Участие в конкурсе "Учитель года России" 2021

Шатских Надежда Викторовна

Участие в конкурсе рассматриваю как средство передачи опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шатских Надежда Викторовна

Учитель русского языка и литературы МБОО «Лицей села Верхний мамон»

Высшая квалификационная категория

                                  Защита методического портфолио

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Участвую в конкурсе «Учитель года» четвёртый раз. Участие в конкурсе «Учитель года»: 1995 (1 место), 2010 (2 место)

Стаж моей работы – 37 лет. Свое участие в конкурсе «Учитель года России» рассматриваю как средство передачи накопленного опыта.

В 2021 году я участвую в этом конкурсе  со своим опытом работы по теме:

 «Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся»

Актуальность

Согласно требованиям ФГОС мы должны развивать логическое, ассоциативное и творческое  мышление наших обучающихся.  Они должны уметь самостоятельно ставить цели, принимать решения, анализировать результаты. Это помогает добиться технология кроссенс С этой технологией  я  познакомилась на курсах повышения квалификации, которые для  учителей русского языка и литературы проводил ВИРО в 2015-2016 учебном году. Она меня заинтересовала, и я стала применять на уроках литературы в старших классах (9-11 класс).

                     Чем заинтересовала технология кроссенс?

  1. Новизной.
  2. Технология работает на развитие мотивации обучающихся. А это первейшая задача. Без нее процесс обучение невозможен. 
  3.   Возможностью ее применения 

   Технологию данную можно применить на любом этапе урока: в начале урока при определении цели и задач , при объяснении новой темы, при закреплении полученных знаний, при организации групповой работы, как творческое домашнее задание  и на разных  типах уроков:  как на уроке освоения новых знаний, так и на уроке повторения или обобщения.

4. Способами использования технологии 

Способы использования кроссенс могут быть разными. Можно предложить группам обучающихся попробовать дать свое объяснение кроссенса. Это задание первого уровня сложности. Второй уровень сложности – кроссенс разделен на 9 квадратов и его надо собрать .Это задание еще можно усложнить: добавить 1 лишний квадрат, и тогда обучающиеся должны выбрать его среди 10 или предложить только 8 квадратов-картинок и ребята должны догадаться чего не хватает в цепочке. Третий уровень сложности – предложить  попробовать самим составить кроссенс.

Что даёт использование данной технологии?

  1. Появление  устойчивой мотивации  обучающихся к урокам литературы.
  2. Развитие креативности, логического, нестандартного мышления и творческих способностей моих учеников.
  3. Повышение качества знаний обучающихся по предмету.
  4. Стабильность  этих  результатов.

Использование технологии и во внеурочной деятельности дает положительный результат в учебно-воспитательном процессе в целом   

    С 2016 года после прохождения курсов ВИРО по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС» Я стала применять  технологию кроссенс на уроках литературы, во внеурочной деятельности, в работе с родителямии. Затем я проанализировала свою деятельность: каков результат? Результаты хорошие, стабильные. Мне была важна обратная связь: как оценивают использование технологии сами обучающиеся и их родители. С этой целью я провела анкетирование и выстроила диаграммы. Вот вы видите на  слайдах это наглядно

   Использовала технологию кроссенс:

  1. на открытом занятии «Пасхальные вытынанки» в региональном конкурсе «Педагог дополнительного образования Воронежской области» 2018 г.
  2. В финале всероссийского конкурса «Воспитать человека-2018
  3. Во всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» 2020 на региональном этапе и межрегиональном.
  4.  Во всероссийском конкурсе «Серафимовский учитель» 2020
  5. В работе с одаренными детьми: Щеголева Анна и Рязанцева Анна – призер и победители муниципального этапа ВОШ по литературе 2020, Рязанцева Анна – дипломант Всероссийского конкурса сочинений 2020
  6. Уччастие в конкурсе «Мои инновации в образовании» 2019 с разработкой «Использование технологии кроссенс для развития логического мышления, креативности  и творческих способностей (из опыта работы)». Переход на мой сайт – нажать на активную ссылку
  7. Просмотр Проекта 6 «Мои инновации в образовании»


Предварительный просмотр:

Шатских Надежда Викторовна

МБОО «Лицей села Верхний Мамон»

Учитель  русского языка и литературы

высшей категории

МАСТЕР-КЛАСС ШАТСКИХ Н.В
(СЛАЙД 1) «ТЕХНОЛОГИЯ КРОССЕНС. КАК СОСТАВИТЬ КРОССЕНС»

Актуальность

Согласно требованиям ФГОС мы должны развивать логическое, ассоциативное и творческое  мышление наших обучающихся.  Они должны уметь самостоятельно ставить цели, принимать решения, анализировать результаты. Это помогает добиться технология кроссенс. 

Практическая значимость представленного опыта

  1. Что даёт использование данной технологии?
  2. Появление  устойчивой мотивации  обучающихся к урокам литературы.
  3. Развитие креативности, логического, нестандартного мышления и творческих способностей моих учеников.
  4. Повышение качества знаний обучающихся по предмету.
  5. Стабильность  этих  результатов.

Использование технологии и во внеурочной деятельности дает положительный результат в учебно-воспитательном процессе в целом.

 Метапредметный урок-это урок, с помощью которого:

- происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения

- можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы. Использование технологии кроссенс делает мой урок метапредметным, потому что знания, умения и навыки, полученные при работе с кроссенсом, а именно: логическое мышление, креативность, творческие  способности, они могут применять и на других уроках. Саму технологию можно применять на  любом предмете. При работе с кроссенсом прослеживается межпредметность, поскольку обучающиеся применяют знания  таких предметов как история, обществознание.

   С этой технологией  я  познакомилась на курсах повышения квалификации, которые для  учителей русского языка и литературы проводил ВИРО в 2015-2016 учебном году. Она меня заинтересовала, и я стала применять на уроках литературы в старших классах (9-11 класс), а затем во внеурочной деятельности и в работе с родителями.

                                                     Из истории вопроса (слайд 2)

   В 2002 году в журнале «Наука и жизнь» впервые был опубликован первый кроссенс. Его авторы: Сергей Федин, писатель и математик, и Владимир Бусленко, доктор технических наук. Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов". Авторы придумали его   по аналогии со словом "кроссворд". Это слово в переводе с английского означает "пересечение слов".  Кроссенс представляет собой  поле из девяти квадратиков, как для  "Крестиков-ноликов". Изображения расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.  Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.

Алгоритм создания кроссенса: (слайд 3)

  1. Определение темы, общей идеи
  2. Выделение 9 элементов, имеющих к идее и теме
  3. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
  4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа)
  5. Концентрация смысла в одном элементе (центр)
  6. Выделение отличительных черт каждого элемента.
  7. Подбор изображений, иллюстрирующих элементы
  8. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.
  9. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
  10. Выход на новый уровень

(Слайд 4)

(слайд 5)

Практическая часть мастер-класса

(Слайд 6)

     Вот вы видите поле кроссенса, разбитое на 9 квадратов. Мы его разгадывать будем  в такой последовательности: 1-2-3-6-9-8-7-4-5. Пятый квадрат самый главный, он имеет пересечение смыслов со всеми квадратами.

1)Попробуем с вами  потренироваться установить взаимосвязь (слайд 7)

2) (слайд 8, 9)

А сейчас в коллективной работе мы попытаемся выстроить ассоциативную цепочку  всего кроссенса. Его я использовала в 9 классе на уроке обобщения и подготовки к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Я увидела, что смогли установить логическую взаимосвязь каждого квадрата, и теперь мы переходим  к самостоятельной работе.

3) Каждый из вас работает индивидуально. У вас чистое поле кроссенса и конверт с 9 квадратами-картинками. Расположите их в такой последовательности, чтобы обучающиеся смогли по вашей версии кроссенса определить тему урока «Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (время 2 минуты).

4) Давайте сравним ваши кроссенсы с моим. Каков результат совпадений? слайд 10, 11, ) Прошу обратить внимание на практическую значимость работы с кроссенсом учеников 10 в класса. Они указали на 3 причины считать работу на уроке актуальной для них: (слайд 12)

5) рефлексия: (слайд 13)

  1. Научились ли вы составлять кроссенс?
  2. Считаете ли вы данную инновационную технологию результативной?
  3. Появилось ли у Вас желание использовать данную технологию у себя на уроках , чтобы мотивировать обучающихся?
  4. Посоветуете ли Вы своим коллегам технологию кроссенс  как средство развития логического мышления и  креативности?

6) Появились ли у вас вопросы?

 Благодарю за внимание! Желаю всем успехов!