проект "Огород на окне"
С помощью таких проектов у детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_okne.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - исследовательский проект «огород на окне»
Подготовила воспитатель старшей группы
Рахматалиева Х.А.
Актуальность проекта: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи
познавательно – исследовательского, социально – исследовательского,
социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Проблема проекта:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Цель: формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
Образовательные: формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность; обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивающие: Развивать чувство ответственности за благополучное состояние
растений (полив, взрыхление, прополка сорняков); наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: средний
Сроки реализации проекта: 01.02.2018г. – 30.03.2018г.
Основные формы реализации проекта:
- Чтение художественной литературы, отгадывание загадок;
- разучивание пословиц и поговорок по теме; разучивание и произношение чистоговорок;
- разучивание подвижных игр; дидактические игры.
- НОД; трудовая деятельность.
Ожидаемый результат: получение знаний детей о жизни растений; развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков.
Предполагаемый результат: с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала; приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.
Методы проектной деятельности:
- познавательно-игровые занятия;
- наблюдения;
- беседы;
-календарь наблюдений
Методические приемы:
- принцип познавательной активности;
- принцип наглядности
- принцип поэтапности
- принцип вариативности
- принцип активности и посильной самостоятельности
- предполагаемый результат:
Основные направления реализации проекта:
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Подбор наглядно –дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования
Предварительная работа:
- беседы об условиях роста растений
- изучение строения растений
- проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках и в группе)
-проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде
- наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду и на семейных приусадебных участках)
- выбор культур для выращивания, закупка семян и оборудования
Продукты проекта:
-изготовление совместно с детьми дневника наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям;
-презентация проекта;
-выращенные продукты (укроп, петрушка, лук) отнести на кухню для добавления в пищу.
Познавательное развитие:
-расширить знания детей о культурных растениях;
-продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка, картофель, цветы, …);
-формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами;
-обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
-развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам;
-обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Социально-коммуникативное развитие:
-продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
-развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);
-воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
-развивать познавательные и творческие способности;
-формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками;
-развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Речевое развитие:
-развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками
Художественно-эстетическое развитие:
-способствовать развитию творческих способностей у детей;
-поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
План реализации проекта:
I этап – подготовительный (приобщение родителей и детей к реализации проектно – исследовательской деятельности
II- основной (реализация проекта)
III – заключительный (подведение итогов работы по проекту, итоговые мероприятия)
Организация деятельности над проектом:
Деятельность педагога:
- изучение методической литературы;
- составление плана проекта;
-разработка бесед, наблюдений;
- организация предметно – развивающей среды;
-организация работы с родителями по сбору семян, почвы;
- беседа с родителями «Огород на окне»;
- консультации для родителей «Огород на подоконнике»;
-презентация проекта.
Деятельность детей:
-беседа познавательного характера;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
-ситуативная беседа: «Что нужно для роста растений?»;
-разучивание подвижных, дидактических игр; с/р игра «Магазин овощей»;
-заучивание стихов, пословиц;
-рассматривание и посадка семян;
-опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
-наблюдения: «Растут ли наши растения?»
-ведение календаря наблюдений;
-просмотр презентации.
Деятельность родителей:
-консультация для родителей;
-беседа с родителями связанная с реализацией проекта;
- подготовка семян для посадки.
Предметно – развивающая среда:
дидактические игры по теме;
подборка наглядно – дидактического материала;
подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок;
прослушивание песен;
подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
Этапы проведения проекта
1. Подготовительный этап:
-разработка проекта.;
-подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
-подбор дидактического материала.;
-планирование совместной деятельности;
- советы, рекомендации, консультации родителям на данную тему.
2. Основной этап:
Познавательное развитие:
- рассматривание семян, иллюстраций;
- опыт «На свету и в темноте»;
- наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток;
- составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде;
Художественно-эстетическое развитие:
- раскрашивание картинок;
- рисование «Загадки с грядки»;
- лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин»;
- аппликация: «Овощи на тарелке»;
- драматизация сказки «Репка»;
- разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород»;
- игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»
Речевое развитие:
- чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К. Чуковского «Огород»,
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»;
- загадки, поговорки об овощах и фруктах;
- составление рассказа «Как я помогаю на огороде»;
- проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».
Физическое развитие:
- п/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты»;
- физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем».
3.Заключительный этап:
-итоговая беседа;
-просмотр презентации;
-выращенные продукты (укроп, петрушка, лук) отнести на кухню для добавления в пищу.
Литература:
1.Развитие речи В.В. Гербова.
2.Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
3.Интернет – ресурсы: