Тема самообразования: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях партнерства с родителями и социумом."

Комракова Зинаида Ивановна

Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности.

 Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины

 

Три уровня Духовно - нравственного развития:

  1. Когнитивный ( т.е. знание нравственных норм)
  2. Эмоционально-ценностный (уровень чувств: гордость ,радость,стыд)
  3. Поведенческие поступки .

 

В своей работе я опираюсь на труды таких авторов :  Одегова В.Ф. "Нижегородская сторона",

Тивикова С.К.,Яшина Н.Ю,Тимошина Е.Н. "Уроки для души",

«Гражданское образование в начальных классах» Авторы-разработчики Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Н.Ю.Яшина) 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА беседы; классные часы; этические диалоги; конкурсы; тематические часы; конкурсы сочинений; проекты; акции; экскурсии; устный журнал; игра "Что. Где? Когда?" предметные недели; час интеллекта; неделя загадок; весёлые старты; спортивный конкурс; лыжные прогулки; спортивный праздник; НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное спортивно-оздоровительное

Слайд 2

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСТВА С РОДИТЕЛЯМИ И СОЦИУМОМ (внеурочная деятельность, воспитательные мероприятия, партнёрство с семьёй) СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ЦЕЛЬ: Осознание необходимости оказания помощи пожилым людям, умение проявлять к ним заботу, приносить радость через творческую самореализацию. "ДАРИ ТЕПЛО СВОЕЙ ДУШИ" "МЫ ВМЕСТЕ" ЦЕЛЬ: Осознание собственной причастности к жизнедеятельности социума, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, радость от возможности принести пользу.

Слайд 3

"МЫ ВМЕСТЕ" ЦЕЛЬ: Осознание собственной причастности к жизнедеятельности социума, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, радость от возможности принести пользу. КЛАССНЫЕ ЧАСЫ: «Что значит помогать людям?»; «Мои добрые дела»; «Моё хочу и моё надо» (час доверительного разговора); БЕСЕДЫ: Что такое Детский Дом; Почему дети становятся сиротами?; Считаешь ли ты себя добрым человеком?; Что значит подарить радость? ЭКСКУРСИИ: Благотворительный фонд «Серафима»; Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка».

Слайд 4

"ДАРИ ТЕПЛО СВОЕЙ ДУШИ" ЦЕЛЬ: Воспитывать уважение к людям пожилого возраста, умение оказывать им помощь и быть нужным. КЛАССНЫЕ ЧАСЫ: Моя любимая бабушка; Мой любимый дедушка; Дорогое слово – ветеран! БЕСЕДЫ: Почему надо уважать старость?; Твоя родословная; Как наши деды воевали; Мудрость притч. ПРАЗДНИКИ: Концерт в День пожилого человека; День Матери и Бабушки; Праздник «Моя фамилия- моя гордость» Мы помним тебя – солдат!

Слайд 5

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСТВА С РОДИТЕЛЯМИ И СОЦИУМОМ (внеурочная деятельность, воспитательные мероприятия, партнёрство с семьёй) СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: "БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ" ЦЕЛЬ: Реализация возможности проявить заботу о «братьях наших меньших», возможность почувствовать себя сильным, тем, от кого зависит жизнь более слабого существа. ЦЕЛЬ: Реализация потребности в приобщении себя к обществу, восприятие себя как члена социума, который может и должен поступать во благо общества, способствовать его развитию. "СБЕРЕГИ ЛЁГКИЕ ПЛАНЕТЫ"

Слайд 6

ЦЕЛЬ: Реализация потребности в заботе о братьях наших меньших. КЛАССНЫЕ ЧАСЫ: «Мой питомец»; «Мы в ответе за тех, кого приручили»; Зоопарки Нижнего Новгорода; Мои любимые книги о животных Как живёшь воробей? (литературный час) БЕСЕДЫ: Как человек приручил диких животных; Удивительные животные планеты; «Чужой беды не бывает!» (час доверительного разговора); Эти фантастические рыбы; Перелётные птицы нашего края; Профессия – ветеринар ПРАЗДНИКИ: День птиц; Мой друг – собака; «Кошкин дом» (театрализованное представление) "БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ"

Слайд 7

"ЛЁКИЕ ПЛАНЕТЫ" ЦЕЛЬ: Пробудить интерес ребенка к сохранению зелёных насаждений, воспитание правильного поведения на природе, бережного отношения к окружающей среде. КЛАССНЫЕ ЧАСЫ: Наша планета – наш дом, береги его!; Профессия лесника, охотоведа, орнитолога; Что я могу сделать для сохранения лесных богатств? . БЕСЕДЫ: Комнатные растения и уход за ними; Берёза – символ России и её зелёное богатство; Экологические катастрофы на планете Земля. ПРАЗДНИКИ: Ель – лесная красавица; Верба – улыбка Весны; Троица – Зелёные святки;

Слайд 8

духовно-нравственное направление Добро и зло. Совесть; Раскаяние. Заповеди; Защита Отечества; Мир физический и мир духовный; Человек в мире и его деятельность; Правила жизни в семье; Что такое послушание? классные часы беседа о семье, любви к родным и близким, верности и преданности дорогим для тебя людям на примере мультфильма «О Петре и Февронии»; по итогам беседы проведён конкурс рисунков на тему семьи и запланирована экскурсия в г. Муром; беседа к Дню православной книги «Прикоснись душой» - обзор православных книг для малышей; по итогам беседы проведён конкурс на лучшую иллюстрацию к православной книге - «Я рисую светлый мир»; беседы

Слайд 9

социальное направление экологические акции Дари тепло своей души: концерт для пожилых людей; Поделись! (сбор канцелярских принадлежностей в детский дом). Макулатура на новую ёлку; Украсим класс комнатными растениями; Сделай кормушку - покорми птиц; Мы в ответе за тех, кого приручили. социальные акции

Слайд 10

обще ителлектуальное направление ЭКСКУРСИИ Фабрика ёлочных игрушек «Ариэль»; Музей электротранспорта; Музей Горьковского Автозавода; Ботанический сад ННГУ; Мемориально-исторический комплекс Нижегородского кремля; Музей истории быта народов Поволжья; Музей юнг Северного флота в ДТЮ им. В. П. Чкалова; Музей книги Областной государственной научной библиотеки; Театры г. Нижнего Новгорода: ТЮЗ, «Вера», Кукольный театр.

Слайд 11

спортивно-оздоровительное направление Весёлые старты (соревнования) Мама, папа, я – спортивная семья(школьно-семейный праздник); Если хочешь быть здоров – закаляйся! (беседа); Школьный реабилитационный центр (оздоровительные процедуры); Мой режим дня (классный час); В гостях у Динозубрика (беседа о гигиене рта); Микробы?! (беседа о гигиене рук и тела); История причёски (классный час); Общество чистых тарелок (гигиена питания).

Слайд 12

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЬ: формирование ценностного отношения младших школьников к своей малой Родине, воспитание основ гражданской ответственности как важнейшего компонента патриотического воспитания. кружок "Азбука маленького нижегородца" (программа кружка "Азбука маленького нижегородца": авторская программа О.Ю. Серовой; сертификат НИРО № 34) тьюторский час "Духовное краеведение" ЦЕЛЬ: погружение младших школьников в атмосферу духовности святых мест Нижегородского края, знакомство со святынями г.Нижнего Новгорода и области: монастырями и храмами; формирование нравственных качеств на основе нравственных норм.

Слайд 13

кружок "Азбука маленького нижегородца" Тема 1. Ангел Практическая работа: фигурка ангела. Тема 2. Банк Практическая работа: копилка с монеткой. Тема 3. Волга Практическая работа: кораблик. Тема 4. Город. Герб Практическая работа: рисунок герба семьи. Тема 5. Дятловы горы Практическая работа: рисунок Дятловых гор. Тема 6. Ель. Ёлка горьковская Практическая работа: фигурка ёлочка. Тема 7. Железная детская дорога Практическая работа: поделка паровозик. Тема 8. Зоопарк Практическая работа: фигурки зверюшек. Тема 9. Звон. Икона. Практическая работа: колокольчик. Тема 10. ПочаЙна. Кремль. Практическая работа: кремль. Тема 11. Лестница Чкаловская Практическая работа: поделка самолётик. Тема 12. Монастырь Практическая работа: старинный свиток. Тема 13. Нижний Новгород Практическая работа: рисунок Тема 14. Откос Практическая работа: рисунок Тема 15. Площадь Минина и Пожарского Практическая работа: рисунок Тема 16. Планетарий Практическая работа: поделка ракета Тема 17. Рождественская церковь Практическая работа: рисунок В качестве примера приведено тематическое планирование работы кружка во 2 классе. Итогом работы является практическая деятельность

Слайд 14

тьюторский час "Духовное краеведение" 3 класс Тема 1. Святыни города Нижнего Новгорода Благовещенский монастырь; Вознесенский Печерский монастырь; Крестовоздвиженский монастырь Тема 2. Храмы Нижнего Новгорода Михаило-Архангельский собор; Рождественская церковь; Собор Александра невского; Казанская церковь; Церковь Оранской Владимирской Божией Матери и защитников Отечества; Храм Рождества Иоанна Предтечи. 4 класс Тема 3. Святыни земли Нижегородской Абабковский Никольский Георгиевский монастырь – малое Дивеево; Городецкий Феодоровский монастырь; Иверский Выксунский монастырь; Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь; Троицкий Островоезерский монастырь; Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь; Флорищева пустынь. В качестве примера приведено тематическое планирование тьюторского часа в 3 и 4 классе. Итогом работы является проектная деятельность

Слайд 15

ТРАНСЛИРОВАНИЕ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Педсовет «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» Презентация авторской программы дополнительного образования по духовно- нравственному воспитанию «Духовное краеведение Нижегородского края" Педагогический конкурс «Серафимовский учитель- 2015" (март 2015 г.) XXI Олимпиада «ИнтеллекТ» Советского района г. Н. Новгорода 2015-2016 гг. Всероссийская дистанционная Олимпиада с международным участием 2016 «РосКонкурс» Интернет - уроки на сайте «Мультиурок» VI Международная предметная Олимпиада для школьников «Эверест»-2016 сценарий праздничного концерта ко Дню Победы ИНТЕРНЕТ – проекты и сценарии праздников


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Духовно-нравственное воспитание у младших школьников в условиях партнерства с родителями и социумом" МАОУ "Школа № 187" Спешите делать добрые дела! Александр Яшин, поэт

Слайд 2

методика М.И.Шиловой НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ (мониторинг) ЦЕЛЬ: диагностика нравственных понятий у учащихся ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Слайд 3

№ п/п класс/ понятие добро зло мужество счастье справедливость дружба долг 1. 1 класс 100% 100% 98% 32% 95% 64% 92% 2. 3 класс 100% 100% 100% 50% 100% 95% 100% 3. .... ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ: наблюдение анкетирование беседа индивидуальный опрос АНКЕТА «НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ»: Как ты понимаешь следующие слова (опрос проводился индивидуально): добро; зло; мужество; счастье; справедливость; дружба; долг. методика М.И.Шиловой НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ЦЕЛЬ:диагностика нравственных понятий у учащихся анкета Денисова Андрея

Слайд 4

методика М.И.Шиловой ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ЦЕЛЬ: диагностика нравственного отношения учащихся к жизненным ценностям ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1 класс 3 класс входная диагностика выходная диагностика

Слайд 5

№ п/п Фамилия, имя кол-во отрицат. ответов кол-во положител. ответов 1. Кочеткова Ольга 1 4 2. Кузнецов Иван 3 2 3. Макеев Даниил 2 3 № п/п Фамилия, имя кол-во отрицат.ответов кол-во положител. ответов 1. Кочеткова Ольга 0 5 2. Кузнецов Иван 1 4 3. Макеев Даниил 1 4 1 класс 3 класс ИНСТРУКЦИЯ: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять» СПИСОК ЖЕЛАНИЙ: быть человеком, которого любят; иметь много денег; иметь самый современный компьютер; иметь верного друга; мне важно хдоровье родителей; иметь возможность многими командовать; иметь много слуг и ими распоряжаться; иметь доброе сердце; уметь сочувствовать и помогать другим людям; иметь то, чего у других никогда не будет методика М.И.Шиловой ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ЦЕЛЬ: диагностика нравственного отношения учащихся к жизненным ценностям


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 «Д» класс школа № 187 Классный час на тему: «С чего начинается Родина. Что мы Родиной зовем?»

Слайд 3

Гостей встречаем караваем - !!! Здравствуйте, гости дорогие. Как говорят в народе – Честь и почтенье всем без исключения! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о нашей Родине. Родине – общей и для каждого своей. А как вы думаете, ребята, почему сегодня на нашем классном часе присутствуют родители? (ответ детей) Родина – родители- род (родственные слова), родословная, рождение, родной… Одна у человека –мать, одна у него Родина. Родина-матушка. Родина –произошло слово от древнего слова «РОД» Родина – это любовь к семье, к земле. В семейном кругу мы с вами растем Основа основ - родительский дом В семейном кругу все корни твои И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем СНОВА ОСНОВ – РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ Слово предоставляется Дворниковой Надежде Сергеевне и Дворниковой Лизе «Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя С этим именем он неразрывно связан всю свою жизнь. Точно также он связан и со своей Родиной-местом, где родился, вырос, где живет! (стихи)

Слайд 4

На свете много разных стран Но есть одна страна Её мы родиной зовём, а Родина – одна. Здесь поле, наполнено рожью Здесь плещутся зори в ладонях лугов Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю святою водой окрапили И синий простор окрестили крестом И нет у нас Родины, кроме России! Здесь мама, здесь храм, здесь отечиский дом! В какой стране мы с вами живем? (в России) Мы россияне! Россия – наша Родина. Она огромная страна. А что вы знаете о России? Вопросы для родителей и учащихся Как раньше называли наше государство? Назовите столицу первого русского государства? Что относится к древнерусским сооружениям? Жилой дом русского народа? Какое дерево –символ России? Что такое «аз» «буки» «веди» Как называлась первая русская газета? Столица нашего государства при Петре I ? Символ российского государства, на котором изображен двуглавый орел? Торжественное музыкальное произведение? Как называется должность главы государства нашего? Какой цвет имеет средняя полоса на нашем фаг?

Слайд 5

Белый цвет – березка Синий – неба цвет. Красная полоска – солнечный рассвет Герб страны – орел двуглавый Гордо крылья распустил Держит скипетр и державу Он Россию сохранил Подтверждает герб старинный Независимость страны Для народов всей России наши символы важны! (стих) Россия, я твоя росинка Песчинка малая твоя. Когда метет – то я снежинка В ручье я капелька ручья Из этих капелек росинок Большие реки потекут И если б не было песчинок Тогда бы не было Земли. Родина! Какая она для нас? (Вспоминаем пословицы о Родине родители и дети) (Клип «С чего начинается Родина») (стих) Родина, слово большое, большое Пусть не бывает на свете чудес Если сказать это слово с душою Глубже морей оно, выше небес В нем умещается ровно полмира Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира. Бабушка, школа, дом мой и я! Песня о доме (поют Чуплыгина Марина и Чуплыгина Елена Анатольевна)

Слайд 7

С чего для Вас начинается Родина? С класса! С товарищей! Песня о классе (все вместе поем) Наша маленькая Родина – наш город – Нижний Новгород (звучит песня о Нижнем Новгороде) Для России – наш город частица А для нас он – родительский дом И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем! Вы любите свой город? Где вы любите бывать в Нижнем Новгороде? Вопросы: Герб нашего города Год основания Достопримечательности нашего города? Архитектурные памятники? Рассказ о Благовещенском монастыре (Маша Зуева)

Слайд 9

Родина подобна огромному дереву, На котором не сосчитать листочков. Мне бы хотелось, чтобы вы все всегда помнили Что вы граждане – великой страны, имеющую богатую историю. Вы дети России, Надежда и будущее страны! Берегите нашу Родину! Берегите Россию! Без неё нам не жить! Берегите её, чтобы вечно ей быть! Нашей правдой и силой Всею нашей судьбой Берегите Россию, Нет России другой!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. г. Н.Новгород 2015

Слайд 2

Классный час ко дню семидесятилетия победы Цель: знакомство учащихся с историческими событиями нашей страны 1941 - 1945 гг. Задачи: сформирование знания о Великой Отечественной Войне, о подвигах, ее защитниках; воспитание чувства патриотизма: в ыработать чувство уважения и благодарности ко всем, кто защищал нашу Родину. Предварительная работа: разучивание стихов, песен, инсценировок.

Слайд 3

«Пусть ни одна бомба не упадет на нашу планету, Пусть ни одна слеза не упадет на израненную войной землю …» Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает…

Слайд 4

Казалось было холодно цветам, И от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам Обшарили немецкие бинокли. Так всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала казалось. Кто знал, что между миром и военной Всего каких-то 5 минут осталось.

Слайд 5

Бал выпускной летает над столицей И зеленью украшена страна. В четыре болью исказятся лица, Начнётся страшная кровавая война.

Слайд 6

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.

Слайд 7

Ах , война, что ж ты сделала подлая? Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. На пороге едва помаячили И ушли за солдатом – солдат, До свидания, мальчики, Мальчики, Постарайтесь, вернуться назад.

Слайд 8

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в перерывах между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир спасённый от фашизма, будет прекрасен .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Слайд 2

Трудно было и на фронтах, и в тылу. Но выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет. Эти песни пели на привалах, в землянках, в промежутках между боями, во время трудовых смен. Люди верили в победу.

Слайд 3

В борьбе с фашистами взрослым помогали и дети, среди них были и ваши ровесники.

Слайд 5

А теперь давайте попросим, аплодисменты, рассказать о своих воспоминаниях людей, которые пережили то время. Это наши дорогие ветераны.

Слайд 6

Ещё стояла тьма немая, В тумане плакала трава. Девятый день большого МАЯ Уже вступил в свои права. Армейский зуммер пискнул слабо: Два слова сняли грузный сон. Связист из полкового штаба Вскочил и бросил телефон. И всё! Никто не звал горнистов, Никто не подавал команд. Был грохот радости неистов, Дробил чечётку лейтенант.

Слайд 7

Победа далась нелегко. Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, немецкий фашизм был уничтожен. Давайте будем помнить об этом всегда и в жизни своей нести только мир на планете Земля, которая является общим домом для всех людей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прабабушка рая Соколина Анна 3д класс

Слайд 2

Я родом из… Я родом из города Кирова. В Н. Новгороде я живу полтора года. Карта Кировской области чем-то похожа на петуха. В этом городе много районов. А также там множество достопримечательностей.

Слайд 3

Мои корни Валентина Степановна-наполовину ненка, русская Владимир Алексеевич-наполовину эстонец, русский Людмила Леонидовна- русская Фарит Фаезович - татарин Раиса Ахметовна - татарка

Слайд 4

О моей прабабушке… Мою прабабушку зовут Раиса Ахметовна . Она родилась 23 июня 1931 года в деревне Душамбеково в Башкирии. Её отец был сельским учителем.

Слайд 5

Хозяйство Когда моя прабабушка была маленькой то у них было большое хозяйство и были коровы и куры.

Слайд 6

Работа Когда прабабушка выросла, она закончила педагогический институт и переехала в город Златоуст в Челябинской области. В Златоусте она сначала работала учителем математики 5-10 классов. Потом она работала в Торговом техникуме и тоже учителем математики .

Слайд 7

Наши дни В техникуме она проработала больше сорока лет и за это время обучила много будущих товароведов, поваров и бухгалтеров. Моей прабабушке уже 85 лет. Сейчас она на пенсии и возглавляет «Совет ветеранов техникума».

Слайд 8

Выводы… Моя прабабушка Рая была учителем математики. Мама и папа хотели стать учителями истории. А я хочу стать учителем ИЗО младших классов, потому что я очень сильно горжусь своей прабабушкой и рада ,что она продолжает жить в наши дни.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОИ ПРАДЕДЫ Выполнил ученик 3д класса Хрычев Михаил

Слайд 2

Мой прадед Шкенев Павел Флегантович родился 25 января 1896 года в слободе Подновье. Подновье славилось овощеводством, особенно выращиванием огурцов.

Слайд 3

Воевал в I Мировую войну в качестве артиллериста и был награжден Георгиевским крестом. После войны вернулся в родное Подновье, пока не был призван в Красную армию. Участвовал в подавлении крестьянского восстания в Тамбовской губернии, где был едва не убит.

Слайд 4

После службы работал в колхозе, где и женился на моей прабабушке Клавдии Ивановне. У Павла Флегонтовича и Клавдии Ивановны до отечественной войны родились сын Роман и две дочери Галина и Елизавета.

Слайд 5

С начала Отечественной войны мой прадед был мобилизован в Красную армию и служил на Карельском фронте, откуда был демобилизован из-за тифа. В 1942 году пропал без вести на войне старший сын деда – Роман.

Слайд 6

В 1943 году родился мой дед Шкенев Владимир Павлович. Во время войны сестра деда Галина Павловна получила медаль «За трудовую доблесть». Она работала на лесоповале. Я горжусь своими предками, и мне очень жаль, что почти никого из них я не застал в живых.