Портфолио учителя музыки Сидоровой Светланы Петровны

Сидорова Светлана Петровна

 Сидорова  Светлана  Петровна

Дата рождения:  30 мая 1969 года

Образование   Высшее

Диплом  УВ № 326058,  (дата выдачи)   11.07.1990г.

Профессиональное образование:    Мордовский государственный  педагогический   институт им. М.Е.Евсевьева; 

по специальности   «музыка».

Стаж педагогической работы (по специальности):    9 лет

Общий трудовой стаж:    28 лет

Место работы:   МБОУ «Краснослободский многопрофильный  лицей»  Краснослободского  муниципального  района по Республике Мордовия

Занимаемая должность     учитель музыки

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образованием Краснослободского муниципального района Представление собственного педагогического опыта Светланы Петровны Сидоровой, учителя музыки МБОУ « Краснослободский многопрофильный лицей» Использование этнокультурных материалов на уроках музыки 2019

Слайд 2

Новизна Усовершенствование учебного процесса для получения учащимися более глубокой информации о музыкальной культуре родного края через внедрение новых форм, методов, способов педагогической деятельности

Слайд 3

Цель педагогического опыта формирование национального сознания школьников на основе этно - регионального материала

Слайд 4

Актуальность Решить проблему научно – методического обоснования использования этнокультурной составляющей в изучении и сохранении национальных особенностей, традиций и обычаев народов родного края на уроках музыки призвана эта работа

Слайд 5

Описание опыта Введение материалов краеведческого характера в обучение предмета «Музыка» расширяет воспитательный потенциал предмета, помогает его эффективному усвоению, способствует развитию у школьников интереса к родному краю

Слайд 6

Мои разработки Презентации Видеофильмы Интернет – ресурсы к урокам Авторские песни Тесты Викторины Мероприятия

Слайд 7

Тесты 1. К какой языковой группе относятся мокшанский и эрзянский языки? а) тюркской; б) финно-угорской; в) индоевропейской. 2. К какой языковой семье принадлежит русский язык? а) тюркской; б) финно-угорской; в) индоевропейской. 3. К какой языковой группе относится татарский язык? а) тюркской; б) финно-угорской; в) индоевропейской .

Слайд 8

4 . Старейший город Мордовии? а) Саранск; б) Темников; в) Инсар. 5. Год образования г. Темникова : а) 1638 г.; б) 1536 г.; в) 1845 г. 6.Год основания г. Саранска: а) 1638 г.; б) 1641 г.; в) 1642 г . 7. В каком году был основан Инсар? а) 1648 г.; б) 1536 г .; в) 1926 г . Тесты

Слайд 9

8. Сколько городов в Мордовии? а ) 7; б ) 17; в ) 19. 9. Кто автор флага Республики Мордовия? а ) Федот Васильевич Сычков б ) Андрей Степанович Алёшин в ) Чикринев Николай Дмитриевич 10. Кто подготовил герб Республики Мордовия? а ) Андрей Степанович Алёшин б ) Чикринев Николай Дмитриевич в ) Федот Васильевич Сычков 11. Назовите автора музыки гимна Республики Мордовия? а ) С. Кинякин б ) Н. Кошелева в) А. Кирюков 12. Кто написал слова гимна Республики Мордовия? а ) С. Кинякин б) Н. Кошелева в) А. Кирюков Тесты

Слайд 10

Авторские песни Авторская песня «ПУСТЬ НЕ БУДЕТ ВОЙНЫ !» Авторская песня «МОРДОВСКИЙ КРАЙ» Авторская песня «ПРИЗНАНИЕ РОДНОМУ КРАЮ» Авторская песня «ПОЖАРНЫЙ – ГЕРОЙ» Авторская песня «ЧАСТУШКИ К ЮБИЛЕЮ ГОРОДА» Авторская песня «МАРШ ЮНАРМЕЙЦЕВ» Авторская песня «ГИМН УЧИТЕЛЮ ЗДОРОВЬЯ РОССИИ» Авторская песня «ПИОНЕРЫ – ГЕРОИ» Авторская песня «ГИМН ЛИЦЕЯ» Авторская песня «МОРДОВОЧКА» Авторская песня «ШКОЛЬНАЯ ПЕСЕНКА» Авторская песня «ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ» ЧАСТУШКИ НА ПРОТИВОПОЖАРНУЮ ТЕМАТИКУ

Слайд 11

Интернет - ресурсы Самобытная Мордовия Фильм МТРК Мир из цикла Народы России Русь мордовская Мордовский государственный ансамбль песни и танца " Умарина " Мордовская музыка Мордовские песни

Слайд 12

Стабильность опыта На протяжении четырёх лет я занимаюсь сбором этнокультурной самобытной музыкальной информации. Имею фонотеку мордовской инструментальной и вокальной народной и современной авторской музыки, которую так же использую в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности

Слайд 13

Эффективность опыта По окончании курса музыки в 8 классе у учащихся формируется патриотическое сознание, расширены и углублены знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировоззрения, привиты нравственные основы

Слайд 14

Экспертное заключение Опыт изучался на РМО учителей области «Искусства» Краснослободского района и был внесён в банк передового, инновационного педагогического опыта района методического кабинета

Слайд 15

Результативность опыта Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты. Рост интереса учащихся к мордовской культуре, мордовскому языку и музыке своего народа, уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт уроков музыки и внеклассных занятий, исследовательской и творческой деятельности. Учащиеся участвуют в концертных программах и мероприятиях, становятся победителями и призёрами в конкурсах, конференциях и фестивалях разных уровней

Слайд 16

Мероприятия Учащиеся Результат XVII Всероссийский творческий фестиваль «Пластилиновая ворона» Голованова А, Хрущёва Д. Призёры, Дипломы за актерское мастерство, памятные подарки Открытый Всероссийский фестиваль народного творчества «Фольклорная мозаика» Всероссийский конкурс методических разработок и творческих работ «71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне» Вьюркова Е. Диплом участника Всероссийский конкурс методических разработок и творческих работ «71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне» Вьюркова Е., Колчина Марина Дипломы участников 2015-2016

Слайд 17

Мероприятия Учащиеся Результат Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Таланты и поклонники» в номинации «Вокальное искусство» Голованова А. Хрущева Д Диплом 2 место Муниципальный этап Республиканского вокального конкурса «Живи , народная душа!» Голованова А. Хрущева Д Диплом 1 место Спектакль «Живая вода» Голованова А, Хрущева Д, Тришанова Ю. Легачёва Д, Вьюркова Е. Участники Участники участники Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Таланты и поклонники» в номинации «Вокальное искусство» Голованова А. Хрущева Д Диплом 2 место 2016-2017

Слайд 18

2017-2018 Всероссийский патриотический проект «Родина» Вьюркова Е., Колчина М. Победитель Муниципальный этап Всероссийского конкурса для школьников «Ученик года» Колушова А. Гуров А Победитель, участник Школьная научно-практическая конференция Рогачёва А Победитель IX Межрегиональная научно-практическая конференция по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» номинация Социальный проект Рогачёва А Победитель Космодис «Моя планета» Голованова А. Хрущева Д. участие Заключительный концерт «Напевы родного края» Ансамбль «Частушки» Трио «Балалаечка» Призеры Призеры Районный фестиваль «Таланты и поклонники» по противопожарной тематике в номинации «Вокальное искусство» Голованова А. Хрущева Д Диплом 1 место

Слайд 19

2018-2019 Муниципальный этап Республиканского конкурса «Ученик года-2019» Гуров А, Чинкова А Призёр 1 степени Республиканский Фестиваль народного творчества "Шумбрат, Мордовия!" Исайкина Софья, Кокин Михаил, Мамаева Полина, Мелёшин Дмитрий, Зубкова Анастасия участие Фестиваль проектов «Космическая Одиссея. Без границ» Мелёшин Д, Федоренко А, Федичкина А. Участники Экскурсия членов общества слепых Краснослободского района в музее Боевой и трудовой славы лицея Федоренко А, Федичкина А. Участники Фестиваль театральных постановок в Республиканском Национальном театре. Спектакль Святочная сказка «Живая вода» Голованова А, Хрущева Д, Легачёва Д, Чинкова А. Участники Участники участники Республиканский фестиваль детско - юношеского творчества по пожарной безопасности "Таланты и поклонники" 2019 Веретенников А, Палий К, Кирпичников А, Сидоров А, Тельнов О, Кудашкина Л, Танина К, Лункин А, Полозов А. Стенюшкин А. 2 место

Слайд 20

2018-2019 Районный конкурс "Мой край родной" Федоренко А 1 место Лицейская учебно – практическая конференция «Шаг в науку ХХI века» Федоренко А Рогачёва А, Тюркин А. Призёры Республиканский конкурс народной песни "Живи, народная душа!" муниципальный этап Исайкина С, Шишлова В, Щулепова Л., Мамаева П, Тришанова А. Медянкина А.Котельникова М, Алышева А, Щербинин А. 1 место Республиканский Конкурс эстрадной песни "Серебряная музыка" Исайкина Софья 3 место X Межрегиональная научно-исследовательская конференция по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»! Федоренко А 1 место Республиканский конкурс на лучший туристский маршрут «По малой Родине моей» Федичкина А

Слайд 21

2018-2019 Открытая Республиканская учебно - практическая конференция проектных работ учащихся «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки» Тюркин А. Участник Научно – образовательный форум школьников Республики Мордовия «Шаг в будущее» А.Рогачёва , Федоренко А, Кулиева А, Букаткина К, 1 место Республиканская олимпиада по музыке среди школьников Мордовии Голованова А, Мамамева П, Бекешева А. Фестиваль театральных постановок в Республиканском Национальном театре. Спектакль Святочная сказка «Живая вода» Голованова А, Хрущева Д, Легачёва Д, Чинкова А. Участники Участники участники Отчётный концерт лицея в рамках фестиваля народного творчества «Напевы родного края-2019» Исайкина С., Шишлова В, Щулепова Л, Тришанова А, Мамаева П, Медянкина А, Алышева А, Котельникова М, Щербинин А Участие Торжественное мероприятие по случаю чествования призёров и победителей ВОШ Отчётный концерт ДДТ в рамках фестиваля народного творчества «Напевы родного края-19 »

Слайд 22

Выводы Опыт рекомендован для дальнейшего изучения и распространения в силу его актуальности, эффективности, с целью углубленных знаний по предмету, развитию познавательной деятельности у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Слайд 23

Р екомендации Предлагаемые материалы могут быть широко использованы в практической деятельности учителями музыки, учителями мордовского языка Краснослободского и других районов Республики Мордовия в обычных условиях школы с целью формирования патриотического сознания у учащегося

Слайд 24

Р екомендации С опытом можно познакомиться н а моём личном сайте учителя http ://nsportal.ru/sidorova-svetlana-petrovna



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

Обобщение  педагогического опыта

Тема педагогического опыта:

 «Использование этнокультурных материалов

на уроках музыки»

Сидорова Светлана Петровна,

учитель музыки

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»

г. Краснослободск, 2019

Представление педагогического опыта учителя музыки

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

Сидоровой Светланы Петровны

(Педагогический стаж – 28 лет)

Тема опыта

«Использование этнокультурных материалов на уроках музыки»

  1. Новизна:  усовершенствование учебного процесса для получения  учащимися более глубокой  информации  о  музыкальной  культуре  родного края через  внедрение новых форм, методов, способов педагогической деятельности.
  2. Цель работы:  формирование национального сознания  школьников на основе этно - регионального материала.
  3. Актуальность:  по мнению народного художника России Бориса Михайловича Неменского  «национальное искусство – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому искусство, культура своего народа,  региона должны быть остро им прочувствованы».

Введение ребенка в мир музыки осуществляется через интонации, темы и образы  народной  музыкальной  культуры,  что оказывает позитивное влияние на формирование у школьников  чувства патриотизма,  достоинства,  гордости за достижения отечественного музыкального искусства.

Но поскольку  ФГОС  исключил  национально – региональный  компонент,  а  учителя музыки  испытывают серьёзные затруднения  в связи с отсутствием практических методических краеведческих материалов и системообразующего  начала,  то  становится  актуальным формирование этно - культурной  составляющей, содержащей  материалы о конкретном регионе, в котором расположено учебное заведение.

Решить  проблему  научно – методического обоснования использования этно – культурной  составляющей  в изучении  и сохранении  национальных особенностей, традиций  и  обычаев  народов  родного края  на уроках музыки призвана эта работа.

  1. Описание  инновационного опыта. Введение  в  обучение  предмета «Музыка»  материалов краеведческого характера, отражающие своеобразие природы, географии, истории и культуры  региона  расширяют воспитательный потенциал предмета,  помогает его эффективному усвоению, способствует развитию у школьников интереса к родному краю, решают задачи  метапредметной  связи.

С целью расширения кругозора,  формирования  активной гражданской позиции, повышения мотивации к изучению творчества композиторов Мордовии,  была  разработана  рабочая  программа по музыке  на основе  примерной программы по музыке  авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной,  Так же при составлении рабочей программы  уделено особое внимание региональным, национальным и этнокультурным  особенностям края, которой отводится  не менее15% урочного времени.

Школьное  образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
      Главной целью школьного образования является развитие учащегося  как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения музыке: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. И задачи:

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высоко - художественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Уроки музыки в нашем лицее ведутся  по программе «Музыка» Е.Д. Критской, где этно – культурная  составляющая  представлена,  как всестороннее  и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Мордовии, России и мира.

Взаимодействие национальных музыкальных культур, диалог культур рассматривается как единственно верный путь к естественному развитию, сближению и взаимоуважению разных народов.   Музыкальный фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья  финно-угорской группы, славян, однако в  музыке мордвы проявились характерные особенности, с которыми я  знакомлю учащихся на своих уроках.

Первоначальное представление второклассников  о мордовской  народной песенной и танцевальной музыке даю  через выявление характерных признаков мордовской  народной музыки  - мелодики,  пентатоники, ритма, орнаментики, исполнительской манеры, тембров народных инструментов  -  на основе прослушивания, прохлопывания ритмического рисунка, просматривания и исполнения танцевальных элементов.  Учащиеся  знакомятся с жанрами  мордовских народных песен, их интонационно-образными особенностями.

В третьем классе  знакомлю  учащихся  с основными простейшими жанрами музыки(песня, танец, марш) на примере  жемчужин  мордовского народного песенного творчества – «Луганяса келунясь» (На лугу берёзка), «Кавто церат тикше ледить» (Два парня сено косят),  «Вири  молян» (В лес пойду),   а так же танцевального -  танца «Кштиман»,  «Левженского  танца»,  в исполнении  мордовского ансамбля песни и танца «Умарина».На этих уроках ребята  инсценируют  песни,  выразительно  поют.

Особый  акцент делаю  на этническом своеобразии  мордовской музыки,  ведь,  несмотря на многочисленные черты общности, роднящие русский и мордовский музыкальный фольклор,  искусство любого народа имеет свои специфические черты.

Формирование целостного представления о мордовской музыкальной культуре  невозможно без изучения профессионального искусства  Мордовии,  поэтому на своих уроках  обязательно отвожу время для знакомства  с  творчеством  известных мордовских композиторов.  Так,  например,  изучая тему фольклора  в музыке  композиторов в  четвертом   классе, учащиеся знакомятся с  произведениями  крупных  музыкальных  жанров  композиторов Мордовии:  Г.И. Сураева - Королева,  Л.П.  Кирюкова,  Л.И. Воинова,

Г. И. Вдовина,  И. Д. Тулупникова,  П. А. Органова – таких,  как опера, балет, симфония.

Часть произведений композиторов Мордовии использую на занятиях в качестве:

- материала для слушания («Веселое настроение» Н. В. Кошелевой, «Мотыльки»  М. Волкова,  и др.);

- пения (известные песни:  Георгия  Ивановича  Сураева-Королева, Н. В. Кошелевой и др.);

- игры на детских музыкальных инструментах;  часть - в ходе фольклорных праздников,  как материал для музыкально – ритмической  деятельности («Наигрыш» Елены  Лысенковой, «Мордовский танец» Леонтия  Петровича  Кирюкова),

Художественно-педагогическая идея уроков, воплощена в «вечных темах» искусства и жизни.

Уроки в  пятом  классе  посвящены связи  самых жизненных искусств:  музыке – литературе – изобразительному искусству. Учащиеся познают многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций, знакомятся со сказаниями, сказками мордовского народа в знаменитых песнях-мифах «Соколт-ракшат» (Сокол и конь»), в произведениях мордовских композиторов: Нины Васильевны Кошелевой (балетная  сюита «Алена Арзамасская»),  Леонида Ивановича Воинова (опера  «Сказка о попе и работнике его Балде»).

Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающийся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома, чавома), деревянный ксилофон (кальхциямат , кальцеямат), колокольчики (пайгонят, баягинеть),  варган, скрипка (гарьзе, стрелка, кайга), флейты (вяшкома, вешкема); волынка (фам, уфам, пувама), труба (дорама, торама).  Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка. Поэтому особая тема уроков  первой  четверти шестого  класса – «Народные музыкальные инструменты как своеобразная визитная карточка страны» проходит в виде игры-лото между группой учащихся. Такая игра активизирует учащихся к знакомству и запоминанию  названий инструментов.  Вместе с ребятами мы делаем  вывод: «Музыкальный язык понятен без перевода».

Самое большое место в мордовском песенном репертуаре занимают семейно-бытовые песни и особенно песни лирического, а также балладного характера. Среди произведений семейно-бытовой тематики  много песен о браке и супружестве. В этих песнях, чаще лирических, грустного содержания, отражается бесправное, приниженное положение мордовской женщины-крестьянки в дореволюционной семье. В них звучат горькие упреки дочери родителям, выдавшим её замуж за нелюбимого («Не сумела, матушка, выдать меня замуж», «Никанорова Катюша»). Песни эти являются самыми разнообразными  и в жанровом исполнении.

Мордовская народная песня представляет обильный и исключительно ценный материал не только для изучения художественной культуры мордовского народа, но и для исследователей истории мордвы.   На уроках музыки в шестом классе, работая над темой «Образы русской народной и духовной музыки»,изучаем  жанры мордовской  песни,  в которых отразились различные исторические события,  слушаем  и исполняем  песни о родном крае, красоте природы, народной жизни  - «Цёрат мон кудсан», «Вири  молян – пиче  керан».   В мордовских лирических песнях образно представлена вся жизнь народа, отражены его мечты и повседневный труд, нравы и обычаи. Так в песне «Вири  молян – пиче  керан» («В лес пойду – сосну срублю») подробно и с большой любовью описан  весь процесс изготовления мордовской  национальной  рубашки.

Большим интересом у ребят  пользуются  тесты на знание своего края, в которых они с  удовольствием проверяют себя. Например, такой тест я провожу в 7-8 классах,  повторяя его через пару уроков:

1.  К какой языковой группе относятся   мокшанский   и   эрзянский языки?

а) тюркской;

б) финно-угорской;

в) индоевропейской.

2. К какой языковой семье относится русский язык?

а) тюркской;

б) финно-угорской;

в) индоевропейской.

3. К какой языковой семье принадлежит татарский язык?

а) тюркской;

б) финно-угорской;

в) индоевропейской.

4. Старейший город Мордовии?

а) Саранск;

б) Темников;

в) Инсар.

5. Год образования г. Темникова:

а) 1638 г.;

б) 1536 г.;

в) 1845 г.

6.Год основания г. Саранска:

а) 1638 г.;

б) 1641 г.;

в) 1642 г.

7. В каком году был основан Инсар?

а) 1648 г.;

б) 1536 г.;

в) 1926 г.

8. В  каком  году  Краснослободск был официально  утвержден  городом?

а) 1627 г.;

б) 1780 г.;

в) 1936 г.

9. Какое село было преобразовано в город Ардатов?

а) Кочелаево;

б) Новотроицкое;

в) Баево.

10. Назовите новые города Мордовии:

а) Темников; г) Инсар;

б) Ардатов; д) Краснослободск;

в) Ковылкино; е) Рузаевка.

11. Дата создания Мордовского национального округа:

а) 16 июля 1928 г;

б) 8 декабря 1924 г.;

в) 9 мая 1925 г.

12. Укажите дату образования Мордовской автономной области:

а) 16 июля 1928 г.;

б) 10 января 1930 г.;

в) 20 декабря 1934 г.

13. Когда Мордовская автономная область была преобразована в МАССР:

а) 10 января 1930 г.;

б) 20 декабря 1934 г;

в) в августе 1937 г.

14. Скульптор Степан Эрьзя родился:

а) в г. Саранске;

б) в г. Ардатове;

в) в селе Баево.

15. Родина художника Федота Васильевича Сычкова :

а) г. Темников;

б) г. Саранск;

в) село Кочелаево.

16. Сколько городов  в Мордовии?

а) 7;

б) 17;

в) 19.

17. Кто автор флага Республики Мордовия?

а) Федот Васильевич Сычков

б) Андрей Степанович Алёшин

в)Чикринев Николай Дмитриевич

18. Кто подготовил  герб Республики Мордовия?

а) Андрей Степанович Алёшин

б) Чикринев Николай Дмитриевич

в) Федот Васильевич Сычков

19. Автор музыки гимна Республики Мордовия.

а) Сергей Васильевич Кинякин

б) Нина Васильевна Кошелева

в) Леонтий Петрович Кирюков

20. Автор слов  гимна Республики Мордовия.

а) Сергей Васильевич Кинякин

б) Нина Васильевна Кошелева 

в) Леонтий Петрович Кирюков

      Творческие методы обучения - методы активные.   В основе технологии обучения  -  вовлечение учащихся в активную учебную, поисковую, исследовательскую и творческую деятельность.   Конечно,  не каждый урок мы говорим  о мордовской культуре  и  мордовских  композиторах,  но каждую четверть я делаю упор на песни местных композиторов. Мы знакомимся с их биографией, песенным творчеством и слушаем  современные песни наших мордовских исполнителей  на мордовском языке, а так же   авторские  песни в исполнении наших лицеистов «Мордовский край»,  «Признание родному краю».  Это ещё больше вызывает  интерес ребят к песенному творчеству.   Вместе с учащимися лицея на внеурочных занятиях  работаем  над созданием  авторских  песен на стихи поэтов Краснослободского  района,  поэтического объединения «Слобода»  на русском и мордовском языках.

      Творческий процесс затрагивает не только сочинительство, но и исполнение. Учащиеся овладевают  не только вокальными  навыками, но и игрой на музыкальных народных инструментах.

      К 8 классу учащиеся приходят к пониманию, что мордовский и русский музыкальный фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации. Однако в песнях, в инструментальной музыке мордвы, а также в профессиональном искусстве Мордовии, проявились характерные особенности, позволяющие определить специфику мордовского музыкального творчества.   

      Уроки, связанные с мордовской  музыкой и музыкой о Мордовии, будут интересны только тогда, когда педагог сам искренне и заинтересованно относится к традициям, культуре своего народа. Увлеченность учителя передаётся и ученикам, которые с большим удовольствием слушают и исполняют музыку.

      Таким образом,  всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Мордовии, России и мира на уроках музыки в нашем лицее оказывает позитивное влияние на формирование у школьников чувства патриотизма, достоинства, гордости за достижения отечественного музыкального искусства.

Мною разработаны  и активно используются:

Презентации Microsoft Office Power Point :

  1. «Творчество композиторов Мордовии»
  2. «Певцы родного края»
  3. Современная музыкальная культура Мордовии
  4. Жизнь и творчество Иллариона  Максимовича  Яушева»
  5. «Театр Оперы и Балета имени И.М. Яушева»
  6. «Обряды. Мордовская свадьба»
  7. «Мордовский государственный ансамбль песни и танца «Умарина»
  8. «Творчество Леонтия  Петровича  Кирюкова»  

Созданы видео фильмы:

  1. «Краснослободск РМ»            
  2. «Музей С. Д. Эрьзи»            
  3.  «Дом Севастьяновых»            

Интернет ресурсы  к урокам музыки:

  1. Самобытная Мордовия Фильм МТРК Мир из цикла Народы России

     https://www.youtube.com/watch?v=vDj94K-7tik&feature=youtu.be  

       (дата обращения 10.08.2019)

  1. Русь мордовская

     https://www.youtube.com/watch?v=QPcRdlu8uBI&feature=youtu.be

       (дата обращения 10.08.2019)

  1. Мордовский государственный ансамбль песни и танца "Умарина" https://www.youtube.com/watch?v=2-NLJTTv5Xs

        (дата обращения 10.08.2019)

  1. Мордовская музыка

http://portal.do.mrsu.ru/info/arts/music/mordovia_music.php?clear_cache=Y

       (дата обращения 10.08.2019)

  1. Мордовские песни

https://mp3-muzyka.ru/mp3/%D0%92%D0%B0%D0%B9-%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%81%D1%8F%D1%81%D0%B0-%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5.html

        (дата обращения 10.08.2019)

Авторские  песни:

  1. «Признание родному краю»    

(сл. Н .Циликина, Н. Трушкиной,  муз. С.Сидоровой)

  1. «Мордовский край»                    

(сл. Н. Трушкиной,  муз. С.Сидоровой)

  1. «Краснослободские частушки»

(сл. О. Богдашкиной,  муз. С.Сидоровой)

  1. «Школьная песенка»

(сл. Н. Трушкиной,  муз. В. Кислякова)

  1. «Мордовочка»

(сл. Н. Трушкиной,  муз. В. Кислякова)

 Тесты и викторины:

  1. Тест «Знаешь ли ты Мордовию?
  2. Викторина «Знаешь ли ты Краснослободск?»
  3. Викторина «По родному краю»
  4. Музыкальная викторина «Музыка моего народа. Угадайка»

  1. Стабильность опыта:  На протяжении четырёх лет  я занимаюсь сбором этнокультурной самобытной музыкальной информации.  Имею  фонотеку мордовской  инструментальной и вокальной народной и современной авторской музыки, которую так же использую в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности.
  2. Эффективность опыта:  По окончании курса  музыки в 8 классе у учащихся формируется патриотическое сознание, расширены и углублены знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировоззрения, привиты нравственные основы.
  3.  Экспертное заключение:  Опыт изучался на РМО учителей  области «Искусства»  Краснослободского района и был внесён в банк передового, инновационного  педагогического опыта района методического кабинета и рассмотрен на муниципальном уровне.
  4. Результативность опыта:  Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты. Рост интереса учащихся к мордовской культуре, мордовскому языку и музыке своего народа, уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт уроков музыки и внеклассных занятий, исследовательской и творческой деятельности.  

Учащиеся участвуют в концертных программах  и  мероприятиях,  становятся победителями и призёрами в конкурсах, конференциях и фестивалях разных уровней:  

2015-2016

Мероприятия

Учащиеся

Результат

XVII Всероссийский творческий фестиваль «Пластилиновая ворона»

Голованова А, Хрущёва Д.

Призёры, Дипломы за актерское мастерство, памятные подарки

Всероссийский конкурс методических разработок и творческих работ «71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне»

Вьюркова Е.

Диплом участника

Всероссийский конкурс методических разработок и творческих работ «71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне»

Вьюркова  Е., Колчина М.

Дипломы участников

2016-2017

Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества по пожарной безопасности  «Таланты и поклонники» в номинации «Вокальное искусство»

Голованова А. Хрущева Д

Диплом 2  место

Муниципальный этап Республиканского вокального конкурса «Живи , народная душа!»

Голованова А. Хрущева Д

Диплом 1 место

Спектакль «Живая вода»

Голованова А, Хрущева Д, Тришанова Ю. Легачёва Д, Вьюркова Е.

Участники

Участники

участники

2017-2018

Всероссийский патриотический проект «Родина»

Вьюркова Е., Колчина М.

Диплом 1 место

Муниципальный  этап Всероссийского  конкурса

для школьников«Ученик года»

Колушова А.,

Гуров А

Победитель, участник

Школьная научно-практическая конференция

Рогачёва А

Победитель,

IX Межрегиональная научно-практическая конференция по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» номинация Социальный проект

Рогачёва А

Победитель,

Космодис «Моя планета»

Голованова А., Хрущева Д.

участие

Заключительный концерт «Напевы родного края»

Ансамбль  «Частушки»

Трио «Балалаечка»

Призеры

Призеры

Районный фестиваль «Таланты и поклонники» по противопожарной тематике в номинации «Вокальное искусство»

Голованова А. Хрущева Д

Диплом 1 место

2018-2019

Муниципальный этап Республиканского конкурса «Ученик года-2019»

Гуров А, Чинкова А

Призёр 1 степени

Фестиваль проектов «Космическая Одиссея. Без границ»

Мелёшин Д., Федоренко А., Федичкина А.

Участники

Экскурсия  членов общества слепых Краснослободского района в музее Боевой и трудовой славы лицея

Федоренко А., Федичкина А.

Участники

Фестиваль театральных постановок в Республиканском Национальном театре. Спектакль Святочная сказка  «Живая вода»

Голованова А., Хрущева Д., Легачёва Д.,

Чинкова А.

Участники

Участники

участники

  1.  Выводы и рекомендации:  Опыт рекомендуется  для дальнейшего изучения и распространения в силу его актуальности, эффективности, с целью углубленных знаний по предмету, развитию познавательной деятельности у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Предлагаемые материалы могут быть широко использованы в практической деятельности учителями  музыки, учителями  мордовского языка  Краснослободского и других  районов Республики Мордовия  в обычных условиях школы с целью формирования патриотического сознания у учащегося.

С опытом  работы можно познакомиться на личном сайте учителя Сидоровой Светланы Петровны:    http://nsportal.ru/sidorova-svetlana-petrovna

Руководитель ШМО  учителей музыки ___________________/Л.А.Карасёва/

Директор

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»_______/Е.Н.Голубева/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стабильные положительные результаты (положительная динамика) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде Муниципальный уровень: Победы и призовые места – 2 Участие - 12 Республиканский уровень: Победы и призовые места – 1 Участие - 2

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий Муниципальный уровень: 12 Республиканский уровень: 5 Российский уровень: Международный уровень:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспертная деятельность