ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Режим и спорт – залог здоровья!" (Здоровьесбережение детей)

Ерош Наталия Владимировна
Здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu_2.docx53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №19

 г. Королёв

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Режим и спорт – залог здоровья!"

(Здоровьесбережение детей)

Составители:                   Ерош Н.В. – учитель начальных классов

г. Королёв

2011г.

Пояснительная записка

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более трехсот определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.   В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».   При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.                                                                                                Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.     Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».  Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».                                                                                                                  Анализ существующих определений понятий здоровья позволил выявить шесть основных признаков здоровья.

1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации – клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.

3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.

4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.

5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.

6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.

Считают, что оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Понятие индивидуального здоровья отражает здоровье, свойственное конкретному человеку. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.                                                                                                                                                          Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.  Школа, будучи частью социума, должна распространять идею здоровья вокруг себя, вовлекая и привлекая другие элементы социума. Целостный подход к пониманию здоровья в школе ведет к серьезным изменениям в школьной жизни, охватывая все уровни – от управления школой до отношений в классе и связей с внешним обществом.

Принципы программы здоровья:

 - Обеспечение безопасной и здоровой среды при организации учебно-воспитательного процесса, в сферах питания, оборудования помещений, спортивных и игровых площадок и т.д.

 - Содействие чувству ответственности за здоровье личности, семьи, общества.

 - Демонстрация реалистичного и привлекательного диапазона средств  для выбора здорового образа жизни.

 - Обеспечение самоуважения у учеников для максимально полной реализации их физического, психологического и социального потенциала.

 - Развитие межличностных отношений на принципах гуманизма в школьном сообществе.

 - Последовательность и преемственность учебных программ в области здоровья.

 - Обеспечение базы данных информации о здоровье школьников.

Направления программы здоровья:

- «Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья  - мое богатство.

- «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребенка.

- «Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.

- «Мальчики и девочки – чудо природы». Половые различия как основа мироустройства.

- «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.

- «Я и мир вещей». Уважительное отношение к творениям рук человеческих.

- «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.

Понятие здорового образа жизни включает в себя следующие блоки:

- Режим труда и отдыха.

- Физическая активность и закаливание.

- Рациональное питание.

- Психогигиена и психопрофилактика.

- Создание благополучной для человека окружающей среды.

- Отказ от вредных привычек.

- Половое воспитание и сексуальное здоровье.

- Нетрадиционные методы оздоровления.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни – вот небольшой перечень основных направлений работы школы по этому вопросу.                                                                                                                                    Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой части всего воспитательного процесса в классе.                                                                    Цель программы здоровья:  

создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.                                                                                                                                                   Задачи:

  1. профилактика  заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
  2. повышение двигательной активности младших школьников;
  3. формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
  4. организация мониторинга здоровья и физического развития;
  5. признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.

Ожидаемые результаты:

  1. положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  2. повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  3. валеологическая просвещенность учащихся;
  4. увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  5. повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  6. повышение приоритета здорового образа жизни.

Средства достижения цели:

  1. Интегрированный подход к обучению, встречи со специалистами, просмотр  и обсуждение видеофильмов.
  2. Основные формы занятий: уроки здоровья, игры,  заочные путешествия, защита проектов,  комбинированные уроки, памятки, театрализованные представления.

Диагностика  здоровья школьников проводится два раза в год - в начале учебного года с целью определения:                                                                                                                                                                                  1.  Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.                                                                                                                                                                   2.  Состояния здоровья.                                                                                                                                                       3.  Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития  детей класса.                                                                                                                                                                               4.  Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.                                                                                                                                                                      5.  Выявление интересов детей и родителей.

В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:

  1. Определения динамики роста и развития всех показателей.                                                                   2.  Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.                                                                                                                                                                               3.  Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.                                                                                                                                                                      4.  Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.                                                                                                     5.  На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.

                                              Содержание программы   1 класс.

Раздел 1. Я и мое здоровье – 18 ч.

  1. «В здоровом теле – здоровый дух»

Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны.

  1.   «Моё здоровье».

Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.

  1.  «Режим дня первоклассника»

Одно из условий сохранения и укрепления здоровья – научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отдыха, сна, питания –правильный режим дня.

  1. «Здоровье – это жизнь»

Здоровье как величайшая ценность человека.

  1.  «Дружи с водой».
  2.  «Как закаляться. Обливание и обтирание»

Проектная деятельность « Способы закаливания»

  1. «Забота о глазах. Зрительная гимнастика»

Проектная деятельность « Береги зрение!»

  1.  «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
  2. «Уход за ушами. Памятка « Берегите слух»

Проектная деятельность « Как сберечь слух»

  1. «Здоровая улыбка. Уход за зубами»

Правила ухода за ротовой полостью, за зубами. Составление памятки « Уход за зубами»

  1.  «Гигиена. Почему надо умываться»

Основы знаний о гигиене закладываются в раннем возрасте. Анкетирование детей с последующим мониторингом.

  1.  «Мама, папа, я - спортивная семья».

Спортивный праздник для всей семьи.

  1.  «Режим дня школьника. Сон –лучшее лекарство»

Значение  полноценного сна в жизни человека и его влияние на здоровье.

  1.  «Осанка, ее влияние на здоровье человека"

Практическая работа « Упражнения для хорошей осанки»

  1. «Друзья Мойдодыра»
  2.  «Как следует питаться»

Роль сбалансированного питания в жизни человека. Проектная деятельность  «Фрукты и овощи – кладезь витаминов»

Раздел 2. Я и общество. Правила, обязательные для всех – 15 ч.

  1. «Настроение. Эмоциональная сфера личности»

Элементарные эмоции в раннем детстве. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств.

  1. «Твое настроение в школе. Твое настроение  после школы»

Практическая работа «Карта хорошего настроения»

  1. «Сотвори солнце в себе. Поведение и характер»

Почему с некоторыми людьми хочется общаться, а других «обходишь стороной»? Как формировать свой характер? Какая связь существует между поведением человека и его характером?

  1. «Роль привычки в жизни человека. Вредные  и полезные привычки»

Проектная деятельность «Как бороться с вредными привычками»

  1.  «Я не похож на других»

Индивидуальность человека. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания.

  1. «Народные игры»

Практическая работа « Народные игры и их роль в сплочении детского коллектива»

  1. «Мы выбираем движение!»

Проектная деятельность « Движение – жизнь!»

  1. «Мои эмоции, чувства и здоровье»
  2. «Учёба и здоровье»

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

  1. «Я как член коллектива»

Взаимоотношения в коллективе. Зависимость здоровья  от микроклимата в классе.

  1. «Мои друзья и одноклассники. Диагностика межличностных отношений»

Тестирование, составление индивидуальной карты учащегося.

  1. «Моя семья»

Значение семьи в жизни человека. Правила семейного общения.

  1. «Расти здоровым. Летний отдых»                                                                                        Рекомендации по организации и проведению летнего отдыха. Проектная деятельность « Солнце, воздух и вода»

                                             

Разделы программы

2 класс

3 класс

4 класс

Гигиена школьника

5 часов

3 часа.

3 часа

Основы безопасности жизнедеятельности

12 часов

15 часов

15 часов

Разговор о правильном питании

5 часов

4 часа

4 часа

Экология

5 часов

5 часов

5 часов

Этикет

5часов

5часов

5часов

Встречи с работниками сферы здравоохранения

2 часа

2 часа

2 часа

Содержание программы 2 класс.

               Сентябрь

Организация дежурства по школе и по классу.

Организация  работы кружков и секций.

Составление плана воспитательной работы, работы с родителями, рабочих программ с учетом  мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.

Организация питания учащихся.  Урок проектной деятельности «Полезные овощи»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Проведение спартакиады « Багряный лист», участие в спортивно-массовых соревнованиях  дня здоровья.

Уроки здоровья.

Осенний поход в лес «В гости к осени»

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время  (систематически).

ПДД. Безопасный путь в школу.

Проектная деятельность  «Четвероногие друзья. Правила общения с животными»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

Родительское собрание «Психологические аспекты адаптационного периода» с приглашением  врача- психолога.

           Октябрь

Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.

Проведение спортивных мероприятий и соревнований.

Уроки здоровья: «Дружи с водой»; «Личная гигиена»

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в каникулы.

Проектная деятельность  «Безопасность в доме»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

            Ноябрь

Спортивный праздник «Мама, папа, я  - спортивная семья!»

Проведение Уроков здоровья  и мероприятий по теме «Быть здоровым здорово». Анкетирование, мониторинг здоровья, выпуск плакатов.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Родительское собрание (круглый стол) по здоровьесбережению.

Проектная деятельность «Безопасность на улице»

Тематическая беседа  «Соблюдение личной гигиены»(выступление  врача )

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

Уроки здоровья.

           Декабрь

Проведение уроков безопасности  по ОБЖ и ПДД.

Проведение соревнований «Веселые старты», посвящённых празднованию Дня семьи.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся.  Урок здоровья  «Лук и чеснок победят грипп»

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в каникулы.

Проектная деятельность «Безопасность в общественном транспорте»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

Круглый стол «Аспекты формирования здоровой личности» (встреча с  педиатром)

             Январь

Уроки здоровья  по теме: «Чистая вода- для хвори беда».

Тренинг здорового образа жизни.

Соревнования. Лыжные гонки.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся. Урок здоровья «Витамин С – помощник в борьбе с простудой»

Проектная деятельность «Основы пожарной безопасности»

Урок здоровья «Конкурс снежных скульптур»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

          Февраль

Классный час –практикум, посвященный Дню защитника Отечества.

Урок здоровья «Веселая лыжня»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Спортивные соревнования «Вперёд, мальчишки!»

Урок здоровья «Быть здоровым – здорово!»

Проектная деятельность по ОБЖ и ПДД  «Улица полна неожиданностей»

Анкетирование родителей «Роль спорта в жизни нашей семьи». Мониторинг.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

            Март

«А, ну –ка, девочки!» спортивные состязания среди девочек.

Уроки здоровья «Правильное питание – залог здоровья. Витамины»

Проектная деятельность  «Мое место в мире»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в каникулы.

Масленичные гуляния.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

              Апрель

Всемирный день  здоровья.

Классный час –практикум «Милосердие».

Спортивные состязания среди учащихся 2-х классов.

Конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню космонавтики.

Экскурсия в Звездный городок.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Проектная деятельность «Безопасность на воде».

Уроки здоровья «Надёжная защита организма».

Классный час: «Час здоровья»

КВН «Если хочешь быть здоров»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

              Май

Легкоатлетический кросс, посвящённый Дню победы.

Соревнования « Веселые старты».

Организация  занятости учащихся в летний период.

Проведение экскурсии в национальный парк «Лосиный остров».

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в период  летних каникул.

Весенняя эстафета.

Уроки здоровья  «Я хочу вырасти здоровым»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Проектная деятельность «Настоящий друг».

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно).

Родительское собрание «Как организовать летний отдых детей с пользой для здоровья»

Содержание программы 3 класс.

             Сентябрь

Организация дежурства по школе и по классу.

Организация работы кружков и секций.

Составление плана воспитательной работы, работы с родителями, рабочих программ с учетом  мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.  Игра «Пассажиры и водители»

Классный час – практикум «Почему мы говорим неправду.  Поможет ли тебе обман?»  

Викторина по УНТ(пословицы, поговорки) «Неправда-ложь»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

День здоровья. Спортивные игры. Урок здоровья.

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время  (систематически).

Занятие по ПДД «Безопасный путь в школу».

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Спартакиада « Багряный лист»

Проектная деятельность  «Мы - пешеходы»

Уроки здоровья.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

               Октябрь

Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.

Проведение спортивных мероприятий и соревнований.

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Уроки здоровья  «Умей себя сдерживать!»  «Все ли желания выполнимы?»

Урок – диспут «Как воспитать в себе сдержанность»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в период  осенних каникул.

Проектная деятельность  «Один дома»

Родительское собрание по здоровьесбережению.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

               Ноябрь

«Моя мама – самая спортивная» спортивный праздник ко Дню матери.

КТД «Здоровый образ жизни». Защита проектов.

Классный час –практикум  «Борьба за здоровый образ жизни»

Уроки здоровья  « Вредные привычки», «Как отучить себя от вредных привычек»

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Родительское собрание по здоровьесбережению.

Проектная деятельность  «Полезные привычки и я»

Урок –практикум «Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте».

Беседа медицинского  работника «Профилактика простудных заболеваний.  Закаливание».

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

               Декабрь

Проектная деятельность по ПДД  « Дорожные знаки».                                                                                                     Спортивный конкурс, посвященный Дню семьи  «Папа, мама, я – спортивная семья»

Классный час –практикум  «Мы идём в театр. Правила поведения».

Уроки здоровья.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся.  Урок здоровья «Мой любимый овощ».

Конкурс рисунков и листовок «Быть здоровым- здорово!»

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в каникулы.

Круглый стол по здоровьесбережению.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

Проектная деятельность  «Народные средства укрепления здоровья. Чеснок и лук от семи недуг»

                  Январь

Классный час –практикум  «Как не стать жертвой преступления».

Тренинг здорового образа жизни. Уроки здоровья.

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Спортивные состязания среди учащихся 3-х классов.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся. Урок здоровья  «Витамины для здоровья»

Проектная деятельность  «Огонь – друг, огонь - враг»

Соревнования. Лыжные гонки.

КТД по ПДД «Транспортная культура поведения».

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

                 Февраль

День защитника Отечества.  Спортивные состязания «Быстрее, выше, сильнее!»

Лыжные соревнования  «Веселая лыжня»

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Проектная деятельность  «Перекрёстки, их виды. Правила перехода перекрёстка»

Уроки здоровья «Вредные привычки.  Умей сказать «Нет»

Праздник спорта  «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

КТД по ОБЖ «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Родительское собрание – диспут « Вредные привычки в семье, их влияние на ребенка»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

                  Март

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Спортивные состязания «Вперед, девчонки!», посвящённые 8 марта.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

«Весёлые старты» между 3-ми классами.

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Уроки здоровья «Мы – одна семья!»

Урок -диспут «Откуда берутся грязнули»

КТД «Наше здоровье»

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в каникулы.

Масленичные гуляния.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

           Апрель

Мероприятия, посвященные Всемирному дню  здоровья.

Классный час –практикум «Милосердие».

Спортивные состязания среди учащихся 3-х классов.

Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, Весна!».

Экскурсия в весенний парк.

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Проектная деятельность «Движение и здоровье»

Анкетирование родителей по вопросам здоровьесбережения. Мониторинг.

Проектная деятельность по ОБЖ «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре».

Уроки здоровья «Что мы знаем о курении».

Проектная деятельность  «Злой волшебник Никотин»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

             Май

Организация  занятости учащихся в летний период.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Спортивные мероприятия, посвящённые Дню Победы.

Проведение экскурсии.  ВВЦ.

Формирование здорового образа жизни. Цикл бесед.

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в период  летних каникул.

Весенняя легкоатлетическая эстафета.

Уроки здоровья  «Чистота и здоровье».  

Урок-КВН «Будьте здоровы!»

Беседа «Различные виды неправильной осанки и причины ее нарушения». Приглашение  врача –хирурга.

Родительское собрание  по здоровьесбережению.

Проектная деятельность  «Я хочу вырасти здоровым»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

Содержание программы 4 класс.

              Сентябрь

Организация дежурства по школе и по классу.

Организация работы кружков и секций.

Составление плана воспитательной работы, работы с родителями, рабочих программ с учетом  мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.

Уроки здоровья «Природная среда и безопасность человека».

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

День здоровья. Спортивные игры. Урок здоровья.

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время  (систематически).

Классный час –практикум по ПДД  «Безопасный путь в школу».

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Транспорт как зона повышенной опасности.

Спартакиада « Багряный лист»

Проектная деятельность  «Путешествие в природу».  Оформление фотовыставки.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

               Октябрь

Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.

Проведение спортивных мероприятий и соревнований.

Уроки здоровья «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». Беседа медицинского работника.

Классный час  -практикум  «Будь осторожен! Ядовитые растения и  грибы»

Урок  -викторина  «Знаешь ли ты растения»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в период  осенних каникул.

Проектная деятельность по ОБЖ «Причины пожаров».

Круглый стол по здоровьесбережению. Анкетирование родителей.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

                 Ноябрь

Спортивный праздник  «Мама и я - друзья» ко Дню матери.

Уроки здоровья  «Здоровый образ жизни», «Помоги себе сам»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Проектная деятельность  «Как сохранить здоровье»

Классный час –практикум  «Чувства и поступки»

Спортивные соревнования «Я выбираю движение»

Урок – диспут «Что такое эмоции» .

Круглый стол «Наше здоровье».   Игра «Что? Зачем? Как?

Беседа медицинского работника «Зачем нужны прививки».

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

              Декабрь

Проектная деятельность по ПДД  «Город как источник опасности».                                                                                                    Спортивный конкурс, посвященный Дню семьи  «Папа, мама, я – спортивная семья»

Урок – диспут  «Недобрые шутки.  Слова -жаргонизмы».

Уроки здоровья «Вежливое общение».

Уроки здоровья  «Как следует питаться»

Классный час –практикум «Умеем ли мы разговаривать по телефону»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся.  Фотовыставка «Мы в столовой»

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в каникулы.

Родительское собрание «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» с приглашением школьного психолога.

Проектная деятельность  «Здоровая пища для всей семьи»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

                Январь

Класный час –практикум  по ОБЖ ««Прививки от болезней».

Беседа школьного врача « Инфекционные болезни»

Урок здоровья  «Что полезно. А что вредно для здоровья»

«Весёлые старты»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся. Проектная деятельность  «Загадка витаминов»

Классный час – практикум   «Как сделать сон полезным»

Урок –игра «Сон-лучшее лекарство»

Проектная деятельность  по ОБЖ  «Дом, в котором мы живем»

Соревнования. Лыжные гонки.

КТД по ПДД «Современный транспорт - зона повышенной опасности».

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

          Февраль

День защитника Отечества. Спортивные состязания «Вперёд, мальчишки!»

Игра «Рыцарский турнир»

Лыжные соревнования  «Веселая лыжня»

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Урок здоровья  «Домашняя аптечка»

Урок-КВН «Будьте здоровы!»

КТД по здоровьесбережению  «Светофор Здоровья»

Родительское собрание –диспут по проблемам здоровья школьников.  

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

              Март

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Спортивные состязания для девочек, посвящённые 8 марта.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Уроки здоровья «Как закаляться», « Обтирание и обливание»

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

«Весёлые старты» между 4-ми классами.

Классный час – практикум  «Что такое дружба»  

Конкурс творческих работ: «Кто может считаться настоящим другом»

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в весенние каникулы.

Масленичные гуляния.

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

               Апрель

Мероприятия, посвященные Всемирному дню  здоровья.

Уроки здоровья «Общение с природой»

День здоровья. Спортивные игры в парке.

Экскурсия на природу.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Проектная деятельность «Влияние природы на здоровье человека»

Уроки здоровья «Вредные привычки. Как с ними бороться »

Урок- путешествие  по ОБЖ «Экстремальные ситуации в природе и их причины».

Проектная деятельность «Движение – жизнь!»

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

                Май

Организация  занятости учащихся в летний период.

Проведение физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр на переменах (ежедневно).

Спортивный праздник, посвящённый  Дню Победы.

Проведение экскурсии в национальный парк Лосиный остров.  

«Весёлые старты».

Викторина «Ядовитые змеи и насекомые».  

Инструктаж  по ПДД и личной безопасности в период  летних каникул.

Весенняя легкоатлетическая эстафета.

Уроки здоровья « Общие правила купания в открытых водоёмах», « Будь осторожен  на воде»

КТД  «Мы – за здоровый образ жизни»

Час диспута «Учимся думать и действовать!

Практическое занятие: «Как оказывать само – и взаимопомощь при солнечном ударе».

Внеурочная деятельность. Курс «Давайте поиграем!» (еженедельно)

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.

Предметно-информационная составляющая образованности:

•        представление о культуре здоровья и путях ее развития;

-знание уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий;

- представление о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;

-знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;

-знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;

-знание приемов самоконтроля.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

-овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма;

-освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;

-освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальцевую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;

•        умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;

-соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

•        освоение основ культуры физического здоровья;

•        овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;

-становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;

-понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу организма;

-развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.

Литература:

1.        Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.

2.        Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

3.         Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.

4.         Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003

5.        Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

6.        Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.

7.        Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

8.        Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

9.        Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

10.        Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.

11.        Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.

12.        Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.

13.        Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002

14.        Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

15.        Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

16.        Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997