Тихонов Анатолий Александрович

  • С 2001г. МОУ СОШ №53 г. Комсомольска-на-Амуре, стала участвовать в эксперименте по введению проектного метода обучения в образовательной области «Технологии».
  • В 2006.г школа поддерживает Общероссийскую программу «Новый день» и согласилась участвовать в ее реализации в виде обучения детей выполнению творческих проектов. Темой творческих проектов стала помощь ветеранам «Ветеран», «Дарите людям доброту».
  • В 2007г. возникла идея выполнить творческие социальные проекты «Пришкольным домам – Школьную заботу». Были разработаны и реализованы проекты «Мой дом» и «Солнечный двор». Учащиеся разработали, изготовили и установили более 40 конструкций (почтовые ящики, штакетник,скамейки , игровое оборудование и т.д.).
  • В 2008г. школа вновь основное внимание уделила выполнению творческих проектов «Наше будущее». Основными темами проектов стали «Функциональная мебель для ДОУ», «Детская игрушка», «Игровая мебель» , «Спортивное оборудование».
  • Вся деятельность в образовательной области «Технология» проходит под девизом «Дорогой добрых дел».
  • В 2009-2010г. школа начала работу над творческими проектами «Чистый город» и «Солнечная школа». В проектах говорилось о проблеме вреда от загрязнения окружающей среды и о проблеме использования солнечной энергии. Рассматривались  вопросы как строить индустрию чистоты в городе, и как перейти к технологии солнечного горячего водоснабжения в школе или прямого преобразования в электроэнергию.

 

Индивидуальные профильные маршруты как одна из форм профильного обучения

 

Приоритетом современной школы является развитие предметных компетентностей выпускника, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные.

Одним из условий решения данной задачи является введение профильного образования, разработка его модели с точки зрения компетентностного подхода. Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума.

В средней общеобразовательной школе №53  апробированы разные формы профильного обучения: профильные группы, профильные классы. Но в условиях небольшого количества классов на старшей ступени обучения, уменьшения количества выпускников, нежелания переходить в другую школу и в то же время стремление старшеклассников получить образование по разным профильным направлениям возникла идея организации профильного обучения по индивидуальным маршрутам.

Данная модель предполагает:

индивидуальный набор (профильный маршрут) 10-тиклассниками и 11-классниками учебных курсов трех уровней – базовых, профильных, элективных;

формирование индивидуальных учебных планов и расписаний учащихся;

интеграцию классно-урочной и предметно-групповой форм организации учебного процесса;

профильные курсы, состоящие из часов базовых курсов (преподаваемых в классных коллективах) и дополнительных профильных часов (преподаваемых в предметных группах), требующих четкой координации расписания, календарно-тематических, поурочных планов базового и профильного уровня;

наличие обязательных (дополнительные профильные и элективные курсы, профессиональная проба или практика, отдельные виды деятельности и работы учащихся) и необязательных компонентов (деятельность в НОУ, участие в интеллектуально-практическом марафоне, олимпиадах, конкурсах);

более сложную подготовку учителей к занятиям, предполагающую дифференциацию содержания, форм и методов работы на уроках базового и профильного уровней;

психолого-педагогическое сопровождение движения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.

Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам, включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых ученику школы для выбора, входят дополнительные двухчасовые курсы, позволяющие повысить образовательный уровень учащихся до профильного (нпр: биология – 1ч. базового курса, изучаемый в рамках классного коллектива + 2 дополнительных часа в профильной группе = 3 часа), краткосрочные элективные курсы, дополнительные одночасовые курсы согласно социальному заказу детей и родителей. Учащийся вправе сделать набор курсов как одного, так и разных профильных направлений, выбрать общеобразовательный маршрут.

Каждый ученик выбирает из предложенных предметов профильного и базового расширенного уровня предметы, необходимые для дальнейшего профессионального самоопределения (10 класс – 5 ч., 11 класс – 4ч.). У 10-классника это могут быть наборы курсов: 2 двухчасовых и 1 одночасовой или 1 двухчасовой и 3 одночасовых. Также старшеклассник должен выбрать для обязательного посещения не менее двух элективных курсов, по одному 17-часовому в каждом полугодии.

Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся, профессиональных наклонностей, социальных запросов родителей.

Анализ индивидуальных профильных маршрутов учащихся 10-11 классов показывают, что часто - 70% учеников выбирают два предмета и хотя бы один элективный курс одного направления, 20% – три предмета и элективные курсы разных направлений, 10% - весь набор соответствует одному профильному направлению.

Добавить запись

Защита от спам-роботов