Исследовательская работа на тему"Одежда, обувь и украшения человека" (на материале русских сказок"

 

«Одежды, обувь и украшения человека»

(по материалам русской сказки)

Краснодарский край, Славянский район

станица Анастасиевская

 МБОУ СОШ № 28

 Грибова А.С.

 

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………2

Глава I. Понятие сказка……………………………………………………………….3

Глава 2. К  истории появления костюма …………………………………………….4

2.1. Одежды и украшения человека (по материалам русской сказки)……………..5

 

Заключение  ……………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………10

 

Интересы нашей научно-исследовательской работы «Одежды, обувь и украшения человека» (по  материалам русских сказок) отражаются в сказках.

Актуальность исследованиязаключается в том, сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основана на уважении  к своим предкам. Нам необходимо выявить какую одежду, обувь  и украшения носил человек в русских сказках.

Одежда человека - это вовсе не оболочка, внешний признак или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степе­ни, чем остальное вещественное окружение людей (дом, квартира, ме­бель, предметы обихода), представляет собой непосредственный сим­вол их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи.

Объектомнашего исследования является сборники различных  сказок.

Предметом исследования явились одежды, обувь и украшения героев в сказках.

Исторический костюм - это правдивое зеркало прошлого, раскрывающее во всем многообразии основные особенности психологии людей, живущих в прошлые века. [14, 18]

 

Цель нашей работы– выявить особенности костюма, обуви  и украшений героев сказок

Поставленная цель предполагает конкретные задачи:

1.      Выявит особенности одежд, обуви и украшений героев сказок.

2.      Сравнить одежды и украшения героев  сказок разных сословий.

Нами было исследовано более 20 сказок разных видов.

 

Методы исследования: описательный, сравнительный.

 

1.  Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. Оно произошло от слова «казать», имело значение «перечень», «список», «точное описание». Сказка предполагает, что о ней узнают и узнают «для чего» она нужна. Сказки – самые древние творения человеческого духа. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим  общинам.  Самым многочисленным видом сказок являются социально-бытовые сказки. Они в наибольшей степени отражают реальную жизнь народа, а так же их одежду.

Сказка – это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.[21, 166]

Сказки – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества.[11, 134]

Сказка – вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощённая в слове. [3, 25]

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа.

 

2.      История костюма с древнейших времён до современности является зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде. Костюм, обувь, украшения связаны не только с рукоделием, но и художественным творчеством, этнографией человека. Изучение одежды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов как существующих народов, так и цивилизаций давно минувших эпох. По форме и окраскам одежд представителей разных народов, по тканям и орнаментам можно узнать многое: статус, положение, достаток и другое.  Искусство влияет на внешний облик человека, а по одежде, костюму можно создать представление о культуре общества и его социальном устройстве в различные эпохи и исторические периоды.

Одним словом, в костюме невольно отражается практически всё многообразие духовной и умственной жизни каждого народа в определенный период его развития. Когда на Востоке, колыбели человеческой культуры, научились выделывать богатые ткани, то стали украшать ими своё тело, драпируясь в них.

Позднее, с развитием ткацкого искусства, вместо драпировок ради удобства начали делать первые костюмы – рубахи. Материи,  из которых ткались и шились одежды, были сначала тяжелыми и грубыми, и костюм совершенно скрывал формы тела.

Со временем научились выделывать более мягкие ткани, но одежды на Востоке всё-таки продолжали делаться по старому принципу – закрытия тела. Это стремление зависело от религиозных взглядов Востока. Создание костюма имело важное значение для развития общества в целом.

2.1. В русских сказках довольно четко прослеживаются различия в характере одежд знати и простолюдинов. Сказка иногда с исключи­тельной прямотой противопоставляет богатые, роскошные одежды господ и простые, дешевые одежды людей из народа. В качестве при­мера можно привести сказку «Сивко-Бурко», где герой, которого не могут найти среди знатных гостей-бояр и генералов, говорит: «То я полюбился ей (Елене Прекрасной) молодцом, теперь она полюби меня в кафтане простом» [8,27].

Подобное же противопоставление имеется и в сказке «Горе», не являющейся волшебной по своему характеру; в ней богатый брат при­глашает бедного к себе на именины, а тот отказывается, говоря: «Эх, братец, куда мне? Сам знаешь: к тебе придут купцы в сапогах, да в шубах, а я в лаптях хожу да в худеньком сером кафтанишке» [1,104].

В одной из сказок в сборнике Зеленина одежда простолюдинов прямо называется «крестьянской» и противопоставляется одежде знати.

В зимнее время русские носили обычно меховую одежду. По-видимому, очень распространенными были шубы. В сказках сохрани­лись сведения о шубах соболиных, лисьих, енотовых; имеются упо­минания об изделиях из овчины - тулупах и полушубках [17,  144].

Шубы в старину были длинными и обычно очень широкими. В сказке в такую шубу можно «укутать» двух, а то и трех человек. Именно в такую шубу из соболя заворачивает Илья Муромец «князя с княгинею» во время свиста Соловья-разбойника.

Мужчины в Древней Руси носили холщовые рубахи - косово­ротки с костяными или деревянными пуговицами - и подпоясывались узким ремнем. Поверх рубахи весной и осенью надевалась грубошер­стная теплая одежда типа кафтана.

Довольно часто упоминаются в русской волшебной сказке «каф­таны».

Кафтан представлял собой тип одежды, характерной особенно­стью которой являлись длинные рукава; на кафтане имелись  пуговицы для застежек спереди. Кафтаны изготавливались из самых разнооб­разных тканей. Различными были покрой и украшения их. К наряд­ным кафтанам пристегивали или пришивали высокий стоячий ворот­ничок.

Именно такой кафтан покупает Иван-царевич в сказке, записан­ной братьями Соколовыми: «... с долгими полами, с большим ворот­ником».[15, 76-77]

Говорить об одежде русских женщин-крестьянок затруднитель­но, так как до нас дошли лишь украшения, изготовленные древнерус­скими мастерами: височные кольца, бусы, перстни.  Сами же одежды не сохранились. Безусловно, эти украшения должны были со­ставлять единое целое с тканью и вышивками костюма.

В русской волшебной сказке очень часто упоминается «цветное платье». Дорогие ткани, которые были одним из основных предметов импорта на Руси, транзитной торговли русских с Византией, азиат­ским Востоком и Западной Европой, служили для изготовления рос­кошных платьев, тех самых «цветных платьев», кои носили предста­вители русской знати. Исследователи называют в числе товаров, заво­зимых на Русь, «шелк шемаханский», «рытый бархат», «атлас», «бс-лохрущатую камку» и др. ткани.П.И. Савваитов называет множество тканей, издавна известных русским: камку, атлас, аксамит, бархат. Он пишет, что одной из самых драгоценных тканей в Древней Руси была «камка». Существовали и определенные сорта ее - «адамашка» или «одомашка». Эти ткани при­возились на Русь и вообще в Европу из Дамаска.

Если вспомнить, что древнерусские одежды из заграничных тка­ней «усаживались» драгоценными камнями, покрывались и вышива­лись золотом и серебром, то становится ясно, что ценность их могла приравниваться к «злату-серебру», иначе говоря, «цветное платье», так часто упоминаемое в сказках, могло служить в Древней Руси не­коей мерой богатства и знатности представителей высшего сословия.

Свидетельства того, что «платье цветное» и дорогие ткани слу­жили на Руси эквивалентом денег, имеются в русской волшебной сказке.

В богатырских сюжетах об Илье Муромце герою нередко пред­лагают в качестве выкупа деньги и «цветное платье»: «Виноваты мы перед тобой, и за такую нашу вину бери казны, сколько надобно, и платья цветного, и табуны лошадей...».

Иногда «цветное платье» и вообще одежды в сказке входят в число подарков, которыми князь или царь награждает своих поддан­ных.

«Цветное платье» является постоянной одеждой купающихся девушек-лебедей. У одной из них платье крадет герой сказки, знако­мится с ней, борется за нее со Змеем, Морским царем, Медным лбом и освобождает ее. Сюжет этот известен во многочисленных вари­антах.

Хорошо известен русской сказке и характер обуви, распростра­ненной в Древней Руси.

Обычная крестьянская обувь раньше изготавливалась из лыка -отсюда «лычная обувь». Самой бедной обувью на Руси считался «лычный сапог», получивший в народе название «лычница». Издавна был известен русским людям и «лапоть», самый древний и самый простой вид обуви. В одной из сказок из сборника Никифорова идет речь и о лаптях, изготовленных из бересты. Мужик говорит своей же­не: «Вот, жена, что: пойду я завтра в лес и бересты надеру и сяду край дороги почтовой и буду лапти плесть».

Конечно, население Древней Руси ходило не только в лаптях, широко распространенной была и кожаная обувь. Русские сказки за­кономерно называют нам в большом количестве сапоги, полусапожки, башмаки.

Н.И. Костомаров пишет, что кожаная обувь почти всегда была цветной, чаще красной, иногда зеленой, голубой.

Женщины Древней Руси также носили обувь из кожи. Наиболее часто сказочные тексты называют нам башмаки, сапоги, туфли. Обыч­но такая обувь изготавливалась из юфти и сафьяна. Нарядные сапожки и туфли из атласа и бархата разных цветов унизывались жемчугом с запонами и драгоценными камнями, вышивались и строчились золо­том и серебром, украшались кружевом и бахромою.

Особенной красотой отличалась обувь у русской знати. У цари­цы Евдокии Лукиановны, например, были башмаки «...низаны жемчугом мелким; скобы се­ребряны», а у князей Голицыных имелись «... башмаки раз­ных бархатов, и в том числе одни шиты золотом и серебром».

Именно такие башмаки и делает Елена Прекрасная в сказке «Вещий сон». В другом тексте «... царевна призвала к себе башмач­ника и говорит ему: «Сшей мне из бархату башмак и драгоценными камнями укрась его», а в варианте из сборника Худякова царь, соби­раясь жениться на Марье-царевне, «велит сшить ей башмаки, золотом шитые, алмазом усыпаны».

Русская волшебная сказка очень часто называет одежды «драго­ценными», «цветными», «роскошными». Было бы слишком прямоли­нейным видеть в этих сказочных описаниях только обычную идеали­зацию быта в сказке. Ткани, из которых изготавливались эти одежды, узоры, росписи золотом и серебром, «усаживание» жемчугом, - все это хорошо известно по археологическим материалам, письменным источникам и памятникам изобразительного искусства. Л. Нидерле в числе древнерусских одежд, найденных в погребениях, называет и верхнюю долгополую одежду с рядом пуговиц и петлиц, стянутую поясом, и считает, что эти виды длинной верхней одежды вообще приходили к славянам из чужих краев, частью из Византии, частью же с Востока.[12,9]

Однако славяне и сами издавна были знакомы с изготовлением самых разнообразных одежд. Об этом говорят и русские летописи. В подарки эти вместе с золотом входила и одежда.

По археологическим данным, материалом для изготовления ук­рашений на Руси служили медь, серебро, их сплавы; золото в курганах не обнаружено. Об этом пишет и Н.Я. Аристов, который полагает также, что золотые украшения у русских передавались по наследству. Изделия из золота и серебра в большом количестве появились у рус­ских гораздо позднее. Н.И. Костомаров пишет, что в период развитого феодализма у русской знати было в обычае носить множество перст­ней с алмазами, яхонтами, изумрудами....

Золотой перстень имеется на руке у государя в сказке «Вор», «златое кольцо» есть у сына барина в сказке «Знахарь», «имянной перстень» передает своему сыну Илья Муромец.

Особенно многочисленны в сказке женские украшения.

.

Реалии хозяйственно-бытовой деятельности русских людей на протяжении нескольких веков впитывались во внутренний мир вол­шебной сказки, становясь одним из необходимых компонентов ее идейно-художественного содержания.

В художественном мире волшебно-сказочного повествования эти реалии не оставались неизменными; они приурочивались к опре­деленным сюжетам, становились частью тематических мотивов. Их соотношением с фантастическими элементами, взаимодействием реально-бытового с волшебно-вымышленным и стало определяться в конечном итоге содержание волшебной сказки.

Реалии, впитавшись во внутренний мир волшебной сказки, стали частью ее художественной структуры, именно поэтому-то они и ока­зались подчинены в волшебно-сказочном повествовании тем целям, которые преследовали сказочники, передававшие от поколения к по­колению свое поэтическое мастерство.

 

Из данного исследования можно сделать вывод: что богатые в сказках носят роскошные одежды, украшения из драгоценных металлов, как предме­ты культуры и быта, попавшие  в русские сказки позднее и ставшие посто­янными украшениями сказочных персонажей. Одежда простых людей была из дешевых тканей, без наличия каких-либо драгоценностей.

Изделия из благородных металлов в составе сказочных сюжетов выполняют важную функцию. Они связаны с волшебной помощью: если их переодеть с руки на руку, появятся чудесные помощники -воины-богатыри, или мастера  - около 30 % сказок свидетельствуют об этом.  Шубы и меховые одежды носили около 15% героев – представители высших сословий.

Холщовые рубахи и кафтаны -  около 60%. Такой тип одежды носили все слои русского общества. Самый распространенный вид одежды – цветное платье – более 60% героев были облачены в них.

Отличительной особенностью была цветная обувь, как правило,  это была обувь русской знати, шитая золотом и серебром, а у простолюдин  - лапти.

Таким образом, одежда, обувь и украшения  человека - это не только ткани, это ёще  внешний признак сословия человека, представляющий  собой непосредственный сим­вол различия людей, существования определенной сословной группы.

 

Список используемой литературы:

1.      Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и русские сказки  - М., 1999. – с.104

2.      Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2 т. М., 1998.-с.211.

3.      Азадовский М.К. Статьи о   фольклоре. М., 2000. – с.24-25

4.      Азадовский М.Н. Источник сказок Пушкина. / «Пушкинский временник», т. I. M.- 2002.  – с.38-42

5.      Зеленин  Т.М.  о русских сказках / Сост. и отв. ред. Ю.Н. Борисов. Саратов, 2001.

6.      Алексеев М. П., Жирмунский В. М, и др. История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение. М., 1998.

7.      Алексеев М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования, 1995, с.329

8.      Бараг Л. Г. Сказочная фантастика и народные верования. — «Советская этнография», 1996, № 5, с. 15—27.

9.      Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Наблюдения над русской народной сказкой о животных. Саратов, 2002.

10.  Блинова Е.М. Вопросы детской литературы в «Литературной газете» Пушкина. В кн.: «Вопросы детской литературы». М.—Л., Детгиз, 2003.

11.  Ведерникова Н.М. Русская народная сказка М., 2005. - 134с.

12.  Горелов А.А. «Русская литература и фольклор». Наука СПб., 1996, с. 9.

13.  Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. М., 2006.

14.  Конон В. Вечно юная мудрость народа (заметки о карнавальной природе народной сказки) / В. Конон // Детская литература. 2007. - № 5.-с. 16-20.

15.  Кравцов Н. И. Сказка как фольклорный жанр. — В сб.: Специфика фольклорных жанров. М., 2003, с. 68—84.

16.  Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина./Маршак С.Я. Воспитание словом М., «Писатель», 2004

17.  Новиков Н. В. Образы восточно-славянской сказки. М., 2004.

18.  Новиков Н.В. Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI -XVIII века). М., 2006

19.  Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1999.

20.  Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.

21.  Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок. В кн.: Фольклор и действительность. М., 2001, с. 165-166,169.

22.  П. К. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, сказок и пр.  - М., 2009

23.  А. А. Потебня. Из лекций по истории словесности. Басня, пословица, поговорка. Х., 2007.

24.  Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, сказки,  афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. – 2009.