Коррекционно-развивающая программа "Развиваем внимание"
методическая разработка по психологии ( класс) по теме

Кудрявцева Евгения Александровна

Программа коррекции и развития внимания младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАЗИВАЕМ ВНИМАНИЕ»

Автор программы:

педагог-психолог

ГБОУ СОШ №493

Кудрявцева Е.А.

Москва, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа предъявляет высокие требования к учащимся начальной школы. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Недостаточный уровень внимания выступает как один из главных признаков, который препятствует усвоению знаний, формировании личности учащегося. Учебный процесс требует сосредоточения внимания волевым усилием. Поэтому для учащихся начальных классов большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости).

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их не успешности. Следовательно, возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект.

Основная цель программы: развитие и коррекция внимания.

Задачи программы:

  1. Развитие концентрации внимания.
  2. Развитие устойчивого внимания.
  3. Увеличение объёма внимания
  4. Развитие способности к распределению и переключению внимания.
  5. Развить волевую сферу.

Теоретико-методологическим основанием программы является культурно- историческая парадигма (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Участники программы – дети младшего школьного возраста (6-11 лет). Участники программы набираются в группы по итогам психологической диагностики (методики: «Корректурная проба», «Графический диктант»).

Количество детей в группе – 2-8 человек.

Количество занятий -8, продолжительность занятий – 25-30 минут.

Частота проведения занятий – 2 раза в неделю, форма проведения занятий – игры, упражнения, развивающие задания.

Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных заданий производится в тетрадях. Некоторые упражнения проводятся в форме соревнования, успехи каждого ребёнка сравниваются с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей.

Прогнозируемый результат: у учащихся повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания, формируется самостоятельность в выполнении заданий.

Форма контроля результатов: повторная психологическая диагностика на последнем занятии (методики: «Корректурная проба», «Графический диктант»).

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

  1. Упражнение «Нос, пол, потолок».

Цель: развить внимание, память, быстроту реакции.

Играющие размещаются по кругу, ведущий называет одно из трех слов:

- «нос»- играющие касаются указательным пальцем кончика носа;

- «пол» дети показывают указательным пальцем на пол;

- «потолок» - игроки поднимают руку вверх, указывая на потолок.

Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий. Ведущий старается запутать игроков. Например, произносит слово «нос», а показывает на потолок. Игрок, допустивший расхождение между словами и действиями, выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто остается в круге последним.

  1. Упражнение «Наблюдатели»

Цель: развитие концентрации внимания.

Получив инструкцию осмотреть все вокруг, участники, как правило, обращают внимание, прежде всего на помещение. Поэтому на вопросы о помещении они отвечают довольно точно. Второе задание — описание партнера — является для них сюрпризом.

Ведущий: Начните свободно двигаться по комнате... Вы должны как можно более внимательно осмотреть все вокруг и постараться запомнить все, что можно. У вас есть на это две минуты.

Остановитесь рядом с тем, кто оказался ближе всего к вам. Теперь вы будете в паре. Встаньте спиной друг к другу и выберите, кто из вас будет «первый», а кто — «второй». «Второй» должен закрыть глаза, а «первый» - задать ему несколько вопросов, касающихся помещения, например: «Какого цвета дверь?», «Сколько столов в комнате?». Всего «первый» может задать шесть вопросов. После каждого ответа «первый» говорит, правилен ли ответ (2 минуты).

Теперь «второй» может открыть глаза, а «первый» должен их закрыть. С закрытыми глазами он должен как можно точнее описать внешний вид своего товарища по паре: одежду, прическу, цвет волос и глаз, рост и пр. На это тоже отводится две минуты. «Второй» должен сосчитать, сколько признаков «первый» назвал правильно.

Занятие 2.

  1. Упражнение «Вызов номеров».

Цели: развить внимание, быстроту, ловкость.

Играют две команды, которые выстраиваются  в колонну по одному у стартовой  линии. В 15 метров от неё против каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам.  Ведущий называет  номера. Игроки, услышав свой номер,  бегут к точке поворота, обегают  его и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных   очков.

  1. Упражнение «Запомни движение»

Цели: развитие внимания, моторно-слуховой памяти.

Учитель показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть — встать — поднять руки — опустить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладонями вниз — опустить руки вдоль туловища — поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо — приставить правую ногу — отставить левую ногу — приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть — встать — повернуть голову вправо — повернуть голову прямо.

Занятие 3.

  1. Упражнение «Шишки, желуди, орехи».

Цели: развить внимание, ориентировку в пространстве, координационные способности.

Дети встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках — «шишки», вторые — «желуди», третьи — «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

  1. Упражнение «Пишущая машинка»

Цели: развить внимание, память, быстроту двигательной реакции.

Игроки располагаются по кругу. Каждому игроку присваивается буква алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2 -3 слов. По сигналу дети начинают печатать: сначала первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все «буквы» хлопают в ладоши.

Занятие 4.

  1. Упражнение «Класс, внимание!»

Цели: развить внимание.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать упражнения, а игроки должны их повторять только в том случае, если перед показом он скажет слово «Внимание!».  Допустившие ошибку выбывают из игры.

Вариант: Дети, допустившие ошибку, входят в круг и выполняют дополнительное задание.

  1. Задание «Найди 10 животных»

Цель: развитие внимания.

Занятие 5.

  1. Упражнение «Запрещенная цифра»

Цели: развить внимание, память, слухо-моторную координацию, закрепить навыки счета.

Все играющие становятся в круг. Водящий определяет цифру – от 1 до 10, - которая является запрещённой. По сигналу игроки начинают счёт: первый игрок называет цифру «один», второй – «два» и так до десяти называются все цифры, кроме запрещённой. Вместо неё ребёнок должен выполнить двигательное действие – хлопок или присед.

Варианты:

Счёт ведётся в обратном направлении – от 10 до 1.

Запрещённых цифр две или три.

  1. Упражнение «Слушай и выполняй»

Цели: развитие внимания и памяти.

Учитель называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить движения в той последовательности, в какой они были названы.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90 градусов), присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Занятие 6.

  1. Упражнение «Вверху – внизу»

Цели: стимулирование внимания, совершенствование пространственных представлений, ориентационных способностей.

Ведущий называет различные предметы, находящиеся на земле. Ученики говорят «Внизу» и приседают. Если ведущий называет предметы, которые находятся в воздухе, тогда играющие говорят «Вверху» и подпрыгивают. Например:

Воробей – вверху. Муравей – внизу. Самолёт – вверху. Велосипед – внизу. Альпинист – вверху. Боксёр – внизу. Яблоко растёт – вверху. Арбуз растёт – внизу.

Отмечаются дети, быстро и безошибочно выполнявшие команды.

  1. Упражнение «Найди слова».

Цель: развитие внимания.

На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.

Занятие 7.

  1. Упражнение «Четыре стихии»

Цель: развить слуховое внимание, координацию движений.

Игроки сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз. «вода» - руки вперёд, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

По окончании игры ведущий отмечает игроков, сделавших меньшее число ошибок.

  1. Упражнение «Сколько чего»

Цель: развитие зрительного внимания.

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы

  1. Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие внимания.

Инструкция: « Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Я буду называть разные предметы и слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если это съедобное и молчать, если несъедобное. Кто ошибается – выбывает из игры. Я буду хлопать всегда, будьте внимательнее. В конце останется самый внимательный участник игры.  Внимание, начали: «тортик, лицо, яблоко, апельсин, слон, карусель, дом, телефон, варенье, печенье, и т.д.» Постепенно усложняются слова и увеличивается темп игры».

Занятие 8.

  1. Упражнение «Зеваки»

Цель: развить произвольное внимание, быстроту простой двигательной реакции.

Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу педагога «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Игрок, сделавший ошибку, может выходить из игры, или ему начисляют штрафные замечания.

Побеждают игроки, не получившие замечаний.

  1. Упражнение «Найди отличие».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

  1. Повторная психологическая диагностика

Литература

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 1999. – 224 с.
  2. Артюхова И. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
  3. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, 2010. – 56 с.
  4. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.


Отзыв на коррекционно-развивающую программу «Развиваем внимание»

Данная программа была апробирована педагогом-психологом Кудрявцевой Е.А. в 2013-14 учебном году на базе ГБОУ СОШ №493.

Целью коррекционно-развивающей программы «Развиваем внимание» стало развитие и коррекция внимания.

Всего было проведено 8 занятий длительностью 25-30 минут каждое. В программе приняли участие учащиеся начальных классов. Занятия проходили в групповой форме, наполняемость групп от 5 до 8 учащихся.

Учащиеся активно участвовали в занятиях, с удовольствием их посещали.

При апробации программы педагогом-психологом Кудрявцевой Е.А. удалось достичь следующих результатов: у учащихся повысилась концентрация, переключаемость, устойчивость внимания, сформировалась самостоятельность в выполнении заданий. Проведенные занятия положительно повлияли на поведение и успеваемость учащихся начальных классов.

На основе проведенных мероприятий были построены дополнительные развивающие психологические занятия для некоторых из учеников. Также на основе наблюдения за учащимися были сделаны их психологические портреты, что помогло классному руководителю и педагогам-предметникам построить индивидуальную траекторию их обучения.

И.О. директора                                                        Жалыбина И.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».

При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Внимание: Внимание!"

Развитие произвольного внимания у детей школьного возраста является одним из важнейших условий успешного обучения школьника. Это определяет возможность ученика управлять своим поведением, формирует на...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем внимание»

Представленное коррекционно-развивающее занятие по теме: «Развиваем внимание» ориентировано на учащихся с ОВЗ и инвалидностью разных возрастных и нозологических групп. Занятие направлено н...