Родителям

Кудрявцева Евгения Александровна

Предварительный просмотр:

Восемь рецептов повышения самооценки для родителей

Содержание

Пути выполнения

№ 1

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений

Если негативные мысли будут иметь месть, постарайтесь тут же переключиться на приятное

№ 2

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества

№ 3

Относитесь к себе с уважением

  • Составьте список своих достоинств
  • Убедите себя в том, что вы имеете таковые

№ 4

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

  • Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе
  • Если «да» – то не откладывайте

№ 5

Начинайте принимать решение самостоятельно

  • Помните, что не существует правильных или неправильных решений
  • Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать

№ 6

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

  • Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи…
  • Имейте и любите свои «слабости»

№ 7

Начинайте рисковать

  • Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска может быть невелика

№ 8

Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр.

  • Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций
  • Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите



Предварительный просмотр:

Готовимся к тестированию

Для чего?

Тестирование доставляет родителям и детям немало волнений. Но надо отнестись к нему, как к данности. Дело в том, что уровень подготовки детей к школе сейчас сильно разнится. Неподготовленные к школе дети труднее адаптируются к учебному процессу, медленнее справляются с заданиями.

Тест помогает учителям выявить степень готовности и оценить способности каждого ребёнка. Главная задача — показать, на что следует обратить внимание при обучении.

Но готовность к школе вовсе не означает, что ребёнок должен на все вопросы ответить чётко, быстро и без запинки. И никакой тест не даёт гарантии и прогноза на будущие успехи или неудачи школьника.

С помощью теста родители могут узнать, в какой области знаний малыш силён, а в чём он ещё разбирается плохо. Проводится тестирование весной, впереди три летних месяца — за это время можно восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к школе.

Главное — настрой!

Итак, при прохождении теста не волнуйтесь — ваша тревога передастся ребёнку. Сообщите ему о тестировании за 1—2 недели до события. При этом не употребляйте слов «экзамен», «тестирование». Лучше сказать, что вам нужно сходить в школу, познакомиться с учителем.

Предупредите чадо, что на вопросы он будет отвечать сам, без вашей помощи. Важно создать позитивный настрой. Скажите, что бояться нечего, если он чего-то не знает — не беда. И уж конечно, не надо пугать: «Вот не ответишь на вопросы — не возьмут в школу!»

Если ребёнок переживает, расскажите, как надо себя вести в школе: отвечать на вопросы учителя спокойно, не торопясь, а если чего-то не знаешь, так и сказать.

В тестирование можно поиграть дома. Пусть зайка или мишка будут будущими учениками. Задавайте им вопросы, а ребёнок будет отвечать. Потом можно поменяться ролями — спрашивать будет ребёнок.

В день собеседования ребёнок должен хорошо выспаться и позавтракать. Придите в школу заранее, погуляйте по коридорам, пусть малыш освоится.

Собеседование обычно длится полчаса - час, проводит педагог-психолог, обязательно — в вашем присутствии.

Пожалуйста, предупредите заранее, если Ваши планы изменятся, и Вы не сможете прийти на тестирование! А также если Вы хотите записаться на другую дату, звоните по указанному телефону или напишите на почту.

Педагог-психолог: Кудрявцева Евгения Александровна

(3 этаж, кабинет 35)

Контактный телефон: 8-926-820-76-65

Почта: psy493@mail.ru

Чтобы попасть на тестирование нужно иметь при себе:

  1. Паспорт или другой документ удостоверяющий личность (чтобы Вас пропустила охрана);
  2. Сменную обувь или бахилы.



Предварительный просмотр:

Титульный лист

Эмблема школы

Вестник

психологической службы

ГБОУ СОШ №

для родителей

 №5

Подготовил:

Адрес школы/контакты:


Детей можно просто любить

(разрешение на родительскую любовь)

(отрывок из книги И.Млодик «Книга для Неидеальных родителей»)

Мы, родители, всегда беспокоимся о наших детях. На то мы и родители. Стремясь сделать из ребенка «человека», мы прибегаем к разным стратегиям и методам…

Что же не позволяет нам «просто любить»? Во-первых, отсутствие у нас как у родителей опыта безусловной любви в ту пору, когда мы были детьми. Не умеешь сам, как дашь другому? Во-вторых, все те же тревога, вина и стыд.

Тревога: «Все ли идет как надо? А вдруг вырастет бандитом? Надо на улицу не пускать, пусть дома сидит, книжки читает. А вдруг — лентяем? Пусть полы моет! Вот если дома и полы моет, тогда... пусть еще и на хорошие оценки учится»!

Вина: «Уроки неделю не проверяла, дел было по горло, а этот двоек нахватал! Немедленно за уроки, двоечник проклятый! (Глаза бы мои тебя не видели. Вот Вера Петровна сидит с Ванькой каждый вечер, и результат: Ванька отличник почти. А мой — охламон, одно слово). Будут тройки в четверти — никакого велосипеда!»

Стыд: «Какой ужас, описался (испугался, выругался, напился, в подоле принесла и т.д.)! Что люди скажут?!»

Но ведь как страшно не развивать ребенка! Вдруг взять и предоставить ему возможность балбесничать, выбирать. Предлагать можно и даже нужно, а настаивать, наверное, не стоит. Пусть попробует и сам разберется. У здорового ребенка всегда есть стимул к развитию, есть здоровое любопытство, активность и желание в чем-либо преуспеть, отличиться. Долго и постоянно балбесничают только те, у кого по каким-то причинам нарушилась возможность творчески взаимодействовать с миром себе на пользу.

Вы наверняка знаете людей, которые в школе учились с двойки на тройку, а вот попали на свою дорогу, занялись своим делом и обошли всех отличников школы и в успехе, и в делах. Подлинно успешные и счастливые люди — те, которые занимаются любимым делом. Им легко в нем продвигаться. Они занимаются им без долженствований и титанических усилий, без ненависти и навязчивых мыслей об отпуске. Такие люди хорошо понимают свои желания и устраивают свою жизнь так, чтобы они выполнялись.

Но ведь для этого когда-то им доверяли осуществлять простой выбор: «Что ты будешь есть (надевать, смотреть и т.д.)?», «Когда будешь делать уроки (заниматься музыкой, читать и т.д.)?», потом «С кем дружить, куда пойти учиться, на ком жениться, где работать...». И так у него, мудрого и гармоничного, была возможность научиться выбирать и нести ответственность за собственный выбор. А чтобы научиться выбирать «правильно», ему приходилось изучать себя, свои возможности, желания, способности, таланты. Ему приходилось. Он и научился.

Но тревожному и любящему родителю важно знать наверняка, важно предусмотреть, важно выбрать самому, чтобы получилось как можно лучше. А получиться- то на самом деле может как угодно...



Предварительный просмотр:

ДЕТИ УЧАТСЯ У ЖИЗНИ

(памятка старшим)

  1. Если ребенка часто критикуют, он учится ненавидеть.

  1. Если его часто упрекают, у него возникает комплекс вины.

  1. Если высмеивают – становится замкнутым.

  1. Ваша невежливость выращивает его грубость.

  1. Ваша несправедливость – его нечестность.

  1. Ничто так не подрывает уважение к старшим как невыполненное обещание или обман.

  1. Если ребенок растет в терпимости, он учится быть терпимым к другим и ему не грозит одиночество и беззащитность.

  1. Если его часто подбадривают, учится верить в себя.

  1. Если не забывают одобрять его хорошие поступки и мысли, учится ценить себя и быть благодарным.

  1. Если растет в дружелюбии, научится находить дружбу и любовь.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Если ребенок ворует»

Причинами воровства могут быть:

  1. Неразвитость воли и нравственных представлений;
  2. Неумение сдерживать свои желания;
  3. Эмоциональное неблагополучие;

Страх перед неизбежным наказанием всего лишь в 27% является сдерживающим фактором. Основным моральным принципом должно стать «Я не ворую, потому что мне это не надо».

 Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Самое важное – какой пример мы подаем своим поведением.

 

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

  1. Разделите с ребенком ответственность,  помогите ему исправить положение, дайте понять ребенку, как вас огорчает то, что происходит.

Попытайтесь понять причину поступка, возможно, за  фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема:

  • Например, ребенок взял дома деньги, потому, что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться.
  • Он потерял чью – то вещь и эту потерю требуется возместить…
  1. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
  2. Если вы уверенны, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место.
  3. Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию». В младшем возрасте ребенку  часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми. В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположное  действие. Подросток отдалиться от вас и начнет скрывать с кем и как он проводит время. Совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.
  4. Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь  негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.
  5. Ненавязчиво создавайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он  еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой – то клуб, кружок, секция – словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Профилактика.

Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных сложностей. Особенно хорошо, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажите, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

   Найдите занятие для вашего ребенка (спорт, искусство, собирание коллекции, книги, фотографирование). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появиться хоть один друг

   Ребенка надо научит сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

  Ребенку необходимо нести ответственность за кого – то или что –то  в семье – за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7 -8 лет, за собственный портфель,  стол, комнату.

  Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома, или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.

   Когда ребенок часто ворует, это перерастает, в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи – это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста – это черта характера, но ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.      



Предварительный просмотр:

Как не отбить у детей желание учиться

(рекомендации родителям)

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.

Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?

В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он престал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.

Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом, всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.

Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред – школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он не способен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.

Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.

Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Что же делать? Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.

Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание – гуманитарные науки?

Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату – ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.

Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставила».  

Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только не предлагали – он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»

Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности,  а родители  предъявляют слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?

Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени – универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.

Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому – мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

Что делать? Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание  школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересною.

Узнайте у своего ребенка, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.

Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически и душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку.  Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).

Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.

Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы…». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться  или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.

Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли с усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению – получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.

Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.

Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна ни разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.

Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине смого ученика. Родителя часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.

Что делать? Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.

Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно неготовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.

Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и неважные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.

В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.

И напоследок дадим несколько общих рекомендаций родителям.

Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки, и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).

Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка  проконсультируйтесь с психологом.

Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.

Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его, во что бы то ни стало, делать все  на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

КАК ПРАВИЛЬНО

РАБОТАТЬ НАД

РАЗВИТИЕМ ПАМЯТИ РЕБЁНКА?

Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то, скорее всего, его память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему неинтересен (или непонятен). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.

Значительно повышает эффективность запоминания установка на возможность и необходимость его запомнить. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, — это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, “У меня хорошая память!”, “Я могу запомнить все, что мне нужно!”

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. Замечано, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных — она превосходная!

При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидательными фразами: “Без таблицы умножения, как без воды: “и не туды, и не сюды!”, “Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!”.

Другие “секреты” запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.

Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: “Не с глаголами пишется раздельно”, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: “После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак” легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.

Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба... Точно также “изображайте” трудно запоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно “оживить” и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один - игла; два - лебедь; три - откусанные бублики; шесть — улитка; восемь — наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): “Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку”.

Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.

ПАМЯТЬ И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ


Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем ребенок может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления, связано и развитие памяти.

Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.
Чтобы что-то запомнить, не достаточно только повторять слова, цифры, фразы, так как это просто не правильно. Так, запомнить информацию еще можно, но память - это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.

Когда вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести. В науке эти методы называются
"стратегиями". 

Произнесение вслух заучиваемого материала - это наиболее простая и распространенная стратегия, которую многие дети поначалу (лет до 8) применяют неосознанно. Если вы понаблюдаете за тем, как ваш ребенок учит таблицу умножения, правило правописания или новые слова для урока иностранного языка, вы увидите, как он шевелит губами, повторяя то, что читает. Маленькие дети (дошкольного возраста) редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т.п., повторяя их в игровых ситуациях.

Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого все успешно выветривается из головы.

Куда более полезно научить ребенка "организовывать" заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Например, если для урока иностранного языка ребенок должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве, значению или ассоциациям. Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий столбец таблицы умножения, проводить параллели с уже выученными. Ведь новые знания практически всегда в чем-то "повторяют" старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и ваш ребенок без труда овладеет этой полезной стратегией.

СИСТЕМНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ


"Высший пилотаж" в заучивании материала - это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется "память".



Предварительный просмотр:

Титульный лист

Эмблема школы

Вестник

психологической службы

ГБОУ СОШ №

для родителей

 №4

Подготовил:

Адрес школы:


Что значит – быть подростком?

(информация предоставлена ЦПМС «Перекресток»

www.perekrestok.info )

Подростковый возраст – это период человеческой жизни, когда все перестраивается и перекраивается, когда рушится старое и строится новое, когда все ставится под сомнение, а с другой стороны – во всем есть стопроцентная уверенность. Становясь взрослыми, мы с тоской вспоминаем романтические переживания нашей юности и снисходительно улыбаемся, замечая в наших детях когда-то присущий и нам максимализм и стремление все сделать по-своему. Но тогда, в четырнадцать или семнадцать, все было по-настоящему. Мы считали предательство самым большим грехом, первую любовь единственной, а прыщи на лице вызывали мысли о собственной никчемности. 

Быть подростком – это совсем не просто. Подросток вынужден решать, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью. Я и моя жизнь. Я и другие люди. Я и весь мир вокруг меня. Подросток должен разобраться со всеми этими отношениями, найти себя и свое место в этой жизни, ощутить свою целостность и способность жить. Массу трудностей, больших и маленьких, он вынужден преодолевать на этом пути, часто оставаясь в одиночестве, без поддержки со стороны близких людей. Быть подростком – это часто очень опасно, это баланс между желанием жить и умереть, желанием стать кем-то или сдаться.

 Способны ли мы понять подростка и помочь ему в борьбе за здоровое существование? Каков он – пятнадцатилетний гражданин, как он понимает этот мир и нас с вами?

Подростки:

- стремятся познать этот мир. Они хотят узнать все, любой ценой и прямо сейчас. Все – потому что не хотят ничего упустить: вдруг это самое главное в жизни? Любой ценой – потому что пока все равно непонятно, что сколько стоит и есть ли ценности в человеческой жизни вообще. Прямо сейчас – потому что потом они не успеют, они живут только сейчас. Будущее для них весьма абстрактно (и в этом они больше похожи на детей, чем на взрослых), и тридцатилетние кажутся им стариками. 

- хотят узнать себя, понять, на что способны, насколько ценны. Они пытаются понять и принять свое новое тело. Любая неудача или чье-то отвержение обесценивают их в собственных глазах. Они хотят быть всем или не быть вообще.

- несмотря на свою агрессивность, жесткость, равнодушие и «непрошибаемость» они чувствительны и ранимы. Они способны переживать, страдать, любить, уважать и верить. 

- хотят узнать других и научиться жить среди людей. Они показывают себя другим и стремятся найти или завоевать свое собственное место. Им нужно, как воздух, уважение и признание окружающих, и они готовы многое за это отдать.

- хотят обрести принципы и правила, и кое-что у них уже есть. Они честны перед собой и теми, кто для них значим. И они уважают честность.

- хотят гордиться своей семьей, своими родителями и подвергают испытаниям их авторитет. Желая удостовериться в том, что их принимают такими, какие они есть, подростки проверяют родительскую любовь своими выходками. Стремясь стать равными в принятии решений, они требуют особого положения. Пытаясь изменить свой статус в семье, они отделяются и «уходят», чтобы потом вернуться, если их будут ждать. 



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей и педагогов

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА

УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ

(по материалам газеты «Школьный психолог»)

 «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности.
Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому».
И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.

Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны таких  педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.

В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д. Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.

ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ?

На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?
Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.

  • Интерес к информации (познавательная потребность).
  • Интерес к способу действия.
  • Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
  • Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
  • Актуализация творческой позиции.
  • Осознание значимости происходящего для себя и других.
  • Потребность в социальном признании.
  • Избегание наказания (физического или морального).
  • Получение материальных выгод и преимуществ.


Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Поддерживать и формировать интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в своей работе.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей

С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне  это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.

8. Создавать ситуацию успеха и  социального признания

Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.

9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.



Предварительный просмотр:

                                      Памятка для родителей

 

ЧЕРТЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

·         кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

·         конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

·         суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

·         суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику";

·         суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

·         средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

 

Причины проявления суицида

·         Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

·         Резкое повышение общего ритма жизни

·         Социально-экономическая дестабилизация

·         Алкоголизм и наркомания среди родителей

·         Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и                  сексуальное насилие

·         Алкоголизм и наркомания среди подростков

·         Неуверенность в завтрашнем дне

·         Отсутствие морально-этических ценностей

·         Потеря смысла жизни

·         Низкая самооценка, трудности в самоопределении

·         Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

·         Безответная влюбленность

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Предпосылки проявления

·         Биологические

·         Личностные (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта)

·         Социальные

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ:

·         Установите заботливые взаимоотношения с ребенком

·         Будьте внимательным слушателем

·         Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

·         Помогите определить источник психического дискомфорта

·         Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

·         Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы

·         Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее



Предварительный просмотр:

Консультация родителей

Помощь ребенку в подготовке домашних заданий.

95% семей, имеющих детей-школьников, испытывают проблемы при приготовлении домашних уроков. На мой  взгляд, это происходит потому, что поток информации, который необходимо переработать и усвоить современному школьнику, увеличился в сотни раз.

 

Ежедневно дети возвращаются домой, перегруженные всем тем, что надо выучить, выполнить, написать, прочитать, обдумать и сделать выводы. Естественно встает вопрос о  лучшем распоряжении временем, чтобы его на все хватило.

 

1.Первое, что нужно помнить: детям младше 13 лет необходимо от 45 минут до 2 часов, чтобы переключиться  с мира школьного на мир домашний. Поэтому не стоит  задавать слишком много вопросов о школе в этот период. Иначе процесс переключения растянется во времени, а его  и так не хватает.

 

2.Чтобы домашние уроки не вызывали стресс, необходимо их выполнение превратить в ежедневный ритуал. То есть выполнять домашние задания лучше в одном и том же  определенном месте и в один и тот же час. Такие рамки  помогут упорядочить процесс обучения.

 

3.Лучшее время для выполнения домашних заданий С 15 до 17-18 часов. Если ваш ребенок страшеклассник, то приготовление уроков необходимо сочетать с другими занятиями и разумно перемежать часы работы и отдыха.

 

4.Если уже поздно, а ребенок еще ничего не сделал? Поговорите с ним, проанализируйте, почему это произошло, расскажите какие последствия может вызвать регулярное неделание уроков, объясните необходимость выполнения домашних заданий. Но не заставляйте на ночь, глядя, делать то, что не сделано. Пользы это не принесет, а вот мир в доме может нарушить. Лучше попробовать вернуться к  недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу.

 

5.Регулируйте длительность занятий в зависимости от  индивидуального ритма ребенка и от объёма заданий. Большинству школьников трудно сделать все в один присест.

До 12 лет идеальное время работы без перерыва: полчаса. Затем концентрация внимания падает. Поэтому необходимы  перерывы по 5-10 минут, в которые ребенок может  изменить позу, расслабиться, съесть яблоко или выпить сок.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

РАЗВИВАЕМ

МЫШЛЕНИЕ

РЕБЁНКА

КЕМЕРОВО – 2008

Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?

Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. (Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор). Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специально направлено на вооружение учащихся многообразными знаниями и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

ИЗ СКАЗАННОГО ВЫШЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:


1.
  Содержательный компонент, то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
2.  
Операционный компонент – это система мыслительных операций.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

  • Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.
  • Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на первый план выступает или анализ, или синтез.

Пример: Процесс понимания предложения на иностранном языке протекает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс анализа: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значение (припоминает, смотрит в словарь). Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предложения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек начинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления являются обобщение и абстрагирование.

  • Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются общими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.
  •  Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.

Существует еще ряд мыслительных операций, овладение которыми необходимо для развития мышления. Это, например:

  • сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;
  •  классификация –  объединение предметов и явлений в классы по сходству;
  • аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.

ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ

МЫШЛЕНИЯ.

С помощью специальных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.

Активизирует мышление способность самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т. е. мотивация). Особенно ценна для развития мышления детей привычка совместно с родителями (а в последующем – самостоятельно) анализировать информацию, выделять противоречия, подмечать сходство, видеть необычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения.

  • Умение сформулировать вопрос — первый шаг к активной творческой мыслительной деятельности. Родители могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к учебному материалу.
  • Второй шаг — анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.
  • Третий шаг — проверка правильности решения.

На продуктивность мышления большое влияние оказывает эмоциональное состояние. Известно, что высокий уровень волнения приводит к ухудшению работы мысли. Самые распространенные барьеры в развитии мышления — это отсутствие мотивации («Мне это не надо»); отказ от активной мыслительной работы в связи с неуверенностью («У меня это все равно не получится») и склонностью некритично относиться к авторитетам («Маша отличница, поэтому ее решение задачи правильнее моего»).

Для того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность самосовершенствования. А для этого родителям следует внушать детям веру в себя  и свои умственные способности, учить не бояться ошибок.

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ:

1. Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т.д. (как видим, данные слова можно объединить по группам, которые обобщенно называют: обувь, пища, явления природы, части суток, эмоции, транспорт, растения). Для данного упражнения можно использовать любые существительные, используя инструкцию: «разбей слова на группы», или  «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты, символы, государственные деятели, морфемы  и т.д.)".

2. Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». Например: хлеб и масло; нос и глаза; яблоко и земляника; часы и градусник; кит и лев; эхо и зеркало; флаг и гимн, корова и заяц и т.д.

3. Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.

Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Примерные виды заданий:

1) лошадь       –    корова

  жеребенок         (подбери нужное слово)

2) собака        –        щука 

     шерсть              (подбери нужное слово)

3) учитель      –        врач    

    ученик                 (подбери нужное слово)

4. Упражнение "Анаграмма". В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Например:

а) к, о, с                в) е, р, о, м           д) л, а, н, е, п
б) у, д, б                   г) ш, а, к, а              е) к, ч, а, р, у

5. Использование самых различных логических задач. Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Например: а) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? б) Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? в) Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?

Подобные и другие упражнения широко представлены в научно-популярной литературе для учителей и родителей.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей

  • Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум. 
  • Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
  • В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей). Бывают такие случаи, когда родители приходят в школу и сразу пытаются обвинить учителя во всех бедах своего ребенка.

Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания». Преимущества. Я- посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях (табл. 3).

Ты-послания

Я-послания

Ты поступил плохо 

Ты не смеешь 

Ты не должен

Ты виноват

Почему ты получил двойку

Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан

Я думаю, что...

Я недоволен тем, что... 

Мне не нравится, что...

Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку 

Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав

Также важно, чтобы коммуникация велась посредством «языка принятия». Такой язык поясняет, что другой человек принимается таким, какой он есть. Принятие и уважение могут быть переданы различным образом: без слов (жесты, положение тела, мимика), невмешательство, пассивное слушание или вербально сообщаемое принятие (взаимоотношения через коммуникацию, активное слушание).

Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом

Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

Лучшей гарантией хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители сами не умеют управлять собственным гневом. Их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения агрессии. Ниже даны общие рецепты, которые помогут родителям избежать влияния их собственного гнева на отношения с ребенком.

Содержание

Пути выполнения

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно




- Слушайте своего ребенка;
- проводите вместе с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним свои опытом;
- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;
- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое "безраздельное" внимание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

- Отложите совместные дела с ребенком;
- старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате"

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

- Примите теплую ванну, душ;
- выпейте чаю;
- послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

- Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;
- не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее

- изучайте силы и возможности своего ребенка;
- если вам предстоит сделать первый визит, отрепетируйте все заранее

Формировать положительные качества моно во время совместного чтения. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет ребенка выражать свои чувства. Кроме этого полезно сочинять с ребенком сказки, истории. Желательно, чтобы в процессе чтения родители беседовали с детьми о чувствах, которые побуждают в них те или иные действия героев.

При вспышках гнева можно воздействовать следующим образом:

  1. Использование физического препятствия перед назревающей вспышкой гнева. Желательно остановить занесенную для удара руку, удержать за плечи и твердо сказать «нельзя»
  2. Переключение внимания ребенка на интересную игрушку или какое-либо занятие
  3. Мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта)