Зачеты. Русский язык.

Зачеты Русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зачет № 1. Русский язык. 11 класс.65.5 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Зачет № 1

1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания,  раскрывая скобки.

Самый противоречивый русский писатель

В лит…ратурном мире и по сей день идут споры о Фёдоре Михайловиче Достоевском. На западе многие доказывают Достоевский  открыл подполье   души   каждого   человека   он   тайн…видец   эгоистических и преступных и в то (же) время каждому пр...сущих качеств.

Одни говорят что он великий христианин.

Другие помнят  что Достоевский сам был революционером участвовал в заговоре петрашевцев был приговорен к казн...4

В белом халате и в колпаке смертника в жестокий мороз стоял он на Семёновском плацу слушая пр...говор ждал расстрела и как писал об этом через несколько десятилетий на эш...фоте сч...тал себя правым и (н..) в чем не раскаивался.53

Достоевский всегда видел камен...ую стену стоящую1 поперёк дороги людей и  (не) обходимость2 новых основ для морали.4

Его Раскольников заблудился2 на путях отр...цания добра но отр...цая добро во имя добра спрашивал2 себя почему не все счастливы? Он хотел золотого1 века.

Достоевский очень сложно относился2 к миру в котором ему довелось жить и к собствен...ой своей бедности к обидам и удачам в которые он не верил и к суду грозного будущег...  Он знал что этот мир надо преодолеть а как не знал. Он боялся террористического акта но и помоч.. предотвратить его не хотел. До последнего часа Достоевский не верил в (не) обходимость тер..ора но он не верил и в правомерность существования старого мира.

Имя Достоевского носится над миром. Вот почему в университетах на кафедрах одновременно два-три человека читают о Достоевском (по) разному раскрывая его.

Зло осталось запеч...тлён...ым в сомнениях великого писателя а творчество его зап...ч...тлело трудность решения трудность борьбы и необходимость не только художествен...ого но и научного анал...за конфликтов истории.

По Виктору Шкловскому

2. Выполнить тест.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    цЕмент      2)    прибылА         3)    налИла            4)    клеИть
А2. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить слово ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1)    Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
2)    Литература — ВЕЛИКОЕ достояние народа.
3)    Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.
4)    Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    шестьюстами учебниками    2)    едь вперёд    3)    спелых абрикосов          4)    жёстче дерева
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Создавая экологический прогноз,
1)    учитывается состояние окружающей среды нашего города.
2)    оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.
3)    требуются специальные знания.
4)    учёными обработан большой статистический материал.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)    На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.
2)    Среди домов, построенный на этой улице, было несколько многоэтажных.
3)    Не только способности, но и трудолюбие поможет достичь успеха в работе.
4)    Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Он экспериментально определил коэффициенты трения и прошёл к идее шарикового подшипника. (3) В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4) Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5) Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов — пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. (6) … оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1)    Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.
2)    Занимаясь вопросами гидравлики, учёные впервые исследовали течение жидкости, наблюдая за поведением зёрнышек проса.
3)    В эпоху Возрождения были попытки получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой.
4)    Как известно, «золотым сечением» считают гармоничное соотношение пропорций предмета.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
1)    Потому что       2)    Именно        3)    Наоборот,            4)    Вопреки этому
А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)    он определил (предложение 2)                 2)    представлены варианты (предложение 3)
3)    цепь применяется (предложение 4)         4)    привело Леонардо (предложение 5)
А9. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.
1)   сложносочинённое         2)    сложное бессоюзное    

3)    сложноподчинённое      4)    простое осложнённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАТЕЛЬНОЕ (предложение 4).
1)    прилагательное    2)    глагол    3)    причастие         4)    деепричастие

А11. Укажите значение слова ФУНДАМЕНТ в предложении 6.
1)    основание из какого-либо прочного материала         2)    база, основа чего-либо
3)    значение, роль                                                               4)    место, участок
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
1)    3, 4         2)    2, 4           3)    1, 3, 5         4)    3, 5
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    бл_годенствие, прин_ровиться, пол_гаться           2)    мот_вировать, блгосл_вение, б_зироваться
3)    оз_боченный, раск_лоть, р_сточек                         4)    заб_левание, обр_зцовый, уд_стоен
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)    пр_амурский, пр_толстый, пр_командировать     2)    п_едестал, ш_ют, с_ехидничать
3)    и_кажённый, бе_жалостный, ни_послать             4)    по_веска, пре_посылка, по_зарядка
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)    рокоч_шь, немысл_мый              2)    точ_шь, налаж_нный
3)    движ_шься, реша_мый               4)    тревож_шься, законч_нный
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. толщ_на       Б. одол_вать         В. кра_шек        Г. подраг_вать
1)    А, В, Г        2)    А, В         3)    А, Г          4)    Б, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)    Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
2)    Закрытые шлюза высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
3)    Оседает пыль, и взору открываются (не) высокие пирамидальные тополя.
4)    Солнце, ещё (не) скрытой облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)    Эксперимент был проведён удачно, ПРИ (ЧЁМ) впервые, (ПО) ЭТОУ все были очень довольны.
2)    (В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.
3)    Баржа двигалась (ПО) ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА) СТОЛЬКО медленно, что казалось неподвижной.
4)    Пелагея была человеком (НА) РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА) ТО её и любили в деревне.
А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Три раза зимовал он в Мирном ___ и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
1)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
1)    1, 2            2)    1, 2, 4        3)    1, 2, 3, 4          4)    3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В прошлом многим был (1) конечно (2) известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.
1)    1, 2, 3, 4       2)    1, 2         3)    3, 4          4)    1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    Индивидуальность писателя проявляется и в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2)    Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3)    Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4)    Лес шумел то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках.
1)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.
1)    1, 3            2)    2, 4             3)    1, 3, 4           4)    1, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
1)    1            2)    2, 3             3)    1, 3, 4           4)    1, 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)    Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.
2)    Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
3)    В конце XIX  века имение приобрёл курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
4)    Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С. Т. Морозову.
А27. Прочитайте текст.
В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. Важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.
2)    В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.
3)    Сохранение ландшафтов — природного наследия человечества — одна из самых главных задач современного общества.
4)    Вступление в права наследования предполагает не только обладание определённым достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
        (1) Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долго и упорного изучения наук. (6) Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
     (8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11) Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.
      (15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16) Грустно думать, что напрасно
      Была нам молодость дана!

(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

                                                                                                                                                   (По А. Ф. Лосеву)
А28. В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук?
1)    5       2)    8            3)    9            4)    11
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5—10?
1)    описание и повествование         2)    повествование
3)    описание                                     4)    рассуждение
А30. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
1)    7         2)    9          3)    13        4)    19
В1. Укажите способ образования слова БЛИЗОРУКОСТИ (предложение 8).
В2. Из предложений 17—19 выпишите производный предлог.
В3. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 8—14 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 1—7 найдите предложения, которые осложнены обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 9—14 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 12—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.
 Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Убедительность и эмоциональность речи учёного-философа А. Ф. Лосева придают тропы, например, _____ («сладкий плод» учения» в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как _____ («формирование в нас личности, именно личности» в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности ____ («в отношении к людям, обществу, государству» в предложении 6), а также ____ («погубив много жизни на разные забавы» в предложениях 15, 16).
Список терминов:
1)    метафора
2)    диалектика
3)    лексический повтор
4)    ряд однородных членов
5)    литота
6)    парцелляция
7)    просторечное слово
8)    цитирование9)    риторическое обращение