Программа учебного предмета «Физика» 11класс

фаттахова зулеха хамитовна

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. В процессе изучения физики основное внимание следует уделять  знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.Курс физики в программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.Изучение предмета физика на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.                                                                    В содержание курса физики для базового уровня включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры.Изучение физики на базовом уровне  среднего (полного) общего образования направлена на достижение  цели:

-освоение знаний о фундаментальных физических законах  и принципах , лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определенное  влияние на развитие техники технологии; методах научного познания мира:

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации современных информационных технологий

-воспитание убежденности и возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке  использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_-_fizika.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                                Директор МБОУСОШ№1 г. Советский

________________________ Т.В.Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«  » августа 2014 г.                                                                                                                «    » августа 2014 г.

Программа учебного предмета

«Физика»

11 класс

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Фаттахова Зулеха Хамитовна

Квалификационная категория: высшая

Программа составлена в соответствии с  

           1.Примерные программы по предметам. Физика 10-11 М.: Просвещение. 2011.Российская академия образования.2011.(Стандарты нового поколения.)

              2.Программы для общеобразовательных учрежде6ний: Физика. Астрономия. 7-11 кл./Состав. Ю.И.Дик, В.А.Коровин. – 3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2002.

Количество  часов по учебному плану на 2014-20145учебный год: 70 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «29» августа 2014 г

г. Советский

2014 г.

Пояснительная записка

11 класс. Базовый уровень. 70 часов, 2 часа в неделю.

Статус документа

Рабочая программа по физике разработана на основе:

      -   Примерные программы по предметам. Физика 10-11 М.: Просвещение. 2011.Российская академия образования.2011.(Стандарты нового поколения.)

  • Федерального Закона «Об образовании» (в ред. от 10.07.92 №3266-1); распоряжения правительства РФ «О концепции целевой программы развития образования  на 2006-2010 гг.» от  3 сентября 2005г №1340-р;
  • приказа Министерства образования России от  09.03.04  №1312 об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  • федерального компонента государственного стандарта общего образования
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Журнал № 5, 6 ,7, 8  «Народное образование», 2005 г
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования X-XI классы (Базовый уровень)  Авторы: В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин, А.Ю.Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е.Фрадкин. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы. Составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов; издательство М.: Дрофа,  2010г.)

УМК:

  • Рымкевич А.П. Физика. Задачник.10-11классы. - М.: «Дрофа», 2000 г;
  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Николаева В.И., Парфентьевой Н.А. Физика (базовый и профильный уровни). 11 класс. -  М., Просвещение,  2008, 2009г

Программа курса  рассчитана на 70 часов в год, охватывает учащихся 11 классов. Программа рассчитана на учащихся с разным  уровнем облученности по физике. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. В процессе изучения физики основное внимание следует уделять  знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Изучение предмета физика на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.                                                                      В содержание курса физики для базового уровня включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры.

Изучение физики на базовом уровне  среднего (полного) общего образования направлена на достижение  цели:

-освоение знаний о фундаментальных физических законах  и принципах , лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определенное  влияние на развитие техники технологии; методах научного познания мира:

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации современных информационных технологий

-воспитание убежденности и возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке  использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

-развитие мышления учащихся, формирование  у них самостоятельно приобретать  и применять  знания наблюдать  и объяснять  физические явления

-овладение школьными знаниями  об экспериментальных  фактах понятиях, законах, теориях, методах физической науки: о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике  и технологии;

Усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее сознания, понимание роли  практики в познании физических  явлений и законов;

- формировании познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжения образования и сознательному выбору профессии.

Результат освоения содержания программы  учащиеся должны закрепить знания и умения  базового уровня физики.

Знания:

* смысл понятий:  физические явления,  гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле.

* смысл физических величин:  скорость, ускорение, масса, сила, импульс,  механическая энергия, работа, внутренняя  энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

* смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.

Умения:

-описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел.

-отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить теоретических выводов, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики.

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*обеспечения жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационных связей;

*оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

*рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  Физика  старшей школы  исследует взаимосвязь физических  явлений, определяя общий подход к описанию различных  экспериментов.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала

В основе предлагаемой концепции построения содержания учебного предмета «Физика» лежат системно-деятельностный (личностно ориентированный)  и компетентностный  подходы ориентированные на:

- формирование и развитие в ходе образовательного процесса социально-личностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, понимание ценностно-нравственного значения образования, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им, чувство ответственности и личной перспективы, социальную мобильность и оптимизм;

- формирование и развитие специальных предметных (знаниевых) компетенций: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для физики как науки и как учебного предмета; умение самостоятельно приобретать знания и синтезировать новое знание на основе усвоенных элементов системы физических знаний

-  формирование и развитие в ходе образовательного процесса системных компетенций (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях), создающих базис для непрерывного самообразования и предстоящей профессиональной деятельности.

Реализация концепции содержания образования по учебному предмету «Физика» в современных условиях предполагает:

Ø   подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях; формирование гражданской позиции, умения противостоять негативным явлениям в общественной жизни;

Ø   приоритет здорового образа жизни;

Ø   готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики республики (рабочие кадры, специалисты со средним специальным образованием);

Ø   готовность к продолжению образования.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы.

 Физика и методы научного познания.

Электродинамика  (10 ч.)

      Электростатика. Электрический  заряд  и  элементарные  частицы. Закон  сохранения  электрического  заряда. Закон  Кулона. Электрическое  поле. Напряжённость  электрического  поля. Принцип  суперпозиции  полей. Проводники  в  электростатическом  поле. Диэлектрики  в  электрическом  поле. Поляризация  диэлектриков. Потенциальность  электростатического   поля. Потенциал  и  разность  потенциалов. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия  электрического  поля  конденсатора.

    Магнитное поле. Взаимодействие  токов. Магнитное  поле. Индукция  магнитного  поля. Сила  Ампера. Сила  Лоренца. Магнитные  свойства  вещества.

      Электромагнитная индукция. Открытие  электромагнитной  индукции. Правило  Ленца. Магнитный  поток. Закон  электромагнитной  индукции. Вихревое  электрическое  поле. Самоиндукция.  Индуктивность. Энергия  магнитного  поля. Электромагнитное  поле.

      Постоянный  электрический  ток. Сила  тока. Закон  Ома  для  участка  цепи. Сопротивление. Электрические  цепи. Последовательное  и  параллельное  соединения  проводников. Работа  и  мощность  тока. Электродвижущая  сила. Закон  Ома  для  полной  цепи.

      Электрический  ток  в  различных  средах. Электрический  ток  в  металлах. Зависимость  сопротивления  от  температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники.  Собственная  и  примесная  проводимости  полупроводников. р-n  - переход. Полупроводниковый  диод. Транзистор. Электрический  ток  в  жидкостях. Электрический  ток  в  вакууме. Электрический  ток  в  газах. Плазма.

 Колебания  и  волны (16 ч.)

       Механические  колебания. Свободные  колебания. Математический  маятник. Гармонические  колебания. Амплитуда, период, частота  и  фаза  колебаний. Вынужденные  колебания. Резонанс. Автоколебания.

      Электрические  колебания. Свободные  колебания  в  колебательном  контуре. Период  свободных  электрических  колебаний. Вынужденные  колебания. Переменный  электрический  ток. Ёмкость  и  индуктивность  в  цепи  переменного  тока. Мощность  в  цепи  переменного  тока. Резонанс  в  электрической  цепи.

      Производство, передача  и  потребление  электрической  энергии. Генерирование  электрической  энергии. Трансформатор. Передача  электрической  энергии.

 Механические  волны. Продольные  и  поперечные  волны. Длина  волны. Скорость  распространения  волны. Звуковые  волны. Интерференция  волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция  волн.

 Электромагнитные  волны. Излучение  электромагнитных  волн. Свойства  электромагнитных  волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

 Оптика (21 ч.)

         Световые  лучи. Закон  преломления  света. Призма. Дисперсия  света. Формула  тонкой  линзы. Получение  изображения  с  помощью  линзы. Светоэлектромагнитные  волны. Скорость  света  и  методы  её  измерения. Интерференция  света. Когерентность. Дифракция  света. Дифракционная  решётка. Поперечность  световых  волн. Поляризация  света. Излучение  и  спектры. Шкала  электромагнитных  волн.

 Основы  специальной  теории  относительности.

         Постулаты  теории  относительности. Принцип  относительности   Эйнштейна. Постоянство  скорости  света. Пространство  и  время  в  специальной  теории  относительности. Релятивистская динамика. Связь  массы  массы  с  энергией.

Квантовая физика (15 ч.)

        Световые  кванты. Тепловое  излучение. Постоянная  Планка. Фотоэффект. Уравнение  Эйнштейна  для  фотоэффекта. Фотоны.

       Атомная  физика. Строение  атома. Опыты  Резерфорда. Квантовые  постулаты  Бора. Модель  атома  водорода  Бора. Трудности  теории  Бора. Квантовая  механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой  дуализм. Дифракция  электронов. Лазеры.

      Физика  атомного  ядра. Методы  регистрации  элементарных  частиц.  Радиоактивные превращения. Закон  радиоактивного  распада. Энергия  связи  нуклонов  в  ядре. Деление  и  синтез  ядер. Ядерная  энергетика.

       Значение  физики для  понимания  мира  и  развития  производительных  сил. Единая  физическая  картина  мира. Элементарные  частицы. Фундаментальные  взаимодействия. Физика  и  научно-техническая  революция.

Значение  физики  для  объяснения  мира  и  развития  производительных  сил  общества (1 ч.)

Строение  Вселенной (7ч.)

 Единая  физическая  картина  мира. Строение  Солнечной  системы.  Система Земля – Луна. Общие  сведения  о  Солнце.  Определение  расстояний  до  тел  Солнечной  системы  и  размеров  этих  небесных  тел.  Источники  энергии  и  внутреннее  строение  Солнца. Физическая  природа  звёзд.  Астероиды  и  метеориты. Наша  Галактика. Происхождение  галактик  и  звёзд.  

   Меж предметные  связи

Изучение основ молекулярно- кинетической  теории осуществляется с использованием знаний следующих вопросов: моль, молярная и относительная масса; периодическая система   Д.И.Менделеева  ионная , атомная и молекулярная кристаллическая решетка; производство и применение материалов в технике (химия).

Законы электрического тока изучают с опорой на знания простейших электрических цепей, их схем и условиях обозначений, правил техники безопасности при обращении с электрическими и бытовыми приборами (трудовое обучение).

Материал об электрическом токе в растворах и расплавах электролитов изучается с учетом знаний следующих вопросов: электролиты, электролитическая диссоциация  и ее механизм, диссоциация кислот, щелочей и солей, электролиз (химия).

При изучении электрической проводимости полупроводников используется понятия о ковалентной связи.

При выводе основного уравнения МКТ, введение понятий напряженности электрического поля и индукции магнитного поля  используются знания о векторе, его длине и проекциях на координатные оси (математика).

При выполнении лабораторных работ и решении количественных задач учитывается, что учащиеся умеют выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде, приближенные вычисления (математика).

Знания основ МКТ используются в астрономии при изучении физической природы тел Солнечной системы, Солнца, звезд.

Знания о кристаллических телах применяются в математике(X,XI) при изучении многогранников. Знания о поверхностном натяжении можно использовать в химии при объяснении свойств  сложных эфиров; жиров.

Знания о законе сохранения и превращения энергии углубляются при изучении основ общей химии.

Знания о первом законе термодинамики и необратимости тепловых процессов углубляются  при изучении процессов круговорота веществ и превращения энергии в биосфере, энергетического обмена в клетке (биология). Знания об охране природы в связи с использованием тепловых двигателей углубляются и обобщаются при изучении вопросов о деятельности человека экологической фигуры, охране биогеоценозов, биосфере в период научно-технического процесса (биология).

При изучении принципов устройства и работы ЭВМ в курсе ИВТ привлекаются знания о магнитной записи информации и применение полупроводниковых приборов.

Сведения о магнитном поле Земли, движения заряженных частиц в магнитном поле, плазме и ее свойствах, применения полупроводниковых приборов в оборудовании космических станций используются в астрономических исследованиях.

Требования к уровню подготовки учащихся

Электродинамика

Учащиеся должны знать:

Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.

Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное отражение.

Учащиеся должны уметь:

Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.

Использовать трансформатор.

Измерять длину световой волны.

Квантовая физика

Учащиеся должны знать:

Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.

Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.

Учащиеся должны уметь:

решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны,

вычислять красную границу фотоэффекта,

определять продукты ядерной реакции.

Требования к уровню подготовки выпускников

   Система требований полностью согласована с обязательным минимумом содержания общего образования по физике и очерчивает

   минимум знаний и умений, необходимых для формирования представлений о физике как части общечеловеческой культуры,

   о значимости     физики в развитии человеческой цивилизации и современного общества.

   В соответствии с общими целями обучения и развития к уровню подготовки выпускника предъявлены четыре группы требований:

    освоение методов научного познания; владение определённой системой физических законов и понятий; умение

    воспринимать и      перерабатывать учебную информацию; владеть понятиями и представлениями физики,

    связанными с жизнедеятельностью человека.

    Разные группы требований предполагают разные преимущественные формы проверки уровня их достижения. Поэтому итоговая

    оценка       достижения выпускником необходимого уровня общеобразовательной подготовки по физике предполагает

    обязательную комплексную проверку результатов обучения с использованием различных её форм.

УМК

1.Сбор Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 № 1089).

2.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312).

3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).

4. Примерная программа среднего (полного) общего образования X-XIклассы (Базовый уровень)  Авторы: В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы. Составители: В.А. Коровин, В.А. Орлов; издательство М.: Дрофа, 2010г.)

 5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования  («Вестник образования №4 2008 г.);

6.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

7.сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике. Дрофа.2007.

8. Об экспериментальном преподавании Физики в 10 классе в 2001-2002 учебном году. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования/ Под. ред. д-ра ист. наук, проф. А.Ф.Киселева. – М.: ВЛАДОС, 2001г.

9..Программы общеобразовательных учреждений, физика  астрономия пр. Мякишев Г.Я..

Министерство общего и профессионального образования Р.Ф. М. Просвещение 2002г.

10. Мякишев Г.Я. Б.Б. Буховцев.  Физика 11 .учебник общеобразовательных учебных заведений. М.   Просвещение.2009.

11.  Рымкевич А.П. Физика. Задачник.10-11классы. - М.: Дрофа.2000.

12.  Марон А.Е., Марон Е.А.. Дидактические материалы. 11 класс. - М.: Дрофа.2004. А.Е Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы . Физика 10 класс. М. Дрофа.  2005.

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:                                                                                                                                    «Открытая физика»

 «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/  

«Оптика, световые кванты. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет» http://katalog.iot.ru/

«Российский общеобразовательный портал»  http://www.school.edu.ru/  

«Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов»       http://window.edu.ru/  , http://shkola.edu.ru/.   http://www.km-school.ru/

Видеоматериалы: видеофильмы КВАРТ: «Явление фотоэффекта», «Диффузия. Поляризация», «Основы кинематики», «Геометрическая оптика», «Электрические явления», «Магнитные явления», «Тепловые явления», «Волновые процессы», «Электромагнитная индукция».

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

 Изучение явления электромагнитной индукции Наблюдение действия магнитного поля на ток

Измерение показателя преломления  стекла.

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

Измерение длины световой волны.

Наблюдение сплошного и линейчатого спектра

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Электромагнитные колебания и волны.. (40 мин)

Оптика  Световые волны (40 мин)

Световые кванты.. (40 мин)

Атомная физика.. (40 мин)

Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Разделы курса, темы.

 Количество

часов

 Лабораторные

 работы

 Контрольные

работы

I

Основы электродинамики(продолжение)

10

2

       1

Магнитное поле

        5

         1

       2

Электромагнитная индукция

        5

          1

II

Колебания и волны

16

1

1

       1

Механические колебания

        1

         1

       2

электромагнитные   колебания

        7

       3

Производство, передача и использование электрической энергии

        2

       4

электромагнитные   волны

        6

        1

III

Оптика

21

4

1

       1

Световые волны

        14

          3

         1

       2

Элементы теории относительности

         3

       3

Излучение и спектры

        4

 1         1

IV

Квантовая физика

15

2

       1

Световые кванты

         5

         1

       2

Атомная физика

         3

       3

Физика атомного ядра

         6

         1

       4

Элементарные частицы

         1

V

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

1

VI

Строение Вселенной.

5

68

5

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                                                          11класс

№ урока

Тема уроков, домашнее задание

 Дата план

Дата

 факт

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Вид контроля.

Элементы дополнительного содержания

Демонстрации

Основы электродинамики (продолжение) (10 ч)

1/1

Магнитное поле и его свойства§ 1. Упр. 1(1)

Урок изучения нового материала

Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика».

Знать смысл физических величин: магнитные силы, магнитное поле. Знать: правило «буравчика», вектор магнитной индукции. Применять данное правило для определения направления линий магнитного поля и направления тока в проводнике.

ФО

Магнитное взаимодействие токов. Изображение магнитного поля прямого и кругового тока.

2/2

Магнитное поле постоянного электрического тока.§ 2,3Упр.1(3)

Урок изучения нового материала

Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера.

Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в проводнике)

ФД

Громкоговоритель. Электроизмерительные приборы. Использовать формулы при решении задач.

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

3/3

Действие магнитного поля на проводник с током.   Действие магнитного поля на движущийся заряд.§ 4-5§ 6,7. Упр.1(4)

Урок комбинированный

Измерение магнитной индукции. Решение задач: Действие магнитного поля на движущийся заряд

Действие магнитного поля на проводник с током Уметь определять модуль и направление силы Лоренца.

ВО

Использование действия магнитного ноля на движущийся заряд. Магнитные свойства вещества.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

4/4

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

Урок  практикум.

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Уметь применять полученные знания на практике.

5/5

Решение задач: Действие магнитного поля на движущийся заряд.

Урок обобщения и повторения

Уметь определять модуль и направление силы Лоренца Знать определения, физические величины Применять формулы при решении задач.

СР

6/6

Явление электромагнитной индукции. §8 -10. Упр.2(1,3)

Урок изучения нового материала

Явление  электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца

Знать:  электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца.

 СР

7/7

Самоиндукция. Индуктивность. § 15,16, 17. Упр.2(6)

Комбинированный урок.

Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле  

Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать смысл: физической величины (индуктивность), энергия магнитного поля, электромагнитное поле.

Применять формулы при решении задач.

Явление самоиндукции.

8/8

ЭДС индукции .§ 11 – 13. Упр.2(2,5)

Комбинированный урок

Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле

Понимать смысл: явления электромагнитной индукции, магнитного потока как физической величины.

Т

Использовать формулы при решения задач. Вихревое электрическое поле.

9/9

 Лабораторная работа «2» Изучение явления электромагнитной индукции «§ 1-7

Урок практикум

Изучение явления электромагнитной индукции

Уметь применять полученные знания на практике.

ЛР

10/10

Электромагнитное поле. § 8- 17

Урок обобщения и систематизации

Электромагнитное поле. Электромагнитная индукция.

План изучения природного явления

Уметь объяснять явления и применять знания

СР

Электромагнитная индукция

Колебания и волны (12 ч)

11/1

Механические колебания. §18-26 упр. 3лабораторная работа №3Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

 Комбинированный урок. (лекция, практическая работа)

Виды колебаний, основные характеристики. Резонанс.

Знать понятия: период колебаний, частота, фаза, смещение.

Уметь: определять ускорение свободного падения

ЛР

Пружинный и нитяной маятники

12/2

Свободные и вынужденные электромагнитные   колебания. Виды электромагнитны колебаний § 27

Комбинированный урок.

Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Понимать смысл физических явлений: свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

ФД

13/3

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. § 28,30, упр.4(1).

Комбинированный урок.

Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний.

Знать Устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

ФО

Формула Томсона. Гармонические колебания заряда и тока. Применять формулы при решении задач.

14/4

 Решение задач: Колебательный контур. Упр 4(1,2)

Урок обобщения и повторения

Колебательный контур

Колебательный контур Знать определения, физические величины. Знать определения, физические величины Применять формулы при решении задач.

15/5

Переменный электрический ток § 31,32,(32-35), упр.4(2,4)

Комбинированный урок

Переменный ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока

Понимать смысл физической величины (переменный ток)

ФО

Использовать формулы при решении задач

Осциллограмма переменного тока   (1, стр.  84,  рис. 78)

16/6

Сопротивление в цепи переменного тока § 33-35

Комбинированный урок

Сопротивление в цепи переменного тока.

Сопротивление в цепи переменного тока.

17/7

Трансформаторы Генерирование электрической энергии.  § 37, 38, упр.5(2)

Комбинированный урок

Генератор переменного тока. Трансформаторы.

Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора.

ФО

18/8

 Решение задач: Трансформаторы тетр.

Урок обобщения и повторения

Трансформаторы.

Знать определения, физические величин Применять формулы при решении задач .

19/9

Производство, передача и использование электрической энергии.  § 39 – 40, упр.5(4)

Комбинированный урок

Производство электроэнергии.  Типы электростанций. Повышение эффективности использования электроэнергии Электромагнитные колебания. Основы электродинамики

Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии.

ФД

20/10

Передача  электрической энергии. § 39 – 40,

Передача электроэнергии.

Знать способы передачи электроэнергию.

21/11

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн § 48, 49, 54

Комбинированный урок

Теория Максвелла. Теория дальнодействия  и близко действия. Возникновение и распространение  электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн  

Знать смысл теории Максвелла.  Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн

Устройство принцип действия генератора  сверхвысокой частоты

(1, стр. 146, рис. 136-147)

22/12

Принципы радиосвязи. Простейший радиоприемник  § 51, 52, 53, упр.7

Комбинированный урок

Устройство и принцип действия радиоприёмника А. С. Попова. Принципы радиосвязи Амплитудная модуляция.

Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприёмника А. С Попова

Амплитудная модуляция. Детектирование

23/13

 Свойства электромагнитных волн §  54, 55,

Комбинированный урок

Свойства электромагнитных волн

24/14

Радиолокация. Понятие о телевидении. связи. § 55-58

Комбинированный урок

Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Радиолокация.   Развитие средств Распространение радиоволн. Применение радиолокации в технике. Принципы приёма и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи.

Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. Приводить примеры: применение волн в радиовещании, средств связи в технике. Понимать принципы приёма и получения телевизионного изображения.

Эссе «Будущие средства связи»

25/15

Решение задач: электромагнитных волн

Урок обобщения и повторения

электромагнитных волн

Знать определения, физические величин Применять формулы при решении задач

26/16

Контрольная работа№1 Электромагнитные колебания

Урок контроля

Электромагнитные колебания

Умение применять полученные знания на практике

Оптика (14 ч)

Световые волны (8ч)

27/1

Скорость света. Закон отражения света § 59.60, упр.8(2)

Урок изучения нового материала.

Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света. Закон отражения света. Построение изображения в плоском зеркале

Знать развитие теории взглядов на природу света. Понимать смысл физического понятия (скорость света) Понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон  отражения света. Выполнять построение изображений в плоском зеркале. Решать задачи

Законы отражения

28/2

 Решение задач: законы распространения света § 60, упр.8(4)

Комбинированный урок

Закон отражения света. Построение изображения в плоском зеркале Закон преломления света

Выполнять построение изображений в плоском зеркале. Решать задачи

Законы отражения

29/3

Линзы.  Построение изображений в линзе. §61, 62,63упр.8(8)

Комбинированный урок

Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления

Понимать смысл физических законов ( закон преломления света). Выполнять построение изображений

ФД

Полное отражение. Волоконная оптика. Использование явления полного отражения в волновой оптике

Законы преломления

30/4

Формула тонкой линзы §64,65 упр.9(1)

 Формула тонкой линзы. Увеличение

Уметь определять Фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

31/5

Решение задач: линзы §65 упр.9(3.4)

Урок обобщения и повторения

Уметь определять Фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

Уметь определять Фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

32/6

Лабораторная работа № 4  «Измерение показателя преломления стекла» § 59 – 62, упр.8(7)

Урок практикум

Измерение показателя преломления стекла

Выполнять измерение показателя преломления стекла

ЛР

33/7

Дисперсия света. § 66,68,69, упр.10(1)

Урок применения знаний

Дисперсия света.

.

Понимать смысл физических  явлений: дисперсия света, Объяснить образование сплошного спектра при дисперсии

ВО

Получение спектра с помощью призмы спектроскопа

34/8

Лабораторная работа №5«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» § 63-65, упр. 9(4)

Урок практикум

Линзы. Изображение в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение.

Уметь определять Фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

ЛР

35/9

Интерференция. Дифракция § 67,68,

Комбинированный урок

Интерференция. Опыт. Наблюдение интерференции света

Понимать смысл физических  явлений: интерференция.

36/10

Поляризация света. §73,74

Комбинированный урок

Поперечность световых волн и электромагнитная природа света. Опыт. Наблюдение поляризации света. Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света.

Понимать смысл физических понятий: естественный и поляризованный свет. Приводить примеры применения поляризованного света

 

Получение спектра с помощью дифракционной решётки, измерение длины волны

37/11

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» § 71, 72, упр.10(2)

Урок практикум

 Дифракция света. Опыт. Наблюдение дифракции света. Дифракционная решётка.

 Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

Понимать смысл физического явления: дифракция. Объяснить условие получения устойчивой интерференционной картины.

 Уметь анализировать полученный результат.

ЛР

Дифракционные картины от различных препятствий

Дифракция света

38/12

Решение задач: световые волны.

Урок применения знаний

Световые волны. Излучение и спектры.

Умение применять полученные знания на практике Знать определения, физические величин Применять формулы при решении задач

39/13

Обобщающий урок: оптика

Урок обобщения и повторения

Световые волны. Излучение и спектры.

Умение применять полученные знания на практике Знать определения, физические величин Применять формулы при решении задач

40/14

Контрольная работа №2: Оптика, световые волны.

Урок контроля

Световые волны. Излучение и спектры.

Умение применять полученные знания на практике

Элементы теории относительности (3ч)

41/15/1

Постулаты теории относительности Относительность одновременности § 75, 76, , упр.11(1)

Урок изучения нового

Постулаты теории относительности Эйнштейна. Законы электродинамики и принцип относительности.

Знать постулаты теории относительности Эйнштейна.

Опыт Майкельсона.

42/16/2

Релятивистская динамика Принцип соответствия  § 77.78, упр.11(2)

Комбинированный урок.

Релятивистская динамика Основные следствия из постулатов теории относительности.

Зависимость массы от скорости

Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы, длины, интервала времени от скорости.

Относительность расстояний и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистский характер импульса Основной закон релятивистской динамики.

43/17/3

Связь между массой и энергией  §79, упр.11(3   0

Комбинированный урок

Закон взаимосвязи массы и энергии. Энергия покоя.

Знать закон взаимосвязи массы и энергии, понятие «энергия покоя»

СР

Излучение и спектры (4ч))

44/18/1

Виды излучений.  § 80,81,82,83

Урок изучения нового материала

Виды излучений и источников света. Спектры. Спектральный анализ. Источники света.

Знать особенности видов излучений. Виды спектров.

Виды излучений: тепловое излучении, электролюминесценция. Катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция.

41/15/1

45/19/2

Спектры. Спектральный анализ § 83,

Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений.

Знать смысл физических понятий: Знать рентгеновские лучи.  Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений.

Написать статью в журнал (детский, научно-популярный), Провести исследование. Шкалу электромагнитных волн. Рентгеновские лучи.

46//20/3

инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение § 84, 85, 8

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

4721/4

Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра»

Урок практикум.

Наблюдение сплошного и линейчатого спектра

лр

Квантовая физика (13 ч)

Световые кванты (5 ч)

48/1

Фотоэффект. § 87,88, упр.12(2)

Комбинированный урок

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Законы фотоэффекта. Теория фотоэффекта

Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта,  уравнение Эйнштейна для фотоэффекта . Объяснить законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией. Знать формулы, границы применения законов

Фотоэффект

49/2

Фотоны. § 89,  упр.12(2,3)

Урок применения знаний

Применение фотоэффекта Применение фотоэлементов

Знать: величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс); устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Объяснить корпускулярно-волновой дуализм. Приводить примеры фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества в природе и технике.

ФД

Решение задач по теме.

. Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулы при решении задач.

фотоприборы

50/3

Решений задач: Фотоэффект.§ 90, упр.12(4)

Урок применения знаний

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Законы фотоэффекта.

Умение применять полученные знания на практике Знать определения, физические величин Применять формулы при решении задач

51/4

Применение   фотоэффекта. Давление света.. § 91,92, упр.12(4)

Урок применения знаний

Применение   фотоэффекта. роявление давления света в природе. Химическое действие света. Фотография.

Уметь объяснять явление. Знать применение явления.

Давление света. Опыта П.Н.Лебедева.

52/5

Контрольная работа №3:Световые кванты.

Урок контроля

Световые кванты.

Умение применять полученные знания на практике

Атомная физика (3 ч.)

53/6/1

Строение атома. Опыты Резерфорда.§ 93

Урок изучения нового материала

Опыты Резерфорда. Строение атома по Резерфорду

Понимать смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду Знать модель атома, объяснить опыт..

Тест.

54/7/2

Квантовые постулаты Бора. §94, 95, упр.13(1)

Комбинированный урок.

Квантовые постулаты бора. Свойства лазерного излучения. Применение лазеров.

Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами.

Модель атома водорода по Бору.

55/8/3

 Лазеры. §96, презентация «Применение лазера»

Комбинированный урок.

Лазеры. Применение лазера.

Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения. Приводить примеры применения лазера в технике, науке.

Проект «Будущее квантовой техники»

Принцип действия лазеров.

Физика атомного ядра(6)

56/9/1

Открытие радиоактивности. Строение атома § 98,99,100

Комбинированный урок

Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы.

Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов.

Закон радиоактивного распада. Изотопы.

57/10/2

Закон радиоактивного распада. § 102

Урок применения знаний

Решений задач: Закон радиоактивного распада

Умение применять полученные знания на практике Знать определения, физические величин Применять формулы при решении задач

58/11/3

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. § 103-106, упр.14(1,2)

Комбинированный урок

Энергия связи атомного ядра. Дефект масс.  Ядерные реакции.

Понимать смысл физических понятий: энергия связи атомного ядра, дефект масс.  Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции.

Тест

Открытие нейтрона.

Энергетический выход ядерных реакций.

59/12/4

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. § 107-110,упр.14(3,4)

Комбинированный урок

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции.

Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию.

Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

60/13/5

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. § 111-113, упр.14(5,6,7)

Комбинированный урок (урок семинар)

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Приводить примеры использование ядерной энергии в технике, влияние радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций и называть способы решения этих проблем.

Проект «Атомная энергия -  за и против»

61/14/6

Контрольная работа №4 «Атомная физика»

Урок контроля

Физика атома и атомного ядра

Уметь применять полученные знания на  практике

КР

62/15/1

Элементарные  частицы. §114,115

Комбинированный урок

Этапы развития физики элементарных частиц. Позитрон. Античастицы.

Приводить примеры элементарных частиц; знать некоторые свойства элементарных частиц.

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (1 ч)

63/1

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества.  § 127

Комбинированный урок

Единая картина мира Единая физическая карта мира

Объяснять:  физическая картина мира

Строение Вселенной  (7ч)

64/1

Видимое движение небесных тел. Законы движения планет. § 116,117, упр.15(1)

Урок изучения нового материала

Солнечная система

Знать строение солнечной системы. Описывать движение небесных тел, Законы Кеплера.

Работать с атласом звездного неба

65/2

 Система Земля-Луна. Физическая природа малых тел Солнечной системы. § 118,119, упр.15(2)

Урок изучения нового материала

Планета Луна – единственный спутник земли

Знать смысл понятий: планета, звезда. Применять знание законов физики для объяснения природы космических объектов

. Тест

66/3

Общие сведения о Солнце. Основные характеристики звёзд. §120,121, упр.15(3)

Комбинированный урок

Солнце - Звезда Внутреннее строение Солнца и звёзд главной последовательности. Эволюция звёзд Источники энергии Солнца. Строение Солнца

Описывать солнце как источник жизни на земле

Знать Источники энергии процессы, протекающие внутри Солнца

Тест Знать схему строения Солнца

Современные представления о  происхождении и эволюции звезд Солнечная корона

67/4

Галактики Млечный путь - наша Галактика. § 124,125.

Урок изучения нового материала

Галактика Млечный путь

Знать понятия: галактика. Наша Галактика

Создание презентаций Фронтальный опрос

68/5

Строение и эволюция Вселенной § 126

Урок изучения нового материала

Вселенная

Знать понятие «Вселенная»

. Тест

Строение и эволюция Вселенной

Контрольных работ -4

Лабораторных работ-7

Литература для учителя

1.Сбор Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 № 1089).

2.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312).

3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).

4. Примерная программа среднего (полного) общего образованияX-XIклассы (Базовый уровень)  Авторы: В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин, А.Ю.Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е.Фрадкин. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы. Составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов; издательство М.: Дрофа, 2010г.)

 5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования  («Вестник образования №4 2008 г.);

6.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

7.сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике. Дрофа.2007.

8. Об экспериментальном преподавании Физики в 10 классе в 2001-2002 учебном году. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования/ Под. ред. д-ра ист. наук, проф. А.Ф.Киселева. – М.: ВЛАДОС, 2001г.

9..Программы общеобразовательных учреждений, физика  астрономия пр. Мякишев Г.Я..

Министерство общего и профессионального образования Р.Ф. М. Просвещение 2002г.

10. Мякишев Г.Я. Б.Б. Буховцев.  Физика 11 .учебник общеобразовательных учебных заведений. М.   Просвещение.2009.

11.  Рымкевич А.П. Физика. Задачник.10-11классы. - М.: Дрофа.2000.

12.  Марон А.Е., Марон Е.А.. Дидактические материалы. 11 класс. - М.: Дрофа.2004. А.Е Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы . Физика 10 класс. М. Дрофа.  2005.

Литература для учащихся

1. Мякишев Г.Я. Б.Б. Буховцев.  Физика 10 .учебник общеобразовательных учебных заведений. М.   Просвещение.2009.

2.  Рымкевич А.П. Физика. Задачник.10-11классы. - М.: Дрофа.2000.

3. . Марон А.Е., Марон Е.А.. Дидактические материалы. 11 класс. - М.: Дрофа.2005.

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:                                                                                                                                    «Открытая физика»

 «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/  

«Оптика, световые кванты.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет» http://katalog.iot.ru/

«Российский общеобразовательный портал»  http://www.school.edu.ru/  

«Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов»       http://window.edu.ru/  , http://shkola.edu.ru/.   http://www.km-school.ru/

Видеоматериалы: видеофильмы КВАРТ: «Явление фотоэффекта», «Диффузия. Поляризация», «Основы кинематики», «Геометрическая