Проект "Интеллект -лаборатория "Физика на полке"

Галалюк (Мазарчук) Виолетта Владимировна

Популяризация науки - физики, пропедевтическое ознакомление младших школьников с элементарными законами природы через призму литературных произведений, повышение интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание сути проекта "Интеллект - лаборатория "Физика на полке"30.4 КБ
Файл Отзывы по итогам апробации проекта1.83 МБ
Файл Методическая разработка урока "Знакомство с тепловыми явлениями"57.92 КБ
Файл Фототчет по уроку "Знакомство с тепловыми явлениями"2.47 МБ
Файл Фотоотчет по уроку "Тайны волшебного кристалла"1.38 МБ
Файл Фотоотчет по уроку "Карлсон и аэродинамика полетов"1.01 МБ
Файл Фотоотчет по уроку "Загадки Зазеркалья"889.78 КБ
Файл Фотоотчет по уроку "Тепло и холод: друзья или враги"1.4 МБ
Файл Фотоотчет по уроку "Что скрывает бумага"1.66 МБ
Файл Фотоотчет по уроку "Атмосферное давление и способы его измерения"1.58 МБ
Файл Фотоотчет по уроку "Эдисону и Тесле посвящается: история электрификации"1.96 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку и метод. разработке "Знакомство с тепловыми явлениями"1.65 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку "Тайны волшебного кристалла"1.31 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку "Карлсон и аэродинамика полетов"1.4 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку "Загадки Зазеркалья"1.07 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку "Тепло и холод: друзья или враги"1.83 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку "Что скрывает бумага"1.24 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку "Атмосферное давление и способы его измерения"1.67 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку " Секреты плавания и воздухоплавания"1.01 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку "Галилею посвящается: относительность движения"1.73 МБ
PDF icon Образец презентации к уроку "Эдисону и Тесле посвящается: история электрификации"1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Проект "Интеллект - лаборатория "Физика на полке"

Автор: учитель физики ВКК Галалюк Виолетта Владимировна

Соавтор: учитель начальных классов ВКК Горева Елена Александровна

Ни для кого не секрет, что процесс обучения в школе является одним из самых динамичных и развивающихся. Новые стандарты образования также способствуют этой динамике, поскольку выдвигают новые требования к методам работы педагога или же корректируют и видоизменяют старые хорошо зарекомендовавшие себя приемы.

Так, интегрированные уроки, на которых ранее наиболее полно формировались межпредметные связи, с свете новых ФГОС рекомендовано заменять на метапредметные уроки, то есть  уроки, на которых  происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире, и данная  интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Чем раньше учащиеся будут вовлечены в процесс формирования метапредметных знаний, тем продуктивнее будет их работа и в старшей школе.

В рамках реализации новых требований ФГОС у учителя физики МБОУ "Гимназия №6 г. Архангельска Галалюк Виолетты Владимировны родилась идея проекта под названием  "Интеллект-лаборатория "Физика на полке".

Участниками стали учащиеся начальной школы и их классный руководитель Горева Елена Александровна, учитель начальных классов. которая стала также и соавтором проекта.

У данного проекта несколько целей:

  • предметная цель - популяризация науки - физики, пропедевтическое ознакомление младших школьников с элементарными законами природы через призму литературных произведений, повышение интереса к чтению;
  • метапредметная цель - формирование мировоззренческих позиций;
  • методологическая цель - освоение умений самоорганизовывать учебную деятельность.

Задачи проекта:

  • познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя;
  • продолжить работу над умением анализировать текст произведения, давать характеристику главным героям;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств личности;
  • воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в группах, привития навыков этикета речи;
  •  учиться элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
  • воспитывать интерес к художественной литературе;
  • продолжить работу по развитию речи учащихся, обогащению словесного запаса;
  •  способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с заданной темой;
  • развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом произведения;
  • формировать навыки учебно-поисковой деятельности;
  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;
  • развивать память, мышление, внимание  учащихся;
  • познакомить с некоторыми  тепловыми, световыми, звуковыми, механическими,  магнитными и электрическими явлениями ;
  • вооружить простейшей терминологической базой по отдельным  разделам курса физики;
  • показать связь физики с другими науками;
  • познакомить с биографией и вкладом в науку известных физиков;
  • познакомить с отдельными физическими приборами;
  • вооружить простейшими навыками экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • познакомить с правилами безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
  • развить интерес к наукам естественно-математического цикла;
  • воспитать положительное отношение к знаниям.

Оригинальность проекта заключается в том, что он  реализуется через систему нестандартных интегрированных уроков для учащихся 2-4 классов. Каждый урок имеет 4 обязательных этапа:

1)  выход на конкретное физическое явление через анализ литературного  текста;

2) наблюдение демонстрационного эксперимента;

3)  проведение самостоятельного физического эксперимента учащимися;

4) реализация регионального компонента: связь литературы, физики и краеведения.

Инновация проекта в том, что на уроках учащиеся включаются в исследовательскую деятельность, получая новые знания о привычных для них явлениях через воспроизведение научного эксперимента. И наоборот, приобретают личное знание через анализ ранее неизвестных фактов науки. Также активизируется читательский  интерес школьников благодаря использованию на уроках нестандартных форм работы с книгой и текстом: сценическое представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми; литературные викторины; «Реконструкция текста»; сложение целого текста из его частей; синквейн и др. Практическая значимость проекта заключается в возможности активного формирования метапредметных связей физики, биологии, истории, литературы, русского языка, краеведения, и как следствие, формирования мировоззренческих позиций учащихся.  

Актуальность данного проекта заключается в том, что он интегрировал  такие казалось бы разные предметы, как литература, физика и краеведение. На уроках литературы учащиеся познают окружающую их действительность через прочтение и анализ художественных произведений. На уроках физики ученики знакомятся с законами окружающего их мира, а краеведение позволяет получить знания если не о всем  мире, в котором живет ребенок, то как минимум о малой, но самой важной части этого мира, о малой родине, о родном крае, о месте, где ребенок родился и вырос.

 Таким образом на уроках в рамках проекта учащиеся начальных классов расширяют свои знания о малой родине - Архангельской области, изучают простейшие физические явления, законы и приборы, а также знакомятся с известными учеными - физиками через ознакомление и  анализ текстов литературных произведений.

Методические инструменты, используемые учителями на уроках, разнообразны:

  • педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение, проблемное обучение, модульно - редуктивное обучение, технология продуктивного чтения, технология развития "критического мышления" через чтение и письмо;
  • методы и приемы: создание проблемной ситуации, эвристическая беседа,  постановка эксперимента, анализ текста;
  • формы работы учащихся: работа в парах;  работа в малых группах; работа с источниками информации; беседа; инструктаж;  проведение самостоятельного фронтального эксперимента; дискуссия;  наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента;  прочтение, обсуждение и анализ литературных текстов.

Одна из форм работы на уроках, анализ литературного текста,  была выбрана не случайно. На базе гимназии №6 несколько лет реализуются проекты «Чтение детей и взрослых : книга и развитие личности» и "Школа - территория чтения". От умения детей читать  внимательно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят успехи учеников  в учении на протяжении всей школьной жизни.

В 2017-18 учебном году были проведены 4 урока для учеников 2 - го класса, по одному на каждую четверть, так как перегружать учащихся начальной школы новыми,  физическими знаниями было бы нерационально. На каждом уроке дети знакомились с каким-нибудь физическим явлением (конвекция; преломление света веществом; возникновение подъемной силы самолета; изменение хода луча в зеркалах и линзах).

 В 2018-19 уч.г. также были проведены 4 урока для тех же учеников, но 3-го класса, на каждом из которых дети  изучали строение и принцип действия какого-либо физического прибора (термометра, барометра; психрометра, динамометра), все уроки имели привязку к конкретному литературному произведению. Количество уроков рассчитывалось из условия - 1 урок в четверть, так как перегружать учеников начальной школы новыми,  физическими знаниями было бы нерационально.

В 2019-20 учебном году продолжается работа над проектом "Физика на полке". Акцент теперь сделан на ознакомление учеников уже 4-го класса с краткой биографией известных физиков, на их вкладом в науку и знакомство с открытиями, которые сделали эти ученые-физики.

Тематическое планирование

Дата

Класс

Тема урока

Название произведения и автор

Элементы физики на уроке

2017-18 учебный год (акцент на физическое явление)

1 четверть

2 класс

Знакомство с тепловыми явлениями

А. Гайдар «Чук и Гек»  

Знакомство с явлением конвекции в жидкостях и газах

2 четверть

2 класс

Тайны волшебного кристалла

К.Горяева «Приключения кота Гостинца

Знакомство с явлением преломления света в кристаллах и разложением света в спектр

3 четверть

2 класс

Карлсон и аэродинамика полетов

А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне

Закон Бернулли, знакомство с явлением возникновения подъемной силы

4 четверть

2 класс

Загадки Зазеркалья

В. Губарев "Королевство кривых зеркал"

Знакомство с явлением отражения света плоскими и сферическими зеркалами, получение изображений с помощью линзы

2018-19 учебный год (акцент на физический прибор)

1 четверть

3 класс

Тепло и холод: друзья или враги

М. Зощенко "Леля и Минька"

Знакомство со строением и принципом работы прибора - термометра

2 четверть

3 класс

Что скрывает бумага

Е. Антропова «Бумажные истории»

Знакомство со строением и принципом работы прибора - психрометра

3 четверть

3 класс

Атмосферное давление и способы его измерения

Ю. Олеша «Три толстяка"

Знакомство со строением и принципом работы прибора - барометра

4 четверть

3 класс

Секреты плавания и воздухоплавания

В. Крапивин «Дети синего фламинго»

Знакомство со строением и принципом работы прибора - ареометра

2019-20 учебный год (акцент на ученого - физика и его вклад в науку)

1 четверть

4 класс

Галилею посвящается: относительность движения

А. Гайдар "Тимур и его команда"

Знакомство с биографией и вкладом в науку  ученого Галилео Галилея

2 четверть

4 класс

Эдисону и Тесле посвящается: история электрификации

А. Рыбаков "Кортик"

Знакомство с биографией и вкладом в науку  ученых Томаса Эдисона и Николы Теслы

3 четверть

4 класс

Максвеллу посвящается: тайны электромагнитных волн

К. Льюис "Хроники Нарнии"

Знакомство с биографией и вкладом в науку  ученого Джеймса Максвелла

4 четверть

4 класс

Юным физикам и лирикам посвящается: Мы -  ФИРИФИКИ!

Обзор списка литературы за 4 года проекта "Успешное чтение" и проекта "Физика на полке

Обзор современного состояния науки - физики: от Демокрита до Стивена Хокинга

  Каждый урок в рамках проекта имеет привязку к литературному произведению, которое изучают дети в рамках проектов "Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности" и "Школа - территория чтения". Все уроки имеют единую структуру, то есть  содержат обязательные этапы, которые позволяют достигнуть ранее перечисленных целей.

Этапы урока и способы их реализации на примере нескольких уроков:

Тема урока

Этапы урока

1 урок «Знакомство с тепловыми явлениями»

(По рассказу Аркадия Гайдара   "Чук и Гек")

2 урок "Тайны волшебного кристалла"

(по книге Ксении Горяевой "Путешествие кота Гостинца")

3 урок "Карлсон и аэродинамика полетов" (по книге Астрид Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне")

4 урок "Загадки Зазеркалья" (по книге Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал")

Выход на конкретное физическое явление через     анализ литературного  текста

Фрагмент текста:  "Ямщик забрал вещи и понес их в буфет вокзала. Буфет был маленький. За стойкой пыхтел толстый самовар. Он дрожал, гудел и густой пар, как облако, поднимался к бревенчатому потолку… "

Фрагмент  текста: "С потолка опускались красивые сверкающие сталактиты, а навстречу им поднимались величественные столбы сталагмитов. среди всей этой красоты сияли разными цветами шесть красивых кристаллов"

Фрагмент  текста: "Карлсон окинул Малыша внимательным, взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. Затем он прибавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт"

Фрагмент  текста:

" В черном развевающемся плаще Нушрок выскочил из кареты и подтолкнул мальчика к кривому зеркалу, одному из тех, которые повсюду стояли в этом странном городе.

— Подойди поближе к зеркалу! — завизжал Нушрок, брызгая слюной. — Что ты видишь в зеркале, мальчишка? Ну?

Оля увидела в зеркале толстого мальчика с огромной булкой в руке.

— В зеркале видна целая булка! — усмехнулся надсмотрщик.

— Целая булка! — вскрикнул министр. — И после этого ты говоришь, что тебе нечего есть?"

Наблюдение демонстрационного эксперимента, поставленного учителем

Демонстрация "Образование конвекционных потоков в жидкости"

Демонстрация "Преломление света в веществе"

Демонстрация "Действие закона Бернулли при полете шарика в струе воздуха"

Демонстрация

 "Ход лучей в сферических и плоских зеркалах"

Проведение самостоятельного простейшего физического эксперимента

Фронтальный

эксперимент "Наблюдение конвекционных потоков в газе"

Фронтальный

эксперимент "Сборка простейшей электрической цепи и наблюдение преломления света в стекле"

Фронтальный

эксперимент "Изготовление макета летательного аппарата "Вертолет наоборот" и наблюдение его полета"

Фронтальный

Эксперимент

"Наблюдение отражения слов и букв в зеркале, чтение "загадочных" слов с помощью плоского зеркала"

Реализация регионального компонента: связь литературы, физики и краеведения

Краткое знакомство с этапом жизни  А.Гайдара в годы его пребывания в Архангельске, когда он написал повесть "Школа"

Краткая информация об особенностях Архангельского месторождения алмазов

Знакомство с историей аэропорта Талаги г. Архангельска

Знакомство с историей  Архангельской офтальмологической клиники

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. На  уроках, проводимых в рамках проекта «Физика  на полке», используются  различные приемы по развитию читательского интереса младших школьников. Перечислим лишь некоторые из них: 

  • Сценическое представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми;
  • Литературные викторины;
  • «Реконструкция текста»
  • Сложение целого текста из его частей
  • Синквейн и др.

Таким образом,  метапредметные уроки, основанные на современных и инновационных методах, способствуют развитию читательского интереса, знакомству с новыми учебными предметами, что в итоге оказывает положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск» «Гимназия №6»

Методическая разработка занятия для городского конкурса

программно-методических материалов художественной направленности

"Опыт. Творчество. Мастерство"

Номинация: методическая разработка занятия

Тема занятия:  Знакомство с тепловыми явлениями

( по мотивам произведения   "Чук и Гек" А. Гайдара

в рамках проекта "Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности")

Работу выполнили: Галалюк Виолетта Владимировна , учитель физики

Горева Елена Александровна, учитель начальных классов

Архангельск, 2018

Методическая разработка занятия для городского конкурса

программно-методических материалов художественной направленности

"Опыт. Творчество. Мастерство"

Класс: 2 В

Предмет: литературное чтение, физика

Общая тема: Знакомство с тепловыми явлениями ( по мотивам произведения   "Чук и Гек" А. Гайдара в рамках проекта "Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности")

Длительность: 45 мин

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: интегрированный проблемный урок

Педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение, проблемное обучение, технология продуктивного чтения

 Методы и приемы: создание проблемной ситуации, эвристическая беседа,  постановка эксперимента, анализ текста

Формы работы учащихся: работа в малых группах, фронтальный эксперимент, дискуссия, наблюдение и анализ физических  экспериментов

Цель урока: познакомиться с некоторыми видами тепловых явлений и на простейшем уровне понять их физическую суть; формировать  умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку литературного произведения; вызвать и поддержать у детей интерес к чтению.


Задачи урока:

предметные:

  • сформировать понятие "агрегатные состояния вещества"
  • познакомиться с явлением конвекции
  • пронаблюдать данное явление на опыте
  • ввести понятие "конвекционные потоки"
  • провести самостоятельный эксперимент по наблюдению конвекционных потоков в газах
  • сформулировать главное отличие тумана от пара и дыма
  • пронаблюдать образование тумана на простейшем опыте
  • формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного
  • развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом произведения
  • продолжить работу по развитию  речи учащихся, обогащению словарного запаса

метапредметные:

  • приобрести умение сравнивать изучаемые явления (туман, пар, дым)
  • закрепить умение анализировать ответы одноклассников, понимать ошибки и недочеты в ответах
  • продолжить развитие умения рассуждать и грамотно формулировать свои мысли
  • закрепить умение выделять главное в услышанном или прочитанном материале
  • формировать навыки учебной поисковой деятельности
  • способствовать развитию познавательного интереса к урокам литературного чтения.

личностные:

  • продолжить формирование ответственного отношения к учебы
  • создать условия для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся
  • совершенствовать формирование личного мнения по тому или иному вопросу и умения его отстаивать
  • сформировать коммуникативную компетентность в общении  и сотрудничестве со сверстниками

Материально-техническое оснащение урока:

доска, проектор и экран, рабочие тетради, наборы оборудования (ножницы, свечки, картон) , раздаточный материал.

План урока:

  1. Орг. момент - 1 мин
  2. Мотивация "Физика есть везде, даже на полке..." - 1 мин.
  3. Литературная пятиминутка (ответы на вопросы по тексту рассказа "Чук и Гек") - 7 мин.
  4. Создание проблемной ситуации для введения понятия "агрегатное состояние вещества" - 4 мин.
  5. Наблюдение опыт с водой холодной и горячей , введение понятия "конвекция"- 5 мин.
  6. Практическая работа "Вырезаем змейку из бумаги" - 4 мин.
  7. Самостоятельный эксперимент "Наблюдаем конвекцию в газах" - 5 мин.
  8. Литературная пятиминутка - 7 мин.
  9. Наблюдение опыт "Облако в банке" - 4 мин.
  10. Эмоциональная рефлексия: обмен ощущениями, эмоциями от урока - 5 мин.
  11. Обсуждение домашнего задания - 2 мин.

Формируемые на уроке УУД:

познавательные:

  1. наблюдать эксперимент
  2. осмысленно читать текст
  3. осмысленно выслушивать информацию учителя
  4. анализировать знания, полученные при наблюдении эксперимента
  5. приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений
  6. устанавливать причинно-следственные связи между объектами
  7. сравнивать объекты друг с другом
  8. классифицировать объекты
  9. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

регулятивные:

  1. учиться самостоятельно формулировать цель обучения на конкретном этапе урока
  2. учиться самостоятельно планировать этапы  экспериментальной деятельности на уроке
  3. осуществлять самоконтроль  за качеством своего ответа
  4. контролировать правильность ответов одноклассников
  5. осуществлять личностную и познавательную рефлексию

  коммуникативные:

  1. развивать монологическую речь
  2. развивать диалогическую речь
  3. совершенствовать умение работать индивидуально и в малых группах
  4. формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
  5. оттачивать умение грамотно формулировать свои вопросы учителю и одноклассникам
  6. оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

личностные:

  1. осознавать ценность знания для дальнейшего их практического применения
  2. определять для себя границы знания и незнания
  3. развивать интерес к познавательной деятельности
  4. повышать мотивацию к изучению предмета
  5. уметь контролировать себя
  6. уметь выражать свои эмоции в ходе коллективных обсуждений
  7. оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Содержательная часть урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Ι. Актуализация знаний.

  1. Вводная беседа

Отправляясь в путешествие в мир книг по страницам прочитанных  книг  мы часто задаем себе вопрос: «А все ли тайны литературного произведения нам удалось раскрыть?». Вот и сегодня на уроке мы попробуем найти те секреты произведения «Чук и Гек», о которых даже и не подозревали. Итак, в путь….

Ученики слушают учителя

Л -3

  1. Литературная пятиминутка (Слайд 3, слайд 4)

- С чего же все началось в этой истории? Давайте вспомним. Учитель читает отрывок из рассказа  «Чук и Гек» А.П.Гайдара: «  Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск.

Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников  и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.»

Вопрос №1 : В каком городе жили дети этого человека? (Слайд 5)

Ответ:  «Ребятишек у него было двое – Чук и Гек. А жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете.

Днем и ночью сверкали над башнями этого города красные звезды.

И, конечно, этот город назывался Москва.» (Слайд 6)

Вопрос №2:  Как семья узнала о приглашении папы приехать в гости?  (Слайд 7)

Ответ: «И когда загремел звонок, они с тревогой переглянулись: подумали, что пришла  мама. Но оказалось, это  была не мать, а почтальон. Это письмо от папы! – закричали они. – Он, наверное, скоро приедет!»  (Слайд 8)

Вопрос №3:  Перед самым отъездом почтальон принес телеграмму. «Почему мама не смогла ее прочесть?» (Слайд 9)

Ответ: «Но, как ястреб, налетел Гек на Чука и выхватил у него из рук металлическую коробку. Одним махом взлетел на подоконник и выкинул коробку через открытую форточку.

Громко завопил оскорбленный Чук и с криком: «Телеграмма! Телеграмма!» – в одном пальто, без калош и шапки, выскочил за дверь.»

 (Слайд 10)

Учитель читает отрывок из рассказа «Чук и Гек»: « И вот наконец утром поезд подкатил к маленькой станции. Только – только мать  успела ссадить Чука с Геком, как поезд умчался. Деревянная платформа вскоре  опустела, а отец встречать так и не вышел.(Слайд 11)

Вопрос №4: Что помешало отцу встретить свою семью? (Слайд 12)

Ответ:

  • Как не велено? Кем приезжать не велено?
  •  А так и не велено. Я сам на станцию возил от Серёгина

телеграмму: «Задержись выездом на две недели.

Наша партия срочно выходит в тайгу» (Слайд 13)

Дети слушают фрагмент текста, знакомятся со слайдами (Слайд 3, слайд 4)

Слушают вопрос учителя. Отвечают на вопрос.  (Слайд 5)

Ученик читает текст слайда презентации, который подтверждает мнение детей по данному вопросу.  (Слайд 6)

Слушают вопрос учителя. Отвечают на вопрос. (Слайд 7)

Ученик читает текст слайда презентации, который подтверждает мнение детей по данному вопросу.  (Слайд 8)

Слушают вопрос учителя. Отвечают на вопрос. (Слайд 9)

Ученик читает текст слайда презентации, который подтверждает мнение детей по данному вопросу.  (Слайд 10)

Ученики слушают чтение учителя (Слайд 11), вопрос учителя.

Отвечают на вопрос. (Слайд 12)

Ученик читает текст слайда презентации, который подтверждает мнение детей по данному вопросу.   (Слайд 13)

П -3

П -3, К -6

П -2, 9

Л – 6

Р -3,4

П -3, К-6

П -2, 9

Л – 6

Р -3,4

П -3, К -6

П -2, 9

Л – 6,

Р -3,4

Л -3

П -3, К -6

П -2, 9

Л – 6

Р -3,4

II Развитие умений

Учитель физики зачитывает фрагмент рассказа "Чук и Гек": "Ямщик забрал вещи и понес их в буфет вокзала. Буфет был маленький. За стойкой пыхтел толстый самовар. Он дрожал, гудел и густой пар, как облако, поднимался к бревенчатому потолку… " (Слайд 14).

 - Итак, Чук и Гек увидели облако густого пара, идущего от самовара. Интересно, а что такое ПАР, почему он всегда действительно поднимается вверх и чем пар отличается, например, от ДЫМА? (Слайд 15)

Ответить на этот вопрос может наука физика - наука о природе, а описанные в отрывке явления физики называют тепловыми явлениями. И образование пара - это одно из многочисленных тепловых явления. Я предлагаю вам сегодня на уроке познакомится с некоторыми тепловыми явлениями и научиться объяснять их на самом простом уровне.

Слушают фрагмент текста, знакомятся со слайдами 14  и 15

П - 2, 3

Л - 2, 3

 - Но чтобы мы с вами в конце урока ответили на эти вопросы надо начать издалека.

На нашей планете все тела существуют в четырех особых состояниях, физики их называют "агрегатные состояния вещества". Пусть вас не пугает эта фраза. На самом деле все эти состояния вам хорошо известны. Это твердые тела или твердое состояние вещества, это жидкости или жидкое состояние вещества, это газы или газообразное состояние и, наконец, плазма (Слайд 16), но и тут не стоит пугаться. Плазма - это огонь.

  1. Какие твердые тела есть сейчас на ваших партах?
  2. Какие жидкости встречаются у вас дома?
  3. Какие газы вы знаете?
  4. Где можно увидеть огонь?

Ученики отвечают на вопросы?

  1. Твердые тела - это пластмассовая ручка, деревянный карандаш, резиновый ластик
  2. Жидкости - вода, молоко, чай, сок
  3. Газы - воздух, кислород, гелий
  4. Огонь свечи, пламя костра, пламя газовой горелки

П - 5, 8

Р - 3,4

К - 1,4

Л - 2, 5, 6

 - Давайте начнем знакомство с тепловыми явлениями с жидкостей, а именно с воды. Воду можно нагревать и охлаждать, как и любые другие тела.

Перед вами на столе две бутылочки, одна синего цвета, другая красного. В них вода, горячую воду я налила в красную бутылочку и подкрасила красной краской. Холодную воду я налила в синюю бутылочку и подкрасила синей краской (Слайд 17). Как вы думаете, почему?

 - Совершенно верно. чтобы зрительно отличать горячую воду от холодной, я и подкрасила её красным цветом.

 - А сейчас я положу обе бутылочки на бок внутри большого сосуда с водой комнатной температуры. Что начнет делать вода в бутылочках?

Верно. Обратите внимание, куда течет струйка горячей красной воды, а куда движется струйка холодной синей воды?

Итак, действительно нагретые жидкости всегда стремятся вверх, потому что при нагревании они расширяются и становятся легче. А холодные жидкости наоборот, сжимаются, становятся тяжелее и опускаются на дно сосуда или водоема.

 - Физики называют эти поднимающиеся вверх струйки или опускающиеся вниз потоки КОНВЕКЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ (Слайд 18), а само образование этих струек называют КОНВЕКЦИЕЙ. Значит вы сейчас пронаблюдали одно из тепловых явлений - конвекцию. Именно благодаря конвекции в реках, морях и океанах образуются течения.

Ученики слушают учителя, знакомятся с фото на слайде и с оборудование на лабораторном столе.

Предлагают варианты ответов:

- Когда человеку жарко, его лицо краснеет, значит красный цвет "отвечает" за жару и тепло. А когда человек холодно, у него синеют губы. Значит синий цвет "отвечает" за холод.

Ученики отвечают:

- Вода будет вытекать.

Наблюдают демонстрационный эксперимент, делают выводы из увиденного :

- Горячая вода поднимается вверх, а холодная опускается вниз.

Ученица радостно комментирует объяснение учителя:

- Так вот почему моим ногам холодно, когда я опускаю их на глубину, когда плаваю в море.

П - 6,9

Р - 3, 4 6

К - 1,2

Л - 1, 2, 3


 - А теперь, ребята, я предлагаю на опыте проверить, могут ли в газах появляться конвекционные потоки. Для этого приготовим оборудование. Перед вами лежат картонки, на которых нарисованы змейки с привязанными к ним веревочками (Слайд 19). Сейчас я попрошу каждого вырезать себе змейку по контуру. Соблюдаем осторожность, ножницы острые, поэтому будьте внимательны и аккуратны. Нельзя делать резких движений, размахивать ножницами, нельзя зажимать пальцы между остриями ножниц, иначе поранитесь. Мои помощники - лаборанты  проследят, чтоб вы были аккуратны, это называется "соблюдать правила охраны труда". Итак, приступаем к работе.

Ученики под наблюдением нескольких взрослых аккуратно вырезают трафареты - змейки, приготовленные заранее. Придерживаются правил по охране труда.

П - 3

К - 3

Л - 5

 - Я смотрю, все вырезали змейки. А теперь я предложу вам поднять змейки вверх и подержать их над пламенем свечи. Пронаблюдайте, что будет происходить со змейкой и подумайте, почему это происходит. Так как вы выполняете сейчас эксперимент, к тому же работаете с огнем, вам также надо соблюдать правила охраны труда. Близко к огню змейку не подносите, не наклоняйтесь к огню, не делайте резких движений, А мои помощники зажгут ваши свечки и помогут мне проследить, как вы выполняете правила охраны труда.

- Какие версии есть у вас, почему змейка вращается, что заставляет её крутиться?

Наводящими вопросами учитель подводит учеников к правильному выводу о том, что и в газах наблюдается конвекция и возникают конвекционные потоки.

 - Теперь вернемся к вопросу про пар в рассказе "Чук и Гек". Почему густой пар поднимался к бревенчатому потолку из-под крышки самовара?

        

Ученики аккуратно поднимают змейки над пламенем свечей. Наблюдают, как через несколько секунд змейки начинают вращаться всё быстрее и быстрее.

Ребята рассуждают о том, что воздух вокруг пламени нагревается и ведет себя, как вода в ранее показанном опыте.

- В воздухе тоже появляются конвекционные потоки,  струйки горячего воздуха поднимаются вверх и толкают змейку, поэтому она вращается.

 - потому что пар горячий, а воздух вокруг него прохладный, и легкий пар поднимается вверх, выталкиваемый холодным воздухом. Это тоже конвекционный поток.

П - 9

Р - 2

К - 3

Л - 3, 4

П - 4, 5, 6

Р - 3, 4

К - 3, 4, 5

Л - 1, 2, 6

Литературная пятиминутка

Итак, наше литературное путешествие продолжается. Давайте с вами вспомним:

- А что же было дальше? Учитель читает небольшой отрывок из рассказа «Чук и Гек»: «…три домика торчали на небольшой, укрытой от ветров, опушке.  Очень странно! Не лаяли собаки,

не было видно людей. Не валил дым из печных труб.

Все дорожки были занесены глубоким снегом.»

 (Слайд 20)

Вопрос №5: Как называлось селение, куда ямщик привез Чука, Гека и маму? (Слайд 21)

Ответ:

- Ты куда же нас привёз? – в страхе спросила у ямщика мать. – Разве нам сюда надо?

- Куда рядились, туда и привёз, - ответил ямщик. –

 Вот эти дома называются «Разведывательно- геологическая  база номер три». (Слайд 22)

Вопрос №6: Как долго предстояло жить в строжке семье геолога в до возвращения их отца? (Слайд 23)

Ответ:

«Сторож сказал, что разведывательная партия вернётся

 никак не раньше, чем дней через десять.

 А он на двое суток уйдёт в тайгу  - ему капканы проверять

 надо.

  • Как же мы останемся одни? – спросила мать.  – Ведь у нас с собой нет никакого запаса.» 

(Слайд 24)

Вопрос №7: Что приходилось делать Чуку, Геку и их маме, чтобы продержаться до приезда экспедиции?

(Слайд 25)

Ответ:  «Потом они таскали  дрова. В морозной тишине резко  стрекотали любопытные сороки. Меж густых

кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки.»

 (Слайд 26)

«Русскую печь мать топить не умела, и поэтому дрова долго не разгорались. Но зато когда разгорелись, то пламя запылало так жарко, что толстый лёд на окне быстро растаял.» (Слайд 27)

«Втроём ходили они за водой. За пригорком из

 отвесной скалы среди снега бил ключ.

 От воды, как из чайника, шёл густой пар, но когда

Чук подставил под струю палец, то оказалось, что

Вода холодней самого мороза.» (Слайд 28)

Ученики слушают чтение учителя (Слайд 20), вопрос учителя.

Отвечают на вопрос. (Слайд 21)

Ученик читает текст слайда презентации, который подтверждает мнение детей по данному вопросу. (Слайд 22)

Ученики слушают вопрос учителя (Слайд 23)

Отвечают на вопрос.

Ученик читает текст слайда презентации, который подтверждает мнение детей по данному вопросу.  (Слайд 24)

Ученики слушают вопрос учителя (Слайд 25)

Отвечают на вопрос.

Ученик читает текст слайда презентации, который подтверждает мнение детей по данному вопросу. (Слайд 26, слайд 27, слайд 28)

Л-3

П -3, К -6

П -2, 9

Л – 6

Р -3,4

П -3, К -6

П -2, 9

Л – 6

Р -3,4


Учитель физики комментирует Слайд 28:

- В отрывке сказано, что от воды шел густой пар, но вода была "холодней самого мороза". Скажите, а ПАР - это какое агрегатное состояние воды: жидкое, твердое или газообразное?

Верно. Есть много и других газов на нашей планете, в начале урока вы привели примеры некоторых из них.  Из газов состоит атмосфера нашей планеты, состоит воздух, который нас окружает. Вы сейчас видите воздух?

 - А почему? Может, его и нет вовсе, раз мы его не видим?

Совершенно верно, большинство газов и водяной пар в том числе, прозрачны, а потому невидимы. Так могли Чук и Гек видеть ПАР? (Слайд 29)

- Правильно. Они видели что-то совсем другое, но называли это паром. И мы с вами часто так делаем. Что мы видим, когда зимой греем руки и выдыхаем на ладошки воздух изо рта??

-вот и вы сказали ПАР. Но ведь его увидеть невозможно, он прозрачный. Значит и Чук с Геком и мы с вами видим не пар, а другое тепловое явление.

-На самом деле мы видим туман. Кто-то хоть раз оказывался в тумане??

- А туман прозрачный?

-Постарайтесь вспомнить, в какое время суток чаще всего бывает туман, подумайте хорошенько.

- Правильно. А происходит это потому, что утром и вечером прохладно, солнышко греет меньше, чем днем. А если резко холодает, то водяные пары, которые всегда есть в воздухе, опять становятся капельками, только очень маленькими. Эти капельки зависают в воздухе и так как их много, то воздух перестает быть прозрачным. Это и есть туман. Образование тумана - это еще одно тепловое явление. И я хочу сейчас вам его показать.

- Из большого числа мелких капелек состоят и облака на небе и тучи перед грозой. Давайте создадим туман и облако прямо здесь в кабинете (Слайд 30)

- Нам потребуется колба, куда я налью немного воды и капну пару капель спирта.

Учитель показывает ученикам элементы экспериментальной установки и параллельно в ходе фронтальной беседы обсуждает с ними суть предстоящего опыта.

- Я плотно закрою горлышко колбы пробкой и через специальное отверстие начну закачивать внутрь колбы воздух насосом. Что произойдет с пробкой в какой-то момент?

- Верно. А что толкало пробку, что заставляло ее двигаться?

-От себя добавлю, что не только воздух, но и водяные пары и пары спирта, которые тоже были под пробкой, ведь спирт очень летучий, он очень быстро испаряется.

- А если газы что-то толкают, в нашем случае, пробку, то они над пробкой совершают работу, а сами быстро охлаждаются. Об этом мы с вами будем очень подробно говорить в далеком 10 классе. Значит что произойдет с паром воды и паром спирта, когда они вытолкнут пробку, они нагреются или остынут?

- А мы уже обсуждали, что происходит с паром, когда он резко остывает, как воздух ранним  утром или поздним вечером?

- Совершенно верно. Водяной пар превратиться в мелкие капли воды, а спиртовой пар станет каплями спирта. А эти капли и образуют либо туман либо, если их много и они находятся в верхних слоях атмосферы, то это уже облака.

- Итак, всё внимание внутрь колбы. Я нагнетаю туда воздух, а вы внимательно смотрите, что произойдет через пару минут.

Учитель быстро вращает ручку насоса, нагнетая воздух в колбу и в момент вылетания пробки из горлышка колба становиться непрозрачной от тумана внутри нее.

Ученики отвечают:

 - Пар - это газ.

- Нет.

- Воздух невидимый, он прозрачный.

- Нет, не могли

- Видим облачко пара.

Ребята отвечают дружно и хором, что конечно они видели туман

- Нет

- Утром или вечером.

Ученики слушают объяснение учителя, осмысливают информацию.

- Она вылетит.

- Воздух внутри колбы

- Пар остынет.

- Пар превращается в капельки воды.

Ученики следят за экспериментом на демонстрационном столе учителя, выражают свои эмоции, делятся впечатлениями.

П - 1, 3, 4, 5, 6, 9

Р - 1, 3, 4. 5

К - 1, 2, 4, 5

Л - 1, 4, 5, 6

- Теперь вернемся к Чуку и Геку. Что же они на самом деле видели? что клубилось над полыньей зимой, когда воздух очень холодный, был ли это ПАР?

- Вспомните начало нашего урока, когда мы читали фрагмент, про самовар, там тоже сказано, что пар шел из самовара и поднимался к бревенчатому потолку.

- Вопрос к вам, что и почему на самом деле поднималось к потолку???

Совершенно верно, теплый воздух вокруг горячего самовара поднимается вверх и "тянет" за собой капли тумана (Слайд 31)

Ребята радостно отвечают:

- Нет, пар невидим, Чук и Гек видели туман.

- Из самовара тоже шел туман.

- К потолку он поднимался, потому что это конвекция, это конвекционные потоки.

III Рефлексия

- Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми тепловыми явлениями, которые изучает физика, а помог нам в этом рассказ Аркадия Гайдара "Чук и Гек". Но физику можно найти не только в этом произведении. Физика - это наука а природе, а природа - это всё, что нас окружает. Поэтому физику можно найти и на картинах художников, и в быту, и на даче, и конечно, в книгах и литературе.

В руках я держу книгу, которую написала детская писательница Ая Эн, доктор физико-математических наук "Фирифки, физика в рифмах" (Слайд 32).

-  Слово "фирифки" состоит из двух "кусочков": "ФИ" - это часть слова "ФИзика", а "РИФ"  - это часть от слова "РИФмы", и означает стихи, рассказы и сказки о разных физических явлениях, приборах и великих физиках, которые сочинила Ая Эн.

Так как на уроке вы сделали для себя маленькие открытия из области  физики и повторили литературное произведение, то мы с Еленой Александровной, решили посвятить вас в  Юные Фирифики, то есть знатоки физики и литературы.

Каждый из вас после урока получит эмблему Юного Фирифика, куда впишет своё имя и на все наши последующие уроки будет приходить с этой эмблемой на одежде (Слайд 33).

А сейчас я попрошу очень коротко поделиться ощущениями от урока:

- что мне понравилось...

-  что , что нового узнал...

- что расскажу дома...

- что было интересно...

- что мне пригодиться в дальнейшем...

Ученики слушают учителя.

 

Рассматривают слайд.

Рассматривают эмблему.

Делятся впечатления:

- Понравился опыт с туманом

- Узнал, что из носика чайника идет туман, а не пар

- Расскажу дома о конвекции в воде и газе

- Пригодится знать, что холодный воздух или жидкость опускаются вниз, а теплые потоки  поднимаются вверх.

П - 3, 9

Р - 3, 4, 5

К - 1, 2, 4

Л - 1, 4

IV Информация о домашнем задании

- На дом вам будет предложено домашнее задание, листочки с которыми лежат  у вас на партах. Ваша задача, разгадать загадки о разных тепловых явлениях и провести дома небольшой эксперимент (Слайд 34). Его описание есть на листках (Приложение №2), а необходимое простейшее оборудование вы получите после урока вместе с эмблемами Фирификов (Приложение №3).

- Завтра на уроке литературы расскажете о результатах эксперимента Елене Александровне. Всем большое Спасибо за работу. Через пару месяцев встретимся на новом заседании клуба "Юных Фирификов". Урок окончен.

Ученики знакомятся с ДЗ.

Благодарят за урок. Прощаются  с учителями.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Фотоотчет с урока " Загадки Зазеркалья"

по произведению В. Губарева "Королевство кривых зеркал"

IMG_5017.JPG

IMG_5009.JPG

IMG_5012.JPG

IMG_5010.JPG

IMG_5018.JPG

IMG_5007.JPG

IMG_5013.JPG

IMG_5015.JPG


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: