Рабочие программы по математике
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме

Костюкова Елена Геннадьевна

рабочие программы по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Рабочая  программа  учебного курса  по алгебре  для 7 класса  разработана  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике» и авторской программы по алгебре Ю. Н. Макарычева входящей в сборник  рабочих  программ «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы», составитель: Т.А. Бурмистрова «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы».- М. Просвещение, 2011. Планирование ориентировано на учебник «Алгебра 7 класс» под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2008-2011 годы.

Рабочая  программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение математики на ступени основного общего образования    направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Основные развивающие и воспитательные цели

Развитие:

●     Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

●     Математической речи;

●     Сенсорной сферы; двигательной моторики;

●     Внимания; памяти;

●     Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 Воспитание:

●     Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

●    Волевых качеств;

●    Коммуникабельности;

●    Ответственности.

Задачи учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
  • совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;
  • формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;    
  •  развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
  • важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
  • формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.

Нормативное обеспечение программы:

        1.Закон об образовании РФ.

        2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России.2004. №12 с.107-119.

        3.Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету. (Приказ МО от 19.05.1998 №1276)

        4.) Программы  общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2011.

Место предмета в базисном учебном плане

      Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 7 классе отводится 120 часов из расчёта 5 часов в неделю I четверть и 3 часа в неделю во II – IV четвертях. На изучение курса в соответствии с авторской программой Бурмистровой Т. А. «Программы  общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А.,М.: Просвещение, 2011»  (второй вариант планирования) отводится 136 часов (4 часа в неделю). Данное планирование учебного материала по алгебре в 7 В классе рассчитано на 102 учебных часа  и 68 часов геометрии согласно календарному планированию на  2013-14 учебный год.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:

            В соответствии с планом внутришкольного контроля с целью изучения преподавания предметов,  выносимых на итоговую аттестацию, добавлены две контрольные работы: входная контрольная работа (за курс алгебры 6 класса) и административная контрольная работа (за I полугодие), также запланирована итоговая переводная контрольная за курс 7 класса основной школы. В связи с этим, изменено соотношение часов на разделах:

  • «Выражения, тождества, уравнения», вместо 24 ч. – 21;
  • «Функции», 15 ч. – 12;
  • «Степень с натуральным показателем», 18ч. – 14;
  • «Многочлены» , 20 ч. – 17;
  • «Формулы сокращенного умножения», 20 ч. – 18;
  • «Системы линейных уравнений», 19 ч. - 15
  • «Повторение», и вместо предложенных в авторской программе 11 часов, в рабочей программе 4 часов. Количество контрольных работ 13.

  1. Содержание учебного предмета

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.

   Содержание курса алгебры 7 класса включает следующие тематические блоки:

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Выражения, тождества, уравнения.  

21

2

3

Функции.  

12

1

4

Степень с натуральным показателем.  

14

1

5

Многочлены.  

17

2

6

Формулы сокращённого умножения.

16

2

7

Системы линейных уравнений.  

14

1

Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7

4

1

Контрольные работы по тексту администрации:

 -промежуточный контроль

итоговая контрольная

1

1

1

1

                                        Итого

102ч

12

Характеристика основных содержательных линий

1. Выражения и их преобразования. Уравнения   - 21 ч

Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.

 Цель –систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.

Знатькакие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

Уметьосуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

2. Функции  - 12 ч

Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция  y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.

Цель –познакомить  учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b,  y=kx.

Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметьправильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

3. Степень с натуральным показателем  - 14ч

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.

Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.

Уметьнаходить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

4. Многочлены – 17ч

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Знатьопределение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

Уметьприводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.

5. Формулы сокращённого умножения – 18 ч

Формулы  . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.

Знатьформулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

Уметьчитать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму;  выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.

6. Системы линейных уравнений – 14ч

Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений..

Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и прменять их при решении текстовых задач.

Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений,  знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметьправильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему  уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными;  решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

7. Повторение. Решение задач – 4 ч

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).

Планируемые результаты изучения курса алгебры

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны овладевать умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретать опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

•        развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

•        овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

•        изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

•        развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

•        получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

•        развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

•        сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в  7 классе.

В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Контрольно-измерительный материал.

Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

Тексты контрольных работ взяты из

1) Программы  общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2008;

2) Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева.. – М.: Просвещение, 2011.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по алгебре.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по алгебре.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  1. Календарно-тематическое планирование по алгебре 7 класс (3 часа)

Дата по плану

Дата фактическая

урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Домашнее задание

Глава 1. Выражения, тождества, уравнения.  20 ч + 1 к.р.

§ 1. Выражения. (6 часов)

Работа с учебником

ОСР

П1.№ 3,12,16

Числовые выражения.

Числовые выражения

Учебная практическая работа в парах

ФО, Т

№4(в, е), 6(д, ж)  13

Выражения с переменными.

Учебная практическая работа в парах

ФО, Т

№ 67; 206

Выражения с переменными.

Решение выражений с комментированием

ОСР

№28, 43, 46

Сравнение значений выражений.

Учебная практическая работа в парах

ТЗ

№48(а, б). 50(а), 53(а)

Сравнение значений выражений.

Индивидуальная работа с самооценкой.

ОСР

№48(в, г), 53(б), 58(г, д, е)

§ 2. Преобразование выражений. (4 часа + 1 к/р))

Составление опорного конспекта

ФО, Т

Свойства действий над числами.

П4 №72(а, в) 74а, 78а

Свойства действий над числами.

Решение выражений с комментированием

СР

72 (б, г), 74(б), 78(б); Дкр

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

Работа с учебником

ФО

№91, 93, 97, 99

Тождества. Тождественные преобразования выражений.

Решение выражений с комментированием

ИРК

№102(в, г), 107(а), 230

Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений».

§ 3. Уравнения с одной переменой. (5 часов)

Работа с учебником

ИДР

Уравнение и его корни.

П6, №113, 115, 117

Линейное уравнение с одной переменной.

     Составление опорного конспекта

ФО, ОСР

№130(а-г), 133, 142

Решение задач с помощью уравнений.

Учебная практическая работа в парах

ИДР

№136,1 38, 139 п.7

Решение задач с помощью уравнений.

Работа с учебником

ФО, ИДР

№148,151,153,  п.8

Решение задач с помощью уравнений.

Индивидуальная работа с самооценкой.

ИРК

№149,150,158,  п.8

§ 4. Статистические характеристики. (4 часов + 1 к/р)

Составление опорного конспекта

Т

Среднее арифметическое, размах и  мода.

П9, № 172, 146 №169(а, в, г)

Среднее арифметическое, размах и мода.

Работа с учебником

ФО, ИРК

№178, 181, 182

Медиана как статистическая характеристика.

Составление опорного конспекта

ОСР

№187(б), 190, 193

Медиана как статистическая характеристика.

Работа с учебником

ИРК

№194, 195(б)

Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной».

Глава 2. Функции.  12 ч

§ 5. Функции и их графики. (4 часа)

Работа с учебником

ОСР

Что такое функция.

№260, 262, 264,  п.12

Вычисление значений функции по формуле.

Учебная практическая работа в парах

ИДР

№268, 270, 275

Графики функций.

Составление опорного конспекта

ФО, ОСР

№289, 355, 292

Графики функций.

Работа с учебником

ИДР

№351,352,348; Дкр

§ 6. Линейная  функция. (6 часов)

Составление опорного конспекта

ФО

Линейная функция и её график.

№315, 318, 336(б)

Линейная функция и её график.

Работа с учебником

ИДР

№320, 327, 323; Дкр

Прямая пропорциональность и её график.

     Составление опорного конспекта

ИДР

№ 301, 309, 310

Прямая пропорциональность и её график.

Работа с учебником

ФО, ИДР

№357, 368, 358

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Индивидуальная работа с самооценкой.

ИРК

№328, 329, 330

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Учебная практическая работа в парах

СР

№335(а, б), 337, 341

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Учебная практическая работа в парах

СР

№368, 370, 372 (б, г)

Контрольная работа № 3 «Линейная функция и её график».

Глава 3. Степень с натуральным показателем.  14 ч

§ 7. Степень и её свойства. (6 часов+1 к.р.)

Определение степени с натуральным показателем.

     Составление опорного конспекта

ФО, ИДР

№377,382,386; П18

Определение степени с натуральным показателем.

Работа с учебником

ФО, ИРК

№391(б), 394, 400

Умножение и деление степеней.

     Составление опорного конспекта

ИДР

№404, 409, 415

Умножение и деление степеней.

Решение выражений с комментированием

Т

№412, 535, 427

Возведение в степень произведения и степени.

     Составление опорного конспекта

ИДР

№429, 433, 440

Возведение в степень произведения и степени.

Работа с учебником

ИРК

№448, 547, 548

Контрольная работа по тексту администрации (промежуточная)

§ 8. Одночлены. (7 часов + 1 к/р)

Одночлен и его стандартный вид.

     Составление опорного конспекта

ИДР

№458, 460, 464; П.21

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

Учебная практическая работа в парах

ИДР

№469, 473, 478

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

Работа с учебником

ФО, Т

№471, 474, 476

Принести мм. бумагу

Функции y = x²  и  y = x³ и их графики.

     Составление опорного конспекта

ФО, ИДР

№486, 499, 498

Функции y = x²  и  y = x³ и их графики.

Работа с учебником

ИРК

№489, 490, 491

Контрольная работа № 4. «Степень с натуральным показателем».

Абсолютная погрешность

Решение выражений с комментированием

ИДР

Относительная погрешность

Решение выражений с комментированием

ИДР

Глава 4. Многочлены.  17 ч + 1 к.р.

§ 9. Сумма и разность многочленов.(3 часа)

Многочлен и его стандартный вид.

     Составление опорного конспекта

ФО, ИДР

№735, 571, 573(а) ; п.25

Сложение и вычитание многочленов.

Учебная практическая работа в парах

ИДР

№573(б), 578, 583

Сложение и вычитание многочленов.

Индивидуальная работа с самооценкой.

ФО, РК

№589, 588 (в, г); 603

§ 10. Произведение одночлена и многочлена. (4 часа + 1 к/р)

Умножение одночлена на многочлен.

     Составление опорного конспекта

ИДР

№628(а), 632(а, б), 636(а,б)

Умножение одночлена на многочлен.

Работа с учебником

ФО, ИРК

№628(б), 634, 635

Вынесение общего множителя за скобки.

Работа с учебником

ИДР

№656, 648, 659

Вынесение общего множителя за скобки.

Индивидуальная работа с самооценкой.

ИРК

№667, 669, 672

Контрольная работа №5. «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен».

§ 11. Произведение многочленов. (8 часов + 1 к/р)

Умножение многочлена на многочлен.

     Составление опорного конспекта

ФО, ОСР

№679, 681, 684

Умножение многочлена на многочлен.

Работа с учебником

ФО, ИДР

№686, 689, 698(а,б)

Умножение многочлена на многочлен.

Индивидуальная работа с самооценкой.

ИРК

№690(б), 698(в, г), 703

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Решение выражений с комментированием

ФО, ИДР

№710, 712, 713(а)

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Работа с учебником

ИРК

№714, 717, 720(б)

Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств.

Индивидуальная работа с самооценкой.

СР

№ 717, 718, 721

Доказательство тождеств

Работа с учебником

ФО, ДРЗ

№794, 795

Доказательство тождеств

Решение выражений с комментированием

СР

№796, 797, 798

Контрольная работа №6. « Многочлены»

Глава 5. Формулы сокращённого умножения. 16 ч

§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности. (4 часа)

  1. 9

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.

Работа с учебником

ФО, ИДР

№800, 804, 807

  1. 9

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.

Учебная практическая работа в парах

ФО, ИРК

№809, 813, 816

  1. 9

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

     Составление опорного конспекта

ФО, СР

№818, 820, 822

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

Индивидуальная работа с самооценкой.

ИДР

№835, 838, 977(г, д, е)

§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. (6 часов + 1 к/р)

Умножение разности двух выражений на их сумму.

     Составление опорного конспекта

ФО, ИДР

№855, 861, 881(а, б, в)

Умножение разности двух выражений на их сумму.

Работа с учебником

ИРК

№871, 875, 877

Разложение разности квадратов на множители.

Учебная практическая работа в парах

ИДР

№885, 888, 904

Разложение разности квадратов на множители.

Работа с учебником

ФО, ИРК

№893, 896,973(а, б, е)

Разложение на  множители суммы и разности кубов

Учебная практическая работа в парах

СР

№906, 908, 910

Разложение на  множители суммы и разности кубов

Работа с учебником

ИДР

№914,986(в, г), 917(б)

Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов».

§ 14. Преобразование целых выражений. (6 часов + 1 к/р)

Преобразование целого выражения в многочлен.

Работа с учебником

ИДР

№924, 928, 929

Преобразование целого выражения в многочлен.

Учебная практическая работа в парах

ФО, ИРК

№936, 938, 954

Применение различных способов для разложения на множители.

     Составление опорного конспекта

ИДР

№941, 945, 947

Применение различных способов для разложения на множители.

Работа с учебником

ИРК

№823, 827, 902

Применение преобразований целых выражений

     Составление опорного конспекта

ИДР

№ 939,942,944

Применение преобразований целых выражений

Работа с учебником

ИРК

№ 949, 954

Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения».

Глава 6. Системы линейных уравнений.  13 ч + 1 к.р.

§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. (4 часа)

Линейное уравнение с двумя переменными.

Работа с учебником

ИДР

№1028,1031, 1034

 График линейного уравнения с двумя переменными.

     Составление опорного конспекта

ФО, ИДР

№1141(а), 1151, 1148

 График линейного уравнения с двумя переменными.

Учебная практическая работа в парах

ФО, ИРК

№1058, 1051, 1063

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

Работа с учебником

ИДР

№ 1063, 1064

§ 16. Решение систем линейных уравнений. (5 часов + 1 к.р.)

Способ подстановки.

     Составление опорного конспекта

ИДР

№1070(а, в), 1072(а, в)

Способ подстановки.

Учебная практическая работа в парах

ФО, ИРК

№1076(б), 1078(а, б)

Способ сложения.

     Составление опорного конспекта

ИДР

№1083(а, б), 1085(а, б)

Способ сложения.

Учебная практическая работа в парах

ФО, ИРК

№1083(в, г), 1085(в, г)

Контрольная работа по тексту администрации (итоговая)

Решение задач с помощью систем уравнений.

Работа с учебником

ИДР

№ 1116, 1108

Решение задач с помощью систем уравнений.

Работа с учебником

ФО, ИРК

№1111, 1105, 1125

Решение задач с помощью систем уравнений.

Индивидуальная работа с самооценкой.

СР

№1112, 1114, 1118

Обобщающий урок «Системы линейных уравнений».

Решение выражений с комментированием

ДРЗ

№ 1116, 1108

Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений».

Повторение.  4 ч

Функции.

Учебная практическая работа в парах

СР

№249, 250, 252, 223(а)

Степень с натуральным показателем.

Индивидуальная работа с самооценкой.

ДРЗ

№361а, 365

Многочлены. Формулы сокращенного умножения.

Практикум решения выражений

Т

№533, 537, 542 (а-в)

Системы линейных уравнений.

Индивидуальная работа с самопроверкой

ИРК

№736 (а, б), 752 (в)

102

Итоговая контрольная работа за курс алгебры 7 класса.

ОСР – обучающая самостоятельная работа

ДРЗ – дифференцированное решение задач

ФО- фронтальный опрос

ИДР – индивидуальная работа у доски

ТЗ – творческое задание

ИРК – индивидуальная работа по карточкам

СР – самостоятельная работа

ПР – проверочная работа

Т – тестовая работа

Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений».

Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной».

Контрольная работа № 3 «Линейная функция и её график».

Контрольная работа № 4. «Степень с натуральным показателем».

Контрольная работа №5. «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена».

Контрольная работа №6. « Многочлены».

Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов».

Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения».

Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений».

Итоговая контрольная работа № 10


  1.  Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Печатные пособия:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2011;
  2. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев,        Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией  С.А.Теляковкого – М.: Просвещение, 2008-2011;
  3. Алгебра. Тесты. 7-9 классы / П.И.Алтынов – М.: Дрофа, 2011 ;
  4. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 классы / Ф.Ф.Лысенко – Ростов-на-Дону: Легион, 2011;
  5. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2008;
  6. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др. / Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева – Волгоград: Учитель, 2010

Технические средства обучения:

1) Компьютер.

2) Видеопроектор.

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Тематические презентации

  1. Компакт-диск Алгебра, 7 класс:  поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева «Учитель», 2010.

Интернет- ресурсы:

http://festival.1september.ru/ - Я иду на урок математики ( методические разработки)

http://pedsovet.su/load/18  - Уроки, конспекты.

http://www.prosv.ru-  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Учебная  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2008 г.

Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2013 г.

Преподавание ведется по второму варианту – 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Контрольных работ - 6        

                УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ        

Источники информации для учителя

  1. Геометрия в 7-9 классах: (Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя / Л.Ю. Березина, Н.Б. Мельникова, Т.М. Мищенко и др.- М.: Просвещение 1996.
  2. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для VII-IX классов. / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 234 с. 
  3. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы./ Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 2005
  4. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ – М.: Просвещение, 2010.
  5. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  6. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. /Рабинович Е.М. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2004. – 62 с.
  8. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. /Устьев Г.М. - М., 1997.
  9. Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2008.
  10. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы: 5-11 классы. – 2-е изд. /Нечаев М.П. – М.: «5 за знания», 2007. – 144 с. – (Методическая библиотека).
  11. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровненвые) Алгебра Геометрия 7 класс / А.П. Ершова, В В. Голобородько, А.С.Ершова/ М.: «Илекса», 2005
  12. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровненвые) Алгебра Геометрия 7 класс / А.П. Ершова, В В. Голобородько, А.С.Ершова/ М.: «Илекса», 2003
  13. Тематические тесты по геометрии 7 класс: Математика, Приложение к газете «Первое сентября»

Литература для учащихся

  1. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2013.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Общеучебные цели:        

  • Создание условий для развития умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки
  • Создание условий для развития умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи
  • Создание условий для формирования умения использовать различные языки математики:  словесный, символический, графический;  переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства
  • Создание условий для плодотворного участия в работе группы
  • Создание условий для развития умения планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы
  • Создание условий для формирования умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных свойств геометрических фигур, используя при  необходимости справочники и вычислительные устройства
  • Создание условий для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию

Общепредметные цели:

  • Создание условий для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных  дисциплин
  • Создание условий для формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей
  • Создание условий для формирования представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов
  • Создание условий для воспитания культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии

При изучении курса математики на базовом уровне продолжает и получает развитие содержательная линия «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

        

Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.  

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

Владеть компетенциями:

  • познавательной;
  • информационной;
  • коммуникационной;
  • рефлексивной.

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
  • приобрести опыт применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения

Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводиться по готовым чертежам.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.

В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены уроки на пришкольном участке и изготовление моделей геометрических фигур в школьной мастерской на уроке труда.

Содержание тем учебного курса

Основные свойства простейших геометрических фигур (14 ч)

        Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и её свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и её свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.

        Основная цель – систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.

        Смежные и вертикальные углы (9 ч)

        Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла и её свойства.

        Основная цель – отработка навыков применения свойств смежных и вертикальных в процессе решения задач.

        Признаки равенства треугольников (14 ч)

        Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.

        Основная цель – изучить признаки равенства треугольников; сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников.

        Сумма углов треугольника (16 ч)

        Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

        Основная цель – дать систематизированные сведения о параллельности прямых, расширить знания учащихся о треугольниках.

        Геометрические построения (10 ч)

        Окружность. Касательная к окружности и её свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

        Основная цель – систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах окружности; сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Обобщающее повторение (7 ч)

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Измерение отрезков и углов

1

2

Смежные, вертикальные углы, биссектриса угла.

1

3

Признаки равенства треугольников

1

4

Сумма углов треугольника

1

5

Геометрические построения

1

6

Итоговый контрольный тест

1

Итого: 6

Тип урока

Форма контроля

УОНМ

Урок ознакомления с новым материалом

УО

Устный опрос

УЗИ

Урок закрепления изученного

ФО

Фронтальный опрос

УПЗУ

Урок применения знаний и умений

СР

Самостоятельная работа

УОСЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

ИЗ

Индивидуальное задание

УПКЗУ

Урок проверки и коррекции знаний и умений

МТ

Математический тест

КУ

Комбинированный урок

МД

Математический диктант

УКЗ

Урок коррекции знаний

ИК

Индивидуальный контроль

УИ

Урок -игра

ПР

 Практическая работа

КР

Контрольная работа

Требования к математической подготовке учащихся 7 класса

В результате изучения геометрии ученик должен уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1С: Образовательная коллекция. Планиметрия, 7-9 кл.», «Большая электронная детская энциклопедия по математике», «1С: Школа. Математика, 5 – 11 кл. Практикум».


Календарно-тематическое планирование

по геометрии в 7 классе

2013 – 2014 учебный год

№ урока

Тема урока

Номер пунк-та учебника

Тип урока

Кол-во часов

Элементы обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания или компьютерное обеспечение урока

Дом. задание

Дата проведения

план

факт

§1 Основные свойства простейших геометрических фигур – 14 часов

1.

Геометрические фигуры. Точка и прямая.

1,2

УОАМ

1

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая.

Знать терминологию, связанную с описанием взаимного расположения точек и прямых;

Уметь изображать и обозначать точки и прямые на рисунках, применять основные свойства расположения точек и прямых при решении задач.

УО

Откуда возникла геометрия

П.1,2;

 в. 1-3,

4

2.

Отрезок.

3

УОНМ

1

Отрезок,

Знать терминологию, связанную с описанием взаимного расположения точек и прямых; определение отрезка;

Уметь изображать, обозначать и распознавать на рисунке отрезок, основные свойства расположения точек и прямых при решении задач.

ФО

МД №1

П. 3.4;

В. 5,8;

 6, 9, 14

3.

Измерение отрезков.

4

УОНМ

1

Длина отрезка и её свойства.    Единицы измерения отрезков

Знать формулировку основного свойства измерения отрезков;

Уметь применять основное свойство измерения отрезков при решении несложных задач.

Текущий

Меры длины

Задачи в тетради

4.

Измерение отрезков. Решение задач.

4

УОНМ

1

Понятие равенства фигур, равенства отрезков

Знать формулировку основного свойства измерения отрезков;

Уметь применять основное свойство измерения отрезков при решении н задач.

ДМ

СР №1 (10 мин)

 12, 14,

15 (1,2)

5.

Полуплоскости.

5

УОНМ

1

Полуплоскость.

Понимать что прямая разбивает плоскость на две полуплоскости;

Знать расширенные формулировки основного свойства расположения точек относительно прямой на плоскости;

Уметь применять эти знания при решении задач.

МД №2

П. 5,6;

В. 11, 12;

 17, 22, 13, 19

6.

Полупрямая

6

УОНМ

1

Полупрямая.

Знать определения полупрямой (луча), дополнительных полупрямых;

Уметь изображать, обозначать и распознавать на рисунке луч, дополнительные полупрямые.

УО

П. 5.6;

В. 11, 12;

 24, 37

7.

Угол.

7

УОНМ

1

Угол, величина угла и её свойства. Градусная мера угла

Знать определение и обозначение углов, формулировки основных свойств измерения углов;

Уметь изображать, обозначать и распознавать на рисунке углы, пользоваться основными свойствами измерения углов при решении несложных задач.

ФО

П. 7;

В. 13-19;

 26

8.

Угол. Решение задач.

УЗИ

1

Прямой, острый, тупой углы.  Свойство величины угла

Уметь пользоваться основными свойствами измерения отрезков и углов при решении задач; решать геометрические задачи с помощью уравнений.

ПР

Составить кроссворд, используя изученные термины

9.

Откладывание отрезков и углов.

8

УПЗУ

1

Знать формулировки основных свойств откладывания отрезков и углов;

Уметь откладывать от данной точки на данной полупрямой отрезок заданной длины; откладывать от данной полупрямой в заданную полуплоскость угол с заданной градусной мерой.

Самоконтроль

Измерение углов на местности

П. 8, 18;

 

 28, 31 после §1;

№16 после §2

10.

Треугольник. Существование треугольника, равного данному.

9, 10

УОНМ

1

Треугольник. Равенство отрезков. Углов, треугольников.

Знать определения равных отрезков, равных углов, равных треугольников;

Уметь по записи равных треугольников находить пары равных элементов.

МД №6

П. 9, 10;

 37, 38, 39

11.

Параллельные прямые.

11

УОНМ

1

Параллельные прямые.

Знать определение параллельных прямых, формулировку основного свойства параллельных прямых;

Уметь применять это свойство при решении задач.

ФО

П. 11. 12;

В. 1;

 2,3

12.

Теоремы и доказательства. Аксиомы.

12, 13

УОНМ

1

Теоремы и доказательства. Аксиомы.

Знать что такое аксиома, теорема, доказательства

Тест

«Начальные геом. понятия»

П. 12, 13;

Доп задача в тетр

13.

Контрольная работа №1

УКЗУ

1

Измерение отрезков и углов

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

КР№1 (40 мин

Подготовиться к зачету

§2 Смежные и вертикальные углы – 9 часов

14.

Смежные углы.

14

УОНМ

1

Смежные и вертикальные углы и их свойства.

Знать определение смежных углов; формулировку и доказательство теоремы о смежных углах;

Уметь строить угол, смежный с данным, находить смежные углы на чертеже, решать задачи с использованием свойств смежных углов.

УО

П. 14;

В. 1, 4, 5;

 1, 2, 6

15.

Смежные углы. Решение задач.

УПЗУ

1

Знать определение прямого, тупого и острого углов; формулировки и доказательства следствий из теоремы о сумме смежных углов;

Уметь применять полученные знания в процессе решения задач.

МД №3

Построение прямых углов на местности

П. 14;

Доп. задачи в тетради

16.

Вертикальные углы.

15

УОНМ

1

Знать определение вертикальных углов, формулировку и доказательство теоремы 2.2;

Уметь строить вертикальные углы. находить вертикальные углы на чертеже, решать задачи с применением теоремы о равенстве вертикальных углов.

МД№4

П. 15;

 

 8, 10, 12

17.

Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного.

16, 17

КУ

1

Перпендикулярные прямые. Свойства перпендикулярных прямых

Знать определение перпендикулярных прямых, формулировку и доказательство теоремы 2.3;

Уметь доказывать, что если в пересечении двух прямых один уз углов прямой, то остальные три угла тоже прямые; применять метод доказательства от противного к решению задач.

МД №5

О перпендикулярной прямой и плоскости

П. 16, 17, 19 ;

 23, 24

18.

Биссектриса угла.

18

УОНМ

1

Биссектриса угла и её свойства.

Знать определение биссектрисы угла;

Уметь решать задачи на вычисление величин углов.

П. 18;

 

 19, 20

19.

Биссектриса угла. Решение задач.

УЗИ

1

Уметь применять полученные теоретические сведения при решении комплексных задач.

П. 18;

 

Решить задачи в тетр

20.

Биссектриса угла. Решение задач.

УПЗУ

1

Уметь применять полученные теоретические сведения при решении комплексных задач.

ДМСР

Решить задачи в тетр

21.

Контрольная работа №2

УКЗУ

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

КР №2

Повторить §1-2. Подготов к зачету

§3 Признаки равенства треугольников – 14 часов

22.

Первый признак равенства треугольников.

20

УОНМ

1

Признаки равенства треугольников.

Знать формулировку первого признака равенства треугольников;

Уметь решать задачи, в которых требуется доказать равенство треугольников по 1 признаку.

УО

П. 20, 21;

 2, 3

23.

Использование аксиом при доказательстве теорем.

21

УЗИ

1

Признаки равенства треугольников.

Знать формулировку и доказательство первого

МД №1

Доп задача

признака равенства треугольников;

Уметь решать задачи, в которых требуется доказать равенство треугольников по 1 признаку.

П. 23;

 

 8 + доп задача

24.

Второй признак равенства треугольников.

22

УОНМ

1

Признаки равенства треугольников.

Знать формулировку и доказательство второго признака равенства треугольников;

Уметь решать задачи, в которых требуется доказать равенство треугольников по 1 и 2 признакам.

МД№2

П. 23; 

 

 7 + доп задача

25.

Равнобедренный треугольник.

23

УОНМ

1

Свойства равнобедренного треугольника равнобедренный и равносторонний треугольник.

Знать определения равнобедренного и

равностороннего треугольников, периметра треугольника, формулировку и доказательство теоремы об углах при основании равнобедренного треугольника;

Уметь применять определение и теорему при решении задач.

УО

П. 23;

В. 3, 5, 6;

 9, 11, 12

26.

Равнобедренный треугольник. Решение задач.

23

УЗИМ

1

Уметь применять полученные теоретические сведения о равнобедренном треугольнике при решении задач.

МД №4

П. 23;

Док-во теоремы

 15

27.

Обратная теорема.

24

УЗИМ

1

Равнобедренный треугольник и его свойства

Знать формулировку и доказательство теоремы, выражающей признак равнобедренного треугольника;

Уметь применять теорему 3.4 при решении задач, формулировать теорему, обратную данной.

ДМ СР (10 мин)

П. 24;

Док-во теоремы

 18

28.

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

25

УОНМ

1

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Знать определения высоты, биссектрисы и медианы треугольника;

Уметь применять при решении задач понятия высоты, биссектрисы и медианы треугольника.

Уметь строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы треугольника.

Текущий

П. 25;

В. 8, 9, 10;

 19

29.

Свойство медианы равнобедренного треугольника.

26

УЗИМ

1

Знать формулировку и доказательство теоремы о медиане равнобедренного треугольника, проведённой к основанию;

Уметь применять её при решении задач.

Взаимоконтроль

П. 26;

Док-во теоремы;

 25, 26

30.

Свойство медианы равнобедренного треугольника. Решение задач.

26

УПЗУ

1

Уметь применять полученные знания при решении комбинированных задач с использованием признаков равенства треугольников и свойств равнобедренного треугольника.

СР

П. 26;

 23

31.

Свойство медианы равнобедренного треугольника. Решение задач.

26

КУ

1

Уметь применять полученные знания при решении комплексных задач с использованием признаков равенства треугольников и свойств равнобедренного треугольника.

Тест

 П. 26;

 24

32.

Третий признак равенства треугольников.

27

УОНМ

1

Знать формулировку третьего признака равенства

МД

П. 27;

Док-во теоремы + зачет;

 31, 37

треугольников;

Уметь применять указанный признак при решении задач.

33.

Третий признак равенства треугольников.

27

УПКЗУ

1

Уметь применять полученные знания при решении комплексных задач с использованием признаков равенства треугольников и свойств равнобедренного треугольника.

СР

П. 27, 28;

 38, 40

34.

Резервный урок

УОСЗ

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

ИЗ

Задачи в тетр

35.

Контрольная работа №3

УКЗУ

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

КР

Зачет (вопр к §2, 3)

§4 Сумма углов треугольника- 16 часов

36.

Анализ контрольной работы.

Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

30

УОНМ

1

Параллельные прямые.

Знать свойства углов, образованных при пересечении двух прямых секущей;

Уметь по рисунку объяснить, какие углы являются внутренними накрест лежащими, внутренними односторонними и соответственными.

ФО

П. 30;

В. 3;

 5

37.

Признак параллельности прямых.

31

КУ

1

Признаки параллельности прямых.

Знать формулировку и доказательство теоремы 4.2 и следствий из неё, выражающих признаки параллельности прямых;

Уметь распознавать эти углы при решении задач; делать вывод о параллельности прямых на основании признаков параллельности.

МД №1

П. 11, 29, 31;

В. 1, 3;

  2, 3, 5

38.

Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.

32

УОНМ

1

Основное свойство параллельных прямых.

Знать свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей;

Понимать что признаки и свойства параллельности прямых являются примерами взаимно обратных теорем.

МД №2

П. 32;

 

 15, 16

39.

Параллельность прямых.

29

КУ

1

Знать формулировку и доказательство теоремы, выражающей признак параллельности прямых (теорема 4.1);

Уметь применять полученные сведения при решении задач.

УО

П. 32;

Повторить все теоремы

Задачи в тетр

40.

Параллельность прямых. Решение задач.

УПЗУ

1

Уметь применять полученные сведения при решении задач.

СР

Задачи в тетр

41.

Сумма углов треугольника.

33

УОНМ

1

Сумма углов треугольника.

Знать формулировку и доказательство теоремы о сумме углов треугольника.

Уметь применять теорему при решении задач.

ФО

П. 33;

В. 10;

 19, 23

42.

Сумма углов треугольника. Решение задач.

33

УЗИМ

1

Знать формулировку и доказательство следствия из теоремы о сумме углов треугольника;

Уметь применять полученные знания при решении задач.

МД, Текущий

П. 33;

 

 25, 27

43.

Сумма углов треугольника. Решение задач.

33

УЗИМ

1

Уметь применять полученные знания при решении задач.

СР

Доп задача

44.

Внешние углы треугольника.

34

УОНМ

1

Внешний угол треугольника.

Знать формулировку и доказательство теоремы о внешнем угле треугольника.

Уметь строить и распознавать на рисунке внешний угол треугольника, применять теорему о внешнем угле при решении задач.

ФО

П. 34;

В. 11, 13;

 33, 35

45.

Внешние углы треугольника. Решение задач.

УЗИМ

1

Внешний угол треугольника.

Знать формулировку и доказательство следствия из теоремы о внешнем угле треугольника;

Уметь применять полученные знания в ходе решения задач.

СР

Доп. задачи

46.

Прямоугольный треугольник.

35

УОНМ

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Знать названия сторон прямоугольного треугольника; что сумма острых углов равна 90; формулировки и доказательства специальных признаков равенства прямоугольных треугольников;
Уметь по чертежу или словесным данным сделать заключение о том, какие стороны прямоугольного треугольника являются катетами и гипотенузой; применять полученные знания в решении задач.

ФО

П. 35;

В. 14-17;

 42, 46

47.

Прямоугольный треугольник. Решение задач.

УЗИМ

1

Уметь применять полученные знания в ходе решения задач.

МД

П. 35;

 

 44, 46

48.

Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

36

УОНМ

1

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Знать определение расстояния от точки до прямой;

Уметь применять это понятие в решении задач.

П. 36;

В. 19, 20;

 48

49.

Существование и единственность перпендикуляра к прямой. Решение задач.

УПРУ

1

Знать определение расстояния между параллельными прямыми;

Уметь применять это понятие в решении задач.

Тест

Дополн задачи

50.

Контрольная работа №4

КЗУ

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

Подготов к зачету

        §5 Геометрические построения – 10 часов

51.

Окружность.

38

КУ

1

Окружность.

Знать определения окружности и её элементов;

Уметь пользоваться этими понятиями при решении задач.

УО

П. 38, 42;

В. 1, 2

Доп задача

52.

Окружность, описанная около треугольника.

39

УОНМ

1

Окружность, описанная около треугольника.

Знать определения окружности, описанной около треугольника и серединного перпендикуляра к отрезку; формулировку и доказательство теоремы о центре вписанной окружности; формулировку и доказательство теоремы о диаметре, перпендикулярном хорде.

Уметь пользоваться этими понятиями при решении задач.

П. 39;

Доп. задачи

53.

Касательная к окружности.

40

УОНМ

1

Касательная к окружности и её свойства.

Знать определение касательной к окружности, свойство касательной;

Иметь представление о внешнем и внутреннем касании окружностей;

Уметь пользоваться этими понятиями при решении задач.

Текущий

П. 26;

Доп задачи в тетр

54.

Окружность, вписанная в треугольник.

41

УОНМ

1

Окружность, вписанная в треугольник.

Знать определения окружности, вписанной в треугольник; формулировку и доказательство теоремы о центре вписанной окружности;

Уметь пользоваться этими понятиями при решении задач.

П. 41;

Доп задачи

55.

Построение треугольника с данными сторонами.

42,43

УОНМ

1

Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Иметь представление, что такое задачи на построение циркулем и линейкой;

Знать алгоритмы решения задач построения треугольника по трём сторонам; построения угла, равного данному.

Уметь решать задачи на построение треугольников по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трём сторонам с числовыми или геометрически заданными условиями.

П. 43;

 

 19 (3), 21

56.

Построение угла, равного данному.

44

УОНМ

1

Знать алгоритмы решения задач построения треугольника по трём сторонам; построения угла, равного данному.

Уметь решать задачи на построение треугольников по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трём сторонам с числовыми или геометрически заданными условиями.

П. 44;

 23 (2), 24 (2)

57.

Деление отрезка пополам. Построение биссектрисы угла. Построение перпендикулярной прямой.

45, 46

УОНМ

1

Знать алгоритмы решения задач на построение биссектрисы угла, деления отрезка пополам, построение перпендикулярной прямой;

Уметь решать несложные задачи на построение с использованием данных алгоритмов.

Текущий

П. 45. 46;

 

 27, 30

58.

Решение задач на построение.

47

УПЗУ

1

Уметь применять алгоритм построения типовых задач при решении несложных задач на построение.

П.47;

 34, 36

59.

Геометрическое место точек.

48

УОНМ

1

Знать, что такое ГМТ, какими фигурами являются ГМТ, равноудалённых от данной точки, от двух данных точек;

Уметь решать несложные задачи на построение методом ГМТ.

П. 48, 49;

 42, 44

60.

Метод геометрических мест.

49

УОНМ

1

Знать, что такое ГМТ, какими фигурами являются ГМТ, равноудалённых от данной точки, от двух данных точек;

Уметь решать несложные задачи на построение методом ГМТ.

ДМ, СР

Повторить пройд материал,

 № 48

61.

Контрольная работа №5

1

Уметь применять изученную теорию к решению задач.

        ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАССА (7 )

62.

Повторение темы «Углы»

УОСЗ

1

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7 класса).

Тест

Составить кроссворд

63.

Повторение темы «Равенство треугольников»

УОСЗ

1

Тест

Повторить материал о сумме углов треуг.

64.

Повторение темы «Равнобедренный треугольник»

УОСЗ

1

Тест

Задачи в тетр

65.

Повторение темы «Параллельные прямые»

УОСЗ

1

Тест

Задачи в тетр

66.

Повторение темы «Окружность»

УОСЗ

1

Тест

подготовиться к к/р

67.

Итоговый контрольный тест.

УКЗУ

1

68.

Работа над ошибками.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....