Современные образовательные технологии

         Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на современном этапе развития нашего общества, я прихожу к неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватностью мною понимается такой перечень личностных параметров, который позволяет их обладателю активно и творчески преобразовывать свою жизнь, постоянно сохраняя позитивную позицию данных преобразований с учетом постоянных социальных изменений.

        Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому сегодня учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности, а в этом ему помогает  использование современных образовательных технологий. В своей системе работы наиболее важными и приоритетными  я считаю использование  компьютерной технологии, технологии проблемного обучения,  работу с одаренными детьми и использование тестов.

1. Компьютерная технология. Использование компьютера даёт положительные результаты при объяснении нового материала,  при сборе нужной информации, а также позволяет реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и др. В кабинете физики имеется компьютер, мультимедийный проектор, экран, что позволяет успешно использовать данную технологию. Мною подготовлены презентации ко многим урокам, и я их использую при проведении открытых уроков, так же активно использую ЭОР.  

2. Использование тестов на уроках физики. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля и самоконтроля. Так же с помощью тестов можно индивидуально подходить к каждому ребёнку. Мною подобраны комплекты тестов для текущего  и итогового контроля знаний обучающихся 7- 11 классов по всем основным темам предмета.

3. Технология проблемного обучения. Проблемное обучение призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. Важный и ответственный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Главным средством для этого служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью я использую демонстрационный и мысленный эксперимент;  фронтальные опыты; экспериментальные задачи; занимательный материал и т.д. Вообще, чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, я четко представляю его общую структуру; она состоит из четырех этапов: 1) организация проблемной ситуации, 2) выдвижение гипотезы, 3) ее аргументация, 4) выводы.

При  проведении открытых уроков в 8 классе по темам: «Теплопроводность. Конвекция»   и  «Лампа накаливания. Электронагревательные элементы. Короткое замыкание» я использовала элементы технологии проблемного обучения.

 4. Индивидуальная работа с одаренными детьми. Одной из задач, реализуемой школой в настоящее время, является организация систематической работы с одарёнными детьми, создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика, развитию исследовательских навыков обучающихся. В своей работе я использую на уроках дифференциацию на основе индивидуальных особенностей детей; задания, выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения, но возможность нахождения способов их решения прогнозируется исходя из зоны ближайшего развития продвинутых детей; задания, требующие нестандартного подхода к их решению. Особенно ярко дети могут проявить себя во время проведения предметной недели. Стараюсь привлечь обучающихся к выполнению творческих работ разного уровня (составление кроссвордов, занимательных заданий, проведение занимательных опытов, подготовка выступлений о выдающихся ученых, выполнение творческих работ и т. д.)

Результативность: Благодаря воспитанию и развитию учащихся на основе активизации  познавательной и творческой деятельности на уроках физики  совершенствуются навыки логического мышления и понимания, развиваются навыки мыслительной деятельности, все виды памяти. Увеличилось количество оригинальных решений типовых задач. Повысился интерес к проектной и исследовательской деятельности. Увеличилась доля учащихся, сдающих экзамен по физике после 9 и 11 классов.