ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Карбовская Александра

ПРОГРАММЫ по дополнительному началбному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnaya_kompozitsiya.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Когалыма

Рассмотрена

Методическим советом

МАУ «Школа искусств»

«_____»_________2017 г.

           Утверждаю

       Директор МАУ «Школа искусств»

       _______________Н.В. Велижанин

«______»_________________2017г.

                                     

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

для учащихся отдела начальной подготовки

г. Когалым, 2017

Структура программы

I.        Пояснительная записка                                                                3                                                                                

II.        Учебно-тематический план и содержание учебного предмета        7                                                                                

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                                11

                

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                12

                                 

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                                13

                

VI.        Список литературы и средств обучения                                        14

 

I. Пояснительная записка

                

Декоративно–прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть мир прекрасного, развить у них художественный вкус.

Обучение по данной программе научит детей видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Занятия декоративно-прикладной композицией развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Декоративно-прикладная композиция» основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптированной, имеет художественно-эстетическую направленность и состоит из трёх модулей. Каждый модуль представляет собой самостоятельную единицу обучения, т.е. целостный набор подлежащих освоению знаний, умений и навыков, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля.

Использование принципа модульного обучения позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность педагогу изменять и дополнять учебный материал, не нарушая его единого содержания. Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или раздела, а также всей учебной дисциплины. Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся. При этом, учащийся может приступить к освоению программы на любом этапе (с 1-го; со 2-го или с 3-го модуля), а педагог выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора.

Цель: 

формирование у учащихся художественной культуры через овладение навыков изготовления изделий декоративно- прикладного искусства.

Задачи

обучающие:

-сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями;

- сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.

-развивающие:

- развить творческое воображения учащихся, зрительную память, моторику рук, глазомера;

-развить уважительное отношение к ручному труду.

-воспитывающие:

- воспитать целеустремлённость и упорство в достижении цели;

-сформировать художественный вкус: умение подбирать материалы и цветовые сочетания, руководствуясь понятиями единства и цельности;

- воспитать человека художественно-образованного, умеющего ценить и понимать декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость.

Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные художественные работы и техники: различные виды аппликации; конструирование из бумаги, тканей, природного материала; роспись по ткани; граттаж; вышивка бисером; бумагопластика; имитация гобелена и др.

            Учитывая возрастные особенности детей и логику развития художественных способностей, обучение  строится по принципу возрастания степени сложности учебных задач.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 9 до 12 лет.

        Срок реализации учебного предмета

        Учебный предмет «Декоративно-прикладная композиция» реализуется в 3-ёх модулях: с первого по третий модуль. Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год:

        1-ый модуль – 34 недели (34 часа);

        2-ой модуль – 34 недели (34 часа);

        3-ий модуль – 34 недели (34 часа).  

        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

        Общая трудоемкость учебного предмета составляет 102 часа. Объем учебной нагрузки составляет 1 час в неделю.

         Форма проведения учебных занятий

        Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе – от 11 до 15 человек. Продолжительность урока – 40 минут.

        Педагогические технологии, методы и принципы обучения

         Образовательный процесс предусматривает следующие педагогические технологии:

        -Традиционная (репродуктивная) технология обучения.

Цель: передача знаний, умений и навыков.

Сущность: изучение нового - закрепление – контроль - оценка.

Механизм: объяснение в сочетании с наглядностью, воспроизведение изученного материала.

        -Технология развивающего обучения.

Цель: развитие личности и её способностей.

Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию.

Механизм: вовлечение учащихся в различные виды деятельности.

        -Технология проблемного обучения.

Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.

Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной и творческой деятельности.

Механизм: поисковые методы (постановка и решение творческих задач).

        Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

        Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

        Реализация программы базируется на следующих дидактических принципах:

  1. Принцип воспитывающего обучения.
  2. Принцип наглядности.
  3. Принцип связи теории с практикой.
  4. Принцип прочности и усвоения знаний.
  5. Принцип доступности.

        Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию гармонично-развитой, культурно-нравственной личности, прививает любовь к прекрасному.

        Принцип наглядности подразумевает использование на уроках декоративно – прикладного искусства таблиц, моделей, изделий ДПИ. В структуре урока используются последовательные задания и упражнения, определяющие теоретическое и практическое содержание, демонстрируются готовые образцы.

        Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у учащихся вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

        Принцип прочности и усвоения знаний приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей.

        Принцип доступности (принцип личностного подхода в обучении) соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию учащихся. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

        Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. В процессе обучения через творческую самореализацию личности происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ограждение их от бездуховности. Труд на занятии становиться источником духовно-нравственного становления и развития ребёнка. Содержание программы направлено на творческий труд, умение трудиться рядом, вместе, трудится сообща, приносить людям радость.

II. Учебно-тематический план и содержание учебного предмета

1 модуль

Наименование темы

Об-щее кол-во

часов

В том числе

теор.

зан.

В том числе

пр.

зан.

Вводная беседа о декоративно-прикладной композиции

1

1

-

Плетение из полосок цветной бумаги

3

-

3

«Осенний вальс». Аппликация из засушенных растений, листьев

2

-

2

«Фрукты». Обрывная аппликация

7

0,5

6,5

«Снежинка». Работа с бумагой

2

0,5

1,5

Беседа об узоре, орнаменте. Хантыйский орнамент

4

1

3

«Хантыйский сувенир».

6

1

5

«Космос». Граттаж

4

1

3

«Город». Коллаж

5

1

4

          Всего часов

34

6

28

1.Вводная беседа о декоративно- прикладной композиции. Знакомство с понятием «декоративное искусство» и его особенностями, красочностью.

2. Плетение из полосок цветной бумаги. Изготовление закладки для книг. Освоение техники плетения, умение гармонично подбирать цвета. Цв. бумага, ножницы

3.«Осенний вальс». Развитие образного мышления, гармоничное заполнение листа. Гербарий, клей ПВА, цв. картон, ножницы, А4

4.«Фрукты». Знакомство с техникой обрывной аппликации. Гармоничное сочетание цветов с целью выявления формы и объёма предметов. Цв. бумага, картон, клей-карандаш,  А4

5.«Снежинка». Работа с бумагой в технике вырезания. Освоение  техническими навыками работы с бумагой, понятие симметричности форм. Цв. бумага, ножницы

6. Беседа об орнаменте, узоре. Хантыйский орнамент. Знакомство с национальными традициями народов севера. Ритм и симметрия в орнаменте. Составить орнамент. Карандаш, гуашь, А4

7. «Хантыйский сувенир». Знакомство с национальным сувениром. Выполнение  сувенира с предварительным эскизом. Ткань, бисер, игла, ножницы, нитки, клей «Момент»

8.«Космос». Граттаж. Знакомство с техникой гратажж. Развитие творческого воображения. Создание композиции. Бумага, воск, гуашь, тушь, зубочистки, А4, А3

9. «Город». Коллаж. Знакомство с техникой коллаж. Композиционное решение, организация центра композиции. Развитие творческого воображения. Ткань, кожа, клеёнка, бумага, клей «Момент», А3, А4

2 модуль

Наименование темы

Об-щее кол-во

часов

В том числе

теор.

зан.

В том числе

пр.

зан.

Вводная беседа о декоративно-прикладной композиции

1

1

-

«Осень». Пейзаж. Обрывная аппликация

7

1

6

Новогодняя игрушка

5

0,5

4,5

«Бумажная фантазия». Квиллинг

5

0,5

4,5

Декоративная тарелка. Папье-маше

6

1

5

Работа с тканью

6

0,5

5,5

«Греческая ваза». Граттаж

4

0,5

3,5

        Всего часов

34

5

29

1.Вводная беседа о декоративно- прикладной композиции. Знакомство с понятием «декоративное искусство .

2. «Осень». Обрывная аппликация. Пейзаж. Знакомство с техникой обрывной аппликации. Развитие образного мышления. Гармоничное заполнение поверхности листа. Цв. бумага, клей-карандаш, А4

3.Новогодняя игрушка (ёлочка, ёлочное украшение, маска). Развитие фантазии. Изучение приёмов технических приёмов работы с различными материалами. Цв. Картон, ткань, ленты, фольга, бусинки, клей.

4.«Бумажная фантазия». Киллинг. «Цветы», «Животные и птицы» Закрепление навыков и технических приёмов работы в технике «квиллинг». Изучение пластичных свойств бумаги. Воспитание чувства коллективизма. Ватман, резак

5.Декоративная тарелка. Папье-маше. Изучение техники папье-маше. Изображение узора на тарелке. Использование мотивов народного искусства. Газетная бумага, клейстер, гуашь.

6. Работа с тканью (украшение, панно, коллаж, аппликация). Знакомство с техникой. Развитие творческого воображения, фантазии. Ткань, бисер, шерстяные нитки, кожа, клей.

7.«Греческая ваза». Граттаж. Технические приёмы работы в технике «граттаж». Понимание единства формы предмета, декора и его украшения. Изучение различных вариантов расположения узора в полосе. Греческий орнамент. Вощёная бумага, гуашь, тушь, зубочистки, А4,  А3

3 модуль

Наименование темы

Об-щее кол-во

часов

В том числе

теор.

зан.

В том числе

пр.

зан.

1.

Вводная беседа о декоративно-прикладной композиции

1

1

-

2.

«Осенний букет». Обрывная аппликация

6

0,5

5,5

3.

Вырезанка

4

0,5

3,5

4.

«Флора и фауна». Гобелен (имитация)

7

0,5

6,5

5.

Бумагопластика. Упражнения

4

0,5

3,5

6.

«Мир художника». Коллаж

7

0,5

6,5

7.

 «Декупаж»

5

0,5

4,5

      Всего часов

34

4

30

1.Вводная беседа о декоративно- прикладной композиции. Знакомство с понятием «декоративное искусство».

2.«Осенний букет». Обрывная аппликация. Закрепление навыков работы в технике обрывной аппликации. Развить умение гармонично сочетать цвета с целью выявления формы и объёма предметов. Цв. бумага, картон, клей-карандаш,  А4

3.Вырезанка (бабочка, снежинка, цветок). Знакомство с техническими навыками вырезанки. Научить вырезать из бумаги симметричные формы. Цветная бумага, карандаш, клей, ножницы, А4

4.«Флора и фауна». Гобелен (имитация). Развитие моторики рук, самостоятельности, аккуратности в работе. Воспитание любви к творчеству. Шерстяные нитки, клей, ножницы, картон А5

5.Бумагопластика. Упражнения. Изучение пластичных свойств бумаги.

Технические приёмы работы в технике «Бумагопластика». Ватман, канцелярский клей, резак.

6.«Мир художника». Коллаж. Развитие творческого мышления, фантазии и воображения, овладение техническими  навыками работы в технике коллаж. Ткань, кожа, мех, фольга, клеёнка, бисер и т.д., А4

7.«Декупаж». Технические приёмы работы в технике «Декупаж». Выявить уровень развития творческого потенциала учащегося.

III.   Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании  1-го модуля учащийся должен:

– овладеть приемам работы с бумагой, природным материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– научиться создавать творческие композиции, изделия ДПИ;

–развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеть навыками культуры труда.

По окончании  2-го модуля учащийся должен:

– овладеть приемам работы с бумагой, природным материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– научиться создавать творческие композиции, изделия ДПИ;

–развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеть навыками культуры труда;

– развить коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.

По окончании  3-го модуля учащийся должен:

– овладеть приемам работы с бумагой, природным материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– научиться создавать творческие композиции, изделия ДПИ;

–развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеть навыками культуры труда;

– развить коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.

  • овладеть умением переводить свои впечатления в художественные образы, создаваемые средствами ДПИ.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

        

        Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в течение учебного года.

        Оценка выставляется по результатам итогового просмотра работ в конце первого полугодия третьего модуля обучения.

        

        

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

        Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Декоративно – прикладное искусство» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность преподавателю творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

Реализация общеразвивающей программы «Декоративно – прикладная композиция» обеспечивается:

- хорошо освещенным кабинетом для групповых занятий;

- учебной мебелью (доска, столы, стулья, стеллаж, шкаф), которая соответствует возрасту учащихся;

- учебно – методическими пособиями для преподавателя по изучаемым предметам;

- наглядно — дидактическим материалом;

- материалами и канцелярскими товарами для занятий творчеством;

- раковиной для мытья рук;

- Интернет- ресурсами.

Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Качество реализации общеразвивающей программы обеспечивается за счет:

- наличия комфортной развивающей образовательной среды;

- организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, выставок, мастер-классов;

- организации посещений учащимися выставочных залов, музеев.

VI.        Список литературы и средств обучения

  1. Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993.
  2. Александрова Л.А. Русь-страна городов. - М.: Школьная пресса, 2001.
  3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010.
  4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н., Авдеев Ю.С., Гусейнов Г.М., Дыминский В.Б., Шеболдаев А.С. Живопись. – М.: Владос, 2004
  5. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009.
  6. Волшебный мир народного творчества. В 2ч. Ч.2 / Под ред. Т. Я. Шпикаловой.- М.: Просвещение, 2001.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск: «Современное слово», 1988.
  8. Выготский        Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.3-изд. М.: Просвещение, 1991.
  9. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005.
  10. Донцова Т.Б. (г.Москва), Жуков Н.В. (г.Владикавказ), Даниэль С.М., Станжевская С.П., Горная И.М. (г.С-Петербург). Программы для подготовительных групп детских художественных школ, 1987 г.;
  11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994.
  12. Клиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2010.
  13. Ковальчук Н. А. Композиция. Художественные средства. – М.: Панорама, 1990.
  14. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988.
  15. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства.2004.

Средства обучения

Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски.

Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.