Родителям на заметку

Уважаемые родители на этой страничке вы найдете полезную и интересную информацию, которая поможет вам воспитывать, развивать и общаться со своим ребенком. Удачи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родители и дети: шаги навстречу

В январе 2023 года началась реализация проекта по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям «Родители и дети: шаги навстречу». https://vk.com/impuls.step

✅Проект реализуется в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

✅Для родителей в г. Оренбурге проводятся бесплатные консультации по развитию, воспитанию, образованию детей, гармонизации детско-родительских отношений, вопросам опеки и попечительству.

✅Предварительная запись на сайте проекта 👉 https://step56.ru/

https://sun9-43.userapi.com/impg/1yG7V1EhXXSG84sXn2tmrrUF3TdjYrO4q9rm8Q/6T9Trlya7YA.jpg?size=590x590&quality=96&sign=ea1525d3be5f65c2bee41201938b414d&type=album

Телефон: +7 (987) 853-77-05

Сайт: https://step56.ru/

Адрес организации: Постникова улица, 24, Оренбург.

В Оренбурге работают телефоны доверия для детей и их родителей.


       Квалифицированные специалисты оказывают экстренную специализированную помощь несовершеннолетним и их законным представителям.


Обратиться с вопросом дети и их родители могут по следующим телефонам:

    ☎8-800-2000-122 (детский телефон доверия с единым общероссийским номером);

  • 90-11-50 (телефон доверия кризисного психологического центра "Компас");
  • 34-36-26 (телефонная линия "Ребенок в опасности" следственного управления Следственного Комитета России по Оренбургской области);
  • 57-26-26 (телефон доверия Оренбургского областного клинического наркологического диспансера. Звонки принимаются ежедневно с 8.00 до 20.00).

https://sun9-36.userapi.com/impg/sTJLzQZMPzCYqTPkkAR7h_8Scc5TZXBKxTFfFg/AAzSfz88ZbI.jpg?size=847x1080&quality=95&sign=e2518f44cfe3d18b768a454fceb8b640&type=album

Внимание для родителей!

Кризисный психологический центр для детей и подростков «Компас»:

        ежедневно с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00,

предварительная запись по телефону 8(3532)327327,

телефон доверия — 90-11-50, 

www.kc-compas.ru, адрес: г. Оренбург, пр. Гагарина, 58/1;

«Центр семейной психотерапии»: ежедневно с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00, предварительная запись по телефону: 40-20-16, адрес: г. Оренбург, Пролетарская, 153;

Консультационный центр по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам на базе государственного бюджетного учреждения

«Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Оренбургской области». Часы работы: ежедневно с понедельника по пятницу

время консультаций: 09:00-12:00, 14:00-16:00,

запись обращений родителей по телефону: 8 (922) 813-23-98, 8 (3532) 75-43-88.

Центр помощи семье и детям «Колыбель»

Поможем многодетным семьям, матерям-одиночкам, семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья!

СЛУЖБА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ "ТОЧКА ОПОРЫ"
Консультации логопеда-дефектолога в рамках проекта, поддержанного Фондом Президентских грантов. Программа предусматривает оказание комплексной помощи семьям с детьми (гуманитарной, юридической, психологической, логопедической). Для семей с детьми организованы занятия в Школе для родителей и воспитателей "Лествица". ☎ 20-17-71.

💛 мастерская "Доброе творчество": вторник с 15:00 до 17:00;
💛 семейный клуб "Радуга": среда с 16:00 до 17:00;
💛 школа для будущих мам "Аист": суббота с 14:00 до 16:00;
💛музыкальная гостиная: один раз в месяц;
💛литературная гостиная:один раз в месяц.
Адрес: г. Оренбург, ул. Конституции, 24/1, корпус 1.
Тел. 20-17-71 (Центр помощи семье и детям "Колыбель"),
Тел. 22-10-64 (Гуманитарный склад)

  • Психологическая помощь в Оренбурге

  • Орион. Центр психолого-педагогической реабилитации детей, ул. Чкалова 33. тел: 31-74-33.  Сайт - http://oriondtdm.blogspot.com/p/blog-page

  • Новый взгляд.  Психологический центр, ул. 70-летия ВЛКСМ, 31.

           тел: 99-54-72. Сайт - elizaveta-mc.ru

  • Центр социальной помощи семье и детям, ул. Пойменная, 75. тел: 76-31-89;76-27-73;  76-32-13

  • Лидер. Центр социальной помощи, ул. Кобозева, 31. тел: 77-59-61

  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Оренбурга, пр.Победы, 2A. тел: 94-17-54

  • Ресурс. Региональный психологический центр, ул. Чкалова, 3А.

тел: 61-30-61. Сайт - http://ресурс56.рф/

  • Статус. Институт консультирования и тренинга, ул. Володарского д.39, 6 этаж, офис 603. тел: 44-01-42, 977-325, 8-987-847-73-25.     E-mail: orenstatus-ofis@mail.ru

  • Ступени. Центр психологической поддержки и развития, улица 60 лет Октября, 30А, каб.408.  тел: 79-38-37. Сайт  -  stupeni-psy.ru

  • ШЭН.  Тренинговый центр, ул. Кобозева 44/2. тел: 44 77-90-61.

Сайт -  shen56.ru

  • Марина Стуколова и К. Центр психологии, пер. Бухарский 5/1. тел: 96-05-65. Сайт - stukolova.ru



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха с использованием нестандартного дидактического материала»

Педагог-психолог

Чуваева Ольга Алексеевна

МДОАУ «Детский сад № 169» г. Оренбург

Психическое развитие детей с нарушением слуха – это своеобразный путь развития, совершающийся в особых условиях взаимодействия с внешним миром. Поражение функций анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений, а прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с внешним миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Прежде всего, это недоразвитие речи, замедление развития мышления, внимания, памяти, воображения, что приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы у детей с нарушением слуха.

Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процессе обучения: «…правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными» (Л.С. Выготский, 1991).

Одной из главных задач умственного развития детей с нарушением слуха выступает развитие познавательных процессов и способностей, овладение способами умственной деятельности. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных видов мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий. Но наилучшие результаты в развитии познавательных процессов достигаются в естественном и самом привлекательном виде деятельности – игре.

Важную роль игры в психическом развитии ребенка отмечал в свое время выдающийся психолог и дефектолог Л.С. Выготский: «Игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создает зоны ближайшего развития. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок». (Л.С. Выготский, 1967).

Особенности формирования игры у детей с нарушением слуха предполагают целенаправленное воздействие на формирование самой игровой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками и игровым материалом. Развивающее значение игры многообразно. В игре происходит усвоение и закрепление знаний, овладение способами познавательной деятельности. Игра рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов, в которой дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, замечательна тем, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный игрой, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он сталкивается с затруднениями, требующими перестройки его представлений и познавательной деятельности.

В системе образования детей с нарушением слуха дошкольного возраста существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают познавательное и интеллектуальное развитие. В работе с детьми с нарушением слуха используются различные информационно-коммуникационные и традиционные наглядные средства обучения. Но требуется постоянное обновление и внесение новых, привлекающих познавательный интерес ребенка приемов и средств.

 Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка. Использование в работе нестандартного дидактического материала является важным средством формирования познавательной деятельности детей. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность. С одной стороны, ребенку предлагается образец для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Нестандартный дидактический материал помогает поддерживать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемной, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, получить результат и новый опыт — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий и развитие познавательных процессов.

Эффективными средствами развития познавательной активности детей с нарушением слуха являются игры с использованием нестандартного дидактического материала изготовленного самостоятельно педагогом, а также инновационные развивающие технологии, такие как: палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры головоломки.

Игры, изготовленные своими руками, такие как коробочки-сортеры, сенсорные кубы и книжки, крутилки, колпачки – резиночки, игры с прищепками и лентами и т.п.  способствуют, активизации сенсорной сферы и мелкой моторики у детей, помогают освоить способы выделения различных свойств и качеств предметов. Развивается зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Цель таких игр усвоение детьми с нарушениями слуха, представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов др.  Играя в предложенные игры, дети не только осваивают способы действий с определенными предметами в соответствии с их назначением, но учатся использовать их и переносить действия с ними в другую ситуацию, что для детей с нарушением слуха очень важно.

Круги Луллия - одно из средств развития познавательных способностей и развития речи у детей с нарушением слуха. Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разного размера разбивают на 4.6.8 секторов. Закрепляют на основе так, чтобы они крутились.

Вариант1: На круге каждого уровня картинки, соответствующие определенной тематике, но подходящие друг другу. Ребенок подбирает картинки на кругах по заданию педагога.

Вариант 2: Круги крепятся параллельно друг другу, сверху накрываются крышкой с прорезями. Ребенок, крутя круги подбирает подходящие пары картинок. Материал для проведения игры, может применяться вариативно и для многоцелевого использования в процессе коррекционно-развивающей работы. Целью таких игр научить детей с нарушениями слуха, анализировать предметы и явления окружающего мира, называть обобщающим словом группы предметов. Научить находить сходство и различия, устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи.

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с нарушением слуха помогает в изучении основных свойств геометрических фигур. На основе логических блоков можно разработать разнообразный игровой материал. Задания в играх можно усложнять или упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах развития и коррекции.

Игры Воскобовича также можно отнести к нестандартному дидактическому материалу. Игры разработаны, исходя из интересов детей. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач. Развивающие логико-математические способности («Геоконт-конструктор», «Квадрат Воскобовича», кораблик «Плюх-Плюх», «Цифроцирк» и др.). Включение в коррекционную работу с детьми игр В. Воскобовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей активной работы с ними. Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. Возможно самостоятельное изготовление различных вариантов игр и адаптации их для детей с нарушением слуха.

К играм из нестандартного дидактического материала можно отнести игры на составление фигур-силуэтов, различные головоломки.  Они способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием нестандартного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к развитию у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных и самостоятельно изготовленных наборов “Танграм”, “Колумбово яйцо”, «Вьетнамская игра» и др.).

Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха не может полноценно реализоваться без активной деятельности ребенка дома. С этой целью следует ознакомить родителей с разными видами занимательных современных развивающих игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства игровой деятельностью. На конкретных примерах можно познакомить родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр, с занимательным материалом, которые они могут сделать самостоятельно и совместно с ребенком.

Таким образом использование нетрадиционного дидактического материала в работе педагога-психолога помогает развитию познавательных способностей у детей с нарушением слуха, а также помогает сделать процесс развития и коррекции интересным, увлекательным, содержательным. Играя, взаимодействуя с нестандартными играми, решаются самые разнообразные познавательные и творческие задачи. Это обеспечивает развитие познавательной активности, самостоятельности мышления, творческих начал и интереса у дошкольников с нарушением слуха.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под. ред В. В. Воскобовича. Л.С. Вакуленко.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Развивающие игрушки своими руками. / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010.


Предварительный просмотр:

Электронные образовательные ресурсы для родителей и дошкольников

 

  • http://razigrushki.ru  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
  •    http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
  • http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
  • http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.
  • http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!
  • http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.
  • http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)
  • http://teramult.org.ua/ Сайт "Старые мультфильмы" 
  •  http://www.multirussia.ru  МУЛЬТИ-РОССИЯ
  • http://teremoc.ru/ Детский портал "Теремок"
  • http://pochemu4ka.ru/ Детский портал "Почемучка"
  • http://internetenok.narod.ru/  Детский портал "Интернетёнок"
  • http://www.klepa.ru/- Детский портал "Клепа"
  • http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  • http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
  •   http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.
  • http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК"

 

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

 

  • Журнал "Детский сад: теория и практика

http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html

  • Журнал "Справочник старшего воспитателя"

http://vospitatel.resobr.ru/ 

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

  • Журнал "Детский сад будущего"

http://www.gallery-projects.com 

Журнал включает:

  • опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
  • набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
  • разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
  • новые идеи и интересные находки Ваших коллег.
  • Журнал "Воспитатель ДОУ"

http://doshkolnik.ru 

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

  • ценнейший опыт лучших ДОУ;
  • четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
  • не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.
  • Журнал "Современный детский сад" -

http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad 

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные. 

  • Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/ 

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. 

  • Журнал «Обруч»

http://www.obruch.ru/

 - иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды. 

  •  Журнал «Детский сад от А до Я»

http://detsad-journal.narod.ru/ 

- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов. 

  •  Газета «Дошкольное образование»

http://best-ru.net/cache/9988/ 

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

  •  Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/

- наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»

  • Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

http://festival.1september.ru/ 

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

  • Детский сад.

http://detsad-kitty.ru/

 Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

  • Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

 Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

  • Всё для детского сада 

http://www.moi-detsad.ru

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

  • Социальная сеть работников образования

nsportal.ru

Можно создать свой персональный мини-сайт.

Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

  • ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

http://detsadd.narod.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

  • Сайт "Воспитатель"

http://vospitatel.com.ua/

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

  • Детский сад. Ру. 

http://www.detskiysad.ru

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования



Предварительный просмотр:

        муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

 

Консультация для родителей

«Причины отклонений в поведении детей»

Эмблема

Причины и характер отклонений в поведении детей.

Для правильного воспитания дошкольника очень важно педагогам и родителям знать, что дети находятся лишь в самом начале пути приобретения опыта нравственного поведения. В книге американского педагога и психотерапевта Д. Добсона предложена система правил, которые должны знать взрослые, общающиеся с детьми.

Определение границ дозволенного. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине, это установление разумных требований и ограничений. Выполнение этого предварительного условия исключает возникновение чувства несправедливости, которое дети испытывают, когда их наказывают за ошибки или проступки.

Когда дети открыто бросают вызов неповиновения. Большинство детей пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. Когда такие столкновения бывают между представителями разных поколений, для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно. Ребенок демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям и педагогам должно хватить мудрости не разочаровать их в этом. Не ничего опаснее для сохранения руководящей роли взрослого, чем ситуация, когда они оказываются безоружными и поверженными в этой борьбе поколений.

Следует различать границы сознательного неповиновения и ребяческой безответственности. Ребенка нельзя наказывать, если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения (забыл убрать постель, покормить собаку). Подобные действия типичны для детского возраста. Необходимо проявить мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его справляться со своими обязанностями. Если ребенок не реагирует на наставления в спокойном тоне, то можно прибегнуть к более жестким мерам: запретить пользоваться предметом, который портит. Надо помнить, что детская безответственность не имеет ничего общего с открытым неповиновением, поэтому надо помогать ребенку преодолевать ее спокойными методами.

Утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как конфликт закончился. После конфликта у дошкольников может возникнуть потребность в утешении. Пользуясь всеми доступными средствами, надо взрослому пойти ему на встречу: обнять и сказать о своей любви к нему. Постараться еще раз объяснить, за что он был наказан и что ему нужно было сделать, чтобы неприятность больше не повторилась.

Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Не следует ругать ребенка за некачественное усвоение  материала на занятиях из-за особенностей развития ребенка. Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта. Такие конфликты наносят ущерб эмоциональной сфере дошкольника.

Совершенно неприемлемы вспышки гнева при попытке регулировать поведение детей. Нет более неэффективного средства, чем гнев и раздражение.

Очень часто педагоги в детском саду и мамы жалуются, что их малыши-дошкольники или слишком буйные и агрессивные, или, наоборот, слишком медленно воспринимают информацию. Как распознать отклонения в поведении дошкольников и как отличить нормальное поведение ребенка от аномального?

Как распознать отклонения в поведении дошкольников

Кризис дошкольного возраста

 Дети в возрасте от 1-го до 7 лет могут испытывать кризисы каждого из периодов. Врачи различают их как кризис 1-го года, кризис 3-х лет и кризис семи лет. В эти периоды ребенок может стать агрессивным и неуправляемым, не слушаться родителей, капризничать. Его поведение может кардинально отличаться от привычного, свойственного ему раньше. Но они проходят, и через некоторое время родители снова могут называть своего малыша «золотым ребенком».

Отклонения в поведении ребенка – это совсем другое. Это значит, что ребенок ведет себя нетипично для своего возраста, причем его поведение не укладывается ни в физические, ни в психологические рамки.

Что такое нарушения в поведении дошкольника?

У ребенка-дошкольника бывают отклонения, которые типичны для его возраста, и такие, которые могут считаться отклонениями в поведении. Но как родителям, не имея психологического образования, отличить аномальное поведение от нормальной реакции ребенка на сложные обстоятельства?

В 1987 году доктор Майкл Раттер, американский детский психолог, определил степени психологических расстройств детей дошкольного возраста.

Особенности поведения,

которые соответствуют определенному возрасту и полу

Сюда относятся поведенческие реакции, которые соответствуют или не соответствуют развитию ребенка этого возрастного периода. Например, если ребенок сосет палец, это будет выглядеть нормальным в 5 лет. И совсем недопустимо в 10-летнем возрасте.Нужно внимательно наблюдать за развитием ребенка, учитывая его пол. Если мальчик ведет себя как девочка, и это ярко выраженные особенности, такое поведение – отклонение от нормы.

Сколько времени продолжается расстройство поведения?

Если ребенок боится спать ночью с выключенным светом, просыпается от кошмаров и боится незнакомых людей, это может быть нормальным какой-то период времени. Но если отклонения в поведении продолжаются долго, например, на протяжении года, это можно рассматривать как отклонения от нормы.

При каких жизненных обстоятельствах возникают отклонения в поведении дошкольников?

Иногда стресс и потеря близкого человека может подкосить и взрослого. У ребенка очень хрупкая и ранимая психика, поэтому нужно учитывать обстоятельства, при которых ребенок кажется расстроенным. Подавленность после смерти близкого или другой потери – нормальная реакция здорового ребенка. Но если депрессия длится долго и по необъяснимым причинам, стоит отвести дошкольника к психологу для выяснений его личностных проблем.

Депрессия у ребенка может возникнуть от перемены места или смены детского коллектива – это нормальная реакция, если только она не продолжается слишком долго – например, больше 3-4 месяцев.

В каком окружении находится дошкольник?

Если в детском коллективе дошкольника постоянно обижают, если в семье на него производится давление, если ребенок растет среди родственников-алкоголиков, он не сможет воспринимать нормально окружающую среду. Для этого нужно самому иметь отклонения. Но если психологический климат в семье спокойный, а группа в детском саду хорошая, неадекватное поведение ребенка – агрессивность или показное равнодушие – должно вызвать сомнения у взрослых. Так называемое социокультурное окружение – важное обстоятельство для оценки развития ребенка.

Симптоматика поведения

У ребенка может ярко проявляться только один симптом ненормального поведения – например, излишняя агрессивность по отношению к взрослым – или ряд симптомов. У одного проявления может быть четкая причина: взрослые обижают малыша, он в ответ проявляет агрессивность. Это нормальная реакция. Но если ребенок проявляет множество негативных симптомов в разных областях своей деятельности: игры, приема пищи, гуляния, общения со сверстниками, купания, засыпания, значит, с ним не все в порядке.

Симптомы, по Майклу Раттеру, также делятся на типы. Одни симптомы проявляются как особенности психического поведения, другие – как нервные расстройства. Например, если ребенок грызет ногти, он может быть и абсолютно здоровым, и невротиком. Тогда симптом грызения ногтей нужно рассматривать вкупе с другими симптомами.

Наконец, симптомы делятся по степени тяжести и их частоте. Если расстройства поведения часто проявляются, это может быть заболеванием. Если ребенок нервничает время от времени, это может быть закономерная реакция дошкольника на разные неприятности, тоже временные.

Как меняется поведение ребенка?

Изменения в поведении ребенка взрослые должны оценивать по отношению к другим детям, но не только.  Очень важно оценивать поведение ребенка по сравнению с тем, как он вел себя раньше, скажем, полгода назад. Если эти отклонения значительны и не в лучшую сторону, взрослым следует задуматься о лечении сына или дочери.

Как ситуация влияет на поведение дошкольника?

Ситуации бывают разные. Неадекватные ситуации требуют неадекватной реакции – это нормально. Если ребенка окружила толпа сверстников, чтобы отобрать у него мобильный, с его стороны будет нормально броситься на них с кулаками. Бросание на детей с кулаками будет ненормальным в ситуации, когда никто никого не трогал – все мирно играли, и только Васенька проявил агрессию.

Критерии, которые предлагает Раттер, помогут родителям более точно разобраться в поведении дошкольника и отклонениях в его развитии. Если есть сомнения – родителям никогда не рано обратиться к психологу – лучше предупредить критическую ситуацию, чем долго и героически с ней потом справляться.

Педагогические условия коррекции нарушений в поведении детей

Коррекция активно-волевых дефектов. Ребенок, имеющий слабую волю в выборе и совершении своих поступков, подвергается влиянию окружающей среды. Среда должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.

Коррекция капризов, упрямства. Детям не стоит показывать, что в них видят исключительность. Это ведет к формированию у ребенка чувства превосходства над сверстниками, развитию завышенной самооценки. Важно, поддерживая ребенка, опираться на его положительные качества. Оценка взрослого должна касаться результатов его поведения, поступков, но не его самого. Профилактикой являются четко сформулированные и понятные детям требования, которые должны предъявляться в ситуациях общения ребенка с разными взрослыми. При ярком проявлении упрямства положительные результаты дает метод игнорирования.

Коррекция застенчивости. Застенчивость составляет проблему, когда она проявляется у ребенка постоянно в робости и смущении, мешая общению со взрослыми и сверстниками. Воспитателю следует использовать метод поручения, когда ребенка просят передать вещь кому-либо из сотрудников детского сада, или передать ему же что-либо на словах. Включать в совместную деятельность, игры, замечая самые незначительные достижения ребенка, поощрять его в присутствии сверстников.



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

«КАК НАЛАДИТЬ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ»

1. Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд, и удерживайте внимание малыша, глядя ему в глаза.

2. Говорить простыми фразами. Не говорите много и быстро, не используйте сложные слова. Говорите медленно и протяжно. Не употребляйте местоимений.

3. Сопровождайте речь естественными жестами: «помаши ручкой». Ставьте главное слово в конце знакомой фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки нравятся. Заменяйте знакомые звуки новыми – ребенок быстро устает и начинает скучать.

4. Задавайте вопросы во время предметных и игровых действий ребенка с игрушками.

5. Поясните ваши действия, чего бы вы ни сделали, глядя в глаза.

6. Наблюдайте, как начинаются и как заканчиваются сигналы. Время от времени ребенок подает вам знак, привлекая ваше внимание. Улыбнется, потянется рукой, посмотрит в глаза или отворачивается, смотрит в пространство, на другой предмет, хмурит брови.

7. Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая вопрос, как бы ожидайте ответа и покажите свое ожидание ребенку. Делайте чаще паузы, у малыша будет возможность покряхтеть, посмотреть на вас. Малыш всегда старается отреагировать на обращенную к нему речь.

8. Продолжайте беседу, если видите ответ. Не обрывайте смысловую нить разговора. Это – улыбка, радостное телодвижение, приятное воркование. Получив ответ, кивайте головой, говорите «да, да», давая понять, что вы его поняли.

9. Говорите нараспев. В общении с ребенком используйте попевки, распевки, простые песенки: во время гигиенических процедур, контактного общения, ласки. Пение оказывает большое воздействие на речевые центры мозга, нежели простая, неоформленная музыкой речь.

E:\эмоции и картинки\105192133_large_9917bc137691.jpg

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

УСЛОВИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ БЫСТРЕЕ НАЛАДИТЬ

КОНТАКТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ

Важнейшая проблема воспитания ребёнка касается запретов. Как приучить ребёнка слушать, когда ему говорят «нельзя» и при этом не подавить его личности.

Надо, чтобы ребёнок понял, что, говоря «нельзя» родители спасают его от неприятностей и опасностей.

Ребёнок любит своих родителей за то, что они являются его защитниками и спасателями. Нужно, чтобы, говоря «нельзя», они оставались бы в этой роли, а не превращались во врагов и начальников. Иначе, когда родителей нет, ребёнок будет производить запрещённые действия. Итак, в этих случаях родителям рекомендуется:

- запрещать только то, что действительно требует запрета;

- говоря «нельзя», использовать встревоженное выражение лица и интонацию;

- серьёзно продумать эту проблему и найти оптимальное решение.

И можно предложить ещё несколько рекомендаций:

- повторяйте (имитируйте) звуки и действия ребёнка, но добавляйте к ним нечто иное;

- широко используйте жесты;

- интерпретируйте то, что ребёнок пытается вам сообщить, т.е. говорите за него то, что он бы сказал, если бы умел говорить;

- указывайте на объекты, о которых вы говорите ребёнку;

- называйте имена людей и названия объектов, к которым ребёнок проявляет интерес;

- говорите простыми фразами о том, что сейчас происходит;

- подчеркивайте ключевые слова;

- повторяйте одно и то же несколько раз.

                                                                                      E:\эмоции и картинки\0b0aa23405f602b6bf7356d22d976bc1.jpg



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для взрослых,

или Правила работы с тревожными детьми

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11.        Не унижайте ребенка, наказывая его.

Шпаргалка для взрослых,

или Правила работы с агрессивными детьми

1.         Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

  1.  Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  2.  Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  3.  Наказания не должны унижать ребенка.
  4.  Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  5.  Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  6.  Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих
  7.  Развивать способность к эмпатии.
  8.  Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  1.  Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  2.  Учить брать ответственность на себя.

Шпаргалка для взрослых,

или Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды.    Использовать физкультминутки.

  1.  Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  2.  Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  3.  Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  4.  Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  1.  Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.                   
  2.  Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.        

  1.  Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  2.  Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!