"Одарённость-норма или патология?"

 Одарённость –  норма или патология?

                                                                                        

 

 «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом» Лета Холлингзуорт.

Наверное, всех родителей волнует вопрос: соответствует ли развитие их ребенка возрастным нормам? А если нет, то как помочь «непохожему» ребенку адаптироваться в обществе? И вообще, что означает понятие нормы и надо ли стремиться ей соответствовать?  

Постоянно сравнивая ребенка с детьми знакомых, с возрастными нормами из различных пособий по детской психологии, с собственными идеальными представлениями о «нормальном ходе развития», родители нередко приходят к выводу, что их ребенок в чем-то, а иногда во многом, отличается от большинства детей. Часто встревоженные родители задают подобные вопросы психологу: насколько нормально проходит развитие ребенка и станет ли ребенок впоследствии «таким как все»?
Почему для родителей так важно, чтобы их ребенок соответствовал каким-то нормам?        Дело в том, что правила поведения в обществе, программы обучения и прочее, ориентированы на некоего «среднестатистического» ребенка. И ребенку, непохожему на большинство, будет трудно «найти свое место в жизни»: общаться с окружающими, обучаться по стандартным программам. Обычно родители нуждаются в том, чтобы их успокоили. И психологи не устают повторять, что развитие каждого ребенка идет своим индивидуальным путем, что существуют весьма приблизительные возрастные нормативы. Например, не стоит забывать, что даже родные братья или сестры могут настолько отличаться друг от друга в поведении, интересах и процессе развития, что родителям остается только удивляться.

Изучив литературу по данному вопросу, я попыталась выявить особенности развития личности одарённого ребёнка и его проблемы социализации.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Проблемы одарённости.

С первыми проблемами родители сталкиваются вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном (такие дети спят, как правило, значительно меньше обычных детей), с едой и т. д. делают жизнь родителей достаточно непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствии: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки — все, что попадается под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасыщаемого любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей. Ответ на этот вопрос можно найти в книге известного американского психолога  Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

По мнению Тэкэкса, психологам в их практической деятельности часто приходится сталкиваться с подобными вопросами. Вспоминается семья, которая обратилась ко мне за психологической консультацией. Основная проблема этой семьи заключалась в том, что 6-летняя девочка доставляла родителям много хлопот своим постоянным любопытством: в доме не осталось не одного прибора, которого бы не коснулась рука ребенка. Но последнее, что переполнило чашу терпения родителей, был мотор грузового автомобиля (отец девочки работал шофером грузовика), который ребенок почти полностью разобрал. «Откуда только силы взяла, чтобы открутить гайки, ведь я их так сильно затягивал»,— сокрушался отец. Родители сообщили мне, что они перепробовали все средства воздействия и теперь просто наказывают девочку за каждую сломанную вещь, однако и это не помогает. Что же делать в подобных случаях?

Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей,— бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания. Много, очень много терпения потребуется от родителей, чтобы преодолеть и эту проблему.

 Другой уровень проблем, которые выделяет К. Тэкэкс,— одаренный ребенок и общество.

У одаренных детей выражена потребность в самовыражении, в демонстрации результатов своей мыследеятельности, в соревновательности, в доказательстве своих возможностей. Страх несоответствия ожиданиям окружающих вызывает у этих детей стремление доводить продукты любой своей деятельности до совершенства. Для них характерен высокий уровень притязаний, требований к себе и другим. Взаимодействие с родителями и учителями часто осуществляется у одаренных детей на негативном эмоциональном фоне. Центральный пункт этой проблемы —  недоверие к  «умникам» — все это, по мнению К. Тэкэкс, пронизывает  общество. Соответственно, проблемы как самих одаренных детей, так и их родителей часто оказываются сходными.

   Основное следствие такого рода  установок— стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а в конечном счете на формировании личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Как преодолеть эти проблемы, как помочь одаренному ребенку, как развивать его способности?

 В отечественной психологии проблема одаренности ставилась и исследовалась учеными (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Л.И. Ларионова, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.И. Панов, В.Д. Шадриков), пришедшими к пониманию того, что не только мышление, но и социальное поведение одаренного ребенка не соответствует общепринятым стандартам.

Актуальность исследования.

Значение одаренности для современного общества определяется не только характером социально-экономических изменений, но и процессами гуманизации социума, перестройки его ценностных ориентиров. Идея развития в системе образования и воспитания межличностных отношений одаренных детей через приобщение их к социальным ценностям не только является отображением попыток противостояния деструктивным процессам в обществе, но и определяет поиск таких методов психолого-педагогической работы, применение которых позволит оптимизировать процесс сохранения и развития одаренности подрастающих поколений.

Появилось понимание того, что суть противоречия, которое в своем сознании разрешает одаренный ребенок, вступающий в социум, заключается в совмещении потребности в самовыражении как основы становления устойчивых и повторяющихся связей с миром и другими людьми и тех социально-психологических стереотипов, которые сложились в современном обществе в отношении одаренного человека.

Анализ педагогической практики показывает, что недостаточный уровень подготовки педагогов и психологов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и в мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Поэтому ряд исследователей детской одаренности (В.В. Барулин, Д.Б. Богоявленская, Э. Ландау, Л.И. Ларионова, В.И. Панов, А.И. Савенков, В.М. Слуцкий) говорят о необходимости выделения и разработки психолого-педагогических аспектов обучения и воспитания одаренных детей.

За последнее время из года в год растет объем финансовых вложений в образование.  В бюджете Российской Федерации финансирование системы образования сегодня вышло на первое место,  даже по сравнению с финансированием обороны.

В рамках президентской программы «Одарённые дети», планируется создание хорошо технически оснащенных специализированных центров по работе с одарёнными детьми в 7 федеральных округах. Основными их задачами    станут научно-методическое оснащение работы по развитию детской одарённости в территориях округа,  подготовка команд к всероссийским и международным предметным  олимпиадам,    повышение квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми,  консультирование   родителей, развитие дистанционных форм работы с одарёнными детьми.

В рамках Программы проходит работа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей через систему мероприятий:  всероссийские и международные предметные олимпиады, различные творческие конкурсы, фестивали, соревнования по различным направлениям образовательной деятельности – спорту, художественному творчеству, техническому мастерству и др. Издаются сборники работ учащихся, победителей всероссийских конкурсов – юных поэтов, композиторов, художников.

Заключение.

Американский психолог Эдда Ле Шан обращается к непохожим на других детям с такими словами: «Ваша особенность – это просто одна из ваших черт, а черт этих много. Этот штрих в вашем портрете не главный, всегда есть другие». Самое трудное и самое необходимое для таких детей, чтобы окружающие видели в них целостную личность, а не только человека, которому приходится иметь дело с неразрешимыми проблемами.

 

Цель данного исследования: выявить особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации.

Задачи:

- изучить литературу по данному вопросу;

- выявить специфику самооценки одаренного ребенка;

- рассмотреть особенности восприятия его окружающими;

- описать способы адаптации одаренного ребенка.

 

Список литературы:

Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е.; «Советская энциклопедия». Т. 18. Никко-Отолиты; 1974, – 632 с., илл.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2.: И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб.: ТОО «Динамит», 1996. – 784 с.

Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 312 с.

Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.

Клименко В. В. Психологические тесты таланта. – Харьков: Фолио: СПб., Кристалл, 1996. – 414 с. – (Семейный альбом).

Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.

Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.

Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ-Технологии», 2003. – 944 с.

Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.

Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; под ред. Н. С. Лейтеса – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990.- № 1. - С. 164-167.

Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.

Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста./ Пер. с нем. А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Мукова. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 128

Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души./ пер. с нем.. – М.: Канон, 1997. – 336 с.

Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 136 с.