Для родителей

Махова Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей:

«Игры и упражнения по обучению грамоте».

Составитель: воспитатель МДОАУ №142 Махова Н.П.

Уважаемые родители! Напомним вам, что для дошкольников игра – это ведущий вид деятельности. Все дети любят играть! Любые знания малыши легко усваивают играя. В игре развиваются мышление, память, внимание. Незаметно для себя, дети учатся выполнять сложные задания, преодолевать трудности на своем пути, проявлять творческие способности, стремиться к успеху.

Главной задачей в обучении детей грамоте отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением.

Сегодня, мы расскажем и покажем вам, как проходит обучение грамоте детей в детском саду, а также поиграем в игры, которые мы используем в работе с детьми.

1 этап работы. Цель: Формировать у детей представления о звуках окружающего мира, продолжать закреплять понятия и термин: звук, слог, слово. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов разной слоговой структуры.

Практикум: «Играем с детьми дома».

Какие же игры и упражнения можно использовать с детьми на первом этапе обучения. Предлагаем вашему вниманию картотеку игр «Учимся - играя» 

Мы говорим детям о том, что наша речь состоит из звуков. Это - речевые звуки. Они разные: гласные и согласные.

Что такое гласные и согласные звуки? Как ребенку их запомнить и различать? Расскажем детям сказку.

«Сказка о звуках».

«В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. Звуков было - 42. Но их никто никогда не видел. Они были невидимые! А слышать их было можно. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Шесть звуков были певцами: А,О,У,И,Ы. Э. Им подпевали: Е, Ё, Ю, Я. За певучесть и голосистость их назвали – «гласные». Они были дружными и распевали волшебные песни».

Мы тоже можем петь вместе с ними. Но для этого нужно узнать все звуки и правильно их произносить. Послушайте стихи про гласные звуки:

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать. /В. Берестов/

Чтобы запомнить гласные звуки, люди стали обозначать их красным цветом.

На занятиях по обучению грамоте вводятся фишки красного цвета для обозначения гласных звуков. Поэтому, уважаемые родители, занимаясь с ребенком дома, вы должны использовать такие же обозначения для звуков. У детей не должна возникнуть путаница.

Чуть позже вводится термин «согласный звук». С детьми нужно обязательно поговорить о том, что согласные звуки трудно спеть, крикнуть. При их произнесении воздух встречает преграду-язык, губы, зубы.

Для закрепления понятия «согласный звук» - предлагаем детям послушать стихи В. Берестова «Гласные и согласные»:

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Сссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист,

Жжж – жуки в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

Далее мы знакомим детей с новыми понятиями: «твердый согласный» и «мягкий согласный», а также их цветовым обозначением (синие и зеленые фишки).

Для закрепления представлений у детей о согласных и гласных звуков можно рассказать детям сказку «Кому живется лучше?».

Особое внимание обращаем на умение ребенка интонационно выделять звук в слове. Цель игр: научить детей громко и четко выделять голосом нужный звук (в начале, в середине, в конце слова).

«Назови первый /последний/ звук в слове»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять звук в словах. Упражнять в умении определять позицию звука в слове: начало, середина, конец.

Вариант 1. Педагог произносит слово, выделяя голосом первый звук и просит ребенка назвать звук, который он услышал.

Гласные звуки: А-а-ня, О-о-ля, И-и-ра; а-а-арбуз, у-у-утка, о-о-оса, и-и-индюк, т. д. Согласные: м-м-мак, н-н-нос, ж-ж-жук, р-р-рот, ш-ш-шапка, з-з-зайка, т. д.

Последний звук: ра-к, до-м, коко-с, сло-н, сту-л, утю-г, кефи-р…т. д.

Вариант 2. Выделение звука в середине слова: ма-ш-шина, ко-р-рова, ё-ж-жик.

Оборудование: предметные картинки.

«Назови слово с заданным звуком»

Цель: Упражнять в назывании слов с определенным звуком (гласным или согласным). Закрепить понятия: гласный, согласный звук.

Вариант 1. Педагог называет ребенку звук (гласный или согласный, а ребенок говорит слово с заданным звуком.

Вариант 2. «Звуковой кубик».

Дети стоят в кругу и передают кубик друг другу. По звуковому сигналу (бубен, колокольчик) движение кубика останавливается, а ребенок называет слово с любым звуком (на гранях кубика наклеены буквы). В игре можно использовать магнитофон с музыкальным произведением).

Оборудование: «Звуковые кубики» - с буквами, магнитофон, кассета.

Играя в эти игры с детьми дома, вы можете устроить соревнования. Перед началом игры, обсудите правила, какой приз получает победитель.

«Кто больше назовет слов со звуком…[р]»

Цель: Упражнять в назывании слов с заданным звуком, закреплять графический образ буквы.

Ход: Взрослый предлагает ребенку игру – соревнование… Слова можно называть с гласными и согласными звуками. По итогам соревнования определяется победитель (вручается приз – конфета, книга, воздушный шарик и т. д.).

Вариант 1. Называть слова с заданным звуком в начале слова.

Вариант 2. Называть слова со звуком в середине слова.

Вариант 3. Называть слова со звуком в конце слова.

Оборудование: алфавит или кубик с буквами (разрезная азбука, фишки, призы.

«Собери чемоданчик»

Цель: Закреплять умение различать звуки близкие по акустическим и артикуляционным укладам.

Ход: Детям предлагают набор картинок со звуками [ш] – [ж] ([з] – [с]) т. д. Дети должны разложить картинки с определенным звуком в «чемоданчик».

Оборудование: «чемоданчики» с наклеенными буквами С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, Л, наборы предметных картинок.

«Собери слово из звуков»

Цель: Развивать фонематическое восприятие, внимание. Учить детей «собирать» слова из звуков.

Ход: Педагог называет звуки: [А] – [У]; [И] –[А];[ О] – [Х]; [У] – [Х]; [Р]-[А]-[К];[М]-[А]-[К]; [Ж]-[У]-[К];[ Н]-[О]-[С]; [Л]-[У]-[К];[ К]-[А]-[Ш]-[А]; [Л]-[У]-[Ж]-[А]; [К]-[О]-[З]-[А]; [Б]-[Ы]-[К]; [С]-[Л]-[О]-[Н]; [З]-[И]-[М]-[А]; Дети называют получившееся слово.

«Звук потерялся»

Цель: Упражняем детей в умении определять заданный пропущенный звук в словах (начало, середина, конец).

Ход: Взрослый говорит детям, какой звук он не будет произносить в слове. Дети должны сказать слово правильно с заданным звуком.

«С»:. обака, …лон, …умка, …амокат.

«Ш»:. мель, ….апка, …уба, …айба т. д.

«Твердый – мягкий»

Цель: Закрепить представления о согласных звуках. Упражнять детей в различении и назывании слов с твердыми и мягкими согласными.

Вариант 1. Педагог показывает картинку и называет её. Дети должны определить: звучание звука в слове твердое или мягкое, а затем поднять соответствующую картинку (травка, лёд).

Оборудование: предметные картинки, карточки-картинки (травка, лёд) на каждого ребенка.

Вариант 2. Дети стоят в кругу. Звучит музыка. Дети одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает детям букву. Дети, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

Оборудование: кегли синего и зеленого цвета, буквы, магнитофон, кассета с музыкой.

Вариант 3. «Звонкий – глухой». Проводится, как 1 и 2 вариант. Звонкий звук обозначается – колокольчиком, а глухой: бутылочкой – шуршалочкой (пакетом, соломенной шляпкой). Ведущий показывает букву обозначающая звук.

Оборудование: колокольчик, соломенная шляпка, бутылочка-шуршалочка, буквы.

«Звук заблудился»

Цель: формировать у детей понятие о смыслоразделительной функции звука.

- На пожелтевшую траву

Роняет Лев свою листву (лес)

- Синеет море перед нами

Летают Майки над волнами (чайки)

- На болоте нет дорог

Я по кошкам скок да скок (кочкам)

2 этап работы. Слоговая структура слова.

Очень часто родителями недооценивается значение формирования слоговой структуры слова у детей. А это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей.

Предлагаем вам несколько игр и упражнений, которые можно проводить с детьми. Основная цель игр и упражнений: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Упражнения на уровне звуков.

Игра «Звуковичок»

Цель: Формирование фонематического восприятия.

Ход: Взрослый говорит ребенку, что нужно произнеси звук [А] столько раз, сколько точек на кубике.

Произнеси звук [О] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».

Оборудование: картинка герой - «Звуковичок», кубик с точками или цифрами.

Упражнения на уровне слогов.

Игра «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки указательным пальцем.

Упражнения на уровне слова.

Игра «Телеграф» («Телеграмма»)

Цель: развивать умение делить слова на слоги, определять протяженность слов: «короткое» (1 слог, «среднее» (2 – 3 слога, «длинное» (4 – 5 слогов).

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово хлопая в ладоши или шагая.

Оборудование: предметные картинки, фишки.

Игра «Поезд» («Многоэтажный дом», «Ёлочка»)

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги.

Вариант 1. Ребенок называет картинку и размещает её в нужном вагончике в соответствии со слоговым составом слова (1 слог, 2 слога, 3 слога, 4 слога).

Вариант 2. «Многоэтажный дом». Ребенок должен определить слоговой состав слов и правильно распределить картинки по этажам: 1 этаж дома – 4-5 слогов; 2 этаж – 2-3 слога; 3 этаж – 1 слог.

Оборудование: предметные картинки, поезд с вагончиками (игрушка или дидактическое пособие - рисунок). Дидактическое пособие «Многоэтажный дом».

Итог. Уважаемые родители, вы узнали, как можно интересно, занимательно обучать грамоте детей в домашних условиях. Спасибо, желаем вам успехов!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры, которые помогут выучить буквы. 

Важное о буквах!

В дошкольном возрасте, пока ребёнок не умеет читать, называть алфавитную армию нужно: не «пэ», а «п», не «мэ», а «м», и конечно же, не приемлемы варианты: «эр», «эм», «эс». Алфавитные обозначения букв ребёнок с лёгкостью выучит в школе, а на этапе чтения они помешают ему сливать буквы в слоги и слова.

Можно начинать изучать буквы в порядке возрастания сложности в произношении: сначала а, у, о, м, х, н, и, ы, с, л ;  потом к, б, э, п, д, т, г, и  в заключение ш, ч, ц, ж, з, щ, р, ф, й, я, е, ё, ю, ь, ъ.

Всем детям, без исключения очень трудно даются понятия «гласные» и «согласные» буквы. Поэтому рекомендую использовать изображения гласных букв красного цвета (а, о, у, и, э, ы, я, е, ё, ю), а согласных синего или зелёного цвета.

1. "На виду"

Почти у 80% детей развито зрительное восприятие, поэтому пусть буквы, с которыми ребенок уже знаком, чаще попадаются на глаза. Это могут быть плакаты, магниты на холодильнике, рисунки на предметах. Уже с 2-3 лет можно задавать ребенку вопрос «Какая буква?» или лучше «Назови букву».

Важно, на начальном этапе показывать ребёнку буквы не загромождённые разноцветными картинками, отвлекающими внимание и восприятие.

2. "Пазлы"

Пазлы с буквами можно купить или сделать самостоятельно.

I-вариант: нарисовать букву, назвать ее, оставить ребенку на разукрашивание. Затем разрезать картинку на четыре-пять частей и попросить собрать, приговаривая: «Какая буква у нас получается?». Собирать буквы можно с 3,5-4 лет.

II - вариант: вырезать разные буквы большого размера из цветного картона, разрезать сначала на 3 или 4 части, затем, когда ребёнок научится их собирать, можно каждую часть разрезать ещё на две, таким образом, получится 6 или 8 частей. Разрезы лучше делать волнистые или диагональные, так как это тренирует оптико-пространственные представления.

3. Девайс

Существуют специальные программы или игрушки под вид планшетов, созданные для знакомства с буквами. Ребенок нажимает кнопку, а голос из динамика произносит название буквы. Есть обратный режим «экзамен», когда тот же голос просит найти и нажать нужный символ. Можно использовать с 3-4 лет.

4. "Ассоциации"

Каждую букву можно ассоциировать с каким-то словом. Классический пример – «д» - дом». Нужно вместе с ребенком придумать и нарисовать слово, которое начинается с нужной буквы. Более сложный вариант – изобразить слово в виде его начальной буквы, к примеру, чтобы буква «д» была похожа на дом. Учить алфавит с помощью ассоциаций можно с 4-5 лет.

5. "Сыщик"

Напишите крупно несколько букв подряд. Задание – найти нужную и подчеркнуть ее. Можно написать буквы хаотично внутри геометрической фигуры или продолжить: после поиска выписывать найденные буквы ниже, чтобы в конце получилось слово (как переход к освоению чтения). Игра тренирует еще и внимательность. Под силу детям с 4-5 лет.

6. "Правильные не правильные буквы"

Большинство детей, запомнив буквы, однако, пишут их, в другую сторону, такие буквы как: У, К, В, С, З, Ч, Р, Я, Ю и др. Взрослый может написать одну из этих букв в строчку правильно и неправильно, дать ребёнку задание: «Возьми красный карандаш и зачеркни только неправильное изображение буквы». На следующий день можно предложить другую букву для тренировки.

7. "Сделай сам"

Букву можно сделать: вылепить, вырезать, собрать из конструктора или сложить в виде аппликации из посаженной на клей крупы. Тогда она уж точно запомнится. Материализовывать алфавит уместно с 5 лет.

8. «Прочти, договори»

Когда ребёнок будет знать несколько гласных и согласных букв, можно учить слиянию букв в слоги. Например: учим читать, пропевая «МА». Придумай слова, со слогом «МА» - мамамашина, матрёшка, малыш, магазин, комар, Макар и др.

МО – мода, можно, комод, мороз, мороженое, молоко.

МУ – муха, мука, музыка…

МИ – мишка, мир, миска, милый, Микимаус, Милана…

МЫ – мыло, мыши, мыть, камыши…

На начальных этапах, можно придумать ассоциативные подсказки слов. Например: маленький ребёнок – малыш, куда мы ходим за продуктами – магазин и др.

Главное, чтобы процесс игры с буквами нравился ребёнку и вам, тогда трудное занятие обучение чтению станет любимым делом!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  № 142»

Семинар-практикум для родителей

 «Подготовка к обучению грамоте»

        

                                                                             Составитель: воспитатель МДОАУ № 142

                                                           Махова Н.П.

Семинар-практикум для родителей

«Подготовка к обучению грамоте»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Форма проведения: семинар-практикум

Предварительная работа:

1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе группы.

2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.

3. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Структура родительского собрания:

1. Выступление воспитателя

2. Практическая игровая деятельность родителей.

3. Рефлексия.

Ход:

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Тренинг «Рассказать о себе в 3-х словах». Каждый участник называет своё имя и положительное качество на первую букву своего имени.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Кардинально меняет вся его жизнь, начиная от самооценки и заканчивая отношениями со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.

Готовность к школьному обучению – довольно емкое понятие

1. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья (степень физиологической зрелости основных систем организма ребенка)

• Умственная (интеллектуальная) готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, а т. ж. уровнем развития основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, необходимым для усвоения школьной программы.

• Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение и различение на слух всех звуков родного языка, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, владение навыками словообразования, умение грамматически верно оформлять высказывания, связно излагать свои мысли.

• Мотивационная (личностная) готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником.

• Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать «надо». От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия». Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере!

• Готовность к общению – умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Итак, «Скоро в школу!» – момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родителей. Наверное, вы не раз спрашивали себя: «Как помочь ребенку в подготовке к школе?»

Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы: «Речевую готовность ребенка к школе», а в частности «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду и почему?

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».

Практическая часть.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - это речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов. Составление схемы предложения.

Слова состоят из слогов. Деление слов на слоги.

Слоги состоят из звуков.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Звуки на письме обозначаем буквами.

Звуки эти разные: гласные, согласные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Согласные могут ещё звонкими и глухими.

Игра с родителями «Что за звук» (Педагог называет звук, родители поднимают соответствующий символ красного, синего или зеленого цвета).

Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).

И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма, Емеля);

2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после со-гласного.

3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Игра с родителями:

Где слышится звук? (Цель: закреплять умение определять место звука в слове. Ход: У каждого участника игры находится карточка с изображением паровозика (разделенного на части: начало, середина и конец слова) и 2 фишки. Педагог называет слова с определенным звуком. Участники игры камушками показывают место заданного звука в слове.)

Обучение составлению схемы слова. ДЫНЯ

Игры с родителями:

Составить звуковые схемы слов (с картинками).

Подобрать слова к схеме.

Вопросы:

1. Чем отличается звук от буквы.

2. Назовите всегда твердые согласные звуки.

3. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

5. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

6. Сколько букв в слове «деньги»?

7. Сколько звуков в слове «пульт».

8. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко).

9. Назовите слово из 5 слогов.

10. Придумайте односложное слово со стечением согласных (бинт).

11. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).

12. Произнесите слово «шалаш» наоборот.

13. Что общего то общего у дня и ночи? («Ь» на конце.)

14. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

15. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

Расставить ударение в словах.

Агент, мельком, гусеница, мусоропровод, торты, комбайнер, столяр, красивее, газопровод, звонит, щавель, алфавит, километр, свекла, банты, тефтели, жалюзи, каталог, творог, обеспечение, сироты, камбала, договор, дремота, загнутый, ходатайство.

Почему так говорят:

Дамоклов меч (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).

Дело в шляпе (законченное дело, за исход которого не стоит волноваться).

Тянуть канитель (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).

«Найди лишнюю букву».

Предлагается текст. Необходимо за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.

Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.

Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки.

Канительимыприменяласьяквурукоделиматэ.

Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбыло-тиноченьяреструдного.

Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсязоапорученнойфывработой.

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: «Торопливым людям, не хватает мудрости». (Поспешишь – людей насмешишь)

2. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости» (Век живи – век учись)

3. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь. А пляской устанешь». (Тише едешь- дальше будешь).

4. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело).

5. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется.)

6. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь рыбку из пруда.)

7. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)

8. Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного.» (Не давши слова- крепись, а давши держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)

9. Удмурдская: «слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово – что пуля снайпера.)

Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетаясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании.

Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я. ”

Памятка для родителей будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 142»

Мастер – класс для родителей

«Занимательная азбука»

                               

https://papik.pro/uploads/posts/2023-03/1677703048_papik-pro-p-risunki-bukvi-alfavita-krasivie-dlya-detei-15.jpg

                                     

      Составитель: воспитатель МДОАУ № 142

                                                           Махова Наталья Петровна.

г. Оренбург.


Мастер – класс для родителей «Занимательная  азбука»

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 142»

Подготовила: воспитатель Махова Н.П.

Тема: «Мастер – класс для родителей «Занимательная азбука»

Цель: Уточнить представление родителей о процессе подготовки к

обучению грамоте.

Задачи:

1. Сформировать у родителей представление о методах и приёмах работы с

детьми по обучению грамоте;

2. Научить родителей применять данные методы и приёмы в работе с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях;

3. Расширить представление родителей об играх, которые существуют с буквами.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения

 твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы для звукового анализа.

 Демонстрационный материал: картотека «Пальчиковая гимнастика», «Скороговорки», «Чистоговорки»,

 дидактические игры и упражнения: «Тим – Том», ребусы, выставка методической литературы.

 Участники мастер - класса: воспитатель,  родители.

План консультации:

1.Ознакомление родителей с  содержанием работы по подготовке детей к обучению грамоте

2.Освоение приемов звукового анализа слов, работа над слоговой структурой,

составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения.

3.Подготовка руки к обучению письму.

4. Рефлексия.

Ход проведения мастер – класса.

- Добрый день!

- Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том,

 что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем

знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями,

умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста. Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом

 и чтением. Важно, чтобы ребёнок: не пропускал буквы, не смешивал их при

написании; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих

согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы.

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти — шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Работа по обучению грамоте проводится в несколько

 этапов.

Сначала мы знакомим детей с неречевыми звуками. Именно на этом этапе дается понятие «звук». Через игры «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?»,

 «Громко – тихо»,  «Высоко – низко», «Что зачем звучало». Сначала даем звуки контрастные по звучанию (дудка – барабан), затем близкие по звучанию

 (большой бубен – маленький бубен), учимся у знавать и дифференцировать

 различные шумы (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги, стук карандашей, ручек, ложек).

Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть

 правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп

 (свистящих, шипящих, соноров)

сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка

готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове

знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

умение работать со схемой слова, предложения.

владения навыками послогового чтения.

5 – 6 – летние дети очень чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки. Главное – делать это играя!!!

Начинаем знакомить детей с гласных звуков.

Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. В тёмном лесу

Могут звать и аукать. И в колыбельке Алёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны, Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и

шипеть, Но не хочется им петь.

Гласные обозначаются красным цветом. ( «любят носить красную одежду»).

На этом этапе соединяем некоторые гласные и проводим анализ слов из гласных

 звуков: АУ (потерялась девочка), УА (плачет малыш). Дети запоминают

 артикуляцию гласных звуков и могут определить звук только по положению губ. ( «Сломанный телевизор»)

Динамическая пауза с родителями.

Игра «Утки и окуни»

- Мы предлагаем Вам закрепить знание гласных звуков и поиграть в игру «Утки и окуни». Если я называю слово, которое начинается на звук «У» «плывут» утки

 (мамы), а если называю слово на букву «о», то «плывут» окуни (папы).

(улей, Орск, Ольга, утконос, осень, Уфа, узор, окна, уксус, остров, оптика).

Затем уже начинаем знакомство с согласными – твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Артикуляция согласных очень резко отличается от артикуляции гласных: воздух встречает препятствие. Например: звук «М» — воздух встречает

препятствие – губы. Чтобы определить звонкость – глухость согласного,

используем прием с горлышком – если горлышко «гудит», значит, звук звонкий.

 Если нет – глухой.

Чтобы определить твердость – мягкость согласного, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка

 улыбаются. Для характеристики согласных звуков используется символы: твердый – синим цветом, мягкий – зеленым.

Игра с мячом «Назови мягкого братца» (с родителями)

Вот самые простые игры со звуками.

Игра «Определи первый и последний звук в слове»

«Назови предметы, название которых начинается (заканчивается) тем же

звуком»

Игра «Самолет» (по модели самолета ребенок показывает, где находится звук: в начале, в середине или в конце). Например: звук «Р» — ракета, помидор, ворона)

Игра «Звуковой мячик» (твердый – мягкий согласный звук)

Игра «Кто больше назовет слов со звуком…»

Игра «Магазин»

 «Какой звук заблудился?» (Тает снег, бегут ручьи, на ветвях сидят врачи)

Игры с Звуквоедиком. (к) ран, (ш) каф, (с) тул, сто (л), тарелк (а).

«Звуковая эстафета» (по первым звукам названия картинок надо прочитать

 слово, и составить это слово из букв.

Самое сложное для детей – это звуковой анализ. Что это такое, я попытаюсь Вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю сделать звуковой анализ слова «мак».

В слове МАК три звука.

Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук 

(мммаааккк)

Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак).

Обозначаем синим цветом.

Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак).

Обозначаем красным цветом.

Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк).

 Обозначаем синим цветом.

Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к).

Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» — 3 звука).

Игра-загадка «Назови слово по модели»

Слоги и слова.

Слоги – это части слова. Посчитать слоги можно при помощи ладони.

Сколько раз коснется руки подбородок, столько в слове и слогов.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать.

 Важно помнить: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игровые задания и упражнения.

«Прошагай свое имя»

«Какое слово длиннее?»

«Доскажи словечко»

«Скажи наоборот» (антонимы)

«Скажи по-другому» (синонимы)

«Поставь ударение в словах» (замок или замок)

«Цепочка слов» ( «Города»)

«Раздели слово на слоги» (задание для родителей)

 Важно помнить, что показывая буквы, надо произносить не официальное

 название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает.

Знакомство с буквами.

Воспитатель: -  сейчас я хочу вам предложить проиграть

разнообразные игры и упражнения на запоминания букв, в которые вы

сможете играть дома со своими детьми.

1. Игра «Выложи букву»

Родителям предлагается выложить буквы из счётных палочек,

верёвочек, семян.

2. Игра «Угадай на ощупь»

Родителям предлагается узнать букву на ощупь. (буквы из

пенопласта, плотного картона)

3. Игра «Обведи букву»

Родителям предлагается обвести контур буквы, изготовленной из

бархатной бумаги.

4. Игра «Обведи и вырежи»

Родителям предлагается обвести по трафарету букву и вырезать ее

ножницами.

5. Игра «Вылепи букву»

Родителям предлагается вылепить буквы из пластилина.

6. Игра «Какую букву я написала?»

Родителям в парах определяют букву, прописанную на спине, на

ладони.

7. Игра «Найди букву»

Родителям предлагается найти заданную букву в предложенном

тексте или в сюжетном изображении.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов (например, зрительного, слухового)

Предложение – слова связанные между собой по смыслу.

«Живые слова» (поиграть с родителями)

«Составь предложение из слов…»

«Составь предложение по схеме»

«Нарисуй схему предложения»

«Что поставим в конце предложения?»

«Спроси, ответь, позови» (знакомство со знаками препинания)

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным материал; а также способствуют развитию голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

ОМ-ОМ-ОМ-МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ

«Скажи медленно-быстро»

«Скажи громко – тихо»

«Скажи с различной интонацией» (восклицательной, вопросительной)

«Скажи как… (мышка, медведь, лиса)»

«Пропой чистоговорку» (на мотив русской народной песни)

«Закончи чистоговорку»

«Придумай чистоговорку»

«Выложи чистоговорку» (с помощью фишек)

Скороговорки помогают научиться четко и красиво говорить, а такжу будут способствовать улучшению дикции и памяти.

Игра – задание для родителей: «Разгадай ребус».

Развитие общей мелкой моторики.

Формирование элементарных графических навыков.

«Шнуровка»

Пальчиковые игры (игра на пианино)

Пластический материал

Завязывание – развязывание узелков

Сухой бассейн

«Золушка» (перебирание крупы)

Мозаика, пазлы, ЛЕГО

Уважаемые родители! А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи.

Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать

сигнальную карточку: «зеленую» - «владею достаточной информацией

по запоминанию детьми букв»,

«желтый» – «владею не достаточным объемом информации»,

«красный» - «не владею…»

Родителям раздаются памятки по теме.


Памятка для родителей.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ

Со старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы. Дети учатся на слухопределять наличие определённого звука в слове (хлопни в ладоши, еслиуслышишь в слове звук С, учатся подбирать слова с заданным звуком,определять последовательность и количество звуков в слове (назови первый звук, второй, третий…; сколько всего звуков в слове).

Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.

Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения.

Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем родителям использовать разнообразные игровые упражнения:

1. Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера. Обязательно спросить: какую букву обвели пальчиком?

2. Вырезать букву по контуру. Спросить: какую букву вырезали по контуру?

3. Обвести карандашом букву по точкам. Спросить: какую букву обвели по точкам?

4. Заштриховать букву.

5. Дорисовать элементы буквы так, чтобы получилась целая буква.

6. Написать букву в большой и маленькой клеточках.

7. Выложить букву из палочек, полосок бумаги, верёвочек, проволоки и других материалов.

8. Вылепить букву из пластилина, глины, теста.

9. Найти букву в текстах, назвать и подчеркнуть её.

10. Найти заданную букву среди других букв, обвести её в кружок.

11. Найти и обвести только правильно написанные буквы. Это упражнение хорошо проводить для запоминания начертания несимметричных букв, которые дети часто пишут зеркально: З, С, Г, Я, У, Р и др.

12. Выучить стихотворение про букву, выучить стихотворение, насыщенное словами с изучаемыми звуком и буквой. После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой. Например, ребёнок запомнил гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э, И. Эти буквы, вырезанные ребёнком, лежат перед ним на столе.

1. Взрослый называет поочерёдно звуки А, О, У, Ы, Э, И и показывает соответствующие буквы на листе бумаги или на мониторе компьютера. Ребёнок ищет у себя соответствующую букву, показывает и называет её.

2. Взрослый молча показывает буквы, ребёнок их называет.

3. Взрослый называет звуки, не показывая соответствующие буквы. Ребёнок показывает буквы.

4. Взрослый выставляет перед ребёнком буквы, затем поочерёдно убирает их, а ребёнок называет, какую букву убрали. Надеемся, что эти, а может быть, и придуманные вами игровые упражнения помогут вашим детям лучше запомнить буквы, легко и весело научиться читать. Успехов вам!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 142»

Круглый стол с родителями группы общеразвивающей направленности 6-7 лет на тему: «Подготовка детей к школе»

                               

                                     

      Составитель: воспитатель МДОАУ № 142

                                                           Махова Наталья Петровна.

г. Оренбург.


Круглый стол с родителями группы общеразвивающей направленности 6-7 лет на тему: «Подготовка детей к школе»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
Задачи: 
1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
Предварительная работа:
1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе группы.
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
3. Анкетирование родителей воспитанников.
4. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Вашим детям скоро исполнится семь лет, окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов. Каждый из вас переживает и сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения. 
На ваших столах лежат карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка (черная-сильное, синяя – умеренное, зеленая – отсутствует).
Вопрос, поднявшим черную карточку: От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия?
Вопросы дискуссии:
1. Что на ваш взгляд обеспечит успех ребенка в школе?
2. Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите пять главных факторов говорящие о том, что ребенок готов к школе. Рассмотрите их по степени значимости
- физическое здоровье;
- развитый интеллект;
- умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение считать и читать;
- выносливость и работоспособность;
- аккуратность и дисциплинированность;
- хорошая память и внимание;
- инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Итак, поговорим о готовности ребенка к школе. Первая из них – личностная. Другими словами это отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. В психологии существует такое понятие – мотивация- побуждение к действию, причина, по которой человек поступает так, а не иначе. Ваши дети отвечали на вопрос «Хочу ли я идти в школу» Рассматриваются ответы детей. Правильный ответ: готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания.
Переходим к следующему аспекту - эмоционально- волевая готовность. Очень важно в детях развивать эмоциональную устойчивость, не менее важным, является и сила воли. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама. Шестилетний Антон подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия, требующие внимательности, усидчивости. Вот и сейчас нарисовал рисунок, не стараясь, хотя может нарисовать и лучше. Мама, увидев рисунок, говорит: «Молодец». А Антон, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует рисунок ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая про его недочеты «Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят был чем – нибудь». Рассуждают родители. Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять.
Еще одна не менее важная готовность – интеллектуальная. Предлагаю вам рассмотреть и расположить в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
- умение анализировать;
- умение составлять рассказ по картинке;
- широкий кругозор;
- умение читать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение делать выводы;
- большой словарный запас;
- умение читать;
- умение обобщать;
- умение решать арифметические задачи;
До начала нашей встречи вы подготовили вопросы, которые вас интересуют. Сейчас мы попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти вопросы.
1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?
Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.
2.Нужно ли учить ребенка читать?
Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д. 
3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?
Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?
Мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи. Кроме того, в нашей прихожей, в уголке «Готовимся к школе» вы всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно поиграть дома.
Подведение итогов.
Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но, не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком, обсудите её, помогите сделать правильные выводы.
 «Полезный совет».
Каждый участник круглого стола получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам круглого стола. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
Раздача памяток.

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

• Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
• Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
• Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
• С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
• Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
• Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
• Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.). 
• Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
• Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
Проект решения круглого стола.
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Организовать с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с целью расширения кругозора, ознакомления со школой, работой учителя.
3.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе
4.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и спортивной направленности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 142»

 

 

 

 

 

Практикум: «Играем с детьми дома». 

https://baby-sleep.ru/upload/iblock/d1b/t0rtcs28z714i1feyvi0hdf3q093dtel.jpg

                                     

      Составитель: воспитатель МДОАУ № 142

                                                           Махова Наталья Петровна.

 

 

г. Оренбург.


Практикум: «Играем с детьми дома».

 Игра для дошкольников  – это ведущий вид деятельности. Все дети любят играть! Любые знания малыши легко усваивают играя. В игре развиваются мышление, память, внимание. Незаметно для себя, дети учатся выполнять сложные задания, преодолевать трудности на своем пути, проявлять творческие способности, стремиться к успеху.

 Предлагаем вашему вниманию  игры по обучению грамоте.

Мы говорим детям о том, что наша речь состоит из звуков. Это - речевые звуки. Они разные: гласные и согласные.

Что такое гласные и согласные звуки? Как ребенку их запомнить и различать? Расскажем детям сказку.

«Сказка о звуках».

«В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. Звуков было - 42. Но их никто никогда не видел. Они были невидимые! А слышать их было можно. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Шесть звуков были певцами: А,О,У,И,Ы,Э.  Им подпевали: Е, Ё, Ю, Я. За певучесть и голосистость их назвали – «гласные». Они были дружными и распевали волшебные песни».

Мы тоже можем петь вместе с ними. Но для этого нужно узнать все звуки и правильно их произносить. Послушайте стихи про гласные звуки:

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать. /В. Берестов/

Чтобы запомнить гласные звуки, люди стали обозначать их красным цветом.

На занятиях по обучению грамоте вводятся фишки красного цвета для обозначения гласных звуков. Поэтому, уважаемые родители, занимаясь с ребенком дома, вы должны использовать такие же обозначения для звуков. У детей не должна возникнуть путаница.

Чуть позже вводится термин «согласный звук». С детьми нужно обязательно поговорить о том, что согласные звуки трудно спеть, крикнуть. При их произнесении воздух встречает преграду-язык, губы, зубы.

Для закрепления понятия «согласный звук» - предлагаем детям послушать стихи В. Берестова «Гласные и согласные»:

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Сссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист,

Жжж – жуки в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

Далее мы знакомим детей с новыми понятиями: «твердый согласный» и «мягкий согласный», а также их цветовым обозначением (синие и зеленые фишки).

Особое внимание обращаем на умение ребенка интонационно выделять звук в слове. Цель игр: научить детей громко и четко выделять голосом нужный звук (в начале, в середине, в конце слова).

«Назови первый /последний/ звук в слове»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять звук в словах. Упражнять в умении определять позицию звука в слове: начало, середина, конец.

Вариант 1. Родитель произносит слово, выделяя голосом первый звук и просит ребенка назвать звук, который он услышал.

Гласные звуки: А-а-ня, О-о-ля, И-и-ра; а-а-арбуз, у-у-утка, о-о-оса, и-и-индюк, т. д. Согласные: м-м-мак, н-н-нос, ж-ж-жук, р-р-рот, ш-ш-шапка, з-з-зайка, т. д.

Последний звук: ра-к, до-м, коко-с, сло-н, сту-л, утю-г, кефи-р…т. д.

Вариант 2. Выделение звука в середине слова: ма-ш-шина, ко-р-рова, ё-ж-жик.

Оборудование: предметные картинки.

«Назови слово с заданным звуком»

Цель: Упражнять в назывании слов с определенным звуком (гласным или согласным). Закрепить понятия: гласный, согласный звук.

 Родитель называет ребенку звук (гласный или согласный, а ребенок говорит слово с заданным звуком.

Играя в эти игры с детьми дома, вы можете устроить соревнования. Перед началом игры, обсудите правила, какой приз получает победитель.

«Кто больше назовет слов со звуком…[р]»

Цель: Упражнять в назывании слов с заданным звуком, закреплять графический образ буквы.

Ход: Взрослый предлагает ребенку игру – соревнование… Слова можно называть с гласными и согласными звуками. По итогам соревнования определяется победитель (вручается приз – конфета, книга, воздушный шарик и т. д.).

Вариант 1. Называть слова с заданным звуком в начале слова.

Вариант 2. Называть слова со звуком в середине слова.

Вариант 3. Называть слова со звуком в конце слова.

Оборудование: алфавит или кубик с буквами (разрезная азбука, фишки, призы.

«Собери чемоданчик»

Цель: Закреплять умение различать звуки близкие по акустическим и артикуляционным укладам.

Ход: Детям предлагают набор картинок со звуками [ш] – [ж] ([з] – [с]) т. д. Дети должны разложить картинки с определенным звуком в «чемоданчик».

Оборудование: «чемоданчики» с наклеенными буквами С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, Л, наборы предметных картинок.

«Собери слово из звуков»

Цель: Развивать фонематическое восприятие, внимание. Учить детей «собирать» слова из звуков.

Ход: Взрослый называет звуки: [А] – [У]; [И] –[А];[ О] – [Х]; [У] – [Х]; [Р]-[А]-[К];[М]-[А]-[К]; [Ж]-[У]-[К];[ Н]-[О]-[С]; [Л]-[У]-[К];[ К]-[А]-[Ш]-[А]; [Л]-[У]-[Ж]-[А]; [К]-[О]-[З]-[А]; [Б]-[Ы]-[К]; [С]-[Л]-[О]-[Н]; [З]-[И]-[М]-[А]; Дети называют получившееся слово.

«Звук потерялся»

Цель: Упражняем детей в умении определять заданный пропущенный звук в словах (начало, середина, конец).

Ход: Взрослый говорит детям, какой звук он не будет произносить в слове. Дети должны сказать слово правильно с заданным звуком.

«С»:. обака, …лон, …умка, …амокат.

«Ш»:. мель, ….апка, …уба, …айба т. д.

 «Звук заблудился»

Цель: формировать у детей понятие о смыслоразделительной функции звука.

- На пожелтевшую траву

Роняет Лев свою листву (лес)

- Синеет море перед нами

Летают Майки над волнами (чайки)

- На болоте нет дорог

Я по кошкам скок да скок (кочкам)

Игра «Звуковичок»

Цель: Формирование фонематического восприятия.

Ход: Взрослый говорит ребенку, что нужно произнеси звук [А] столько раз, сколько точек на кубике.

Произнеси звук [О] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».

Оборудование: картинка герой - «Звуковичок», кубик с точками или цифрами.

Упражнения на уровне слогов.

Игра «Телеграф» («Телеграмма»)

Цель: развивать умение делить слова на слоги, определять протяженность слов: «короткое» (1 слог, «среднее» (2 – 3 слога, «длинное» (4 – 5 слогов).

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово хлопая в ладоши или шагая.

Оборудование: предметные картинки, фишки.

Итог. Уважаемые родители, вы узнали, как можно интересно, занимательно обучать грамоте детей в домашних условиях.

Спасибо, желаем вам успехов!



Предварительный просмотр:

«Парад сказочных героев К.И.Чуковского»

Сценарий литературного конкурса

чтецов и рассказчиков

Цель. Приобщать к участию в литературных конкурсах и викторинах; развивать интерес к творчеству К.И. Чуковского; совершенствовать выразительность речи (интонация, темп, ритм); формировать позитивный образ Я.                    

Предварительная работа. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского (чтение и рассказывание его сказок и стихов); изготовление костюмов и атрибутики персонажей литературных произведений поэта; проведение конкурсов чтецов и рассказчиков по группам.                                                                                                         

Материал. Магнитофон, записи веселой мелодии и мелодий персонажей сказок; костюмы персонажей сказок (Айболит, Федора, Муха-Цокотуха, Мойдодыр), телефон; два костюма птичек-синичек; тетрадь, Чудо-дерево, фрагменты радуги (по количеству детей).

Действующие лица. Две птички-синички (девочки), два воспитателя (ведущие), дети - участники конкурса.

Ход конкурса

Под весеннюю мелодию в зал влетают две птички- синички.                       
1я синичка. Слыхали? Слыхали? В детском сад «Подснежник» конкурс!

2я синичка. Литературный конкурс!

1я синичка. Спешите сюда!

2я синичка. Скорее сюда!

Ведущая. «Все дети в возрасте от двух до пяти лет верят, что жизнь создана только для радости, для бесцеремонного счастья, и эта вера - одно из важнейших условий для их нормального психологического роста», эти слова принадлежат Корнею Ивановичу Чуковскому. И действительно: когда дети слышат произведения своего любимого писателя, они смеются. Значит, в этот момент они счастливы.
1я синичка. Дети выучили много стихов и сказок Чуковского и сейчас вам их прочитают.

2я синичка. А вы, уважаемые гости, прослушав выступления детей, напишите на перышках, которые мы для вас приготовили, кто вам

понравился.

1я синичка. Тс-с! Тише!

2я синичка. Начинаем!

Под веселую музыку синички разлетаются. За дверью раздаются жалобные причитания:     «Ой,     вы,     бедные     сиротки   мои!».     Появляется     Федора. Поздоровавшись со зрителями, читает отрывок из сказки «Федорино горе». 1я синичка представляет девочку, исполнившую роль Федоры.

2я синичка (обращаясь к зрителям). В каких сказках Чуковского герои любят побаловаться чайком? (ответы).Сейчас (называет имя ребенка) расскажет вам про это.                                                                                                                         
Выходит ребенок, читает отрывок из сказки К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха»
1я синичка. Уважаемые гости, скажите, как Чуковский советует беречь свое здоровье?

Гости

1.Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

2.Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое!

3.Давайте же мыться, плескаться

Купаться, нырять, кувыркаться.

1я синичка. Молодцы!                                                                                 

Звучит музыка. Появляется Мойдодыр (ребенок с полотенцем на шее, мылом, тазиком, щетками).   Читает отрывок из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Раздается телефонный звонок. 2я синичка поднимает трубку телефона: «Алло! Алло!». Пожимает плечами.                                                                                     

2я синичка.                                                                                                    

И такая дребедень                                                                                         

Целый день,                                                                                                   

День-ди-лень,                                                                                                 

Динь-ди-лень!                                                                                                

Появляется мальчик с телефоном и читает отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон»                                                                                                      

2я синичка. Отрывок из этой сказки нам прочитал (называет имя ребенка).

Звучит музыка. Появляется Доктор Айболит (мальчик).

1я синичка. Отрывок из сказки «Айболит» прочитал (называет имя ребенка).

Вопрос в зал. Какие стихи этого писателя вы знаете? (ответы)

2я синичка. Послушайте стихи Чуковского в исполнении наших конкурсантов.

Синички,   чередуясь,   называют   имена   и   фамилии   детей,   которые   читают стихотворения « Чудо дерево», «Головастики», «Закаляка», « Черепаха».

Ведущий. Пока вы, уважаемые гости, решаете, какой исполнитель вам больше понравился, а синички собирают перышки, я приглашаю всех пройти в зал.

Под музыку дети входят в зал, проводится динамическая пауза «Радость». Дети становятся в центре зала в произвольном порядке. Слева и справа от них встают двое взрослых. Мальчики стоят, девочки приседают. Руки у девочек подняты над головой, ладони вместе.

Мальчики.

Рады, рады, рады                                                                                          

Светлые березы (поднимают руки вверх в стороны, изображая деревья)

Девочки.

И на них от радости                                                                                      

Вырастают розы (медленно встают и разводят руки в стороны,  изображая распустившиеся цветы).

Все вместе.                                                                                                    

Рады, рады, рады                                                                                        

Темные осины,                                                                                             

И на них от радости

Растут   апельсины   (произнеся   последнюю   строчку,   дети   надувают   щеки, изображая круглые апельсины).

1й ребенок.                                                                                                   

То не дождь пошел из облака,                                                                    

И не град...                                                                                                   

2й ребенок.                                                                                                   

То посыпался из облака                                                                               

Виноград.                                                                                                    

3й ребенок.                                                                                                   

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

4й ребенок.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

5й ребенок.

Куры стали павами,                                                                                      

Лысые - кудрявыми.

6й ребенок.

Даже мельница - и та

Заплясала у моста.                                      

7и ребенок.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,                                                                                            

Где над синею рекою                                                                                     

Встала радуга-дуга.                                                                                      

Поднимают полусогнутые руки, изображая радугу.

Дети (хором)

Мы на радугу                                                                                                

Вскарабкаемся,                                                                                              

Поиграем в облаках,                                                                                     

И оттуда вниз по радуге-                                                                              

На салазках, на коньках!                                                                               

Дети имитируют катание с радуги на коньках                                          

Взрослые                                                                                                        

От этой радости                                                                                             

В нашей группе выросли...                                                                           

Сладости!                                                                                                       

Не стесняйтесь, угощайтесь,

Наши малыши!                                                                                              

Вносят корзину с фруктами или сладостями.

Ведущий.   Дорогие дети!   Вы все прекрасно читали стихи и сказки Корнея Ивановича Чуковского. Долго готовились, старались, молодцы! Собрались все перышки в этой корзиночке, и оказалось (называет победителей в номинациях «За яркий образ»,   «За выразительность»,   «За исполнительское мастерство»). За прекрасное исполнение роли ведущих двум птичкам- синичкам тоже принуждается приз. Конкурс закончился! Желаю вам новых побед в новых конкурсах.