Зачеты

Русский язык

10 класс

Зачет по русскому языку – 10 класс з/о

 

Учебный материал

Письменные работы

Тесты

Iзачет

 

Общие сведения о языке.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Принципы русской орфографии.

Фонетический разбор.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

 

I.

Выборочный диктант (выписать слова с контрольными орфограммами, объяснить написание).1. Обвела мне глаза кольцом теневым— бессонница. Оплела мне глаза бессонница теневым венцом. (М. Цветаева). 2. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой. (А. Алдан-Семёнов). 3, Из-за толстых ракит и берёз на нас глянул старенький, серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком, (И. Тургенев). 4. Наивная луна, кружок из белой жести.(С. Чёрный). 5. Я клавишей стаю кормил с руки под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. (Б. Пастернак). 6. Имя твоё — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. (М. Цветаева). 7. Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде. (А. Чехов). 8. Потом он повернул на середину реки, виляя между парчовых островов тины. (В, Набоков). 9. Колюче поблёскивала на солнце листва берёз. (В. Дементьев).

II.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки и раскрывая скобки.

В конце XX века мы особен_о остро ощущаем что история это един_ый (н_)разрывный процес_ и каждый миг настоящего тысячами (н_)вид_мых нитей связ_вает нас с проше_шим даже с очень далеким. И (по)тому события второй половины XVIII века нам вовсе (н_)безразличны а (на)оборот очень важны ибо иные проблемы той поры актуальны и сегодня а многие мысли и суждения Екатерины II звучат так свежо и современ_о буд(то) высказан_ы только вчера. И лишь арх_ичное постр_ение фраз и (старо)модные обороты (н_)пр_вычные для нашего уха выд_ют автора (давным)давно покинувшего грешную землю.
Сколько(бы) десятков самых сер_езных умных и глубоких докладов (н_)было написан_о для научных конф_ренций (на)верное (на)вс_гда останет_ся «загадка Екатерины». Ибо как(же) иначе назвать то что во второй половине XVIII века в России стране с такими устойч_выми традициями на троне ок_залась женщина да (к)тому(же) (н_)имевшая ровно (н_)каких прав на пр_стол да (к)тому(же) свергнувшая с него собствен_ого мужа закон_ого государя да (к)тому(же) иноземка до конца жизни говорившая с неме_ким акцентом? И (н_)просто ок_залась но в эпоху дворцовых переворотов (то)есть (во)время когда уд_ржат_ся на троне было (н_)так(уж) просто пр_бывала на нем долгие (три_цать)четыр_ года пока (н_)сошла в могилу оставив по себе такую память что даже извес_ный своим мрачным взглядом на рус_кую историю Петр Чаадаев вынужден был признать «Излишн_ говорить о царствовани_ Екатерины II носивш_м столь национальный характер что может быть еще (н_)когда (н_)один народ (н_)от_ждествлялся до такой степен_ со своим правительством как рус_кий народ в эти годы побед и бл_г_денствия».
Жизнь всякого человека загадка и даже сам он к сож_лению (н_)вс_гда (в)состояни_ об_яснить свои поступки. (Тем)более (н_)пост_жима жизнь человека отдален_ого от нас веками истории. Но ос_знание этого п_р_докса (н_)может служить пр_градой нашему желанию познать прошлое и (по)тому стоит попробовать (в)новь пр_гл_дет_ся к долгой наполнен_ой яркими событиями жизни Екатерины II к п(е,и)р(е,и)п(е,и)тиям ее су_ьбы к мыслям и поступкам императрицы. И тогда быть может завеса тайны (н_)много пр_откроет_ся и мы если (н_)пр_к_снемся к истине то по крайней мере ощутим что она близко.

III. Тест

 

IIзачет

 

Лексика и фразеология.

Сферы употребления русской лексики.

Исконно русская и заимствованная лексика.

Русская фразеология.

Словари русского языка.

 

Лексические  средства связи предложений  в тексте.

1.Повтор слова.

         1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие  луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

        

2.Синонимы.

         1.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

         2.Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река.

 

3.Текстовые синонимы.

         1.В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала новосел вел себя беспокойно, потом освоился.

         2.На ферме разводят крольчат. Ушастики хорошо растут.

 

4.Антонимы.

         У природы много друзей. Недругов у нее намного больше.

 

5.Родо-видовые слова.

         В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела Иван-да-марья, показались колокольчики.

 

6.Описательный оборот.

         1.Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

         2.Над чистым миром стояла огромная радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину реки.

 

 

Морфологические средства связи предложений в тексте.

1.Местоимения.

         1) местоимения  3 лица.

Хлеб…Он вместил все: и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье.

         2) указательные местоимения в роли местоимений при сцепляющих словах усиливают связь предложений.

Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

 

2.Союзы.

Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиное пение.

 

         Мы любим нашу Родину. Мы любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее большие и малые реки, ее города и села. Каждый ее уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

 

Повторы синтаксических конструкций.

Я люблю свой город. Люблю его улицы. Люблю его парки.

 

I.

КАРТОЧКА №1.

 

Являются ли синонимами слова: глаза, очи, глазищи

                                                        плачется, жалуется, ропщет

                                                        напрасно, понапрасну, зря

В чём особенность употребления этих слов в речи?

 

 

 

КАРТОЧКА №2.

 

Найди в толковом словаре значение слов: вельможа, зеница, лилейный. Что означают пометы, с которыми даны эти слова в словаре? С одним из слов составь и запиши предложение.

 

 

КАРТОЧКА №3.

 

Подбери синонимы к словам, выделенным в предложении.

Многие люди сложили свои головы в те недобрые времена.

Подумай, для чего нужно уметь подбирать синонимы?

 

 

КАРТОЧКА №4.

 

Подбери антонимы к данным словам:

Радос(?)ный, опас(?)ность, прекрас(?)но, праз(?)ничный, извес(?)ность, чудес(?)ный, гиган(?)ский, ярос(?)но, мес(?)ный, чес(?)ность, завис(?)ливый, хвас(?)ливый.

 

Вставь пропущенные буквы. Какое орфографическое правило «спрятано» в этих словах?

 

Карточка 5

~ К следующим толкованиям слов подберите в приведенном ни­же списке соответствующие термины:

•   Владелец или совладелец договора с государством на экс­
плуатацию   промышленных   предприятий,   природных   бо­
гатств.

•   Оптовый скупщик скота, мяса, рыбы для перепродажи.

•   Лицо,   обладающее  местом   на  бирже  и  осуществляющее
сделки от своего имени и за свой счет.

•   Отрезной талон ценной бумаги.

•   Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация

•   Соотношение между денежными единицами различных стран.

•   Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах

•   Торговая сделка на основе натурального обмена.

•   Погашение облигаций государственных займов.

•   Документ, удостоверяющий права держателя акций.
Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал,

паритет (валютный), прасол, сертификат, спонсор, тираж:.

 

 

 

                         Задание 1.

 

 

Перепишите, заменяя выделенные слова синонимичными фразеологическими оборотами.

 

               Долго размышлять над задачей, работать небрежно, трудиться упорно, совсем отчаяться, сильно преувеличивать, уметь молчать, сильно рассердиться, собрать наспех, делать неохотно, крайне затруднить.

 

                Для справки:

 

               Спустя рукава, не покладая рук, ломать голову, делать из мухи слона, выйти из себя, держать язык за зубами, на скорую руку, скрепя сердце, упасть духом, поставить в тупик .

 

 

 

                                                   Задание 2.

 

 

Прочитайте, укажите какие ошибки допущены в употреблении фразеологических оборотов. Перепишите, исправив эти ошибки.

 

1.Тема защиты родной земли красной полосой проходит в наших былинах.

2.Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу.

3.Большое значение в произведениях народного творчества играют постоянные          эпитеты.

4.Полярные станции принесли большой вклад в освоение Арктики.

 

II. Тест.

 

 

 

 

Литература

10 класс

 

Зачеты по литературе – 10 класс з/о

I зачет

Учебный материал

Творческие работы

Тесты

 

I.А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально – историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…», «Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.  «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…» и др.

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».

Образ Петра Iкак царя – преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально – философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

 

II. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва».

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.

      Философские мотивы лирики М.Ю.     

       Лермонтова.

«Как часто, пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

 

1. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

2.Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.

3. В чем своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?
4. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
5. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
 

6. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».

7. Образ Петра Iкак царя – преобразователя в поэме «Медный всадник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Образ поэта-избранника в лирике М.Ю. Лермонтова.

2.Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема Родины?

4.   В чем своеобразие раскрытия темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?
5. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно».
6. -  Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).
 

 

IIзачет

 

I.Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник «Миргород».

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

Н.В.Гоголь. «Невский проспект. Образ Петербурга.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести в повести «Невский проспект».

Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

 

 

 

II. Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова.

Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера «Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. 

«Обломов» как роман о любви.

«Что такое обломовщина?».

«Обломов» в русской критике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1II. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».

История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев в драме «Гроза».

Город Калинов и его обитатели.

Протест Катерины против «темного царства».

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

1. Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя.

2.Тема Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

3. Пискарев – трагическое несоответствие реальной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обломов и Штольц.

2.Любовный конфликт в романе И.А.Гончарова «Обломов».

3.Жанровое своеобразие романа «Обломов».

4.Роль бытовой детали в романе «Обломов».

5.Обломовщина и её социальные корни.

6.  Обломов как социально- психологический тип.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Смысл заглавия пьесы  «Гроза».

2.Был ли иной путь у Катерины?

3.Город Калинов и его обитатели.

4.Душевная драма Катерины

5. «Гроза»- самое решительное произведение А.Н.Островского.

 

 

III зачет

 

I.И.С. Тургенев. Личность и судьба писателя.

«Записки охотника» и их место в русской литературе.

И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

Базаров – герой своего времени.

Духовный героя.

«Отцы» и «дети» в романе  «Отцы и дети».

Любовь в романе «Отцы и дети».

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

 

Страницы жизни  Ф.И.. Тютчева. Философии природы в его лирике.

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений.

Страницы жизни А.А. Фета. Стихи о любви.

Философия природы в лирике А.А. Фета.

1.Трагедия Базарова.

2.Тема отцов и детей в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

3.Смысл названия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

4.Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике.

5.Роль любовного конфликта в романе «Отцы и дети».

 

 

 

6.Трагическое и жизнеутверждающее в любовной лирике Ф.И. Тютчева.
-  Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…».
-  Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...».
-  Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

 

А.А.Фет


-  Природа и любовь в лирике А.А. Фета.
-  В чем состоит новаторство поэзии А.А. Фета?
-  «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…» (К.Д. Бальмонт).
-  Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…».

 

 

IVзачет

 

I.Личность и судьба Н.А.Некрасова.

Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Н.А. Некрасова.

Н.А. Некрасов о поэтическом труде.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка».

Крестьяне и помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

II.Личность и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина.

Обзор романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города. История создания

романа. Жанр, композиция.

Образ градоначальников.

 

 

- Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.
-  Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
-  «Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин). (По лирике Н.А. Некрасова.)

 «Мой суровый, неуклюжий стих…» (Н.А. Некрасов). (По лирике Н.А. Некрасова.)
-  Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин».
-  Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «В дороге».
-  Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…».
Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
-  Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»).
-  Образ Савелия, богатыря святорусского, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
111. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
-  Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
-  Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «Ключи от счастья женского…/Заброшены, потеряны/ «У Бога самого!»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

- Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина.

- Анализ одной сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина.

 

 

 

 

11 класс

Русский язык

 

 

Зачет по русскому языку – 11 класс з/о

 

Учебный материал

Письменные работы

Тесты

I зачет

 

Учебный материал

Письменные задания

Тесты

 

 

 

Повторение. Морфемика и словообразование.

Способы словообразования.

Выразительные словообразовательные с Обобщение по теме «Части речи»

Трудные вопросы правописания  -н- и  -нн-  в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. 

редства.

Правописание  -н-  и  -нн-  в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Различение частиц не и ни.

Правописание наречий.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Правописание глаголов.

Правописание причастий.

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания различных частей речи.

 

 

Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки и раскрывая скобки.

 

Самый противоречивый русский писатель

В лит…ратурном мире и по сей день идут споры о Фёдоре Михайло­виче Достоевском. На западе многие доказывают Достоевский  открыл подполье   души   каждого   человека   он   тайн…видец   эгоистических и преступных и в то (же) время каждому пр...сущих качеств.

Одни говорят что он великий христианин.

Другие помнят  что Достоевский сам был революционером участво­вал в заговоре петрашевцев был приговорен к казн...4

В белом халате и в колпаке смертника в жестокий мороз стоял он на Семёновском плацу слушая пр...говор ждал расстрела и как писал об этом через несколько десятилетий на эш...фоте сч...тал себя правым и (н..) в чем не раскаивался.53

Достоевский всегда видел камен...ую стену стоящую1 поперёк доро­ги людей и  (не) обходимость2 новых основ для морали.4

Его Раскольников заблудился2 на путях отр...цания добра но отр...цая добро во имя добра спрашивал2 себя почему не все счастливы? Он хо­тел золотого1 века.

Достоевский очень сложно относился2 к миру в котором ему дове­лось жить и к собствен...ой своей бедности к обидам и удачам в кото­рые он не верил и к суду грозного будущег...  Он знал что этот мир надо преодолеть а как не знал. Он боялся террористического акта но и помоч.. предотвратить его не хотел. До последнего часа Достоевский не верил в (не) обходимость тер..ора но он не верил и в правомерность существования старого мира.

Имя Достоевского носится над миром. Вот почему в университетах на кафедрах одновременно два-три человека читают о Достоевском (по) разному раскрывая его.

Зло осталось запеч...тлён...ым в сомнениях великого писателя а твор­чество его зап...ч...тлело трудность решения трудность борьбы и необ­ходимость не только художествен...ого но и научного анал...за конфлик­тов истории.

По Виктору Шкловскому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIзачет

 

Синтаксис и пунктуация.

Принципы русской пунктуации.

Типы и виды словосочетаний.

Простое предложение.

Осложнённое предложении.

Сложное предложение.

Прямая и косвенная речь.

Авторская пунктуация.

Текст. Способы и средства связи между частями текста.

Абзац.

Типы речи. Повествование.

Описание.

Рассуждение.

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).

Конспект. Тематический конспект

Реферат. Аннотация. Рецензия.

Функциональные стили речи.

Научный стиль и его лексические особенности.

Повторение фонетики, лексики, морфемики, орфографии, морфологии , орфографии, синтаксиса , пунктуации.

 

 

 

 

- Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки и раскрывая скобки.

 

 О воспита(н,нн)ости

(1) Луч..ше всего про..вляет свою воспита(н,нн)ость человек когда он ведёт диску(с,сс)ию спор..т отста..вая свои уб..ждения:

(2) Прежде всего он вн..мательно выслуш..вает св..его пр..тивника человека который (не)согласен с его мнением.

(3) Больше того если ему что(либо) (не)яс..но в позиц..ях его пр..тивника он з..даёт ему доп..лнительные вопросы:

(4) Если даже все позиц..и пр..тивника яс..ны он выб..рет самые слабые пункты в утв..рждениях пр..тивника и переспрос..т это ли утв..ржда..т пр..тивник.

(5) Помн..те нет (н..)чего красивее в споре как сп..койно в случае (не)обходимости пр..знать полную или частич..ную пр..воту пр..тивника.

(6) Этим вы доказ..ваете как дор..га вам истина:

(7)Конеч..но пр..знавать пр..воту пр..тивника можно только тогда когда дело к..сает..ся (не)ваших общих уб..ждений (не)ваших нравстве(н,нн)ых принц..пов:

(8) Человек должен уметь с достоинством пр..нять св..ю победу (не)злорадствуя над побеждё(н,нн)ым в споре (не)торжествуя (не)оскорбляя самолюбие о(п,пп)онента:

(Д. Лихачёв.)

  1.  Определите стиль текста, тип речи.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  4. В каком слове есть [д]?
    а) диску(с,сс)ия;
    б) ведёт;
    в) дело;
    г) должен.
  5. В 4 предложении укажите все частицы.
  6. В 5 - 7 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.
  7. В 5 - 6 предложениях найдите прилагательное в сравнительной степени.
  8. Укажите способ образования слова отстаивая(предложение 1).
  9. Определите часть речи слова этим (6 предложение).
  10. Во 2 предложении укажите все местоимения.
  11. Укажите вид сказуемого в 8 предложении.
  12. В 1 предложении замените обособленное обстоятельство придаточным обстоятельственным.
  13. Среди 3 - 6 предложений укажите сложное бессоюзное.
  14. Среди 6 - 8 предложений укажите номер предложения с вводным словом.
  15. Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
  16. Выпишите из 8 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
  17. Как связаны между собой 2 и 3 предложения?
  18. Укажите (по мере их возрастания) номера предложений, осложнённых однородными членами.
  19. Среди 1 - 5 предложений укажите сложноподчинённое с параллельным подчинением.
  20. Среди 5 - 8 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс

Литература

 

Зачеты по литературе – 11 класс з/о

 

Учебный материал

Творческие работы

Тесты

 

I Личность и творческий путь Л.Н. Толстого.

Народ т война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

История создания романа «Война и мир».

Особенности жанра.

Жизненные искания Андрея Болконского.

Жизненные искания Пьера Безухова.

Женские образы в романе «Война и мир»

Семья Ростовых.

Семья Болконских.

Тема народа в романе «Война и мир».

Образ Кутузова в романе «Война и мир».

Образ Наполеона.

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир»

1.Путь исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

2."Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир".

3.»Отцы» и «дети» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

4. Честь – бремя или благо ( по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

5. Женские образы в романе «Война и мир»

 

 

IIзачет

 

1.Личность и судьба Ф.М.Достоевского.

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского.

История создания романа «Преступление и наказание».

Униженные и оскорбленные в романе.

Теория Раскольникова.

Истоки бунта.

«Двойники» Раскольникова.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».

1.Источники бунта Родиона Раскольникова.

2.Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла.

3.Соня Мармеладова: святая или грешниц?

4.«Двойники» Раскольникова.

 

IIIзачет

 

1.Страницы биографии Н.С.Лескова.

Н.С.Лесков

«Очарованный странник»

Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

 Поэтика и название сказа «Очарованный странник».

Личность и судьба А.П.Чехова.

Особенности рассказов А.П.Чехова

Проблематика и поэтика

рассказов А.П.Чехова 90 –х годов.

«Маленькая трилогия» и  место в творчестве А.П.Чехова.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

А.П.Чехов «Вищневый сад»: история создания, жанр, система образов.

Разрушение дворянского гнезда в пьесе «Вишневый сад».

Символ сада в комедии «Вишневый сад».

 

 

1.Путь спасения души в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

2.Изображение русского национального характера в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

1. Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

2.Разрушение дворянского гнезда в пьесе «Вишневый сад».

3.Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова.

 

IV зачет

 

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина.

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

Изображение мира природы и человека в повести « Олеся».

Рассказ «Гранатовый браслет».

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

1.Состоятельна ли человеческая претензия на господство в мире.  ( По рассказу «Господин из Сан – Франциско»).

2. Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

1. Любовь в рассказе А.И.Купртна «Гранатовый браслет».

3. «Да святится имя Твое» (по рассказу «Гранатовый браслет».

 

 

 

 

 

 

 

 

12 класс

Русский язык

 

Зачет по русскому языку – 12 класс з/о

 

Учебный материал

Письменные работы

Тесты

Iзачет

 

Синтаксис и пунктуация.

Обобщающее повторение синтаксиса.

Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений.

Интонация и её роль в предложении.

Знаки препинания в конце предложений.

Подготовка к ЕГЭ.

 

Роль пунктуации в письменном общении.

Альтернативные знаки препинания.

Авторская пунктуация. Подготовка к ЕГЭ

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений.

Подготовка к ЕГЭ.

 

Публицистический стиль.

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.

Подготовка к ЕГЭ.

 

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Использование средств публицистического стиля в собственной речи.

Подготовка к ЕГЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1) Когда человек с..знательно или интуитивно выб..рает себе в жизн.. какую(то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем даёт себе оценку.

(2) По т..му ради чего человек ж..вёт можно судить и о его сам..оценке - ни..кой или высокой:

(3):Стремит..ся к высокой цел.. ни..кими сре..ствами нельзя.

(4) Надо быть одинаков.. чес..ными как в больш..м так и в малом:

(5):А в чём самая б..льшая цель в жизн..?

(6) Я думаю - ув..личивать добро в окружающ..м нас.

(7) Добро сл..гается из много..о и каждый раз жизнь став..т перед человеком задачу которую нужно уметь р..шать.

(8):Если человек став..т перед собой задачу пр..обрести все эл..ментарные мат..риальные блага он и оценива..т себя на ур..вне этих мат..риальных благ.

(9) Если человек ж..вёт что(бы) пр..носить людям добро обл..гчать их стр..дания д..вать людям рад..сть то он оценива..т себя на ур..вне этой св..ей человеч..ности:

(10):Если жить только для себя св..ими мелкими заботами о собстве(н,нн)ом благ..получии то от переж..того (не)останет..ся и следа.

(11) Если(же) жить для других то другие сб..регут то чему ты служил чему о..давал силы.

(12) Замет..ли ли вы что всё дурное и мелкое в жизн.. быстро забывает..ся?..

(13) Люди ни(о)ком (не)заботящ..ся как(бы) вып..дают из пам..ти.

(14) А люди служившие другим имевшие в жизн.. добрую и зн..чительную цель запом..нают..ся (на)долго.

(15) Счаст..я дост..гает тот кто стремит..ся ..делать счас..ливыми других и способ..н хоть на время забыть о своих инт..ресах о себе:

(Д. Лихачёв.)

  1. Определите стиль текста.
  2. Определите тему, основную мысль текста. Есть ли в тексте слова, употреблённые в переносном значении?
  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  4. В каком слове все согласные мягкие?
    а) время;
    б) себе;
    в) жизнь;
    г) память.
  5. В 1 - 4 предложениях найдите антонимы.
  6. В 1 предложении укажите все слова, образованные суффиксальным способом.
  7. В 9 - 12 предложениях укажите возвратное местоимение.
  8. В предложениях с 3 по 8 найдите слово с чередованием гласной в корне.
  9. В предложениях со 2 по 4 укажите все союзы.
  10. В 12 и 13 предложениях найдите все частицы.
  11. В 12 - 14 предложениях определите разряды прилагательных.
  12. Из 15 предложения выпишите все местоимения.
  13. Выпишите из 1 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
  14. Замените обособленное определение (предложение 13) синонимичной конструкцией.
  15. Среди 6 - 8 предложений укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным условия.
  16. Среди 13 - 15 предложений найдите сложноподчинённое с однородными придаточными и укажите его номер.
  17. Как связаны между собой 10 и 11 предложения?
  18. Среди 8 - 10 предложений укажите осложнённое однородными членами.
  19. Среди 6 - 8 предложений найдите сложносочинённое и укажите его номер.

 

 

IIзачет

Учебный материал

Письменные задания

Тесты

 

Художественный стиль.

Общая характеристика стиля.

Виды тропов и стилистических фигур.

Подготовка к ЕГЭ.

 

Виды тропов и стилистических фигур.

Урок-  практикум.

Анализ текста художественного произведения.

Подготовка к ЕГЭ

 

Повторение.

Систематизация знаний, умений  по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Подготовка к ЕГЭ

Словообразование и орфография.

Морфология и орфография.

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Подготовка к ЕГЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛИ

(1) Маленькая деревня Фили у самой Москвы. (2) Крестьянская изба. (3) Дубовый стол. (4) Ду­бовые лавки. (5) Образа в углу. (6) Свисает лам­пада.

(7) В избе за столом собрались русские гене­ралы, (8) Идет военный совет. (9) Нужно решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы?

(10) Легко сказать - оставить Москву. (11) Сло­ва такие - ножом по русскому сердцу. (12) За бит­ву стоят генералы.

(13) Нелегкий час в жизни Кутузова. (14) Он только что произведен в чин. (15) За Бородинское сражение Кутузов удостоен звания фельдмаршала. (16) Ему как старшему, как главнокомандующему, как фельдмаршалу - главное слово: да или нет?

(17) У Бородина не осилили русских францу­зы. (18) Но ведь и русские не осилили. (19) Сло­вом, ничейный бой. (20) Бой хоть ничейный, да как смотреть. (21) Наполеон впервые не разбил армию противника. (22) Русские первыми в мире не уступили Наполеону. (23) Вот почему для рус­ских это победа. (24) Для французов и Наполеона победы нет.

(25) Рвутся в новый бой генералы. (26) Солда­ты за новый бой. (27) Что же решить Кутузову?

(28) Сед, умудрен в военных делах Кутузов.

(29)Знает он, что на подмогу к Наполеону торо­
пятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска.

(30)Хоть и изранен француз, да не убит. (31) По-
прежнему больше сил у противника.

(32) Новый  бой - окончательный бой. (33) Ой

 как много военного риска! (34) Тут мерь

перемерь,

потом только режь. (35) В армии главная

ценность.(36)Главное - войско сберечь. (37) Бу-

дет армия цела - будет время разбить врага.

(38)Все ждут, что скажет Кутузов.

(39)Поднялся фельдмаршал с дубового крес­
ла, глянул на генералов.

(40)Ждут генералы.

(41)Посмотрел Кутузов на образа, на лампаду,
глянул в оконце на клок сероватого неба, глянул
себе под ноги.

(42)Ждут генералы. (43) Россия ждет.

(44) - С потерей Москвы, - тихо начал Куту­зов,- еще не потеряна Россия... (45) Но коль унич­тожится армия, погибли Москва и  Россия.

(46) Кутузов остановился. (47) В оконце стуча­лась муха. (48) Под грузным телом фельдмарша­ла скрипнула половица. (49) Послышался чей-то глубокий вздох. (50) Кутузов поднял седую голо­ву. (51) Увидел лицо атамана Платова. (52) Пре­дательская слеза ползла по щеке бывалого воина. (53) Фельдмаршал понял: важны не слова, а при­каз. (54) Он закончил быстро и твердо:

(55) - Властью, данной мне государем и оте­чеством, повелеваю... повелеваю, - вновь повто­рил Кутузов, - отступление...

(С.Алексеев)

1.Какая мысль осталась за рамками текста?

1)    Ответственные решения даются нелегко да­
же великим людям.

2)Решение оставить Москву французам было
верным.

3)Главное на войне - сберечь армию, тогда бу­
дет возможность разбить врага в следующей битве.

4)В армии важен приказ. Командир принимает
решение, войска подчиняются приказу команди­
ра.

2.  Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы)  в
первом абзаце текста (предложения
I- 6 )?

1)    Описание;

2)    повествование;

3)рассуждение;

4)описание и повествование.

3.В каком предложении используется фразео­
логизм?

1)9; 2)11; 3) 16; 4)32.

4.    Из предложений 32-42 выпишите глаголы в
повелительном наклонении.

5.    Среди предложений 10-24 найдите предло­
жение с вводным словом. Напишите номер этого
предложения.

6.  Среди предложений 38-45 найдите пред­
ложение с однородными членами. Напишите их
номера.

1. Среди предложений 28—45 найдите слож­ноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих пред­ложений.

8.      Среди предложений 25—33 найдите такие,
которые соединяются с предыдущими с помощью
лексического повтора. Напишите номера этих
предложений.

9.      Прочитайте текст. Из списка терминов
выберите слова, которые должны стоять на мес­
те пропусков. Напишите номера этих терминов.

Основная задача автора - показать, как трудно принималось решение оставить Москву.

С целью усилить выразительность речи автор
нарушает прямой порядок слов во многих пред­
ложениях (например, № 13, 25, 39, 40 и др.). Этот
прием называется__________ и служит для уси­
ления смысловой нагрузки членов предложения.
В предложении 16 используется_________________________ .

imageЭто стилистическая фигура, состоящая из такого расположения слов, при котором каждое последу­ющее слово усиливает значение предыдущего.

В тексте встречаются безличные, неполные предложения, а в первом абзаце автор использует

_________ , которые помогают описать место

проведения совета, не нарушив общей системы повествования, не отвлекая внимания от основ­ной идеи рассказа.

Предложение 27 - это__________ , который

ставится с целью привлечь внимание к основной проблеме.

В предложении 55 в речи Кутузова использу­
ются  ___________ ,   которые  придают  финалу

рассказа особую значимость.

Список терминов.

1)     Метафора;

2)  восклицательное предложение;

3)     риторический вопрос;

4)  гипербола;

5)     аллегория;
6)градация;

 

7)     перифраза;

8)     назывные предложения;

9)     архаизмы;

10)инверсия.

10.  Напишите  сочинение  по  прочитанному
тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегай­те чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напиши­те, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

12 класс

Литература

Зачет по литературе – 12 класс - з/о

 

Учебный материал

Творческие работы

Тесты

I  зачет

 

1. «Серебряный век» русской поэзии. Общая характеристика.

2.А.М.Горький. Рассказы  «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Роман «Мать».   «Несвоевременные мысли». Анализ произведений.

Романтизм. Особенности романтического произведения.

Реализм.

Социалистический реализм.

Концепция человека в произведениях А.М.Горького.

 

 

 

 

 

2. .А.Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать».

Символизм.

Образ Прекрасной Дамы в лирике А.А.Блока.

«Страшный мир» в лирике А.А.Блока.

Тема Родины в лирике А.А.Блока.

Осмысление революции в поэме «Двенадцать».

Наизусть 1 стих. А.А.Блока.

 

 

 

3.С.А.Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина».

Основные мотивы лирики. Анализ одного стихотворения.

Наизусть 1 стих. С.А.Есенина.

 

-Человек и правда в пьесе М.Горького «На дне».

-Что лучше:  истина или сострадание?  ( По пьесе М.Горького «На дне» ).

-«Бывшие люди» в системе персонажей пьесы М.Горького «На дне».

-Странник Лука как личность в изображении М. Горького (по пьесе «На дне»).

 

-Тема Родины в поэзии А.А.Блока.

-«Страшный мир» в изображении А.А.Блока.

-Эволюция женского образа в поэзии А.А.Блока.

-Россия и революция в изображении А.А.Блока.

 

Основные мотивы лирики С.А.Есенина.

Тема Родины в поэзии С.А.Есенина.

Любовь в лирике Есенина.

 

 

 

IIзачет

 

1. В.В.Маяковский. Лирика. Поэмы. Анализ творчества.

Футуризм.

Наизусть 1 стих.

 

2.М.А.Булгаков.  «Мастер и Маргарита».

 «Мастер и Маргарита».

Апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Жанр и композиция романа.

История создания, проблемы и герои романа.

Роль эпиграфа.

Анализ эпизода из романа «Допрос во дворце Ирода Великого».

 Многоплановость, разноуровневость повествования.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован». Анализ повести.

А. А.Ахматова. Жизнь и творчество.

Судьба России и судьба поэта в лирике  Анны Ахматовой.

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»

Стихотворения «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был», «Родная земля», «Приморский сонет» и др.

Поэма «Реквием».

Трагедия народа и поэта. Тема времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

 

-Судьба художника в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

-Почему Мастер  не заслужил света , а заслужил покой?

-Евангельские образы и их роль в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

-Смысл названия «Мастер и Маргарита».

 

 

IIIзачет

 

О.Э.Мандельштам. жизнь и творчество.

Трагический конфликт поэта и эпохи.

Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания поэта. «Бессонница. Гомер.» «За гремучую доблесть грядущих» и др.

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.

Тема родины.

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан», «Попытка ревности»

М.А.Шолохов: судьба и творчество.

Рассказ о жизни писателя и его творчестве.

«Донские рассказы».

Роман «Тихий Дон». Картины Гражданской войны в романе.

История создания романа. Широта эпического полотна. Гражданская война как трагедия народа.

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова.

Тема семейная в романе

Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Образы Аксиньи, Натальи и Ильиничны как воплощение разных женских судеб.

Мастерство М.А.Шолохова в романе.

Психологический портрет, функции пейзажа в романе , язык Шолохова.

1.Тема гражданской войны и судеб казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

2.Григорий Мелехов – «образ мятущегося человека – правдоискателя».

3.Мысль о родном доме в романе «тихий Дон».

4.Смутные годы Григория Мелехова.

5.«Мысль семейная» в романе «Тихий Дон».

6. Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

 

 

IVзачет

 

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны.

Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев (произведения по выбору учителя).

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Личность.

Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины.

Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.

Б.Л.Пастернак.  Жизнь и творчество.

Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль.», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.

Роман «Доктор Живаго».

История создания и публикации.

Обзор содержания.  Проблематика и художественное своеобразие.

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество.

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество.

Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»).

Н.М.Рубцов.  Слово о поэте.

Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

«Деревенская» проза в современной литературе.

В.П.Астафьев.

Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор)

В.Г.Распутин.

Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Ж Тема «отцов и детей»; народ, его земля.

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность иви и помни»

И.А.Бродский. Слово о поэте

Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястре-ба», «На смерть Жуко-ва», «Сонет» или др.

Б.Ш.Окуджава.  Слово о поэте

Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «ты течешь, как река».

Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду…»

«Городская» проза в современной литературе.

Ю.В.Трифонов.

«Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов).

А.В.Вампилов. Слово о писателе.

«Утиная охота» проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

 

- «Строки опаленные войной» (по произведениям русской литературы о В.О.войне).

- Тема Великой Отечественной войны (по 1- 2 произведениям).

- Библейские мотивы в творчестве Б.Л.Пастернака.

- Человек и революция в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

- «Не стоит село без праведника» ( по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор».

- Человек спасается достоинством (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).