Эссе на тему: «Ломоносов М.В. – великая личность. Поэтическая деятельность»

 

«Ломоносов М.В. – великая личность.

Поэтическая деятельность»

Приближается знаменательная дата – 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Я познакомилась с личностью Михаила Васильевича еще в школе, но знакомство это было поверхностным, а вот когда я была студенткой факультета филологии и работала над курсовой «Мифологические образы в творчестве М.В. Ломоносова», в силу обстоятельств,  я  активно изучала  не только биографию, но и творчество этого талантливого человека. Я считаю, что талантливый человек, талантлив во всем, как бы банально это не звучало. В России было, есть и будет много поистине гениальных людей, которые, занимаясь совершенно разными деятельностями, добиваются в них невероятных результатов. История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. Пушкин сказал о нем замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

 Поэтическая деятельность М. В. Ломоносова протекала в ту эпоху, когда все европейские литературы находились в большей или меньшей степени под властью классицизма. И, конечно, поэт не мог до некоторой степени не подчиниться влиянию этого могучего стиля, его гражданских идеалов, мировоззрения, искренней веры в справедливого абсолютного монарха. Но он не был в полном смысле художником-реалистом. Его творчеству чужд рационалистический взгляд на действительность, на искусство, на слово, боязнь проявить фантазию. Ломоносов не задавался целью изобразить то, что видел вокруг себя, он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од  Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине XVIII в.Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были "сердца народов привлещи".[5,5]

Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической "Оды на взятие Хотина", которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, "плач осиротевших", "слезы престаревших", которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл "возлюбленной тишиной", "царей и царств земных отрадой", и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира. У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и "драгой металл" (Уральских) гор, и сокровища, "какими хвалится Индия" - залог будущего благополучия русского народа. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Ломоносов был искренне убежден в том, что именно занятия науками должны сделать человека счастливым. Так, в оде 1947 г. он заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.
Несмотря на то,  что жанр оды Ломоносова, подчиненный общегосударственной и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником мира, неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания российского народа.

В. Шубинский , посвятивший большую часть своих научных исследований изучению литературно-общественной жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова.

Она, по его оценке, "явилась великим и победным этапом развития русской культуры" не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России "блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им". [8,432]

Список  используемой литературы:

1.     О праздновании 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова : указ Президента РФ от 20 сент. 2006 г. № 1022 // Собрание законодательства РФ.- 2006.- № 39.- Ст. 4052 ; Ломоносовец.- 2006.- 5 окт.

2.     Абикулова, Н. М.В. Ломоносов и физика / Наталья Абикулова // Ломоносовец.- 2008.- 16 окт.- (К 300-летию гения).

3.     Абрамзон, Т. Е. Просветительский миф о Прометее в "Письме о пользе Стекла" : [ода М.В. Ломоносова] / Т. Е. Абрамзон // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология.- 2005.- № 3.- С. 106–115.

4.     Ключников, Ю. Одиночество гения / Юрий Ключников // Наш современник.- 2005.- № 7.- С. 244–255.

5.     Ларионов, А. В. Ломоносов – русское светило / А. В. Ларионов // Патриот.- 2007.- № 4.- С. 1, 5.- (К 300-летию М.В. Ломоносова).

6.     Лебедев Е. М. В. Ломоносов. Ростов-на-Дону, 1997. — (Жизнь замечательных людей).

7.     Романова И. В. М.В. Ломоносов: краткая биография в стихах : поэзия / И. В. Романова.- Архангельск, 2009.- 47 с.

8.     Шубинский В. Михаил Ломоносов. Всероссийский человек / Валерий Шубинский.- СПб. : Вита Нова, 2008.- 575 с.