«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»

Мертюкова Татьяна Александровна

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,                                            

   тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»

              Мертюкова Татьяна Александровна

                          учитель начальных классов

                                                2019г

Содержание

Актуальность игровой образовательной технологии.                                         3

Педагогическая проблема, положенная в основу выбора.                                  3

Проектирование учебных занятий в режиме СОТ:                                             8

а) формы организации занятий;

б) используемые методы проведения занятий (на примерах уроков в начальной школе).

   4. Проект урока обучения грамоты с использованием игровой технологии (технологическая карта).                                                                                        13

   5. Список литературы.                                                                                         18

Актуальность игровой образовательной технологии

Актуальность современных образовательных технологий нашла свое отражение в следующих документах:

ФГОС; Стратегия развития образования до 2020года.

Педагогическая проблема, положенная в основу выбора игровой технологии

Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для него ведущей деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.

У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.

Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:

— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);

— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);

— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);

— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).

Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.

Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.

На уроках русского языка, литературного чтения проводятся игры КВН, игра «Снять кино» на чтении (раскадировка сценария – деление текста на части). Инсценировка не только драматических произведений, но и практически каждое произведение, разобрав можно инсценировать. Например басня – эпический жанр, но её легко инсценировать, так как в ней, как и в драматическом произведении есть ситуация и столкновение, противоречие, конфликт.

Разыгрывая художественные произведения, мы включаем ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития.

Так же учащимся на уроках можно предложить поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища, корректно сделай замечание.

Очень интересные игры можно проводить на уроках литературного чтения (изучая сказки, былины) «Игра в старину». Играть в старину – значит воспроизвести в игровом варианте ритуальные и исторические традиции русского народа. Через игру дети учатся общаться друг с другом и видят, как общались наши предки.

ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.

Здесь игровые технологии переплетаются с проектной деятельностью. Можно предложить детям написать письмо герою или автору, дописать произведение. Дети играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений.

ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре.

На школьном уровне и на классных мероприятиях можно проводить «Театральные недели». Подготовка начинается задолго, и маленькие артисты живут своими героями.

Существуют ещё такие ФУНКЦИИ как КОРРЕКЦИОННАЯ и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Функция коррекции – это внесение позитивных изменений в личные показатели учащегося.

Функция межнациональной коммуникаций – усвоение общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов.

Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:

Положительные стороны:

• Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.

• Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель, учитель-группа.

• Формирует коммуникативные компетенции школьников.

• Формирует социально культурные компетенции.

• Расширяет кругозор по средствам.

Проблемы и пути их решения:

• Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.

• Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.

• Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.

Проектирование учебных занятий в режиме СОТ.

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша фольклорная экспедиция оказалась в Антарктиде…

 Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

         Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии  представляют собой ступени от игры-забавы к) игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является –  от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

 Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся ;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

 В.А. Сухомлинский говорил,  что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

 Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Далее представлены лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком- нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./

2.Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

из крана на кухне полился апельсиновый сок;

из тучи вместо дождя стал падать изюм;

люди придумали таблетку от сна?

4. На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»/

- Какую по вашему мнению одежду носит звук М?

- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц / На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»/. Почему? Объясните свой ответ.

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

5.На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например: В 1 классе по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 8»

«Скажем Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйма. /показ длины дюйма/. Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.

- Догадались кто это? /Дюймовочка/.Она живёт в доме № 8.

- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? / Мимо домов № 2,4,6/.

Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.

- Попращаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.

- Как его зовут? /Буратино/.

Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает как решать примеры на сложение и вычитание.Так , давайте мы ему поможем...»

Таким образом, практически на всех уроках я использую игровые технологи

Проект урока обучения грамоте с использованием игровой технологии

Предмет: Обучение грамоте (азбука)

Класс: 1 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология: на ситуативной (игровой) технологии.

Технологическая карта изучения темы «Буква Г,г. Звуки (Г),( Г*)».

Тема

Буквы Г,г. Звуки (г), (г*).

Цель:

Задачи:

Сформировать способность обучающихся к новому способу действия.

Дать представление о буквах Г ,г, звуках (г),(г*).

Обеспечить условия для формирования навыков чтения слов с изученной буквой; развивать мышление.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Планируемый результат

Предметные. Обучающийся получит возможность научится:

Давать характеристику согласным звукам;

Узнавать буквы ,обозначающие гласные и согласные звуки;

Читать слова с изученными буквами;

Группировать и систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков;

Классифицировать предметы по общему признаку

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом;

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Оценка

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике;

Понимать информацию представленную в виде текста, рисунков, схем;

Способность и умения учащихся производить простые логические действия

Коммуникативные УУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

Планирование сотрудничества с учителем и сверстником;

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы;

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Личностные УУД:

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника;

Проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии;

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности;

Внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Ресуры:

-основные

дополнительные

Горецкий. Азбука. Учебник для 1 класса.

Светофоры (для самооценки); Презентация; электронные физкультминутки; схемы слов.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

2.Основной этап

-актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности;

-реализация построенного проекта;

-первичное закрепление с проговариванием внешней речи;

-самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону;

3.Рефлексия.

Оценивание.

4.Домашнее задание. Информация в семью.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Учитель читает стихотворение об алфавите  и организует обобщение актуализированных знаний.

Организует проблемную ситуацию с помощью мультфильма(интерактивное пособие) для выявления проблемы.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Работа по слайдам.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.(работа с учебником).

Демонстрирует выставку книг, периодических изданий и знакомит учащихся с правилом сбора грибов. говорит о бережном отношении к природе.

Организует коррекционную работу.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Дает задание: сочинить сказку с родителями по рисунку.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют для чего нужно выполнять эти правила.

Произносят чистоговорку, выполняют дыхательную гимнастику и артикуляционную разминку.

Проговаривают,  что повторили.

 Под руководством учителя проговаривают проблему урока.

С помощью учителя дают характеристику звукам, определяют место на ленте букв.

Проводят физминутку для глаз.

Выполняют задание на закрепление полученных знаний.

Физминутка.

Чтение слогов и слов на странице учебника.

Ученик у доски классифицирует грибы на группы: съедобные и несъедобные.

Сильные работают по карточкам, слабые – вторичное чтение.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку с помощью светофоров.

Список литературы

1.Начальная школа № 2/06, с. 45.

2.Начальная школа плюс До и после. № 8\05, с. 59.; № 5\04, с. 59- 60.; № 11\02, с. 29- 31.

3. Завуч начальной школы. № 1\05, с. 117.; № 4\04, с. 48.

4.«Педагогический поиск» М. « Педагогика». 1988ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

5. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5

6. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114

7.Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89

8.Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67

9.Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-33