Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Перевозчикова Любовь Николаевна

 

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимания у детей школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в школьном возрасте формируются качественно новые характеристики внимания так же, как и других процессов. Поэтому задача развивающих заданий для повышения внимания состоит в преодолении такого общего восприятия, в попытке научить учащихся воспринимать содержание заданий с учетом элементов на фоне смысла, целого, уметь осознанно концентрировать, распределять и переключать свое внимание при анализе элементов, частей, деталей целого. Предмет английского языка необыкновенен тем, что он пронизан принципом развивающе - воспитывающего обучения. Развитие и воспитание идет в двух направлениях:

- Изучение языкового материала развивает и воспитывает, так как является средством познания мира, формирования мысли, общения с людьми.

- Развитие и воспитание идет через текстовый материал.

Следовательно, учащийся среднего звена  может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Так как  учащиеся с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеет благоприятный прогноз развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена  с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Учитель английского языка

МКС(К)ОУ VII вида школа №47 г. Ижевск

     Знание английского языка в современных условиях развития общества является насущной необходимостью для каждого человека. От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.        Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, в следствии чего, ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. В основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен,  раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. «Внимание проявляется как бы  внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания». [2;с.111]. . Актуальность проблемы развития внимания у детей школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в школьном возрасте формируются качественно новые характеристики внимания так же, как и других процессов. ». [3, с.14].

      Выделяют непроизвольное внимание (нецеленаправленное) – возникает как бы само собой, без усилий воли.  Произвольное (намеренное) внимание.  Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Объем внимания – это его информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов. Концентрация и устойчивость внимания – это способность не отклоняться от цели, от направленной психической активности, удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Переключение внимания – способность перемещать его с одного объекта на  другой – лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому.          Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. Отвлечение внимания, снижение уровня его  концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. . [1, с. 23]. Как правило, причины глобальной невнимательности учащихся заключаются в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, у детей сформировался способ работы без достаточной обработки умения анализировать материал. Единицы анализа (буквы, цифры, слова, детали, части) – мелки и «не удостаиваются», без направленного обучения, внимания детей. Поэтому задача развивающих заданий для повышения внимания состоит в преодолении такого общего восприятия, в попытке научить учащихся воспринимать содержание заданий с учетом элементов на фоне смысла, целого, уметь осознанно концентрировать, распределять и переключать свое внимание при анализе элементов, частей, деталей целого. Предмет английского языка необыкновенен тем, что он пронизан принципом развивающе - воспитывающего обучения. Развитие и воспитание идет в двух направлениях:

  1. Изучение языкового материала развивает и воспитывает, так как является средством познания мира, формирования мысли, общения с людьми.
  2. Развитие и воспитание идет через текстовый материал.

       Нельзя не выделить следующие задачи использования коррекционно-развивающих упражнений на уроках:

1. Научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои и чужие мысли в устной и письменной форме за счет расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря, развития умения планировать деятельность  и навыка работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму, овладения техникой речи на основе упражнений на развитие внимания.

2. Дать учащимся прочные лексические и грамматические навыки, используя упражнения в коррекции отдельных процессов психической деятельности, тесно взаимосвязанных между собой.

3.   Обеспечить развитие логического мышления как основы интеллекта.

4.   Привить любовь к английскому языку и желание применять полученные знания и умения в общественной жизни.

     Специфические правила обучения английскому языку объединяются по разделам с выделением конкретных коррекционно-развивающих упражнений.  Изучение лексики дает возможность познакомить учащихся со словарным богатством английского языка, с отдельными лексическими понятиями,  с особенностями употребления слов в речи. Работа, направленная на  формирование лексических умений и навыков в классах ЗПР имеет, помимо образовательного и воспитательного, еще развивающее и практическое значение. В результате работы над лексическими единицами расширяется представление школьников о языке в целом, развивается интерес к предмету. Для овладения нормами английского языка огромное значение имеет фонетика. Формирование фонетических навыков формирует фонематический слух, обучает технике произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении, в речевом потоке говорения и чтения. Особенность для восприятия грамматики английского языка, как науки, очень трудна для детей с ЗПР, т.к. способность к абстрагированию у них недостаточно развита и нет  связи с родным языком..  Коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания, помогают учащимся усвоить фонетические аспекты говорения, структуру слова и предложения, особенности морфем, преодолеть лексическо-грамматические трудности говорения, особенности чтения английских слов.

        Итак, все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообразование, а так же чтение, как вид речевой деятельности, и требуют они  специально организованной работы. Для развития  внимания используются задания направленные на развитие восприятия, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мышления, поскольку внимание присуще любому познавательному процессу. Некоторые коррекционно-развивающие упражнения, формирующие основные свойства внимания:

1. Упражнения, направленные на концентрацию, переключение, увеличение объема и распределение внимания в различных видах познавательных процессов при выполнении заданий.

2. Упражнения, направленные на сравнение различных понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность.

3. Упражнения, направленные на формирование осознанности и управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах.

     Зная место английского языка в целом, и его значение в общей системе обучения, нельзя не выделить основную задачу использования коррекционных упражнений на уроках:  научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои и чужие мысли в устной и письменной форме за счет расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря, развития умения планировать деятельность и навыка работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму, овладения техникой речи на основе упражнений в развитии внимания.  Структура содержания системы упражнений тесно связана со структурой английского языка как предмета изучения, его разделами: последовательно-ступенчатые изучения фонетики, лексики, правил чтения, грамматики, овладение каллиграфией, развитие речи – как итог работы учителя и учеников. Нужно отметить, что система коррекционных упражнений, направленных на развитие внимания учащихся, строится на следующих аспектах формирования и развития внимания: постоянство; самостоятельность, дифференциация; логика.

    Опыт работы, направленный на развитие внимания показал:

  1. Улучшается качество психических процессов, так или иначе связанных с вниманием.
  2. Развивается концентрация, объем и переключение внимания.
  3. Происходит коррекция волевой регуляции.
  4. Улучшается качество приобретаемых учебных знаний, умений и навыков.

      Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями происходящими во всех сторонах развития и имеющими определенную асинхронность (интеллектуальное развитие ребенка опережает развитие личностных особенностей и наоборот). У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена  может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Так как  учащиеся с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеет благоприятный прогноз развития.

Список литературы.

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.Д. Атлас вопросы психологии. – Педагогическое общество России, 1999.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: «Просвещение», 1991.

4.  Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: «Просвещение», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетов сказок для повышения мотивации учащихся и развития речи на уроках английского языка

В  статье на примере одного из уроков описыватся использование сюжетного построения урока с участием известных сказочных персонажей как одного из методов повышения мотивации учащихся к изучению и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на этапе целеполагания при конструировании уроков в специальной коррекционной школе

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век XXI – век открытый,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети бы...

Развитие памяти и внимания на уроках английского языка

Ни один психологический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой...

Статья "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при изучении темы «Действие с числами, полученными при измерении» в школе для детей с ОВЗ (из опыта работы).

Статья предназначена для учителей математики, работающих в школе для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта). В данном материале рассматриваются специальные упражнения, которые предупреждают появление ошиб...

Доклад на тему: «Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках географии».

Основная проблема затруднения с усвоением учебного материала по географии учащихся с ЗПР в связи с их индивидуальными особенностями. Объект исследования: процесс коррекционного обучения географии учащ...