Открытые уроки

Баранова Нина Васильевна

Открытые уроки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodok_v_tabakerke.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов

ГБОУ №401  (г. Колпино)  Баранова Н.В.

Тема: В.Ф. Одоéвский "Городок в табакерке" (первый урок).

Цель: познакомить с произведением В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Задачи:

 1. познакомить с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;

2. развивать внимание, память, речь, мышление, навыки чтения;

3. воспитывать любознательность, интерес к чтению.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей; знание и умение оперировать понятиями:  «добро побеждает зло», «в чём смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо»; «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), «тексты повествовательного характера» (определение основной мысли,  деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями).

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста; обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге,  аккуратности в её использовании.

Оборудование: презентация,  книги со сказками.

 В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (первый урок)

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- С какой темой мы познакомились на прошлых уроках?  (Поэтическая тетрадь).

- Продолжали знакомство с поэтами, читали выразительно и  учили наизусть стихотворения,  наслаждались поэзией, учились понимать и любить ее.

Речевая разминка. (Слайд 1)

- Прочитайте самостоятельно отрывок из стихотворения «Родина» М. Ю. Лермонтова.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

- Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе, с интонацией удивления, с интонацией восхищения.

- О каком литературном жанре пойдет речь сегодня на уроке, узнаете, отгадав отрывки из произведений.

1. Назовите название произведения, в котором рассказывается о приключениях одной жительницы болота, которая однажды вздумала отправиться вместе с утками на прекрасный юг.

 (Сказка Лягушка-путешественница  Всеволод Гаршин).

2. «Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто.

За разбитое, негодное корыто».

(Сказка о золотой рыбке А.С. Пушкин).

Правильно, сегодня на уроках мы будем говорить о сказках.

- Ребята, что такое сказка? (Сказка - вымышленное произведение, где описываются различные герои, их приключения).
- Какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, о животных)
- На какие две группы можно разделить сказки? (Литературные, народные)
- Чем литературные сказки отличаются от народных сказок? (Народную сказку сочинил народ, а литературная сказка имеет автора; литературные сказки больше по объёму, чем народные сказки; в литературных сказках более подробно описываются герои, события.)

 
3. Сообщение темы и цели урока: 

-Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела «Литературные сказки».

Откройте учебник на стр. 155. Прочитайте, с чем мы познакомимся, изучая этот раздел.

-Чему мы научимся?

-Чему будем учиться?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из литературных сказок «Городок в табакерке», познакомимся с понятием «табакерка», исследуем музыкальную шкатулку. Нашим проводником будет писатель Владимир Федорович Одоéвский.

- Послушайте немного о жизни и творчестве писателя.
1. Рассказ учителя о жизни и творчестве В.Ф. Одоевского: (Слайд 2) 

Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург.

Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании.

Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его ещё больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или рассказать интересную только что придуманную сказку.

Владимир Фёдорович Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». (Слайд 3)

 Одоевским созданы такие сказки как, «Червячок», «Мороз Иванович» и рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный гнедко» и другие. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была первая русская книга для детей.

(Слайд 4) Прочитайте название произведения. Вдумайтесь в название, рассмотрите иллюстрацию. Предположите о чем эта сказка.

- А что такое табакерка? Давайте заглянем немного в историю табакерки.

 
История табакерки:

(Слайд 5) Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли (нюхательного табака). Она была своего рода символом знатности и богатства.

Вскоре появились музыкальные табакерки, которые позже получили названия музыкальные шкатулки. Они превратились в особый предмет роскоши и престижа. 

- Вот в такой табакерке мы побываем вместе с главным героем Мишей и узнаем, как устроена музыкальная шкатулка.

Словарная работа.  (Работа в парах)

- В этом произведении вам будут встречаться слова, которые в современном языке уже не встретишь – это устаревшая форма слов. А сейчас вы будете работать в парах.  Я предлагаю вам к устаревшим формам слов подобрать слова, которые употребляются в современном языке. Эти слова соедините стрелочкой. Я уверена, что вы справитесь с этим заданием.

Проверка.

4. Работа над новым материалом. Первичное чтение текста.

Читает учитель, сильные ученики.

(Слайды 6, 7, 8, 9, 10,11,12) - пояснения слов.

Беседа по прочитанному произведению.

- Понравилась ли вам сказка?

- Что вас заинтересовало?

- Как зовут главного героя этой сказки, как он оказался в городке Динь-Динь?

- Кто помогал Мише в путешествии? (мальчик-колокольчик)

- Помогла ли нам сказка узнать устройство музыкальной табакерки?

- Кого он встретил в городке Динь-Динь? (колокольчики, молоточки, валик, пружинка)

5. Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Сегодня на уроке я узнал…

- На уроке мне было трудно…

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

6. Итог урока.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

- Какое произведение читали?

7. Домашнее задание.