Коррекционно-развивающая программа "Развитие памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII, VIII вида"
рабочая программа на тему
Программа практического сопровождения учащихся, направленная на развитие высших психических функций детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rps_kopiya.docx | 56.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное(коррекционное)образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) образовательная школа VII,VIII вида»
г.Москва, г.о.Троицк, ул.Пушковых, д.5, тел. 8 (495) 851-50-03, school 7ZR @mail.ru
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII,VIII вида» 2015/2016 учебный год Учитель-дефектолог: Варченко Е.В. |
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МС(К)АОУ С(К)ОШ VII,VIII вида
__________________________ Н.П.Чечётина
«_____»__________________________2015г.
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШПМПк протокол № ____ зам.директора по УВР________Т.А.Федотова
«___»________________________2015 г. «____»__________________________2015 г.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«По развитию памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII,VIII вида»
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – коррекционное психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура. Опираясь на приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» в системе дефектологического сопровождения учащихся школы появилась коррекционно-развивающая образовательная программа «По развитию памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII,VIII вида» (курс РПС).
В коррекционной образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности её когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. При этом коррекционная программа выполняет обучающую, диагностическую, прогностическую, коррекционную функции.
В связи с отсутствием типовых программ по дефектологии, разнородностью контингента обучающихся воспитанников начального звена школы, рабочая программа создавалась как унифицированная программа на базе авторских программ :
- Специального курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС) Холодовой О.А., составленная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, одобренного Департаментом образования г.Москвы;
- Индивидуальной коррекционно-обучающей программы под научной редакцией кандидата педагогических наук, доцента Е.Д.Худенко (образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция» г. Москва);
- Образовательной программы коррекционно-развивающего обучения (начальная школа) составитель С.Г.Шевченко.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Целью применения данной рабочей программы является: введение в учебно-образовательный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной, аналитико-синтетических сфер, памяти, внимания, пространственного воображения, речи, своевременную коррекцию когнитивных процессов, формирование коммуникативных навыков.
Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач:
- Развитие познавательных способностей учащихся;
- Оказание педагогической поддержки в развитии индивидуальности каждого ребёнка, посещающего занятия;
- Обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в образовательном процессе;
- Совершенствование детей во всех достижениях, оказание помощи тем, чьё развитие до поступления (перехода) в школу проходило в неблагоприятных условиях;
- Предоставление учащимся возможности в свободно организованном пространстве проявить усвоенные навыки и умения;
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
- Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Описание места курса РПС в плане работы службы коррекционного сопровождения учащихся.
Данная программа рассчитана на учащихся 1 А и 2 А классов.
Дефектологическое сопровождение осуществляется в течение 26 учебных недель – 2 занятия в неделю (52 занятия в год) (один курс обучения) (с 12.10.2015 по 15.05.2016). В течение учебного года допускается незначительное уплотнение материала и сокращение общего количества часов, в случае попадания государственных праздников на рабочую неделю. Корректировка прохождения программы и отображения данных в календарно-тематическом планировании (раздел примечание) в этом случае производится каждый триместр.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Отправной точкой коррекционно-педагогической работы является дифференцированный подход на основе учёта механизмов и структуры нарушения в развитии и воспитании ребёнка. В основе построения курса обучения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач по содержанию и сложности. При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, индивидуализация процесса, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор заданий и упражнений стимулировал бы познавательную и исследовательскую деятельность каждого ребёнка. Симбиоз образовательной и учебных программ позволяет осуществлять межпредметную связь в учебном пространстве. Основное время на занятиях занимает выполнение детьми логически-поисковых заданий, благодаря которым у детей формируются общеучебные умения: действовать, по-возможности, самостоятельно (сообразно обстановке), принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически.
Программа занятий включает следующие основные направления работы:
- Формирование (повышение) учебной мотивации;
- Формирование доступных возрастных представлений об окружающем мире;
- Формирование и развитие ВПФ;
- Формирование и развитие умений самостоятельно работать с учебным материалом в заданном темпе, продуктивно, контролируя и оценивая свою работу;
- Развитие личностной сферы, коммуникативных способностей;
- Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;
- Развитие мышления в ходе усвоения детьми таки приёмов мыслительной деятельности, как умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
- Развитие сенсорной сферы (глазомер, мелкая моторика);
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.)
- Развитие памяти (расширение объёма, устойчивость, формирование приёмов запоминания, развитие смысловой памяти );
- Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
- Формирование адекватной самооценки.
Практическое значение программы:
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в собственных силах, возможностях интеллекта. Происходит становление различных форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, формируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей детей. В результате этих занятий дети не только достигают значительных успехов в своём развитии, но и учатся полученные умения применять в учебной работе, что приводит к её успешности. В одних случаях у кого-то возникает интерес к учёбе, в других – его закрепление, в третьих – качественное улучшение показателей обучения.
Для проведения занятий по РПС для каждого курса обучения используется учебно-методический комплект, состоящий из:
- рабочих тетрадей;
- методического руководства для учителя;
- программы курса.
При этом в методическом руководстве предложен лишь один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях, что даёт широкое поле для творчества педагогу, осуществляющему работу в данной области.
Задания, включённые в курс РПС, направлены на развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Поэтому весь курс заданий можно условно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Содержание курса обучения.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Первый курс обучения предполагает создание положительной мотивации, направленной на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще.
На первых порах работы с заданиями допускается использование практических действий, угадывание ответов, решения. Используется точная, целенаправленная постановка вопросов, выделения главного звена в цепочке рассуждений, что помогает подвести учащегося к обоснованию ответа. При этом доля самостоятельности в работе детей растёт пропорционально доли уменьшения в этой работе учителя. Самостоятельность ребёнка предполагает возможность советоваться с учителем, соседом и другими детьми для поиска решения. Ведущая роль педагога поощрять и поддерживать детей в поиске решения, а не предъявления жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником, важнее продвижение каждого ребёнка к самостоятельной работе осознанно. Проверка самостоятельной деятельности учащихся предполагает обсуждение всех предлагаемых способов решения, с обязательным показом ошибок в рассуждениях, а также акцентированием на наиболее верных, рациональных, оригинальных и красивых способов.
Второй курс обучения ориентирован на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнению того или иного задания.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие УУД.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые несколько занятий задания повторяются;
- принцип «от простого – к сложному»;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работатьпо предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, книге, словаре (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические объекты (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметы, рисунки, схемы и т.п.).
- Находить и формулировать решение поставленной задачи с помощью простейших моделей (предметы, рисунки, схемы и т.п.).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли (лидер, исполнитель, критик).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- Выделять существенные признаки предметов;
- Сравнивать между собой предметы, явления;
- Обобщать, делать несложные выводы;
- Классифицировать явления, предметы;
- Определять последовательность событий;
- Судить о противоположных явлениях;
- Давать определения тем или иным понятиям;
- Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- Выявлять функциональные отношения между понятиями;
- Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Эффективность занятий по РПС оценивается несколькими показателями:
- степень помощи, которую взрослый оказывает учащимся при выполнении заданий (чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект);
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности учеников;
- косвенный показатель – повышение успеваемости по разным школьным предметам, а также повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности на других уроках.
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Материалом для обучения помимо УМК являются: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; набор геометрических форм, лекал, шаблонов; набор ручек, карандашей, красок, чертёжных инструментов, пластилина; задания графического характера, практические упражнения с элементами конструирования; дидактические игры и др.
Используемая литература:
1. Игра «Волшебный карандаш». Сколько времени/ сценарий Л.П.Носовой. - М.: Издательская группа «Прогресс» , 1996.
2. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К⁰», 1998.
3. Контроль знаний в системе коррекционного обучения: учеб.-метод.пособие для 1-й ступени школ VII вида и классов КРО / Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова, М.Б.Хабибулина. – М.: Дрофа, 2008.
4. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н.Ефименкова. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
5. Е.В.Ольшанская. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи : Игровые задания. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
6. Проверь свою эрудицию. 500 вопросов и ответов. Перевод с французского Е.В.Виноградовой. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
7. Раскрась лабиринт. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
8. Ю.Соколова. Игры и задания на готовность к школе.- М.:ЭКСМО, 2010.
9. Ю.Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка.- М.:ЭКСМО, 2010.
10. Ю.Соколова. Тесты на готовность к школе. - М.:ЭКСМО, 2010.
11. Тетрадь для летних заданий: 2 класс / Авт.-сост.: В.Б.Антонова, Е.И.Николаенкова, С.Г.Яковлева. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
12. Тетрадь для летних заданий: 4 класс / Авт.-сост.: В.Б.Антонова, Е.И.Николаенкова, С.Г.Яковлева. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
13. А.А.Хилько. Математика: 2 класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образ.учрежд. VIII вида. : В 2 ч.-СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2011.
14. О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради : В 2 частях.-М.: Издательство РОСТ,2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
индивидуально-консультационных дефектологических занятий с учащ-ся______________ класса (ЗПР) на 2014/15 уч.год «Коррекционно-развивающей программы по развитию памяти, внимания, мышления, логики для учащихся среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII,VIII вида»
(1 курс обучения) (занятия 2 раза в неделю)
№ | тема | кол.часов | дата | примечание |
1 | Вводное занятие. | 1 | 13.10 | |
2 | Входящая диагностика | 1 | 13.10 | |
3 | Входящая диагностика | 1 | 17.10 | |
4 | Концентрация внимания. | 1 | 20.10 | |
5 | Развитие памяти. | 1 | 24.10 | |
6 | Ориентировка на листе бумаги. Внимание. | 1 | 5.11 | |
7 | Развитие воображения. | 1 | 7.11 | |
8 | Внимание. | 1 | 13.11 | |
9 | Ориентировка на листе бумаги. Графическая работа. | 1 | 19.11 | |
10 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 21.11 | |
11 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 26.11 | |
12 | Тренировка внимания. | 1 | 28.11 | |
13 | Развитие мышления. Графическая работа. | 1 | 3.12 | |
14 | Развитие слуховой памяти. | 1 | 5.12 | |
15 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | 10.12 | |
16 | Развитие мышления. Графическая работа. | 1 | 11.12 | |
17 | Развитие аналитических способностей. | 1 | 17.12 | |
18 | Совершенствование мыслительных операций. Графическая работа. | 1 | 19.12 | |
19 | Совершенствование воображения. Рисование по образцу. | 1 | 24.12 | |
20 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 26.12 | |
21 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 14.01 | |
22 | Тренировка внимания. | 1 | 16.01 | |
23 | Развитие мышления. Графическая работа. | 1 | 21.01 | |
24 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графическая работа. | 1 | 23.01 | |
25 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | 4.02 | |
26 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 6.02 | |
27 | Совершенствование воображения. | 1 | 11.02 | |
28 | Рисование по образцу. | 1 | 13.02 | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 18.02 | |
30 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 20.02 | |
31 | Тренировка внимания. | 1 | 25.02 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | 27.02 | |
33 | Развитие мышления. Графическая работа. | 1 | 4.03 | |
34 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | 6.03 | |
35 | Развитие аналитических способностей. | 1 | 11.03 | |
36 | Совершенствование мыслительных операций. Графическая работа. | 1 | 13.03 | |
37 | Совершенствование воображения. | 1 | 18.03 | |
38 | Рисование по образцу. | 1 | 20.03 | |
39 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 1.04 | |
40 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 3.04 | |
41 | Тренировка внимания. | 1 | 8.04 | |
42 | Развитие мышления. Графическая работа. | 1 | 10.04 | |
43 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | 15.04 | |
44 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | 17.04 | |
45 | Развитие мышления. Графическая работа. | 1 | 29.04 | |
46 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 6.05 | |
47 | Развитие логического мышления. | 1 | 6.05 | |
48 | Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 8.05 | |
49 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец курса | 1 | 13.05 | |
50 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец курса. Подведение итогов | 1 | 15.05 |
Учитель-дефектолог ___________________Варченко Е.В.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
индивидуальных дефектологических занятий с учащ-ся ___класса (ЗПР) ________на 2014/15 уч.год «Коррекционно-развивающей программы по развитию памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ОВЗ»
(2 курс обучения) (занятия 2 раза в неделю)
№ | тема | кол часов | дата | примечание |
1 | Выявление уровня развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. | 1 | 13.10 | |
2 | Выявление уровня развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. | 1 | 16.10 | |
3 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 20.10 | |
4 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 23.10 | |
5 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 27.10 | |
6 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 30.10 | |
7 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 3.11 | |
8 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 6.11 | |
9 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 10.11 | |
10 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 13.11 | |
11 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 24.11 | |
12 | Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 27.11 | |
13 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1.12 | |
14 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 4.12 | |
15 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 8.12 | |
16 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 11.12 | |
17 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 15.12 | |
18 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 18.12 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 22.12 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 25.12 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 29.12 | |
22 | Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 12.01 | |
23 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 15.01 | |
24 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 19.01 | |
25 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 22.01 | |
26 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 26.01 | |
27 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 29.01 | |
28 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 2.02 | |
29 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 5.02 | |
30 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 9.02 | |
31 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 12.02 | |
32 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 26.02 | |
33 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 1.03 | |
34 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 4.03 | |
35 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 11.03 | За 8.03 |
36 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 11.03 | |
37 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способ-и рассуждать | 1 | 15.03 | |
38 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 18.03 | |
39 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 22.03 | |
40 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 25.03 | |
41 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 29.03 | |
42 | Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 1.04 | |
43 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 12.04 | |
44 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 15.04 | |
45 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 19.04 | |
46 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 22.04 | |
47 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 26.04 | |
48 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 29.04 | |
49 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 06.05 | За 03.05 |
50 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 06.05 | |
51 | Выявление уровня развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец курса | 1 | 10.05 | |
52 | Выявление уровня развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец курса. Подведение итогов | 1 | 13.05 |
Учитель-дефектолог ____________Варченко Е.В.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
индивидуальных дефектологических занятий с учащ-ся __класса (ЗПР) _____________на 2014/2015 уч.год «Коррекционно-развивающей программы по развитию памяти, внимания, мышления, логики для учащихся среднего и старшего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII,VIII вида» (4 курс обучения) (занятия 2 раза в неделю)
№ | тема | кол часов | дата | примечание |
1 | Выявление уровня развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. | 1 | 15.09 | |
2 | Выявление уровня развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. | 1 | 15.09 | |
3 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 22.09 | |
4 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 22.09 | |
5 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 29.09 | |
6 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 29.09 | |
7 | Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 6.10 | |
8 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 6.10 | |
9 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | 13.10 | |
10 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 13.10 | |
11 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 20.10 | |
12 | Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 20.10 | |
13 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 10.11 | |
14 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 10.11 | |
15 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 17.11 | |
16 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 17.11 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 24.11 | |
18 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 24.11 | |
19 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 1.12 | |
20 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1.12 | |
21 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 8.12 | |
22 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 8.12 | |
23 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | 15.12 | |
24 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 15.12 | |
25 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 22.12 | |
26 | Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 22.12 | |
27 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 29.12 | |
28 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 29.12 | |
29 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 12.01 | |
30 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 12.01 | |
31 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 19.01 | |
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 19.01 | |
33 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | 26.01 | |
34 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 26.01 | |
35 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 2.02 | |
36 | Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 2.02 | |
37 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 9.02 | |
38 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 9.02 | |
39 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 11.02 | |
40 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 11.02 | |
41 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 16.02 | |
42 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 16.02 | |
43 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 2.03 | |
44 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 2.03 | |
45 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 16.03 | |
46 | Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 16.03 | |
47 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 30.03 | |
48 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 30.03 | |
49 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 6.04 | |
50 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 6.04 | |
51 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 13.04 | |
52 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 13.04 | |
53 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 20.04 | |
54 | Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 20.04 | |
55 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 20.04 | |
56 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 27.04 | |
57 | Ребусы. Китайские головоломки. | 1 | 27.04 | |
58 | Выявление уровня развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец курса | 1 | 27.04 | |
59 | Выявление уровня развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец курса | 1 | 4.05 | |
60 | Подведение итогов | 1 | 4.05 |
Учитель-дефектолог ___________________Варченко Е.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по математике в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Дидактические игры по математике в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида У КОГО БОЛЬШЕ ФИГУР?У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (к...
Доклад на тему: Формирование контекстной ориентации у обучающихся воспитанников с нарушением слуха II ступени обучения специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II вида.
Доклад на тему:" Формирование контекстной ориентации у обучающихся воспитанников с нарушение...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...
Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Отсканированный материал....
Внеклассное мероприятие по географии в 8-м классе специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида Блиц-игра «Вокруг света»
Внеклассное мероприятие по географии....
Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III- IV вида
Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III- IV вида...
Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...