методическая копилка

Активизация и обобщение словарного запаса младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли пользоваться этой роскошью в своих семьях, в школе? Учим ли мы этому детей? Безусловно, да.

      Ведь речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Сегодня далеко не каждый человек может четко, точно, красиво выразить свою мысль. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Потребность в общении, умении излагать свою мысль, определяет необходимость целенаправленной работы по развитию речи, начиная с первых лет обучения в школе.  

        Я работаю по программе «УМК Планета знаний». Основной задачей своей работы по развитию речи в начальных классах считаю  обогащение словарного запаса учащихся. На своих уроках уделяю большое внимание активизации словаря у детей. По моему мнению,  владение большим запасом слов обеспечивает учащимся лучшее понимание читаемого. Они  свободно, без затруднений, общаются в разновозрастных группах.

        В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Мною подмечено, что речь первоклассников насыщена междометиями, жестами, мимикой. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжные конструкции,  овладевают учебно-научным стилем речи.  Но в дальнейшем у учеников начальных классов отмечаются затруднения при рассказе о своих собственных чувствах, впечатлениях, нравственных переживаниях героев художественных произведений. Развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной.   Она бедна словами, обозначающими нравственные понятия; учащиеся I-IV классов используют в речи лишь некоторые глаголы эмоционального состояния.

        Главная причина недостаточного запаса представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что усвоение школьниками новых слов происходит стихийно, эмпирически. Поэтому

большую работу провожу по активизации словаря на всех уроках начального цикла обучения. Мажорный тон уроков – характерная черта моей работы. Уроки для меня и моих учеников – постоянный поиск новых слов, словосочетаний, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

           Знакомя детей с новой конструкцией слов, с новым понятием, стараюсь неоднократно возвращаться к этому вопросу вновь и вновь. Психологи считают, что «без повторения невозможно продолжительное сохранение информации, так как, хранясь в памяти, она подвергается постоянным изменениям: искажается при каждом повторном вспоминании. Вот почему оно  не только не устарело как метод фиксации материала, но и просто необходимо в работе памяти».

        Опыт работы в школе показал, что необходимость в повторении знаний учащимися обусловлена многими причинами. Во-первых, неизбежен процесс забывания, что приводит к уменьшению объема знаний. Во-вторых, при возвращении к ранее изученному материалу создаётся предпосылка для получения новых, прочного закрепления и углубления старых знаний.

        Каждое новое повторения ,  воспроизведение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено ранее. Так, все свои уроки  начинаю  с «минутки повторения». В этот промежуток времени включаю упражнения из различных языковых словарных объединений. Словарный запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, задачу его обогащения нельзя сводить к введению в активный словарь детей отдельных слов и выражений. Основа обогащения детского словаря - введение в языковое сознание ребенка рядов отбора лексических элементов,  система которых позволяет отобрать для любого отрезка речи нужные, единственно необходимые слова. Так свои уроки с упражнений ,  которые носят занимательный характер: ребусы, викторины, кроссворды, фразеологизмы, загадки, народные приметы, игры, конкурсы, пословицы, поговорки, словари синонимов и антонимов.

              Отдельно хочу выделить  пословицы и поговорки. Ведь они  представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей,  тем самым обогащая словарь младших школьников.

        Постоянная работа с пословицами поможет избежать ошибок и в выборе места ударения, делает речь яркой, выразительной, грамотной.

        Пословицы и поговорки служат материалом при изучении разнообразных языковых явлений (семантики существительных и глаголов, прилагательных, многозначности слова, синонимии, антонимии и т.д.).

           Без внимания не могу оставить имена прилагательные. Именно имя прилагательное как  часть речи по своим выразительным качествам не может сравниться ни с одной другой частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский. Он говорил о том, что обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное  значение , потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями.

       Дети очень любят  игру «Собери предложение», где они поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию. Параллельно веду работу с глаголами, так как основа любой мысли – точно выбранное сказуемое. В этом помогают игры «Замени глагол», «Уточни действие», «Подбери антонимы», «Ответь на вопрос» и др. эта работа помогает в умении пересказать текст. На уроках чтения  мы обязательно составляем «программу действий», затем проводим «медленное чтение» с нахождением и запоминанием ярких эпизодов, которыми потом можно пользоваться при воспроизведении текста. Можем выполнить подробный пересказ, стараясь не пропустить ни одной детали в тексте (работаем поочерёдно, каждый произносит одну фразу) или «пересказ в пяти предложениях» (сжатое воспроизведение текста, формирующее четкость речи).

                Часто использую на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребёнку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии. Очень любят мои ученики создавать коллективную сказку с продолжениями, сказку-путаницу, сочинять считалки, аннотации к любимым произведениям. Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству. Нам нужно дать ученику  возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими.