинающих (8 часов)

1

Информация — Компьютер — Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

информация, данные, информатика, компьютер

комбинир.

Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»

Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§ 1.1

§ 1.1, 2.2,

РТ: №1, 2 стр. 3

2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

процессор, память, жесткий диск, монитор, клавиатура

комбинир.

Плакат «Компьютер и информация»

Презентация «Компьютер на службе у человека»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§ 2.1, 2.2

§ 2.1, 2.2

РТ: №1 стр. 54

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш

комбинир.

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§ 2.3 (1,2)

§ 2.3 (стр. 69-72)

РТ: №6 стр.57, №10, 11 стр. 61, №8*

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения 1 — 8 на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

алфавитно-цифровая клавиатура

комбинир.

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§ 2.3 (3)

§ 2.3 (стр. 72-75)

РТ: №9 стр. 60, №12* стр.63

5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл

комбинир.

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§ 2.4

§ 2.4, 3.11

РТ: №5 стр. 57

6

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа № 2 «Осваиваем  мышь».

рабочий стол, значок, ярлык, кнопка

комбинир.

Логическая игра «Пары»

Освоение мыши

§ 2.5, 2.6

§ 2.5, 2.6

РТ: №13, №15 стр. 64

7

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

меню, главное меню, окно, элементы окна

комбинир.

Запуск программ. Основные элементы окна программы

§ 2.7

§ 2.7

РТ №16, 17 стр.65, №22 б стр. 67

8

К/р №1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса». Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Управляем  компьютером с помощью меню».

раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления

комбинир.

Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml;

Файлы для печати тест1_1.odt, тест1_2.odt.

Управление компьютером с помощью меню

§ 2.8

придумайте и изобразите свое диалоговое окно

2. Информация вокруг нас (15 часов)

9

Действия с информацией. Хранение информации.

информация, оперативная память, внешняя память

комбинир.

Плакат «Хранение информации»

Презентация «Хранение информации»

Логическая игра (тренировка памяти)

§ 1.2, 1.3

§ 1.2, 1.3

РТ: №4 стр 5

10

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

комбинир.

Презентация «Носители информации»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§ 1.4

§ 1.4, 3.2

РТ: №3 стр 4

11

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

источник информации, приемник информации

комбинир.

Плакат «Передача информации»

Презентация «Средства передачи информации»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

§ 1.5

§ 1.5, вопросы 1-4

РТ: №6 стр. 12, №7* стр. 13

12

Кодирование информации.

условный знак, код, кодирование

комбинир.

Презентация «В мире кодов»

§ 1.6

§ 1.6

РТ: №14 –19 стр. 17 – 23

13

Формы представления информации. Метод координат.

код, кодирование, графический, числовой и символьный способы кодирования

комбинир.

Игра «Морской бой»

§ 1.7, 1.8

§ 1.7, 1.8

РТ: №31, 32 стр. 30, №34* стр. 32

14

Текст как форма представления информации.

текст

комбинир.

Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)

Логическая игра

§ 1.9

§ 1.9

РТ: №10 – 12 стр. 16

№35 (построить одну цепочку по выбору)

15

Табличная форма представления информации.

таблица, графа и строка таблицы

комбинир.

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

Игра «Морской бой»

§ 1.10

§ 1.10

РТ: №37, 38 стр.39

16

Наглядные формы представления информации. К/р №2 по теме «Информация и информационные процессы».

схема, диаграмма

комбинир.

Презентация «Наглядные формы представления информации»

Интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml

Файлы для печати тест2_1.odt, тест2_2.odt.

§ 1.11

§ 1.11

РТ: №42 стр. 41

17

Обработка информации. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» (часть 1).

информация, обработка информации

комбинир.

Плакат «Обработка информации»

Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор

§ 1.12

§ 1.12

РТ: №37 стр. 73

18

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6 «Вводим текст»

текстовый редактор, текстовый процессор, документ

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текс история и современность» (часть 2) Файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

Ввод текста

§ 2.9 (1)

§ 2.9 (стр. 88-90)

РТ: №38, 39 стр. 74, №33 стр. 31

19

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

редактирование, вставка, замена, удаление

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текс: история и современность» (часть 2) Файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

Редактирование текста

§ 2.9 (2)

§ 2.9 (стр 90)

РТ: №40-43 стр. 75 – 77, №45 стр. 79

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 1–5)

фрагмент, буфер

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текст: история и современность» (часть 2)

Файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

Редактирование текста

§ 2.9 (2)

§ 2.9 (стр.91-92)

РТ: №46-48 стр.79-81

21

Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 6,7).

редактирование, поиск, замена

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текст: история и современность» (часть 2)

Файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf.

Редактирование текста

§ 2.9 (2), 1.13 (2)

§ 2.9 (стр.91-92),

§ 1.13 (стр. 49-51)

учебник: №7, 8 стр. 52-53,

РТ: №44 стр.78

22

Изменение  формы  представления  информации.   Систематизация информации. 

информация, обработка информации, сортировка

комбинир.

§ 1.13 (1)

§ 1.13 (стр.48-49)

РТ:  №43 (вторая часть)

№44-47 стр. 46-48

23

Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматируем текст».

форматирование, выравнивание, шрифт, начертание

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текст: история и современность» (часть 2)

Файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

Форматирование текста

§ 2.9

§ 2.9 (стр. 92-93)

РТ: №49 стр.82, №50 стр. 83

3. Информационные технологии (10 часов)

24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора».

компьютерная графика, графический редактор

комбинир.

Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

§ 1.13, 2.10 (1)

§ 1.13, 2.10 (стр. 95-101)

РТ: №51-52 стр. 84

25

Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 1, 4, 5)

обработка информации, граф. редактор, инструменты

комбинир.

Образцы выполнения заданий – файлы: Змей.bmp, Букашка.bmp.

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

§ 2.10 (2)

§ 2.10 (стр.95-101)

РТ: №55, 56 стр. 86-87

26

К/р №3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов». Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 2, 3).

обработка информации, сканер

комбинир.

Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

Файлы для печати тест3_1.odt, тест3_2.odt.

Раскраска

§ 2.10

§ 3.14

найти в старых газетах и журналах образцы шрифтов, образцы текстов, имеющих различное выравнивание и начертание

27

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы». 

текстовый процессор, граф. редактор, комбинированный документ

комбинир.

Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)

Пригласительный билет. Создание комбинированных документов

§ 2.9, 2.10

§ 2.9, 2.10

РТ: №53 стр. 85

28

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 «Выполняем  вычисления с помощью программы Калькулятор» (часть 2)

входная и выходная информация

комбинир.

Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор

§ 1.14 (1)

§ 1.14 (стр. 54-56)

РТ: №49 стр. 49

29

Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

логические рассуждения

комбинир.

Презентация «Задача о напитках»

Файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

Работа с фрагментами рисунка

§ 1.14 (2)

§ 1.14 (стр. 56-57)

§ 2.10 (стр. 101-104)

РТ: №39, 40 стр. 40, №57 стр. 87

30

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки». 

план действий

комбинир.

Логическая игра «Переливашки»

Логическая игра «Черный ящик»

§ 1.14 (3)

§ 3.8

учебник: №9 стр. 61-62

РТ: №53 стр. 52

31

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». 

план действий

комбинир.

Логическая игра «Переливашки»

Логическая игра «Переправа»

§ 1.14

§ 1.14, 3.9

учебник: №10 стр. 62

РТ: №52* стр. 51, №54 стр. 53

32

К/р №4 по теме «Информационные процессы и информационные технологии». Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» (начало) 

сюжет, видео-сюжет

комбинир.

Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml

Файлы для печати тест4_1.odt, тест4_2.odt.Образец выполнения задания —  презентация «Морское дно».

Анимация (начало)

§ 2.11

§ 2.11

33

Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» (завершение) 

анимация, ее настройка

комбинир.

Образцы выполнения заданий —  презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».

Анимация (завершение)

§ 2.11

придумать сюжет для анимации

34

К/р №5 (итоговая). Практическая работа №15 «Анимация. Сюжет на свободную тему».

комбинир.

создание анимации