Технология коллективного взаимодействия.

 

Технология коллективного взаимодействия, обогащение  опыта коллективной жизни. 
 
 
 
 
Языковое образование и речевое развитие школьников - одна из основных проблем современной начальной школы. Образная, яркая, правильно построенная речь-показатель интеллектуального уровня ребёнка. 
 
Формирование коммуникативных учебных действий лежат в основе личностно - ориентированного обучения.
 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
 
Целевые ориентации.
-активизировать речевую деятельность
-организовать внимание учащихся
-повысить интерес к предмету
-связать обучение с жизнью ребёнка, игрой, трудом
 
Формирование коммуникативной  деятельности–это длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и  активно протекающий на протяжении всего школьного периода, поэтому уже с первых дней  школьники приступают к решению таких задач, как:
 
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. 
По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками- к партнёрским отношениям.
 
Особенности методики.
 
Жизнь среди людей, взаимодействие с ними требует осо¬бого опыта - опыта человеческих взаимоотношений и опыта коллективной жизни.
Одним из важнейших средств обогащения опыта коллектив¬ной жизни являются различные формы коллективной познава¬тельной деятельности. Как наиболее простую из них и доступ¬ную для семилеток  необходимо отметить работу в парах. 
ДИАГРАММА
 
Игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности:
- решение коллективной познавательной задачи;
- распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаи-мопомощь;
- контроль за результатами деятельности, который осуществляется прежде всего самими участниками игры.
 
Игры в парах я ввожу в учебно-воспитательный процесс постепенно, начиная с самых простых, таких, например, как игра «Найдем красавицу». Она проводится на уроках письма, когда осуществляется знакомство с новой буквой. После того как уче¬ники 5-6 раз напишут новую букву,  предлагаю соседям по парте обменяться тетрадями, найти самую красивую букву среди написанных товарищем и подчеркнуть ее (обвести, поста¬вить под ней точку). Вызванный ученик рассказывает, почему именно эту букву он выделил, используя в рассказе названия ее элементов, оценивает качество их написания.
Просто, но сколько задач - образовательных и воспитатель¬ных - при этом решается! Во-первых, внимание учащихся еще раз привлекается к графическому облику буквы. 
Во-вторых, графический облик буквы приходится описывать словами, а это не только помогает лучше запомнить букву, но и способствует раз¬витию речи, формированию навыка письма (если ученик может выразить словами суть действия, то это способствует осознанию этого действия). 
В-третьих, формируются навыки контроля, оце¬ночные действия. 
В-четвертых, сама постановка задачи игры имеет в виду, что каждый может писать красиво, и дает возмож¬ность каждому ощутить успех. 
И в-пятых, учащиеся ориентиро¬ваны на поиск положительного в работе товарища.
Меня не пугают возникающий при этом шум. Зато в парной игре учащимся обеспечива¬ется состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом, высказываются не тогда, когда вызовет и позволит учи¬тель, а тогда, когда сами этого хотят. И, как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе шума на уроках становится меньше.
Ну, а что касается конфликтов, то, на мой взгляд, они являют¬ся подарками для учителя. Почему? При фронтальной работе уче¬ник самостоятельно выполняет задание и лично отвечает перед учителем за качество своей работы. С кем же ему конфликтовать? К тому же учитель требует дисциплины, и на его глазах воспитан¬ники стараются вести себя соответствующим образом. В отноше¬ниях с товарищами ученик чувствует и держит себя свободнее. Поэтому конфликтные ситуации во время групповой работы ярко демонстрируют стиль поведения отдельных учащихся, отрица¬тельные стороны во взаимоотношениях младших школьников, помогают определить уровень развития опыта коллективной жизни.
 Организация коллективного взаимодействия первоклассников я реализую через игру. Формирование умений работать в парах постоянного и сменного состава. 
 
Например:
 
Угадай слово
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Каждый ученик получает по 2-3 картинки в конверте. Соседи по парте договариваются, кто начинает игру, и, не показывая друг другу рисунки, называют первые слоги названий нарисованных предметов. Каждый в паре должен до¬гадаться и назвать нужное слово, которое начинается с соответ¬ствующего слога. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.
Пишем и печатаем
Описание игры. Называю буквы (слоги, слова). Уче¬ники работают парами: один пишет печатные, а другой - одно¬именные рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечают¬ся пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.
Звуковая эстафета
Описание игры. Показываю детям букву. Соседи по парте, предварительно договорившись, произносят соответствующие звуки (один называет твердый согласный, другой - мягкий).
Гласный - согласный
Оборудование: карточки для обозначения гласных и соглас¬ных звуков, карточки с буквами.
Описание игры. Дети договариваются, кто какие звуки бу¬дет характеризовать, и берут в руки соответствующие фишки. Показываю букву. Если она обозначает гласный звук, карточку поднимает тот ученик из пары, у кого на ней графическое обозначение гласного звука. Если буква обозначает согласный звук, фишку поднимает его сосед.
 
 
Какой звук следующий?
Оборудование: предметные игрушки, картинки.
Описание игры. Показываю предметную картинку (игрушку), а пара детей по его сигналу по очереди начинает по¬следовательно произносить звуки, из которых состоит название предмета, изображенного на картинке.
«Ремонт» слов
Оборудование: предметные картинки, кассы букв.
Описание игры. Каждый ученик получает в конверте одну- две предметные картинки, составляет из букв разрезной азбуки слова - названия изображенных на них предметов - и перестав¬ляет местами буквы. Потом ученики обмениваются картинками и наборными полотнами, чтобы «отремонтировать» слова.
Задание для товарища
Описание игры. Задание для товарища дети готовят дома: на листке бумаги пишут 3-4 слова с пропущенными буквами. В классе по моему сигналу  они обмениваются листками и встав¬ляют пропущенные буквы в слова, которые подготовил им то¬варищ, потом вместе читают слово и проверяют, как выполнено задание. По вызову дети читают подготовленные това¬рищами слова.
 
Птичий базар
Описание игры. Птичий базар организуется следующим об¬разом: дети в паре читают текст друг другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом партнеры меняются ролями). Побеждает пара, которая за назна¬ченное время прочитала текст большее количество раз.
 
Работаем дружно
Оборудование: слоговая таблица.
Описание игры. Товарищи по парте договариваются, какое слово они покажут классу по слоговой таблице. По вызову учите¬ля пара выходит к доске и набирает по таблице свое слово: один из партнеров показывает его начало, второй - продолжение. Дети угадывают слово.
 
Практика организации совместной учебной работы первоклассников в группе  показывает следующие преимущества:
 
-снижается школьная тревожность;
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
-меняется характер взаимоотношений между детьми;
-растёт самокритичность, ребёнок лучше себя контролирует;
-дети становятся более ответственными.