Учителям

Кудрявцева Евгения Александровна

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

• Пришел в школу – сделай умное и благородное лицо. 
• Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое. 
• Деньги и педагогика малосовместимы.
• Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
• Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.
• Помни: плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель- испепелить душу.
• Приходить на урок следует настолько подготовленным, чтобы знать точно: для чего пришел, куда пришел, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
• Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
• Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую счастливую педагогическую жизнь. 
• Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты актер (актриса), ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
• Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
• Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
• Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
• Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то ты можешь считать, что половину дела ты уже сделал (а).
• Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: «Вон учительница пошла».
• Не спи на уроке: дурной пример заразителен.
• Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.
• Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит ты делаешь что-то не то.
• Хорошо, если поздно вечером, когда ты вспомнишь своих учеников, твое лицо озаряется улыбкой.
• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом. 
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. 
• Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестанет восприниматься. 
• Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. 
• Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». 
• Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 
• Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. 
• Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 
• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!».



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ



1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание уроков должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.п.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов .

7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ученику.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

11. Игнорируйте негативные поступки гиперактивного ребенка и поощряйте позитивные. Стройте процесс обучения на положительных эмоциях. Помните, что с таим ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломать его.

12. Помните, что положительные изменения наступят не так, быстро, как хотелось бы. Улучшение состояния ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Литература по вопросам работы с гиперактивными детьми:

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях.
Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.
Горячева Л., Кругляк Л. Дети-«катастрофы». Как помочь гиперактивному ребенку.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Система работы классного руководителя с тревожностью

Система работы с тревожным ребенком включает в себя 3 аспекта:

  1. Работа непосредственно с учеником;
  2. Работа с классным коллективом, в котором учится тревожный ученик;
  3. Работа с родителями этого ученика.

I. Работа с учеником включает в себя работу с общей тревожностью, фрустрацией потребности в достижении успеха, страхом самовыражения, а также страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Основным моментом такой работы будет создание для ребенка ситуации успеха. Что же такое ситуация успеха и как ее создать?

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

  1. Неожиданная радость.
  2. Общая радость.
  3. Радость познания.
  1. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

  1. прием “Лестница”. Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
  2. прием “Даю шанс”. Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
  3. прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”. Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение педагога к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники, опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
  1. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем (и/или классным воспитателем) или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость:

  1.  прием “Следуй за нами”. Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
  2. прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная роль отведена педагогу. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
  3. прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.
  4. прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”. В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.
  1. Последним типом ситуации успеха является радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.

Приемы, создающие этот тип ситуации успеха:

  1. прием “Эврика”. Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
  2. прием “Линия горизонта”. Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

  1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
  2. Авансирование успешного результата. Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силах и возможностях.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
  4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
  5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
  7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а  какой-то его отдельной детали.

Кроме страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих, школьная тревожность может проявляться как страх проверки знаний или как проблемы и страхи в отношениях с учителем.

Для работы с таким видом тревожности классный руководитель и учителя могут придерживаться следующих правил:

- Не сравнивайте ребенка с окружающими

- Чаще обращайтесь к ребенку по имени

- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний

- Не унижайте ребенка

- Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении малейших успехов, не забудьте похвалить

- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Главное здесь – создание и поддержание у ребенка положительного образа учителя как авторитетного взрослого.

II. Работа с классным коллективом включает в себя работу с общей тревожностью, социальным стрессом, страхом самовыражения и страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.

На переменах или во внеклассных мероприятиях можно использовать игры и упражнения, способствующие снижению напряженности и улучшению психологической атмосферы в коллективе.

Если в классе высокие баллы по шкале социального стресса, то целесообразно будет проведение психологических тренингов для развития коммуникативных навыков и толерантности.

III.Работа с родителями тревожного ребенка – это,

- во-первых, ознакомление родителей с результатами диагностики школьной тревожности (результаты вклеиваются в тетради обратной связи для индивидуального ознакомления с ними каждого родителя);

- во-вторых, рекомендации родителям по взаимодействию с тревожным ребенком, если уровень тревожности повышен.

От родителей зависит, есть ли у ребенка страх несоответствия  ожиданиям окружающих, физиологическая сопротивляемость стрессу, а также страх проверки знаний.

Для уменьшения уровня страха несоответствия ожиданиям окружающих родителям тревожного ребенка целесообразно следовать следующим рекомендациям:

- Демонстрируйте ребенку образцы уверенного поведения, будьте во всем ему примером;

- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых.

- Используйте наказание лишь в крайних случаях;

- Не унижайте ребенка, наказывая его;

- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;

- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований;

- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – это особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Это могут быть особенности темперамента (ребенок-меланхолик), повышенная эмоциональная чувствительность и пр. Для поддержания эмоционального благополучия такого ребенка целесообразно для родителей будет придерживаться следующих правил в общении с ним:

- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, сто разрешали ранее;

- Чаще используйте телесный контакт;

- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;

- В травмирующих ситуациях оказывайте ребенку поддержку.

Распространенной причиной страха проверки знаний является непонимание учебного материала и, как следствие, неготовность ребенка к уроку. В этом случае родителям необходимо :

- Осуществлять контроль  выполнения ребенком домашних заданий;

- Если ребенок не понимает материал, помочь ему разобраться, но не делать домашнее задание за него;

- Принимать активное участие в школьной жизни ребенка, организации классных вечеров и т.д.

- Можно составить вместе с ребенком режим дня, в котором будут гармонично сочетаться труд и отдых;

- Поддерживать у ребенка интерес к изучаемому материалу: интересоваться, что сегодня было в школе; попросить рассказать что-нибудь из пройденного материала;

- Даже если школьная программа не вызывает у вас интереса, не показывайте этого.

Кроме этого родителям тревожных детей можно проконсультироваться со школьным психологом.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Пять причин, превращающих урок в бессмысленный набор слов

1. Понимание учебного материала прочно связано с мотивацией к учебе.

Есть учителя, которые, зная это, стараются выявлять интересы ученика, для чего находят связи личного опыта ребенка с предметными знаниями и с помощью определенных технологий трансформируют этот опыт в интерес к предмету.

2. Следующая линия понимания – психологическая – связана с установлением контакта между учеником и учителем. Ведь педагогика – наука личностно-ориентированная. И живой интерес учителя к ребятам часто является фасилитатором понимания. Как устанавливать контакт с ребенком, классом – это отдельный разговор, это работа учителя с собственными ценностями, установками, и если она не проводится – понимания учебного материала на уроке не будет.

Но учитель – живой человек, и почти всегда в классе есть ученики, которые ему безразличны. В этом нет ничего страшного, но здесь важно, как учитель с этим своим безразличием работает.

Кроме того, важно помнить, что установление контакта – это всегда двусторонний процесс. Когда же контакта с ребятами нет, то на “внутреннем языке” учитель сам себе понятен, а для ребят нет.

3. Что касается учебного материала, то может показаться странным, но учителя часто не дают его смысловых связок. Тогда у детей возникает барьер понимания, потому что у учителя каждый раз не спросишь – это нарушение негласной этики.

Например, в математике часто бывает, что одиннадцатиклассник и не догадывается, что графики и уравнения – это одно и то же. Потому что смысловой связки учитель не дал.

4. Иногда и у очень опытных учителей, проработавших в школе много-много лет, ребята не понимают материала. Учитель в панике: почему? Происходит это, когда многократно объясненный учебный материал для учителя как бы свернулся и стал предельно очевидным. Тогда учитель при объяснении демонстрирует не предметное мышление, а его готовый продукт. Особенно этим грешат опытные химики, математики, биологи. Они просто сообщают ребятам набор сведений, которые нужно не понять, а запомнить. В этом случае, слушая учителя, следя за его мыслью, ученик сам не может постепенно, слой за слоем воссоздать объект понимания. Ведь когда человек мыслит вслух и когда он говорит готовыми суждениями – это разное. Понимать готовое суждение ребенку трудно.

5. Теперь немного о связи понимания с особенностями мышления ребенка, подростка. Учитель – взрослый человек, и мышление у него взрослое. Маленькому же ребенку, чтобы понять объект интереса, нужно им манипулировать. К сожалению, и отечественная, и зарубежная школы построены на работе ребенка с печатными текстами. Исследования же психологов показывают, что доминирующий канал получения информации у большинства людей – вербальный. А если ребенок к тому же правополушарный, левша и кинестетик, то школа совершенно проигнорирует его особенности и понимание им учебного материала на уроке будет идти с огромным трудом.

Как правило, школьный урок нацелен на запоминание, а не на понимание. Процесс понимания остается скрытым для ученика. Мало кто из учителей выясняет, что именно ученик понял и как он это понял, как он воссоздает ту конструкцию, которую ему рассказывает учитель. Серьезная задача понять и не стоит на уроке ни перед учителем, ни перед учеником. Проверяют то же запоминание. В лучшем случает идет разговор о понимании причинно-следственных связей текста учебника. Не исторических событий, не живого человеческого организма, не природы. Учитель старается, чтобы ученик понял текст, а не ту живую жизнь, которая за ним стоит и ради понимания которой, собственно, и был написан этот текст.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Причины недостаточного внимания школьника

Наиболее распространенные причины недостаточного внимания школьника:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.

Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

По материалам статьи

"Поможем ребенку сосредоточиться"

        



Предварительный просмотр:

Индивидуальная консультация классного руководителя

                                       «Комплексы, вынесенные из школы»

Комплекс пассивного наблюдателя 

Отчего появляется этот комплекс? Давайте разберемся. Большинство родителей стараются развивать своего ребенка, покупают ему энциклопедии, водят по музеям и театрам, посещают вместе с ним лекции и концерты, занимаются активной подготовкой к школе. Они хотят, чтобы их чадо пришло в школу подготовленным и много знающим. В итоге так и происходит. Первоклассник приходит в класс и ожидает, что ему будет еще интереснее, что каждый день будет приносить еще больше открытий, а получается все наоборот. Вот начинается урок письма. Учительница объясняет детям буквы и слова, потому что она обязана начинать с Азбуки, даже если половина класса уже давно умеет писать. Интересно это Пете? Конечно, нет! И он смотрит в окно, по сторонам, пытается поговорить с соседом по парте, вертится.
Следующий урок "Окружающий мир" вселяет мальчику надежду. Но и там Марья Ивановна объясняет давно известные истины: чем отличаются хвойные деревья от лиственных. Петя с удовольствием садится делать домашние задания, но раскрашивать листочки разным цветом ему тоже неинтересно, ведь в художественной студии он уже рисует с натуры целые пейзажи. А все, что дает учитель, гораздо быстрее и в более интересной форме можно узнать из журналов, телевизора или у родителей. Вот и получает ребенок комплекс пассивного наблюдателя, он уже уверен, что на уроках ему будет неинтересно.
Это удел не только хорошо подготовленных первоклассников и способных детей. Сама школьная программа рассчитана не на творческий процесс познания, а на пассивное запоминание. Если учитель не проявляет инициативы и не старается преподнести материал интересно, то есть расшевелить учеников, заставить их думать, то от комплекса пассивного наблюдателя не застрахован никто. Поэтому мы наблюдаем в большинстве школ такую картину: ребята с нетерпением ждут перемены, наспех бросая в портфель книжки и тетрадки, с шумным гомоном выбегают из класса. Это не простая усталость, а усталость из-за отсутствия интереса к занятиям. Чтобы его пробудить, нужно искать другую школу, где приветствуется неординарность и творческий подход. А это очень трудно сделать.
Комплекс пассивного наблюдателя опасен тем, что ребенок привыкает к такой жизненной позиции. Он и в институте будет также пассивно присутствовать на лекциях. А потом - на рабочем месте. Его главной задачей становится отбыть учебную или трудовую "повинность".

Комплекс неудачника 

Это другая проблема, которая тоже начинается со школьной скамьи. В основном она касается детей, трудно привыкающих к новому коллективу, как правило, тех, кто не ходил в детский сад и не имел возможности свободно общаться с детьми во дворе, то есть чересчур опекаемых детей. Им тяжело вписаться в рамки новой для них школьной жизни со своими правилами и законами. Поэтому они очень настороженно воспринимают все, что происходит в школе. В то время как другие дети уже бойко общаются между собой, тянут руки на уроках и не боятся задавать учительнице вопросы, необщительный ребенок еще только присматривается, он робко отвечает на уроках, боится высказывать свои мысли, сомневается в собственных ответах и все больше молчит. Он понимает, что выделяется из коллектива, но чем дальше, чем труднее ему стать общительным и "своим" в классе. Ребенок чувствует себя не таким, как все, от этого еще больше стесняется, а если не находит контакта с учителями, то и вовсе рискует оказаться на последних ролях. Поэтому в его сознании появляются установки: "Я хуже всех", "Я ничего не умею, не могу", "У меня ничего никогда не получится".
Ребенок замыкается в себе, ищет одиночества, а на самом деле мечтает подружиться с ребятами и так же, как они, весело бегать на переменках. Но у него появляется ощущение, что с ним никто не хочет дружить, поэтому он вообще не выходит на переменки, а делает вид, что не доделал задание, собирает портфель, а сам думает: "Поскорее бы прозвенел звонок на урок". Его собственная парта во время урока становится для него самым безопасным уголком. Так проявляется синдром неудачника, который, если ребенку вовремя не помочь, закрепится на всю жизнь.

Комплексы "двоечника" и "отличника" 

В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник - то хороший, а получаешь тройки и двойки - значит, плохой. Поскольку в начальной школе учитель оказывает на детей колоссальное, почти гипнотическое воздействие, то и оценки, как основной показатель добродетели, делают учеников в глазах остальных ребят "плохими" или "хорошими".
"Двоечники" и "отличники" -- заложники школьных оценок, которые всю жизнь будут зависеть от чужого мнения. А вот "троечники" свободны от этой зависимости, поэтому они как раз лишены всяких комплексов. Они сами определяют свои интересы, на них ничто не давит. Именно "троечники" очень часто добиваются больших результатов в жизни.
Конечно, не стоит пускать учебу ребенка на самотек и закрывать глаза на его успехи. Суть в том, чтобы оценки не стали главным критерием хорошего отношения к своему ребенку.
Комплекс недопустимости собственной ошибки
Получая хорошую оценку, ребенок слышит похвалу от учителя и от мамы, а если принесет тройку или двойку, то пощады не жди - ни от родителей, ни от учителей. Поэтому школьник с трепетом ждет приговора, когда учитель читает оценки за контрольную работу, или со страхом заглядывает в тетрадь, боясь, что допустил ошибки, за которые ему поставят "три". Так он начинает бояться не только плохих оценок, но и собственных ошибок. А чтобы их избежать, выбирает самые легкие пути. На контрольной работе есть дополнительное задание на сообразительность - его лучше не делать, чтобы не рисковать оценкой. На дом задана трудная задача - лучше посмотреть у "отличника", чем самому пытаться, уж он-то наверняка без ошибок решит. Так ребенок привыкает избегать новых путей, не доверять собственным мыслям, уходить от трудностей.
Именно так в школе ребенок приобретает комплекс недопустимости собственной ошибки, который будет .мешать ему всю жизнь. Человек с таким комплексом боится сделать неверный шаг, показать свои знания, "высунуться", оставаясь на самой низкой планке своих возможностей.

Комплекс "белой вороны" 

Зависимость от мнения сверстников - очень опасная особенность подросткового возраста. Ведь далеко не все дети обладают хорошими человеческими качествами. Поэтому все зависит от того коллектива, в котором оказался подросток. Если в классе, где учится ваш ребенок, дети имеют возможность на каждые каникулы летать за границу, к школе их подвозят на "Мерседесе", а компьютер дома - последней модели, в то время как вы не можете обеспечить своего ребенка этим "джентльменским набором", то он будет себя считать "белой вороной". Вопрос "почему я не такой, как все" станет для него источником формирования комплексов неполноценности. В результате он будет бояться появляться в своем коллективе в "не такой" одежде, "не с таким" мобильником. Стресс, который подросток получит в результате своего несоответствия принятым в его окружении нормам, будет проявляться в разной форме - от замкнутости до агрессии.
Самый лучший выход - создать подростку атмосферу, в которой бы он чувствовал себя адекватно. Попробуйте сменить школу, посоветуйте ребенку записаться в спортивную или другую секцию, где не отдается предпочтение одежде и аксессуарам, а ценятся те качества, которые есть у вашего сына или дочери, например, ловкость, смелость, умение рисовать, вязать, знание литературы, истории, информатики и т.д.

Итак, комплексы, которые дети выносят из школы, нередко остаются с ними на всю жизнь. Прежде чем остановить выбор на системе обучения, вам нужно правильно понять своего ребенка: что явилось источником нервного напряжения.

Есть и еще один способ избавления от комплексов, которые подстерегают дитя в школе. Нужно просто "разбавить" его школьное общество занятиями в других секциях и кружках. Попадая в разные коллективы, ребенок будет чувствовать себя нужным и интересным людям. Чувствуя интерес ребенка к занятиям, другие педагоги и тренеры наверняка увидят в нем то хорошее, что не рассмотрели учителя, и это вновь поднимет его самооценку. Комфортной атмосферой творчества и спорта будет нейтрализовано отрицательное воздействие школы, и комплексы не смогут укорениться в душе ребенка.



Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги!

Остановитесь на минутку, отвлекитесь от «срочных» и «важных» дел--

"Это интересно"

Как предупредить последствия стресса

Спешка и нехватка времени обычны для нашей повседневной жизни. На вопрос:"Как дела?" - большинство из нас отвечает: "Да все бы ничего, если бы не проблемы... Каким же образом можно предотвратить негативные последствия длительных стрессовых ситуаций?

Стресс ослабляет иммунитет

Исследования ученых показали, что частые и продолжительные стрессовые ситуации могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Стресс - главная причина повышенного кровяного давления и связанных с ним нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Доказано также, что во время стресса повышается восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Кроме того, все больше фактов свидетельствует о том, что в тесной связи с высокими стрессовыми нагрузками находится и возникновение рака. Неудивительно, что длительное нервно-психическое напряжение, постоянная готовность к большим нагрузкам или страх не справиться со сложной ситуацией требуют столько же сил, сколько требует и сама задача, которую предстоит решить. С точки зрения функционирования биологических механизмов это выглядит так.

В результате большого напряжения в кровь человека выделяются гормоны адреналин и кортизол. Они стимулируют сердечную и мышечную деятельность и тем самым создают условия для повышенной активности. Однако если эта активность не наступает, "гормоны стресса" аккумулируются в организме, нанося ему вред.

Антистрессовая программа

Как помочь себе? Разумеется, самый верный способ - избегать стрессовых ситуаций. Поскольку это мало-выполнимо, нужно учиться справляться с ними, а именно:

1. Постарайтесь составить распорядок дня так, чтобы прием пищи и отдых приходились на одно и то же время.

2. Побольше двигайтесь, хотя бы по десять минут в день (ходьба, физические упражнения).

3. Не "носите" проблемы в себе. Поговорите о них с близкими.

4. Научитесь говорить "нет",   когда в определенной ситуации чувствуете, что не в состоянии  выполнить просьбу

5. Не сдерживайте эмоциональные реакции в ответ на внешнее  раздражение. Смех и состояние радостного восприятия жизни благотворно действует на  организм человека. Слезы зачастую способствуют разрядке накопившегося напряжения, угнетения и печали.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ! Психолог: Кудрявцева Е.А.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Возрастные особенности младших школьников»

Развитие ребенка — это состояние непрерывного изменения организма, когда появляются новые функции, осваиваются новые виды деятельности. Это поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно количественные изменения ведут к значимым качественным. Характерным для младшего школьного возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакций детского организма на внешние воздействия.

Опорно-двигательный аппарат у детей в этом возрасте продолжает интенсивно формироваться. К 7 годам позвоночник ребенка еще гибок и податлив, он почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушение процессов роста и развития костной системы, нарушение осанки. Это важно учитывать при организации рабочего места ученика.

Рост различных частей тела происходит неравномерно (конечности растут быстрее, чем туловище, изменения длины голени и предплечья выражены сильнее, чем изменения длины бедра и плеча).

Темпы увеличения длины тела опережают темпы прироста его массы до 8 лет, затем наблюдается обратное соотношение.

Достаточно интенсивно протекает развитие стопы, которая состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, не соответствующей анатомо-физиологическим особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия.

Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке.

Недостаточно развиты глазодвигателыные мышцы, обеспечивающие движения глазного яблока. Такие проблемы у младших школьников, как "перескакивание" с одной строки на другую, через буквы, слоги и слова, часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечаются в 10 раз чаще, чем у более старших.

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы также находятся в процессе дальнейшего развития.

Не завершено развитие мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети.

Наблюдается высокая интенсивность кровотока при низком уровне артериального давления.

При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические явления как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах.

Особенности развития мышц и тканей сердца и легких создают благоприятную почву для развития различных инфекций.

Интенсивно растет и формируется бронхо-легочный аппарат.

Ограничена амплитуда движения ребер, межреберные мышцы развиты относительно слабо.

Характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм.

Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении и т. д.

Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста очень неустойчива. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во время урока дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Они могут просто встать и заявить, что устали и хотят играть. Поэтому учебные занятия должны строиться с учетом психофизиологических особенностей младших школьников.

К моменту поступления в школу дети способны: 

  • осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять интерес к другим людям;
  • выполнять основные правила этикета в быту и во время игры;
  • управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых;
  • проявлять интерес к новым знаниям;
  • наглядно-образно и действенно-образно мыслить;
  • владеть достаточным словарным запасом;
  • правильно произносить все звуки;
  • различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира;
  • срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
  • различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения;
  • не отвлекаясь заниматься однотипной деятельностью не более 10 — 12 минут;
  • переключаться на разные виды деятельности не более 3 раз в течение урока;
  • некоторое время сосредоточиваться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо;
  • запоминать определенный объем информации (при этом преобладает непроизвольное запоминание). Объем памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии и запоминании;
  • эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности;
  • остро чувствовать характер отношения взрослых (особенно учителя) к себе;
  • эмоционально, иногда неадекватно реагировать на замечания учителя, критику своей деятельности (маленькие школьники чаще заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своими успехами в нем: они с большим желанием занимаются тем, что у них лучше получается). Учитывая это, любой предмет можно сделать интересным для каждого ученика, если создать для него на уроке ситуацию успеха.

Вместе с тем, перечисленное не обязательно для всех детей является необходимой нормой. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического развития. На его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, физические и т. п.) факторы. Если они неблагоприятны, то развитие ребенка замедляется или нарушается. Любой специалист учреждения образования должен хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.