Вести с уроков.

селиванова алла николаевна

Планирование своей работы : Социально значимые акции и здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально значимая деятельность школьников  

учителя технологии, музыки, ИЗО МОУ  ООШ села Бессоновка Селивановой А.Н.

 

 

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко сформулирован национальный идеал: “высоконравственный, творческий, компетентный гражданин”. Неотъемлемым условием гражданского становления личности является ее осознанная гражданская активность. Сегодня подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя определенную долю ответственности за свое развитие и за изменение социальной ситуации в рамках своей школы, своего села. И педагог здесь нужен уже совсем в другом качестве - в роли опытного консультанта, а не администратора.

 В ходе реализации учебно-воспитательной программы   наша школа большое значение уделяет социальному проектированию. Именно данная форма работы позволяет соединить теоретические знания, практические навыки, умения, с формированием активной гражданской позиции. Одним из ярких примеров по включению подростков в социально-значимую деятельность является реализация социального проекта “Наши выборы. !”,  « Выборы – это круто»! привлечь внимание избирателей к выборам   вот была основная задача всех конкурсов. В 2012 году мой класс явился победителем районного конкурса на лучшее музыкальное сочинение о выборах (номинация лучшая частушка),  также получили благодарность за активное участие в районном конкурсе на лучший видеоролик на тему «Выборы – это круто!», в 2011 году  благодарность за активное участие  в районном конкурсе на лучшую школьную газету «Будущему избирателю», в 2013 году Косорукова Юлия явилась победителем  районного конкурса «Письмо юному избирателю» 3 место.

Здоровый образ жизни - одно из главных  направлений образовательно – воспитательной работы в школе. На Земле целых два международных дня, посвященных борьбе с курением – Всемирный день без табака (31 мая) и Международный день отказа от курения, который отмечается ежегодно в третий четверг ноября. Первая из этих дат установлена Всемирной организацией здравоохранения в 1988 году, вторая появилась даже раньше – в 1977 году, по решению Американского онкологического общества. 

Статистика сообщает, что каждая десятая женщина в России – курит, а 50-60% мужчин заядлые курильщики. Несмотря на усилия здравоохранительных организаций, не так уж много людей бросает курить, не помогает даже риск смерти: курение и заболевания, которые оно вызывает, каждый год убивают около миллиона россиян. Это куда больше, чем от СПИДА, аварий на дорогах или употребления тяжелых наркотиков. 

Каждый год огромное количество денег тратится на то, чтобы разъяснить вред курения, разработать новые методы избавления от зависимости и донести до населения уже существующие. В то же время, табачная индустрия тратит миллионы, чтобы провоцировать людей покупать больше, дороже и регулярнее. Но нельзя победить курение, с одной стороны отказываясь от него, а с другой – соблазняя им...




 

 В ходе  своей работы   я    организовала и    провела акцию “ Мы против курения”. В   ходе акции была проведена конференция «Курение-ЗА и ПРОТИВ», акция “Обменяй сигарету на конфету”. Участники акции призывают окружающих отказаться от вредных привычек и пить натуральные соки, развешивали листовки с обращениями и статистикой. Итогом всей работы были изготовление буклетов, которые дети раздали учащимся школы и прохожим.

Острота современных экологических проблем, поставила перед нами задачу воспитания молодого поколения в духе бережного отношения к природе и защите окружающей среды. Необходимо с детских лет воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Общаясь с природой, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Не так это легко - научить ребёнка замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам  учителя, родители. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Я, как  учитель, стараюсь привить детям любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своей земле.  Мною была  организована школьная экологическая  акция  « Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?» Были проведены уроки  по технологии. где основной нитью  проходила тема данной акции. Учитель географии, биологии, технологии , музыки провели литературно- музыкальную композицию « Планета тяжело больна. Повинен в этом человек» Учащиеся нашей школы на территории школьного двора высадили 30 кустарников, провели выставку поделок из бросового материала и конкурс одежды из полиэтиленовых пакетов.   Но работа по данной теме на этом не закончилась…

 8  класс классным руководителем, которого я являлась, был награжден грамотой главы администрации Бессоновского муниципального образования за активное участие в социальном культурном развитии муниципального образования.

Осуществление социально-значимой деятельности является важным средством гражданского воспитания и социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении, и в управлении страной.




Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках  технологии, музыки, изо .

“Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”

                                            В.А. Сухомлинский.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями

   

            Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя   должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения

            За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

Учитель, может сделать для здоровья ребенка гораздо больше, чем врач.

 

 

3. Новизна данного опыта.

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

 

4. Система опыта работы.

            Мне очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного  В.Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальном звене т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты. Как говорит В.Ф. Базарный: «Здоровье- категория педагогическая»

            Сам термин «здоровьесберегающие» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.

            Тщательно изучив их из первоисточника, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесла коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработала систему сохранения и укрепления здоровья. Предоставила данный план работы на рассмотрение администрации,  родителям. В целом план был утвержден.

            Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т.к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда я полюбила их вместе с детьми, увидела реальные результаты в конце года, выступила  на районном семинаре, где данные технологии были восприняты с большим интересом, то у меня появилось огромное желание рассказать о тех простых, доступных, не требующих материальных затрат технологиях.

 Согласно Федеральному плану, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в начальном звене и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

1.  Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;

2.  Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;

3.  Занятия  проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;

4. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;

5. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.

6. Дети перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

            Применение технологий Базарного В. Ф.позволяет устранять многие причины.

            Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы.

 

Базарный В.Ф. – русский ученый,  врач  и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах, школе сориентирована против природы ребенка.

                        Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».  На ее базе разработана и широко апробирована  целостная система  здоровьеразвивающих  педагогических           технологий.

            Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня  успеваемости и эффективности учебного процесса.  

 

 

 

 

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Игровые оздоровительные технологии.

3. Веселые физминутки на уроках в начальной школе.

4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

5.Хоровое пение.

6. Формирование навыков здорового образа жизни.

7. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

8. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

   

Как говорит В.Ф. Базарный: «Здоровье- категория педагогическая»

Для обеспечения реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья, при выстраивании хода уроков, я основное внимание уделяю специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе  творческой, музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, высокий уровень удовлетворенности как учащихся, так и их родителей, проведением уроков  эстетического цикла.


 Наряду с применением основных методов работы с детьми, я широко использую на уроках элементы логоритмической гимнастики в контексте темы урока, как наиболее благоприятную форму активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения. Такие кратковременные физические упражнения под музыку как: изобразим различных животных, мы куклы- марионетки, бег ассоциаций, создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. 
Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Необходимо активно использовать различные формы ритмотерапии (музыкально-ритмические упражнения), которые на уроках музыки. изо выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Русский песенный фольклор это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Исполнение, а точнее, разыгрывание традиционных детских песен, развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат, а характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Поэтому целесообразно широко использовать методы фольклорной арт- терапии, особенно при выборе нетрадиционных форм уроков, таких как урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на методику В.И. Петрушина, направленную на расширение и обогащению спектра доступных учащимся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает им стать счастливыми и здоровыми и включающую в себя движение, танец, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, прослушивание великих музыкальных произведений. Таким образом, использую не только музыкально- педагогические методы обучения, но и музыкально терапевтические, способствующие восстановлению и укреплению здоровья школьников. Этому способствует образовательная программа по музыке творческой группы Сергеевой, Критской и Шмагиной, в которой основной акцент ставиться на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства разных жанров, эпох, направлений, восприятие и понимание которых заключается в ощущение её связками, мышцами, движением, дыханием.     При прослушивании я использую репродукции картин художников, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с тематикой урока, а главное, с содержанием музыкального произведения. 
В своей работе я использую разнообразные виды   практической деятельности: предлагаю ребятам попробовать себя в роли композиторов, исполнителей на музыкальных инструментах, дирижёров, актеров. Участвуя в данном виде деятельности, ребята могут подвигаться, что способствует расслаблению мышц рук, ног и спины; элементы движения, используемые во время игры в дирижёра, способствуют развитию координации. Такие виды деятельности плодотворно влияют на психофизическое состояние детей.
 

 

 Результативность опыта работы.

            Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.  

 

 6.Заключение.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.