Для Вас, любимые родители!

Якина Елена Викторовна

 

 

Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет.

Математика Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. 2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник) 3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. 4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке. 5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов. 6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры. Пособия для занятий: 1. Карточки Учим ребенка счету 2. Соедини цифры и раскрась рисунок 3. Игра изучаем геометрические формы 4. Знакомим ребенка с Геометрическими формами 5. Карточки с цифрами от 0 до 10 6. Карточки "какая цифра лишняя" 7. Игра для изучения Геометрических фигур 8. Пропись Цифры 9. Цифры прописью 10. Карточки с Цифрами-раскраски 11. Пазлы-тройные геометрические фигуры 12. Пазлы-тройные Цифры и Счет 13. Геометрические фигуры. Развиваем память 14. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику 15. Изучаем Геометрические фигуры 16. Пропись по Математике 17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь 18. Учимся писать Цифры от 1-9 19. Математические примеры для дошкольника 20. Игры с Геометрическими фигурами 21. Развиваем память с Геометрическими фигурами 22. Соотносим количество с цифрой 23. Занимательные задания по математике 24. Ориентируемся в пространстве. До и ПослеОт 4 до 5 лет Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее следование таким правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днём рождения, элементы группового жаргона и т. п. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующегогендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15—20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40—50 мин. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется (предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём. Развивается моторика дошкольников. Так, в 4—5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее трёх-четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе); нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником). Ребёнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4—5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребёнку предложить план части групповой комнаты, то он поймёт, что на нём изображено. При этом возможна незначительная помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане). К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Однако образы у ребёнка 4—5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия воображения. Детские сочинения ещё нельзя считать проявлением продуктивного воображения, так как они в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («У лысого голова босиком», «Смотри, какой ползук» о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. (Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные. Дети 5 лет умеют согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта. Речь становится более связной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта. Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4—5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребёнку 4—5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечённо говорят о нём (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом). Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Они могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски; начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путём вдавливания. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции — располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.

 

Как подготовить ребенка к школе?

 

Период младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело и совсем скоро Ваш ребёнок отправится в школу. Поступление ребенка в школу — переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений. Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой. О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости ребёнка. Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей жизни, мы начинаем задумываться, когда ему уже исполняется 6 лет. И, испугавшись предстоящих хлопот и перемен, начинаем спешно решать проблему. Упустив время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить большой объём информации. Однако мгновенное превращение дошкольника в школьника невозможно. Чтобы процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесной взаимосвязи от интересов и черт личности Вашего малыша. Многие родители и педагоги полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе, достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие и речь. Самым лучшим способом совершенствования таких процессов являются развивающие упражнения. Они помогут Вам узнать, как и чем заниматься с дошкольником и справиться с тем, что у него пока не получается. Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно. Стремление ребёнка к познанию и творчеству не может пройти само по себе, его необходимо пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Побольше бодрости и оптимизма! Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность. Почаще говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом. Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка — с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития. И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах. Успехов Вам, педагоги и родители, в воспитании и подготовке детей к школе. Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований. Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и превратившись в Школьника. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится.Готовимся к школе Дорогие родители! Задания для дошкольников этого раздела предназначены для занятий с детьми 6-7 лет в качестве дополнительной подготовки к школе. Выполняя задания, дети не только смогут развить свои интеллектуальные способности, но и весело и с пользой провести своё время, общаясь с родителями. Для того чтобы развитие вашего ребёнка было всесторонним и гармоничным, необходимо охватить все области знаний, доступных ребенку в этом возрасте. Не перегружайте ребенка и не затягивайте занятие, если видите, что интерес к нему угас. Развивайте речь ребенка, пусть он комментирует выполнение заданий. Не забудьте создать положительный настрой во время занятия. Задания регулярно пополняются, не забывайте заглядывать сюда почаще. Практические советы родителям будущих первоклассников. Как все-таки быстро бежит время! Казалось бы, только вчера малыши первый раз переступили порог детского сада, а сегодня они уже выпускники – будущие первоклассники. И опять для родителей наступает волнующая пора - как подготовить детей к школе, как помочь им преодолеть этот сложный переходный период. Уважаемые родители, чтобы занятия с ребенком по подготовке к школе не превратились в пытку и для вас, и для ребенка, предлагаем ознакомиться с советами практикующих педагогов. Образовательная деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы ему было интересно и комфортно. Занятия должны длиться не менее 29 и не более 30 минут. Определяя их содержание и продолжительность, важно учитывать индивидуальные особенности дошкольника: - если ребенок застенчив, нерешителен, его нужно подбодрить, поддержать; - смел, уверен в себе – научить критически оценивать свои ответы и результаты деятельности; - быстро и легко выполняет задания и игровые упражнения, можно предложить ему их усложненный вариант; - затрудняется отвечать, нужно задержаться на простых заданиях; - стремится быстро менять задания – старайтесь заинтересовать ребенка, научите находить в задании что-то новое, необычное для него. Если ребенок не устает, ему хочется заниматься еще – значит, вы на верном пути. Образовательные занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю, дополняя их играми и познавательными мероприятиями (наблюдениями во время прогулки, походами в музей, театр, кино, экскурсиями). Важно проводить их регулярно, не делая больших перерывов, но и не компенсируя пропущенные занятия увеличением их количества. Прежде чем приступить к выполнению заданий и упражнений, советуем определить темперамент ребенка. Для этого понаблюдайте за ним во время игр и занятий. Если ребенок подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, общителен, контактен, и способен быстро схватывать все новое, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит начатое дело до конца, он – сангвиник. Если инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен – флегматик. Если ребенок вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий – холерик. Если необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален – меланхолик. При выполнении развивающих упражнений рекомендуем следующие модели общения с ребенком –сангвиником: • четко ставьте перед ним цель любой деятельности; • по возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений; • постоянно поддерживайте и одобряйте; • учитывайте его интересы в выбранном деле. с ребенком-флегматиком: • демонстрируйте практический результат выполняемой им работы; • контролируйте выполнение работы на каждом этапе деятельности; • используйте положительные методы воздействия; • поддерживайте любые начинания ребенка, проявление инициативы. с ребенком-холериком: • разговаривайте спокойным тоном; • предъявляйте четкие и обоснованные требования; • демонстрируйте перспективы деятельности ребенка; • четко, положительно оценивайте его результаты. с ребенком-меланхоликом: • используйте в общении «эмоциональное поглаживание»; • создайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми; • как можно чаще демонстрируйте достижения ребенка. Взаимодействие с ребенком только в том случае, если вам это действительно интересно и приятно, а главное – вы способны сохранять спокойствие от первой до последней минуты развивающих занятий. Помните, ни один на свете ребенок не может (и не должен!) абсолютно во всем соответствовать представлениям о том, каким ему быть. Следите за правильной осанкой ребенка во время выполнения письменных заданий, рисования: - высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка; - ноги должны стоять на полу или подставке (маленьком стульчике или скамеечке), если они не достают до пола; - спина прямая, плечи горизонтальные, голова слегка наклонена вперед; - расстояние до тетради, альбома не должно превышать 30 см; - руки на столе, локти чуть-чуть свисают, туловище не касается стола (между столом и туловищем должен проходить кулачок ребенка). Чтобы образовательная деятельность была интересной и качественной, заранее подготовьте все самое необходимое: карандаши, бумагу, краски и т.д. Для дошкольника очень важен антураж: красивые, яркие, новые (а еще лучше - неожиданные) предметы; удобное и уютное рабочее место. Начинайте занятия с интриги (с загадочного предмета или загадки). Фантазия и изобретательность – ваши помощники, способные привлечь внимание даже самого непоседливого малыша! Цель должна заинтересовать ребенка, быть новой, всегда чуть-чуть сложнее, чем уже усвоенное или изученное ранее, но достижимой с помощью взрослых. Важно помнить, неудачи снижают интерес, затрудняют обучение. В конце образовательной деятельности обязательно подведите итог, спросите у ребенка, чем он занимался, что ему особенно понравилось, что вызвало затруднение, а что давалось легко, что нового он узнал. Именно эти вопросы позволяют ребенку отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний. Очень хорошо, если для закрепления изученного вы предоставите возможность ребенку самое интересное задание предложить кому-то из родных. Побывать в роли учителя – это один из самых эффективных методов усвоения нового материала. 10. Игра – главный помощник взрослых при подготовке ребенка к школе. С ее помощью, незаметно для малыша, можно развивать внимание, мышление, воображение – качества, так необходимые для дальнейшей школьной жизни. Играя с ребенком, обязательно учитывайте его желания, настроение, самочувствие. 11. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже педагога, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»). Чаще хвалите, восхищайтесь ребенком. 12. Постарайтесь иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. 13. Не стройте ваши с ребенком взаимоотношения на запретах. Согласитесь, они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважительное отношение к ребенку – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «Если…, то….» («если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.). это пагубно влияет на воспитание личности – ребенок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе». 14. Несколько рекомендаций родителям первоклассника: ü Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. ü Не торопите! Умение рассчитывать время – ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет. ü Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, т.к. до завтрака в школе ему придется много поработать. ü Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтоб сегодня не было замечаний!». Пожелайте ему удачи – у него впереди трудный день. ü Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» ü Встречайте ребенка спокойно. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, тогда и расскажет все сам. ü Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку». Постарайтесь, чтобы ваши разговоры с учителями (воспитателями) происходили без ребенка. ü После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5-2 ч отдыха (в 1-м классе – час сна). ü Лучшее время приготовления уроков с 15 до 17 часов. Не заставляйте ребенка делать все уроки в один присест (20 мин работаем, 10 мин - перерыв). Во время приготовления домашнего задания не сидите «над душой». Дайте ребенку возможность работать самому. Но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка просто необходимы. ü Найдите в течение дня время (не менее 30мин-1ч), когда вы будете принадлежать только ребенку (ласкайте его, поглаживайте, говорите ласковые слова, обнимайте, выслушивайте). Ваш малыш должен знать, что несмотря ни на его поведение, ни на его отметки, вы все равно его любите. ü Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели переутомления, трудностей в учебе, дезадаптации. ü Учтите, что даже совсем уже большие дети очень любят перед сном сказку, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение за день. Где лево, где право? Учим детей определять лево и право. Задание для детей 5-7 лет. Начинать вводить понятие "право" и "лево" ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова "нога", "рука" еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью. Предложенные игры и задания помогут ребенку в определении в умении определять где "лево", а где "право".