Мои публикации

Бочарникова Татьяна Петровна

Предварительный просмотр:

Встань за Веру, Русская земля!

Сценарий внеклассного мероприятия

 для учащихся средних классов.

Цели: - познакомить детей с историческими героями, ставшими русскими

              святыми;

            - способствовать привитию любви к православной культуре;

            - формировать нравственные качества патриота и гражданина России,

              представления о чести, достоинстве и справедливости;

            - воспитание уважения к подвигам наших предков.

Оборудование: реквизит (исторические костюмы героев всех времён),  

                            декорации, ИКТ, музыкальная аппаратура.

Ход мероприятия:

(Звучит музыка)

                      

1 ведущий    Вглядевшись вглубь веков,

Увидим там великих праотцев—

За землю нашу — православную державу,

Отдавших жизнь свою, — стяжав России славу.

(Звучит набат)

2 ведущий   Сколько помнит себя русская земля—

С самой юности своей, нет, — даже с колыбели.

Её реки полноводные, бескрайние поля

Алчных ворогов всегда к себе манили.

Жадным взором они рыскали своим

На леса, пушниною богаты,

В сновиденьях сладких грезилося им,

Что Святая Русь поругана, распята.

Только были, есть и будут на Руси

Сыны славные — защитники отчизны,

Самый цвет её, святая соль земли,

Кто за родину не пожалеет своей жизни.

(Звучит Благовест, выходит Илья Муромец.)

(Слайд)

3 ведущий   О, доблестный воин,

Ты кто и откуда?

Что можешь поведать ты нам о себе?

Тебя до сих пор почитают  повсюду.

И даже былины поют о тебе.

Илья Муромец    Я воин далёких-далёких веков

Меня Вы зовете былинным героем

В сраженьях своих не жалел я врагов,

За матушку-Русь становился горою.

Я славы себе никогда не искал

Тернистой и трудной держался дороги

Постом и молитвой себя я смирял,

А то, что искал — то нашёл я у Бога.

Я верой и правдой отчизне служил

И в ратном бою, и в монашеской келье

И Вас призываю, Россию свою

Любить. И молиться. И главное — верить.

1 ведущий  Доблестный богатырь, святой Илья Муромец стал монахом, когда  его слава воина была велика среди русского народа.

2 ведущий   Его монашеские подвиги сокрыты от нас. Мы знаем, что от  рождения он был немощен, но чудом получил силу великую в зрелом возрасте.

3 ведущий     И относился к ней, как к драгоценному дару, принадлежащему не ему одному, а всему народу русскому, которому и служил бескорыстно до великой старости.

1 ведущий    Он верно служил матушке-Руси, дорогому Отечеству.

(Богатырь Илья Муромец уходит.)

2 ведущий  Настало печальное время –

Период монгольского ига –

Несёт Русь тяжелое бремя

Испила до сытости лиха.

Внутри раздираема распрей,

Снаружи оскалился ворог –

Не сосчитать всех напастей….

Уже ль мы оставлены Богом?

3 ведущий   Из князей, защитников русской земли и православной веры, в период монгольского ига в особенности прославился святой благоверный князь Александр Невский. Сын Великого князя Ярослава, Александр принял бремя правления Новгородским княжеством, в то время оставшимся свободным от татарского разорения, но подвергнувшегося усиленному натиску своих соседей с запада: литовцев, немцев, шведов.

1 ведущий    Святому князю Александру пришлось выдержать упорную борьбу с ними за самостоятельность Русской земли и за свободу Русской церкви от посягательств Римского престола.  

 (Выходит Александр Невский) (Слайд)

Александр Невский     Настали времена, когда пришлось спасать

Святую нашу Русь от Римского престола.

Сначала шведа—Биргера тьмочисленная рать

На берегах Невы поражена с позором.

Ослабленную Русь затем хотел пленить

Тевтонский орден алчных крестоносцев.

Крестовые походы смогли остановить

На Чудском озере с дружиной новгородцев.

2 ведущий   За победу над шведами на реке Неве в 1240 году благоверный князь Александр получил прозвище Невский. Ему было всего 20 лет от роду.

(Александр Невский уходит)

(Звучит песня  из оперы  М. Глинки  «Иван Сусанин» «Вставайте люди русские»)

3 ведущий    Прошли года— и снова битвы.

Я вижу Родину мою— в огне сраженья,

И молитвы,

Подобны яркому огню,

Возносит к Богу отче Сергий.

К нему из вотчины, молясь,

Спешит принять благословенье

На ратный подвиг Дмитрий-князь.

Появляется князь Дмитрий Донской)

(на слайде Сергий Радонежский)

Кн. Дмитрий    Ты знаешь, отче, горе православных.

Безбожных бусурман ордынский князь Мамай

Направил разорить убранство храмов славных,

Пожаром истребить святой Российский край.

Пришёл к тебе просить с отборною дружиной

Святых твоих молитв на сей священный бой.

Ты нас благослови, и проводи всех с миром.

Мы жизнь не пощадим за мир Руси святой.

1 ведущий

Преподобный Сергий благословил крестом князя Дмитрия и произнёс: «Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов».

2 ведущий

В то время в обители Живоначальной Троицы, в числе монахов были два инока-боярина: Александр Пересвет, бывший боярин Брянский и Андрей Ослябя, бывший боярин Любецкий. Их мужество, храбрость и искусство воинское были ещё у всех в свежей памяти: до принятия монашества, оба они славились, как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле.

3 ведущий

Вот этих-то иноков-богатырей преподобный Сергий Радонежский и поручил князю Дмитрию со словами: « Вот тебе, возлюбленный, Княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники».

(слайд - Сергий Радонежский благословляет иноков)

1 ведущий.

8 сентября 1380 года русское войско достигло Куликово поля, где произошла историческая битва, завершившаяся совершенным поражением полчищ Мамая и бегством его  самого с поля.

2 ведущий

Много доблестных русских воинов полегло костьми на поле том. Летописи говорят, что из 150 тыс. воинов вернулось в Москву не более 40 тыс.

(князь Дмитрий уходит)

3 ведущий

И вновь над Россией свинцовые тучи,

И снова окрашена кровью заря.

Наполеон-корсиканец орущий

Топчет родные леса и поля.

1 ведущий

12 июня 1812 года войска императора Наполеона Бонапарта перешли через реку Неман и вторглись на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года.

2 ведущий

Она называется «Отечественной» именно потому, что в ней участвовала не только регулярная армия, но и весь народ.

Храбрый офицер-гусар Денис Давыдов обратился к генералу Багратиону выделить ему небольшой кавалерийский отряд для действий в тылу врага.

(Слайд)

Денис Давыдов

Я русской армии солдат,

Я присягал своей Отчизне.

Ударил колокол в набат,

Прервав размеренный ритм жизни.

Француз один, величьем горд,

Решил стать властелином мира.

В своём безумии был твёрд,

Пошёл войной на страны мира.

Но о Россию зуб сломал…

Хотя пришлось Москву оставить

Народ наш духом не упал—

В тылу мы стали партизанить.

Кутузов выждал. Всё одно

Французов мы с позором гнали…

(пауза)

(из темноты-глубины сцены выходят несколько солдат и говорят хором)

Нас много под Бородино

Кто за Россию жизнь отдали.

3 ведущий

В октябре французская армия вышла из сожженной Москвы. Недолгое пребывание оккупантов в столице закончилось. Бегство Наполеона проходило по старой Смоленской дороге, разграбленной и опустошенной. Русские войска преследовали неприятеля. В декабре Кутузов привел русские войска к Неману, откуда началось нашествие Наполеона. Тяжелейшая и кровопролитная война 1812 года закончилась полной победой России, русского народа.

(Ведущие уходят. Звучит песня «Как прекрасен этот мир».)

 Ты проснешься на рассвете,

Мы с тобою вместе встретим

День рождения зари

Как прекрасен этот мир, посмотри.

(Танцует пара. Взрыв—на повторе «как прекрасен этот мир»

Мальчик «заслоняет» рукой девочку от осколков )

1 ведущий

Двадцатый век. Идут сороковые.

С листвою нежно шепчется июнь.

День прожит. Завтра—выходные …

Вдруг тишину нарушил визг немецких пуль.

2 ведущий

Воскресным утром, рано на рассвете

Чумой коварной вероломный враг

Попрал границы наши – и,  поверьте,

Такого горя мир еще не знал.

3 ведущий

Тогда казалось, что на нашу землю спустился ад,

Кромешный и шальной,

Смешав поток свинца наполовину с пеплом…

Повсюду гарь и смрад,

Рекою льётся кровь.

1 ведущий

Под ярым натиском огня дрожит планета,

И дым пожарищ заслонил весь белый свет.

Миллионы жизней положили за Победу –

Дороже той цены, пожалуй, в мире нет.

(На сцену выходят 5 солдат в форме времен Великой Отечественной войны и 3 детей)

(звучит реквием «Моцарта»)

1 солдат

Мне было тогда восемнадцать

Я жизнь только начал вдыхать

Любил на закат любоваться,

С друзьями рассветы встречать.

Война помешала нам, братцы…

Держали мы бой за Москву.

Мне было всего восемнадцать…

………………………………….

2 солдат

Пишу из окопа. В бою— передышка

Ну, как ты там, мама? И как там братишка?

Стоим мы на Волге, под Сталинградом

Фашист озверел, хочет взять нас нахрапом.

Бой может начаться в любую минуту.

Всё. Бьёт артиллерия. Я не забуду….

Дети Ленинграда

День за днём, за месяцем месяц – блокада.

Вытекает по капельке жизнь из ослабшей души.

Мы – голодные дети блокадного Ленинграда…

Как же хочется хлеба чуть-чуть, что б до завтра дожить.

3 солдат

Я под Прохоровкой, мама –

Будет жаркий бой.

Мне б в Елец, хоть на минутку

Заглянуть домой.

Увидать тебя, сестрёнку –

Всех расцеловать.

Мне тогда совсем не страшно

Было б умирать.

2 ведущий (голос из-за кулис)

Больше писем не получит от солдата мать

В Курском танковом сраженье

Жизнь пришлось отдать.

…………………………..

И вновь, как встарь, в годину испытаний

На поле брани не один солдат.

Пред образами долгими часами

Угодники, как воины стоят.

Они молитвенный свой подвиг исполняют

И просят Господа Россию защитить,

И дух в народе своей верой укрепляют,

И призывают живота не пощадить.

3 ведущий

    В 1947 году в Россию прибыл митрополит Гор Ливанских Илия, (Слайд) поведавший о том, как заступничеством Божией Матери была спасена Россия в войне 1941-1945 годов. Сама Пресвятая Богородица открыла Владыке имена некоторых праведников, чьими молитвами Господь помиловал Россию. Среди них первым Пречистая назвала имя старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого.

1 ведущий

    Подвиг схииеромонаха Серафима Вырицкого (Слайд) занимает особое место не только в церковной, но и в земной истории нашего Отечества. Во время Великой Отечественной войны тысячу ночей стоял старец на камне и молился о спасении России, подражая подвигу своего небесного покровителя - преподобного Серафима Саровского. И эта молитва воистину была действенна, о чём сохранились убедительные свидетельства современников.

2 ведущий

     Блаженная Матушка Матронушка. (Слайд)  Пожалуй, едва ли сегодня найдётся человек, который не слышал бы этого святого имени.

      В юности она побывала во многих святых местах России - дочь местного помещика брала Матрону с собой в паломничества. Встретилась она и со святым Иоанном Кронштадтским. По окончании службы он попросил народ расступиться перед 14-летней девочкой и сказал: "Вот идёт моя смена - восьмой столп России". Он провидел служение Матроны русскому народу во времена гонений на Церковь.

З  ведущий:

Она   задолго до войны предсказала её и предупреждала людей: « Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного   погорит. Из Москвы уезжать не надо.»  Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчества оправдались.

1 - ый ведущий:

     Можно ли совместить работу и служение Богу, веру и профессию? Таким человеком, верным служителем Богу и своему народу был епископ Лука Войно -Ясенецкий. (Слайд)

    Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука находился в ссылке. Но он не остался в стороне, не затаил обиду. Он пришел к руководству райцентра и предложил свой опыт, знание и мастерство для лечения воинов Советской армии. В это время в Красноярске организовывался огромный госпиталь.

2 - ой ведущий:

   С фронта уже шли эшелоны с ранеными. В октябре сорок первого епископ Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он с головой погружается в многотрудную и напряженную хирургическую работу. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу. Раненые офицеры и солдаты очень любили своего доктора. Когда профессор делал утренний обход, они радостно приветствовали его. Некоторые из них, безуспешно прооперированные в других госпиталях по поводу ранений больших суставов, неизменно салютовали ему высоко поднятыми уцелевшими ногами.

3- ий ведущий:

   Наш народ одержал  победу над жестоким бескомпромиссным врагом, желавшим уничтожить русский народ и господствовать на нашей земле. Но, как и прежде, эта победа далась нам не без помощи молитвенников и угодников Божьих. На алтарь победы были положены миллионы жизней наших соотечественников.

 (Последние звуки Реквиема)

(Звучит музыка песни «День Победы»)

4 солдат

Я в Берлине. Встречаю весну 45 года.

Мир, Победа – дорогие и милые каждому сердцу слова.

Вместе с нами поёт и ликует  одетая маем природа.

И кружит от желания жить побелевшая голова.

5 солдат

Сколькими дорогами мы шли к этому дню,

Скольких же товарищей теряли мы в бою.

Каждому поклонимся до самой земли.

Всем, кто за Отечество в сраженьях полегли.

(Звучит музыка. Ведущий говорит из-за кулис)

3 ведущий

Нет большей любви, чем «душу за други своя положить».

Нет большей любви за страну умереть, когда хочется счастливо жить.

Мы вас помним, герои последней кровавой войны,

Помним всех поимённо – великой России сыны.

(На слайде - вечный огонь)

Ведущие:

Если снова война, если вновь запылают пожары,

Встанем, братья, за Русь, и пойдем, как отцы до конца.

Помолясь Богу, встанем за малых детей, да за старых,

Будем с честью бороться, не потеряем лица.

(«Воины» всех времён становятся в строй и начинают маршировать под «Прощание славянки». Песню может петь солист или она может звучать в записи в исполнении Жанны Бичевской).

Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные края,
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.
Высоко ты главу поднимала,
Словно солнце, твой лик воссиял,
Но ты жертвою подлости стала
Тех, кто предал тебя и продал.

Припев:

И снова в поход труба нас зовёт.
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская земля!

Ждут победы России Святые,
Отзовись, православная рать!
Где Илья твой и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина-мать.
Под хоругви мы встанем все смело
Крестным ходом с молитвой пойдём,
За Российское правое дело
Кровь мы русскую честно прольём.

Припев.

Все мы — дети Великой Державы,
Все мы помним заветы отцов,
Ради родины, чести и славы
Не жалей ни себя, ни врагов.
Встань, Россия, из вражьего плена.
Дух победы зовёт, в бой пора!
Подними боевые знамена
Ради Веры, Любви и Добра.

Припев.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

Подвижники Духа в годы испытаний

                                                                     

                                                                      Бочарникова Т.П.

                                                                          Бочраников Никита

                                                                        Бочарников Павел

г. Липецк - 2010

 Среди безбожия ХХ века, когда казалось, все силы ада восстали, чтобы

Уничтожить Церковь Христову, возвышается как непоколебимый столп веры и благочестия личность великого подвижника, молитвенника и чудотворца Серафима Вырицкого.

          В 1947 году в Россию прибыл митрополит Гор Ливанских Илия, поведавший о том, как заступничеством Божией Матери была спасена Россия в войне 1941-1945 годов. Сама Пресвятая Богородица открыла Владыке имена некоторых праведников, чьими молитвами Господь помиловал Россию. Среди них первым Пречистая назвала имя старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого.

          Второй Серафим - в этом имени, пожалуй, лучше всего отобразилась та великая любовь и почитание православного народа к новоявленному святому.

          Подвиг схииеромонаха Серафима Вырицкого занимает особое место не только в церковной, но и в земной истории нашего Отечества. Во время Великой Отечественной войны тысячу ночей стоял старец на камне и молился о спасении России, подражая подвигу своего небесного покровителя - преподобного Серафима Саровского. И эта молитва воистину была действенна, о чём сохранились убедительные свидетельства современников.

          С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предствоящей победе русского народа. На сей счёт сохранились убедительные свидетельства, записанные со слов профессора Петербургской Духовной Академии протоирея Ливерия Воронова и протоирея Иоанна Преображенского. Они, будучи ещё молодыми людьми, лето 1941 года, как обычно, проводили в Вырице и, как многие ленинградцы, выехавшие в отпуска на дачи, не успели эвакуироваться при наступлении немецких частей. Будущие священнослужители в то время пели в хоре вырицкого Казанского храма, куда стекалось множество народа. Всем было известно о патриотической деятельности отца Серафима. Сколько людей именно в то тревожное время пришли по молитвам подвижника к покаянию, горячо обратившись ко Господу! Ведь старец так вдохновлял их, твёрдо говоря, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепиться в вере своих отцов.

          …Румынской частью, расквартированной в Вырице, командовали немецкие офицеры. Им донесли о пророчествах отца Серафима, и вскоре в дом на Пильном проспекте пожаловали незваные гости. И вновь, как когда-то чекистов, батюшка укротил пришельцев через благодатную помощь свыше. Старец сразу поразил их тем, что … заговорил с ними на хорошем немецком языке - ведь в бытность свою купцом он часто посещал Вену и Берлин, сотрудничая с австрийскими и немецкими фирмами. Капитан, который был начальником вырицкой команды, спросил у отца Серафима, скоро ли немецкие части пройдут победным маршем по Дворцовой площади? Старец смиренно ответил, что этого никогда не будет. Немцам придётся поспешно уходить, а самому вопрошающему не суждено будет вернуться домой, при отступлении он сложит свою голову под Варшавой.

          Пророческие слова отца Серафима подтвердил румынский офицер, служивший в годы войны в вырицкой команде. В 1980 году он приезжал поклониться могиле старца и, разыскав вспомнивших его местных жителей, поведал о подробностях того отступления.

          Между тем отец Серафим ещё в начале войны предсказал ряду местных жителей Вырицы будущее пленение и последующее благополучное возвращение из неволи. В частности, один из бывших старожилов Вырицы Леонид Викторович Макаров вспоминал, что старец предсказал это и его семье, отметив, что в дальнейшем они будут жить в большом городе. Время показало истинность слов отца Серафима.

          А вырицкий старец продолжал неустанно взывать о спасении России и Православной Церкви к своему небесному покровителю, Пресвятой Владычице нашей и Самому Господу Богу.

          И в радости, и в горе, монах, больной старец идёт к святой иконе в саду, в тиши ночной, чтобы Богу помолиться за мир, и за всех людей! И Старцу, преподобному Серафиму, поклониться о Родине своей:

«Проси за Русь святую, предивный Серафим,

Умножь молитвы наши предстательством твоим.

Молись Благой Царице, великий Серафим,

Она - Христа десница, помощница больным,

Заступница убогих, одежда для нагих,

В скорбях великих многих спасёт рабов Своих.

В грехах мы погибаем, от Бога отступив,

И Бога оскорбляем в деяниях своих…»

          Эти стихи отец Серафим Вырицкий написал в 1942 году. Моленеие на камне - это высший молитвенный подвиг батюшки.

          Вся жизнь отца Серафима была озарена пламенной верой, и в свете этой веры и жизни, отданной Богу и людям, многое может открываться нам не только в нашей личной судьбе, но и в судьбе Отчизны, издревле называемой Домом Пресвятой Богородицы.

Литература:   Великие святые ХХ века. «Серафим Вырицкий. Житие.

                    Пророчества. Акафист», изд. «Православный Благовестник»;

            г. Москва, 2003 г.

            Материалы издания «Покрова Божией Матери» и епископа

            Александра (Милеанта) «Избранный сосуд Божий.

            Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого»

            Издательский дом «Фавор - ХХ»,

              г. Москва, 2003 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 33

Основные условия и причины изменения отношения Советского государства к Церкви

                                                                                 Бочарникова Т.П.

                                                                                      Бочарников Никита

                                                                                    Бочарников Павел

                                                                                   

г. Липецк - 2013

Как известно, в годы Великой Отечественной войны коренным образом

изменилось отношение руководства нашей страны и лично И.В. Сталина к религии, и, прежде всего - к Русской Православной Церкви.

       Сейчас трудно сказать, какое обстоятельство сыграло решающую роль в изменении позиции руководства страны к религии. Скорее всего, причин было несколько.

        Во-первых, вероятно, сыграло свою роль давление союзников: в США, Англии и Канаде периодически появлялись публикации, в которых советские руководители остро критиковались за гонения на верующих. Оставлять без внимания такие нападки, когда второй фронт ещё не был открыт и Советский Союз получал заметную материальную и иную помощь из этих стран, естественно, нельзя было.

        Вторым мотивом, по-видимому, было несомненное и разумное желание компартии и правительства максимально использовать моральный и материальный потенциал Церкви в интересах победы над врагом.

        И, в-третьих, думается, сближению Церкви и государства способствовало изучение исторического опыта и национальных традиций, свидетельствующих о том, что во всех предшествующих войнах российские солдаты шли в бой и одерживали победы под знамёнами, на которых первыми словами был призыв: «За веру!»

        Есть такая версия: на Сталина большое впечатление произвела информация, полученная от митрополита Гор Ливанских Илии (Карамы). Митрополит сообщал, что ему было явление самой Божией Матери, которая сказала, что спасение Ленинграда от фашистов зависит от помощи иконы Казанской Божией Матери, которую надо обнести крестным ходом вокруг города. Икона эта на самолёте действительно  облетела вокруг Ленинграда, а затем - Москвы и Сталинграда. Результаты известны: все три города устояли перед врагом.

        Косвенным подтверждением этой истории могут служить следующие факты: в 1947 году Сталин лично принимал митрополита Илию и в знак благодарности вручил ему Сталинскую премию, подарил крест и панагию, украшенные драгоценными камнями, собранными со всех областей страны, а также икону Казанской Божией Матери, ранее принадлежавшую его - Сталина - матери. Во время этого визита в СССР митрополит Илия провёл службу в Ленинграде перед 200 000 горожан в присутствии некоторых членов правительства.

        Известно, что встреча Сталина с ведущими иерархами Русской Православной Церкви состоялась только в 1943 году, тогда вождь предоставил им полную свободу действий и даже оделил кое-кого лучшими по тем временам автомашинами. Говорят и пишут, что беседа вышла непринуждённой и даже душевной. Нашлось место и юмору. Ходит байка, что на вопрос И.В. Сталина, почему мало осталось архиереев, нисколько не растерявшийся патриарх Сергий ответил: «Мы не виноваты, что наши семинаристы уходят в маршалы».

        Можно задуматься, почему же такая встреча не была проведена, скажем, в декабре 1941 года, когда враг стоял под Москвой и страна находилась куда в более тяжёлом положении?

        Представляется, что в 1941 году Сталин ещё не был к этому готов, ещё не созрел для принятия такого решения и только в к сорок третьему году в результате глубокого анализа отечественной истории, текущих событий и предстоящих задач по восстановлению разрушенной страны он сознательно  развернул свою политику в сторону возрождения национальных традиций. Это был, безусловно, глубоко продуманный и осознанный шаг.

        Наверное, все эти и другие обстоятельства подвигли руководство страны обратиться к здравому смыслу, изменив отношение к религии, и прежде всего - к Русской Православной Церкви.

        Великая Отечественная война стала явным вразумлением Божиим для богоборческих властей. В народе росло ощущение собственной греховности, чувство покаяния и осознания войны как праведного наказания Божия. Церковь, которую стремились уничтожить в течение почти 25 лет, вдруг стала великой  мобилизующей силой в борьбе против фашизма.

Литература:         Никифоров А.К. «Молчанием предаётся Бог»,

                          Издательский отдел Воронежской епархии,

                          г. Воронеж, 2002 г.;

                          Материалы издания «Покрова Божией Матери»

                          и епископа Александра (Милеанта) «Избранный

                          сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного

                          Серафима Вырицкого», Издательский дом «Фавор - ХХI»

                          г. Москва, 2003 г.