4 класс "СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ"

Тангатарова Гульназ Булатовна

Предварительный просмотр:

Тема: Композиционная организация портрета.

Цель: изучение портретного жанра ,схемы построения костюмированного портрета и его видов- аллегорического, мифологического , исторического, семейного, жанрового.

Задачи: передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературного персонажа, эпохи, среды в которой он жил, через костюм, предметы быта, интерьера;

Выявление и передача характера, психология образа, выразительность. Передача соотношения человеческой фигуры и пространства.

Практическая работа.  Живописная композиция – портрет литературного героя из русской классики: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель», А.П. Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др.

Оборудование:

для преподавателя: презентация к теме, творческие работы прежних лет.

для учащихся: мольберт, листы формата А4, простой карандаш, ластик, акварель, кисти.

План урока:

- организационный момент;

- сообщение нового методического материала;

- показ преподавателем практических приемов выполнения работы;

- самостоятельная работа учащихся над композицией;

1) выполнение графических поисков;
2) выполнение композиции;

3) подведение итогов;

Просмотр и оценивание работ вместе с учащимися.

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы уроков.

Введение в тему урока.

Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire -«воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна - от лат. persona -«личность; особа») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественным средствами (живописиграфикигравюрыскульптурыфотографииполиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).

В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет - это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.


              

«Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Ведь портрет способен заменить отсутствующую или умершую личность, выступив таким образом в качестве его двойника, особенность, которая часто используется в литературе как мотив оживления холста. Эта черта делает портрет важным не только в общественном, но и в его частном или семейном качестве. Многозначительно в социальном ракурсе и присутствие повторений и копий изображений одного и того же лица в нескольких родственных семьях.

Портреты способны зафиксировать человеческую жизни начиная с младенчества до глубокой старости. Благодаря этому они могут претендовать на историческую достоверность, представляя своего рода зрительно постижимую семейную хронику и являясь носителем фамильного сходства», пишут исследователи русского портрета о складывании фамильных портретных галерей.

Во многих обществах портреты расцениваются как важный способ обозначить власть и богатство. Во времена Средневековья и Ренессанса портреты дарителей часто включались в произведение искусства, подтверждая патронаж, власть и достоинство донатора, как бы подчёркивая, кто именно заплатил за создание данного витража, алтарного образа или фрески.hello_html_5e90699b.jpg

В политике портрет главы государства часто используется как символ собственно государства. В большинстве стран распространён обычай вешать портрет лидера в важных государственных зданиях.

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Исторический портрет - изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина-портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее - групповой портрет-картина).

Костюмированный портрет - человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:

Аллегорически

Мифологический

Исторический

Литературный

Автопортрет - принято выделять в отдельный поджанр

Портрет-тип-собирательный образ, структурно близкий портрету.hello_html_5c46b291.jpg

Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение модели влияло на определённые методы репрезентации, используемые художником.

По характеру изображения портреты делятся на:

Парадный - портрет как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим) В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный стройhello_html_52cd99c8.jpg

Камерный портрет- используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Основными пунктами создания успешного портрета литературного героя является отличное знание литературного произведения, характера и индивидуальных особенностей героя, а также выбор момента (ситуации), который вы решили изобразить.

От ученика потребуется хорошее владение рисунком и знание пластической анатомии, которое позволит ему грамотно передать внешность и индивидуальность литературного героя.

Лицо человека асимметрично, юный художник должен воспроизвести его, учитывая тонкие различия между обеими сторонами, все отклонения от симметрии важны для портретного сходства. Кроме того, художник должен изобразить натуру во взаимосвязи с фоном, освещением и с учётом особенностей замысла литературного произведения

Важную роль играет язык тела  важнейшей портретной проблемой для живописца является передача человеческого лица и его рук. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке (литературном герое). При этом в лице мы сосредотачиваем свой взгляд прежде всего на глазах, а в руках - на пальцах. Недаром говорят, что глаза - зеркало души человека, а руки - зеркало его тела.  Изображение рук - одно из важнейших средств психологической характеристики. После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нем зрителю. Их форма, их движения и жесты, как они прикасаются к чему-нибудь или как они держат какой-нибудь предмет, всё это становится неповторимой частью индивидуального облика литературного героя. Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. Украшения, пышная причёска, одежда, разумеется, также являются существенной частью образной характеристики героя литературного произведения.

4) Последовательность работы над станковой композицией. Показ преподавателем практического выполнения.

5) Практическая деятельность учащихся.

Выполнение набросков.

Выполнение эскизов.

Выполнение предварительно графического рисунка.

Выполнение сюжетной композиции на заданную тему в материале.

6) Подведение итогов.

Просмотр, обсуждение и оценивание работ вместе с учащимися.

7) Уборка рабочего места.

Самостоятельная работа: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски зарисовки костюмов, интерьеров, фигуры человека, головы человека.

Цель: закрепление теоретических знаний и практических навыков полученных на уроке.

                                                  Примеры набросков. 

                                                                 

         

     

       


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: