Распространение моего педагогического опыта

Шатских Надежда Викторовна

Предварительный просмотр:

Шатских Н.В. Выступление на МО учителей русского языка и литературы 26 августа 2015 года

Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 А классе.

   ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах  целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.  

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.

Условием реализации следующего этапа является  обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно  приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.

Особо  остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология.

Морфемика. Фразеология.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Работа с частью С (написание сочинения)

      На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах  посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.

Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися до уроков и во время каникул.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов. База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.

 Особое внимание уделяю части С.

Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,

затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:

- вступление,

- формулирование проблемы,

- комментарий к проблеме,

- позиция автора текста,

- позиция автора сочинения,

- первое доказательство своей позиции (из литературы),

- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),

- вывод.

Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.

Для учеников   с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

  Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.      

   В результате данной работы добились таких результатов:

В 11 а классе – 16 учащихся, экзамен сдали 15 (1 не сдал – Путинцев И.)

Самый высокий результат – 79 баллов (Авдеева Валерия, Отт Регина)

Самый низкий – 49 баллов (Дробышев А). Средний балл по классу – 62

10 учащихся – 62% свои годовые  оценки  подтвердили

2 учащихся – 12% (Трошкина А. и Отт Р.) годовые результаты повысили.

4 выпускников  - 25% (Путинцев И, Яковлева К., Полунин С. И Жигульских А) понизили.    



Предварительный просмотр:

Шатских Н.В.

Учитель русского языка и литературы

МБОО «Лицей села Верхний Мамон»

Выступление районном методическом объединении учителей русского языка и литературы

«Практика использования дистанционных образовательных технологий в школе: ограничения и возможности»

   

     Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днём, однако хорошо это и плохо?

Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Разработка программ - хорошо разработаны обучающие программы и курсы.

Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.

Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.

В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

  1.  Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды двадцати одноклассников. Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. А учитель может подобрать для таких школьников дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к учебе. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе.
  2.  Автоматизация рутинных процессов. Проще говоря, технологии могут взять на себя выполнение самой скучной части работы учителя. Например, проверку домашних заданий и составление статистики по классу. В среднем использование интерактивных рабочих тетрадей с автоматической проверкой позволит сэкономить как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Эта система работает очень просто: учитель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились. Так работает интерактивная рабочая тетрадь для 5–11 классов от Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“»
  1. Шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы — это реальность. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает вашу ценность на рынке труда и дает возможность найти подработку в онлайн-школе (а таких школ много, они растут и нуждаются в новых кадрах). Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии. Если вы справитесь с этим сейчас, к следующему учебному году можете попробовать свои силы в онлайн-репетиторстве.
  2.  Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных заданий: онлайн-игр, викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника. Игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Обучающие игры не входят в официальную программу, но мы рекомендуем вам разбавить ими обычные задания. Ребенок, обучающийся с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.
  3.  Более размеренный темп работы. Главное, что дает вам дистанционное образование — это время. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в мессенджерах, у вас появилось больше времени, чтобы обдумывать ваши ответы на их вопросы. Ведь вам необязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться — вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ. Это делает отношения педагога и учеников более профессиональными, но при этом и более непринужденными.

                      Минусы дистанционного образования

      Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.

  1.  Необходимость разбираться в цифровых технологиях. Никто не спорит, переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно. Особенно если единых инструкций нет, а разобраться во всем требуется быстро. Не знаете, с чего начать, — начните с вебинаров по дистанционному образованию. Если приложить немного усилий, за неделю можно стать практически экспертом во всех цифровых образовательных инструментах — на самом деле в них нет ничего сложного.
  2.  Недостаток личного общения. Для учителя, который привык держать всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех детей. Решить эту проблему помогут видеоконференции, общий чат, где педагог сможет общаться с детьми.
  3.  Необходимость работать с мотивацией учеников. Работа современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его задача — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Не существует компьютерной системы, которая могла бы взять на себя эти функции. И сейчас, как никогда раньше, педагогу нужно проявить все эти таланты. Возможно, педагогам придется уделять гораздо больше внимания тем детям, у которых есть проблемы с мотивацией и организованностью: такие ученики могут решить, что учиться теперь вообще необязательно. Поэтому учителям придется изобретать новые формы контроля таких школьников.
  4.  Отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Эта проблема знакома всем, кто работает удаленно. Работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается. Поэтому люди нередко перерабатывают. С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка будут прерывать вас. Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в школьном классе, пусть и виртуальном. В эти часы никто не должен отвлекать вас и обращаться к вам. А чтобы поддерживать здоровый баланс работы и отдыха, заведите будильник, который будет напоминать вам о том, что каждый час следует вставать из-за стола и делать разминку, а после 19:00 вообще стоит выключить компьютер и как следует отдохнуть.
  5. Что в итоге?
  6. Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные офлайн-практики будут принимать все более и более цифровой вид.
  7. Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения, когда все вокруг горит и рушится. Не поддавайтесь панике: никто не требует от вас идеальных решений прямо сейчас.
  8. Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества.



Предварительный просмотр:

Шатских  Надежда Викторовна

учитель русского языка литературы

МБОО «Лицей села Верхний Мамон»

Верхнемамонского  муниципального района

Выступление на региональном  этапе конкурса «Мои инновации в образовании»

«Опыт использования технологии кроссенс»

Актуальность

Согласно требованиям ФГОС мы должны развивать логическое, ассоциативное и творческое  мышление наших обучающихся.  Они должны уметь самостоятельно ставить цели, принимать решения, анализировать результаты. Это помогает добиться технология кроссенс. Я  познакомилась с  технологией кроссенс в 2016 и я стала применять на уроках литературы

    Чем заинтересовала технология кроссенс?

  1. Новизной.
  2. Технология работает на развитие мотивации обучающихся. А это первейшая задача. Без нее процесс обучение невозможен. 
  3.   Возможностью ее применения 

   Технологию данную можно применить на любом этапе урока: в начале урока при определении цели и задач,  при объяснении новой темы, при закреплении полученных знаний, при организации групповой работы, как творческое домашнее задание  и на разных  типах уроков:  как на уроке освоения новых знаний, так и на уроке повторения или обобщения.

4. Способами использования технологии 

Способы использования кроссенс могут быть разными. Можно предложить группам обучающихся попробовать дать свое объяснение кроссенса. Это задание первого уровня сложности. Второй уровень сложности – кроссенс разделен на 9 квадратов и его надо собрать. Это задание еще можно усложнить: добавить 1 лишний квадрат, и тогда обучающиеся должны выбрать его среди 10 или предложить только 8 квадратов-картинок и ребята должны догадаться чего не хватает в цепочке. Третий уровень сложности – предложить  попробовать самим составить кроссенс.

Что даёт использование данной технологии?

  1. Прежде всего, я владею вниманием обучающихся на уроке, поскольку они, как только его увидели, то внимание сосредоточено на нём.
  2. Появление  устойчивой мотивации  обучающихся к урокам литературы.
  3. Развитие креативности, логического, нестандартного мышления и творческих способностей моих учеников.
  4. Повышение качества знаний обучающихся по предмету.
  5. Стабильность  этих  результатов.

    Вот вы видите примеры кроссенсов  «Обобщение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», « Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» , « Н.А Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Гроза», «Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Спешите делать добро…» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»)

          На этом слайде вы видите каковы результаты качества за 3 года.

         Используя технологию кроссенс, я хотела, знать как ее оценивают обучающиеся. С этой целью проводилось анкетирование ребят и родителей. Вот каковы результаты.

    Своим опытом я делилась на сайте школы, в газете «Донская новь»,  выступала на XVI  региональной научно-практической конференции «Проблемы преподавания русского языка, литературы и иностранного языка» и,  конечно, в сети интернет на сайтах Инфоурок и nsportal, там же размещала творческие работы своих учеников: кроссенсы, которые они сами создали.

    Участвуя в конкурсе «Педагог дополнительного образования» в 2018 на районном, региональном и всероссийском уровнях, я демонстрировала использование технологии кроссенс на открытом занятии по внеурочной деятельности «Пасхальные вытынанки» и стала победителем регионального этапа конкурса «Педагог дополнительного образования» и  финалистом  всероссийского конкурса «Воспитать человека 2018».      

          Данная  инновация  оказывает положительное влияние на качество образовательной деятельность и её результаты. Использование технологии и во внеурочной деятельности дает положительный результат в учебно-воспитательном процессе в целом  


Предварительный просмотр: