Костюкова Елена Геннадьевна

сайт учителя математики и информатики

«Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями»

Профессия: учитель математики и информатики

Профессиональные интересы: программирование

Увлечения: путешествия

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: г. Новопавловск

Место работы: МБОУ "Гимназия №1 города Новопавловска"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kostyukova-elena-gennadevna
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания.
А. С. Макаренко

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

                              А. Дистервег.

 

О себе

В 1996 году закончила Ставропольский государственный университет. Учитель по специальности "Математика. Информатика" Стаж работы 18 лет. Классный руководитель 9 класса

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Маргарет Митчелл "Унесенные ветром"

Мои достижения

Победитель приоритетного национального "Лучший учитель Российской федерации 2009 г.". Мои заслуги отражаются в победах детей: 2010 г. - Алексеев Максим - призер краевой многопредметной дистанционной олимпиады школьников "Интеллект" по информатике (10 класс); 2011 г. Суплина Элина - победитель Всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество" в номинации "Информатика. Начальный курс" (6 класс); 2011 г. Перехода Артем - 2 место во Всероссийской олимпиаде "Центр поддержки талантливой молодежи"; 2011 г. - Шкундина Людмила - 3 место во Всероссийской олимпиаде "Центр поддержки талантливой молодежи"; 2011 г.- Хлопонина Ангелина - диплом Всероссийского конкурса "КИТ - компьютеры, информатика, технологии"Ж 2012 г. - Волосач Алеся - призер краевой многопредметной дистанционной олимпиады школьников "Интеллект" по информатике (10 класс); 2012 г. - Суплина Элина - призер краевой многопредметной дистанционной олимпиады школьников "Интеллект" по информатике (7 класс); 2012 г. - Кирьянов Владислав - победитель краевой многопредметной дистанционной олимпиады школьников "Интеллект" по информатике (7 класс);

Моё портфолио

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Мой опыт работы научно изложить достаточно сложно, но поделиться-то хочется. Кто-то раскритикует его, кто-то посмеется, но, может быть, кто-то найдет в нем что-нибудь интересное и полезное. Этот опыт я назвала "9 основных принципов преподавания . Нескромно?… Над 10-ым работаю.

 

 

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

                              А. Дистервег.

Недавно в одной газете мне попалась шутка по поводу того, что процесс передачи знаний от старшего, умудрённого опытом, поколения младшему, неразумному является одним из видов «ременных» передач…

В действительности учителю довольно часто приходится «заставлять» ученика осваивать какой- либо новый материал. Но «навязанные» знания не очень хороши. Они, как правило, поверхностны и недолговечны. Напротив, если у ученика есть интерес к изучаемому предмету, он с радостью будет воспринимать всё, что связано с этим предметом, а также будет пытаться узнать ещё что-нибудь самостоятельно. Человека нельзя научить, он учит сам себя. Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «ученик не пробирка, которую надо наполнить, ученик – это факел который надо зажечь!». Самообучение, а точнее стимуляция к нему – вот задача учителя. «Добывать» знания самостоятельно невозможно без интереса, и именно его должен «зажечь» учитель.

Мы все говорим: «Учитель, учитель…»; мне не очень нравится это слово. В Тибете, например, никогда не употребляют это понятие. Учитель – тот, кто учит, а значит, склоняет ученика к своему образу мышления, ограничивая тем самым инициативу в выборе своего собственного жизненного пути. «Наставник», «Гуру» – вот как зовут тех, кто «помогает» приобретать знания, не меняя судьбу. Преподаватель должен так направлять мысли ученика, чтобы тот сам делал рациональный выбор. Для этого необходимо чтобы наставник имел достаточно большой кругозор и владел различными приёмами педагогического мастерства. Перефразируя А. Экзюпэри, можно сказать, что  «мы всегда в ответственности за тех, кого научили».

Школьный звонок… Я иду по коридору на урок. Изо дня в день, из года в год… Так начиналась моя педагогическая деятельность, об этом все мои ежеминутные размышления сегодня, не успокоится сердце - я верю! - и в дальнейшем.
Нет стремления более естественного,
чем стремления к знаниям.
М.Монтень

Мне кажется, великий гуманист XVI века уловил суть педагогического мастерства, то, над чем бьются, ломают копья сотни ученых, педагогов, психологов - как сделать процесс воспитания и обучения более эффективным. Мы читаем статьи о новых педагогических технологиях, полемизируем на страницах журналов об образовательных инновациях, но все усилия учителя будут разбиты в пух и прах, если у учеников нет стремления к знанию. Счастлив тот преподаватель, который, любя свой предмет, зажигает юные души, бередит умы, дает толчок к поиску истины. Я думаю, любой учитель, войдя впервые в класс, мечтает увидеть огонек интереса в глазах своих учеников. Увы… Как часто иллюзии быстро рассеиваются: скучающий взгляд, ухмылка на губах, шепоток, еще хуже - насмешки.

·   "Что делать? Что делать?"- не раз панически спрашиваешь  себя, (Чернышевский, кстати, был не оригинален в этом вопросе).
         Действительно, как сделать подачу знаний на уроке привлекательной для ребенка? С экранов телевизоров мы слышим призывы: "Даешь рейтинговую систему оценки знаний! Долой двойки и пятерки - пусть дети получают от 50 до 100 баллов? …А дети как учились, так и продолжают: кто с ленцой, кто с энтузиазмом, кто с четкой целью ( в соответствии с избранной будущей профессией), кто оттого, что "так мама сказала". А мы, учителя, ставим "двойки" энштейнам…

·        Второй по известности вопрос, поставленный А.Герценым, - Кто виноват? - по-видимому, так и останется риторическим: ученики недовольны учителями, родители бранят детей, учителя обвиняют правительство, правительство ищет "стрелочника"… Десять лет отдано школе, а, если точнее, математике и информатике. Где-то анализируя ошибки, где-то случайно, где-то по наитию "свыше" (понимайте, как желаете) сложились определенные привычки, навыки, особый язык общения с учащимися. Этот опыт научно изложить достаточно сложно, но поделиться-то хочется. Кто-то раскритикует его, кто-то посмеется, но, может быть, кто-то найдет в нем что-нибудь интересное и полезное. Этот опыт я назвала "9 основных принципов преподавания . Нескромно?… Над 10-ым работаю.

1-й принцип "Полицейский режим".

Первый не по значимости, а по порядку. Как жалко бывает время, которое теряется на бесконечные споры о ширине полей, порядке записей, поведении во время урока и т.д. и т.п., обо всем том, что депутаты называют регламентом заседаний. Пусть иногда достаточно жестко ( по-полицейски) и упрямо я убеждаю детей в том, что у нас будет простой, понятный, демократичный порядок проведения урока - требования минимальны: урок всегда длится 45 минут ( в том числе и для учителя), учебники и тетради всегда с собой, за партой можно сидеть с кем угодно и геде угодно, но при этом учиться!, никогда не повышать голос друг на друга. Правила простые, но "железные". И это позволяет нам сэкономить время и нервы.

2-й принцип "Шоу - урок".
     - От какого слова произошла «Информатика» ?
      - Что значит информация для человека и для компьютера?
       - Что общего между человеком и компьютером?

Так начинается мое знакомство с пятиклассниками . Сложные формулировки, научно выверенные термины, элементы математики, конкретно - информативный подход - все это будет потом. Сначала - шоу. Шоу - урок…

Мне кажется, учитель на первых порах должен заявить о своих способностях, показать любовь к предмету, поразить яркими  сюжетами.

3-й принцип " Принцип Тома Сойера".

Уже вижу некоторые недоверчивые, скептичные лица. Из каждого урока шоу не сделаешь! Да и не надо (тем более шоу нам хватает в Государственной Думе). А в деле учителя есть и проверочные, контрольные работы, такие виды работ, которые по своей нудности можно сравнить только с покраской забора. Но вспомним Тома Сойера, и попытаемся превратить покраску забора в интересное занятие. Творческие задания, загадки, кроссворды, слайд – лекции, задания на сообразительность и скорость выполнения - все это сделает проверку знаний не такой уж страшной и тягостной. Не называйте контрольную работу контрольной, превратите ее в конкурс, битвой с компьютером, где будут победители и не будет проигравших, и дети оценят это, здоровая конкуренция сделает свое дело и результаты будут отличными.

4-й принцип " Оценка на день, а не на всю жизнь".

Слезы, слезы, слезы… Измученные дети, суетливые родители, нервные учителя - такую картину можно наблюдать довольно часто. Причина - оценка превратилась в приговор. Допустил ошибку в сочинении, забыл дату крестового похода Владимира Мономаха в степь, перепутал название инертного газа с металлом - соответственно лишился золотой медали, испортил средний балл аттестата и потерял шанс поступить в вуз, получить желанную профессию. Очень часто оценка становится единственным стимулом и одновременно карой для ученика. Это плохо. Что делать? И учителю, и ученику осознать одну простую истину: оценка - лишь показатель знаний в данной области в данный момент времени конкретным человеком, который не лишен недостатков.
          Вздохнули спокойно! Перестали "двойку" или "тройку" превращать в катастрофу! Неудача временна, а завтра птица счастья улыбнется именно Вам! И так всю жизнь.

5-й принцип "Брейн - ринг".

Хорошую игру придумало человечество - "Брейн - ринг". Идет урок, все устали, хочется отдохнуть, но до звонка еще 15 минут. И тут задаю ученикам не самый сложный вопрос на скорость мышления и эрудицию. Кто быстрее? Тому "пять". Ученики мгновенно проснулись, творческие способности включились, и вот он, правильный ответ, через 20 секунд. За этот отрезок времени мы успели отдохнуть, вспомнить или узнать новый факт, а кто-то успел отличиться. Здорово!

6-й принцип "Принцип нового сайта".

"Брейн - ринг" - здорово, но мало. Большинство детей хотят искать и узнавать, делать свои маленькие открытия.
Энциклопедии, специальные справочники, интернет - целый клад знаний зарыт в них. Добровольцы, вперед!
Желающие приступают к открытию нового сайта (задача ставится поистине сложной), первый докопавшийся до правильного ответа получает "отлично". Эффект потрясающий - обыкновенный троечник в желании получить "легкую", как первоначально кажется, "пятерку", перелопачивает десятки страниц справочной и научной литературы, проделывает определенную исследовательскую работу, запоминает огромный фактический материал, подключает группу поддержки. И радостно бежит сообщить учителю о своем открытии.

7-й принцип "Аромат творчества".

Открываю учебник для 11-го класса. Иллюстраций практически нет. Ученики скептически смотрят в текст, непонятные слова на английском языке. Может быть, и полезно, но ужасно скучно. Нет "аромата творчества".
Часто сокрушаемся: современные дети не умеют логически мыслить, творить. А мы всегда были мыслителями и деятелями. Почему так получилось?
Вспомним 70-80 е. Мы были увлечены. Появляется новая техника, аппаратура и нам кажется, что мы первооткрыватели, нам все интересно. Современных детей практически нечем удивить. Приходится изощряться: играть в следователей, решая логические задачи «Кто из подозреваемых виновен в преступлении» или находить логическую ошибку учителя «Кто бы мог из учащихся уйти с урока», или в  восьмом классе изготавливать наглядный материал на следующий урок в помощь учителю. Это и есть "аромат творчества", и задача учителя - донести его до каждого ученика и если ученик почувствует свою значимость -тогда все будет хорошо.

8-й принцип "Принцип исторического анекдота".

45 минут напряженно копаться в решении задачи, пытаться перехитрить компьютер, чтобы заработала программа - дело сложное и утомительное для ребенка. Вижу, как начинают уставать дети, как падает внимание и нарастает непроизвольный шум.
- Дети, как вы думаете? Доживем мы до того, что продукты питания  будут заказывать через Интернет?
- Доживем! Но и выдавать их будут по телевизору!
Анекдот, забавный случай, естественно с ароматом творчества - и вы улыбнулись вместе с детьми. Можно продолжать составлять    любимую программу!

9-й принцип "Принцип сериала".

Обратим внимание на современное телевидение. Оно заселено советскими и бразильскими  сериалами. Каждый вечер мы расстраиваемся, когда заканчивалась очередная серия. Что будет дальше? Это мы узнаем только завтра. А как хочется поскорее!

·        Можно ли составить такую программу, которая показывала движение тела, брошенного к горизонту…

·        Как составить свою игру…

·        Как составить свой мультфильм…?

·        Как подсчитать доход своей семьи в Offic’ной программе Excel…

Ребята, уходя с урока, немного, капельку расстраиваются. Но мы обязательно узнаем это в следующей "серии", на очередном уроке информатике.

Вот, наверное, и все. Насколько мои мысли оказались понятными и полезными, решать Вам. Права ли я, не знаю? Покажет время.
          Рабочая неделя подходит к концу. В голове крутится название фильма "Доживем до понедельника". Грустная фраза. Хочется ее переделать: " С нетерпением дождемся понедельника". Я снова пойду в свою школу. Зайду в свой кабинет и в очередной раз подумаю: "А все-таки  прав этот Дистервег.

И в заключение моей исповеди, я хочу вспомнить притчу о царе, который  мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,  какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,  который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому призванию отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.

Мудрец подобен водам родника.

Постигнуть мудрость - в жизни разобраться

И передать ее ученикам,

Чтобы плодов от их трудов дождаться.


Добавить грамоту в портфолио