Использование приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми

Назари Галина Рафаиловна

Назари Г.Р. учитель-логопед

 ГОУ д/c комбинированного вида № 1428

Использование приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми.

        Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять так называемые инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

   На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР,  хотела бы привлечь ваше внимание к   методу тестопластика,  применяемого на базе нашего детского сада и дающего положительные результаты в коррекционно-логопедической работе.

Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие по­ложительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настой­чивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

              Учеными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь детям с ОНР могут оказать логопедические занятия с применением тестопластики.

             Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ОНР.            Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

 Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, вы­полняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с ОНР это обстоятельство имеет огром­ное значение. [1]

           Применение готовых пособий из соленого теста  в коррекционной работе предполагает множество      вариантов  их использования. Коррекционная работа может быть направлена      на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонологических процессов, обучению детей грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией.

  Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными рече­выми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых логопедом во всевозмож­ных речевых комбинациях, делает слово мобильным, под­вижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит- сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм.

  Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктив­ной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

  Как уже упоминалось, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предмета­ми. Дети с трудом связывают слово с предметом или дейст­вием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.[1]

             В  коррекционной работе активно участвуют воспитатели логопедической группы, используя приемы тестопластики.  Педагоги применяют тесто на занятиях по лепке, а высушенные изделия раскрашиваются детьми на занятиях по изобразительной деятельности.

    Готовые дидактические материалы применяются на занятиях по знакомству с окружающим, математике, художественной литературе.

 Хотела бы представить  игры с использованием приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

 Игра «Волшебные картинки» (двухсторонние разборные картинки-мозайки), цель:  развитие пространственных представ­лений, закрепление и использование наречий и предлогов в речи.

 Игра «Спроси и ответь», цель: согласование прилагательного с вопросительным словом 

 Игра «Один-много», цель: различение и правильное употребление слов в единственном и множественном числе.

Игра «Большой - маленький», цель: употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.

 Игра «Испеки пиццу», «Испеки пирог», цель: согласование числительных с существительными.

 На  логопедических занятиях с применением тестопластики можно ус­пешно развивать речевые средства: обогащать словарь де­тей новыми словами, уточнять значения слов, их грамма­тические формы.  Постепенно в активную речь детей вводятся новые слова.

 На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной ре­чи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений (и даже рассказов) для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т. е. на каж­дом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная. [1]

  Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

На логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков в слогах и словах,  тоже применялся метод тестопластики.

   При включении в коррекционную работу стиму­ляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливают­ся афферентные ощущения тактильно-кинестетиче­ской модальности. Стимуляцию осуществляют при­жатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием  звуков. [2] При помощи метода тестопластики дети сами изготовили «аппликаторные слепки»  своих ладоней с игольчатой поверхностью, раскрасили их. Такое самодельное пособие вызывало массу положительных эмоций и  логопедические занятия на этапе автоматизации звуков в слогах и словах  проходили с высокой мотивацией. Так же апликаторный слепок использовался детьми в формированиях навыков правильного произношения слов различной слоговой структуры.

 Развитие связной речи.

Занятия по развитию связной речи с использованием приемов тестопластики очень запоминались детям и проходили с высокой мотивацией. Из соленого теста мы     изготовили   настольный театр, а дети охотно  пересказывали сказочные сюжеты, сами придумывали  сказки с выбранными  героями. Так же можно изготовить «сказочные» атрибуты: волшебные пирожки, молодильные    яблочки и др. С этими пособиями дети активно участвовали в речевом общении, старались правильно строить фразы, самостоятельно вели диалог,  пересказывали сюжеты рассказов и сказок с элементами драматизации. С помощью картин из соленого теста дети составляли описательные рассказы. Картина, которую  можно потрогать, рассмотреть под разными углами не оставляет равнодушными никого. Задачей для детей являлось осмысление события, фрагмента, представленного на картине или серии, и объединение их в целую историю с учетом логической связи отдельных  звеньев. Зашифрованные пословицы и поговорки в объемных картинах из теста прочно оставались в памяти детей Дети начинали понимать скрытый смысл, дополнительную информацию текста, рассказа, пословицы.

 Использованные элементы росписей в картинах также привлекли внимание детей. Названия народных промыслов были усвоены детьми и закреплены на занятиях с воспитателем.

Метод тестопластики  можно использовать логопедом при обучении детей грамоте. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме. Например, метод тестопластики позволяет твердые согласные  сделать с рифленой поверхностью, а мягкие согласные оставить гладкими. Так же можно с помощью цвета (красного, синего, зеленого) обозначить гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, создавая, тем самым дополнительную наглядность при реализации задачи коррекции фонематических процессов.

       Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Для развития этой функции  использовались игры по типу «волшебного мешочка». Все представленные и другие игры — за­нятия  должны сопровождаться речью, ребенок проговаривает свои дей­ствия, отвечает на вопросы взрослого.

Приемы тестопластики способствовуют развитию потребности в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить свое высказывание.     Делятся      впечатлениями с    родителями.   При   выполнении   заданий   дети   проявляют творческие    способности,  интерес, речевые умения и навыки.  Дети с интересом и большим удовольствием посещают  занятия  логопеда.   

   Занятия с применением тестопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на коррекционный процесс. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и с педагогом.

          Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт.  Он доступен каждому логопеду, дешев и легок в приготовлении и использовании. Так же изделия из теста имеют ряд преимуществ среди других материалов. Они  не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов. При необходимости логопед  может сам приготовить нужное ему пособие.

Использование приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе позволило нам развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции.

Литература:

1.     Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» -М.,1991.

2.     Архипова Е. Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» -М.,2008.