Работа с детьми ОВЗ

Шенцева Вера Викторовна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_ovz.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему : «Организация работы учителя с детьми  с ОВЗ в начальной школе»

 

                                  Выполнила :

      учитель начальных классов

                                 Шенцева В. В.

2017-2018уч.год

   Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего  тем ,что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

    Организация обучения детей с ОВЗ в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить  образовательную программу без трудностей?

    В последние годы в России, к сожалению, возросло количество детей  с отклонениями в здоровье. В зависимости от нарушений выделяют : детей с нарушением слуха; с нарушениями  зрения; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта;  с задержкой психического развития; с нарушениями опорно-двигательного аппарата ;с множествами нарушениями.

    И хотелось бы,  подробнее остановиться на детях с задержкой психического развития (ЗПР). Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР есть в каждой школе, а уже и в каждом классе. Вот только с ростом количества таких учеников ,у педагогов остаётся неизменным вопрос : а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…

    Слово «задержка» говорит само за себя : при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитие каких-либо психических функций. При хорошей  педагогической, медицинской, психологической помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все».

   Главная задача для учителя состоит  в том, чтобы создать такие условия,  которые помогут наверстать то, что по каким-либо причинам упущено, раскрыть таланты и способности у этих детей.

 Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?

  1. Найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Чтобы знать, что требовать от ребенка, а что ему будет не под силу. Что бы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности.
  2.  Следующий главный шаг – это составление для этого ученика адаптированной образовательной программы (АОП). Прежде чем её создать, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях, причины этих пробелов, а также выявить «западающие » психические функции.
  3. Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей : не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя предметники, медицинские работники, родители… Большая роль принадлежит учителю – логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, т.к. корень проблем  с учёбой очень часто в недостаточном развитии психических функций и  речевых нарушениях.(Например, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не по тому, что плохо её учит.)
  4. Огромное значение имеет и  то, что родители ни в коем случае не  должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они-главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено.
  5. Ещё один из ключевых моментов- в оказании медицинской помощи ребёнку. Врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты, способные стимулировать созревание определённых областей коры головного мозга. Поэтому, стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

   Так как же, учить ребёнка с ЗПР в условиях класса? Ответ и прост , и сложен одновременно : применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание.         Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий : психологам, психотерапевтам и др. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда  остальные дети уже приступили к выполнению задания(упражнения) и работают самостоятельно. Объяснить ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему  в данный момент по силу ( например на карточках).

     Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешить ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами:  таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и т.п. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так  возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

    Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивание : какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не обить желание учиться»? Обучающиеся с ЗПР вполне могут усваивать общеобразовательную программу ( если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их в соответствии с той адаптированной программой, которую для них создал учитель.

      Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.

 Первое- опираться на содержание учебного материала , которое в данный момент осваивает  данный ученик, и на его возможности.

Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а это ребёнок ещё  только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно ему ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот ученик успел справиться с  пятью примерами и одной задачей- ставить ему отметку за качество выполнения, а не за количество.

Второе-  не требовать и не ждать от ребенка с ЗПР повышенного уровня знаний : пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».

Третье- сравнивать достижения такого ребёнка с его уже успехами некоторое время назад ( в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, и тебе поставили «2», а в этот раз 4 ошибки и в очень трудных словах- поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

Четвертое- если всё же хочется с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делать это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особого усилия. Не «натягивать» оценки- смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Главное  научить их получать заслуженные хорошие отметки!

    Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход-повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться будет  намного легче.

  Учебный процесс можно организовать по традиционной системе.

Определить для себя следующие принципы :

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращение наступления утомляемости(проведение физминуток, зрительной гимнастики);

- ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности;

- максимальная опора на игру, как пока ведущую роль деятельности ребёнка;

- стимулировать познавательный интерес различными приёмами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т.п.);

-максимальное использование слухового, зрительного анализаторов;

- проявление педагогического такта(поощрение за малейшие успехи, помощь каждому ребёнку);

       Главное в работе учителя- не навязывать ребёнку (детям) своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать ему возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, и в беседе найти правильное решение.

   Также на уроке играет важную роль-это  эмоциональный настрой.

     Работа с такими  ребенком (детьми) требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится.  Этим качествам  стараться учить и родителей. Дать им понять, что они ответственны за успешное образование своего ребенка.  Часто родители стараются что-то сделать  для своего ребенка, имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку и т.п. Такая помощь на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов. Привлекать родителей к решению школьных проблем. В работе с родителями формировать у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.

  Тёплая и комфортная обстановка, созданная в школе поможет ребёнку и всем детям  быстрее адаптироваться к учебному процессу.

   Свой доклад хочется закончить цитатой из книги Ш.Амонашвили «Спешите дети, будем учиться летать!» :  «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру! ».

Приложение 1.

Примерная структура урока

Этапы урока

Методы  и приемы

Организация работы по ООП

Организация работы по  АООП

  1. Орг.момент

Словесный

Общий для всех детей класса

  1. Проверка   дом.задания

Словесный (беседа), практический

Фронтальный опрос.

Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

  1. Повторение изученного материала

Словесный, практическая работа

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

  1. Подготовка к восприятию нового материала

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

  1. Изучение нового материала

Словесный, практическая работа

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала ( обязательной  опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

  1. Закрепление изученного  материала

Словесный, практическая работа

Выполнения упражнений.

Проверка

Работа над усвоением нового материала ( работа по алгоритму).

Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

  1. Итоги урока

Словесный (беседа)

Общий для всего класса

  1.  Инструктаж по выполнению дом.задания

Словесный (слово учителя)

Уровень дом.задания для детей с нормальным развитием

Уровень домашнего задания для детей с особенностями  в развитии