Консультации для педагогов

Представленные материалы могут быть полезны в работе педагогов - психологов образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация педагогов на тему: «Критикуем и хвалим по-новому»

1. Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте, уважаемые гости. Я вас пригласила на цинк консультацию по  теме: «Уроки общения с детьми». Общение – незаменимая часть нашей повседневной жизни, в том числе – взаимоотношений с детьми. Психологи утверждают, что правильно или неправильно построенные фразы при общении в ребенком могут усиливать воспитательный эффект и ослаблять его, снижая до нуля.  Поэтому, предлагаю сегодня поучиться правильному общению с детьми.

И начнем наше обучение с немаловажной вопроса, как правильно критиковать и хвалить всего ребенка?

Многие родители и педагоги верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле похвалы могут привести к плохому поведению ребенка. Почему?

Часто бывает так: стоит похвалить ребенка за хорошее поведение - и он как с цепи срывается.

Означает ли это, что похвала "устарела"? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею направо и налево. Лекарства, например, назначаются больному лишь в строгом соответствии с рекомендациями врача, который указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций. Так же осторожно следует обращаться и с сильнодействующим "лекарством" иного рода: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.

2. Игра – разминка «Гляделки».

Цель: настроиться на работу в группе, разбить группу на пары для дальнейшей тренинговой работы.  

Участники сидят в кругу. По команде ведущего все закрывают глаза, мысленно представляют человека, на которого они укажут взглядом и рукой. По команде ведущего все открывают глаза и показывают на какого – либо из участников рукой. Те, кто указали друг на друга образуют пару. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не разобьются на пары.

3. Упражнение «Похвала».

Как каждой паре необходимо выбрать взрослого и ребенка и смоделировать ситуацию, в которой ребенок показывает удачное выполнение задания, работы (хвастается), а взрослый его хвалит.

Обсуждение:

1. Легко ли «взрослым» хвалить детей, подбирать нужные слова для похвалы? Что при этом вы чувствовали.

2. Приятно ли «детям» слышать похвалу, что при этом испытывали?

3. Кто из «родителей», на ваш взгляд, правильнее и эффективнее похвалил своего «ребенка»? Почему?

4. Сообщение теоретической информации: «Правила похвалы»: (с использованием презентации)

1. Просто хвалить или критиковать нужно поступок и действия ребенка, а не его личность.

Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал граблями листья, выбросил мусор, аккуратно сложил на место инструменты. Матери понравилась его работа, и она выразила свое одобрение сыну.

Мать. В саду было так грязно... Я даже не думала, что можно все убрать за один день.

Джим. А я смог!

Мать. Вот это работа! Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.

Джим. Я старался.

Мать. Спасибо тебе, сынок.

Джим (широко улыбаясь). Не за что.

Мать похвалила поступок Джима, и мальчик почувствовал радость и гордость от того, что он его совершил.

2. При похвале или критике нужно указать конкретные действия ребенка.

Правильная похвала: " ты хорошо вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!"

 (Неправильная похвала: "Ты просто молодец".)

 

Напротив, похвалы, оценивающие самого ребенка, а не его поступок, только вредны:

- Ты чудесный сын.

- Ты настоящий помощник.

- Что бы я делала без тебя?

Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу: ребенок почувствует, что он далеко не такой "чудесный сын" и совсем не может быть этим образцовым сыном. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично. Чаще всего опровергает ее плохим поведением.

3. Итак, похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.

Десятилетний Кенни помогал отцу оборудовать подвал дома. Во время работы ему пришлось двигать тяжелую мебель.

Отец. Верстак такой тяжелый. Трудно его подвинуть.

Кенни (с гордостью). Я это сделал.

Отец. Работа не из легких.

Кении (согнув руку и напрягая мускулы). Я сильный.

В этом примере отец указал на трудность задачи. Сын сам сделал вывод о своих способностях. А если бы отец сказал: "Ты такой сильный, сынок" - Кенни мог бы ответить: "Вовсе нет. У нас в классе есть мальчишки сильнее меня". Последовал бы обидный и ненужный спор...

4. Не  правильно использовать поощрения по логике естественных последствий: убрал игрушки - вот тебе шоколадка, получил "пятерку" - получи деньги на развлечения и сладости, красиво написал – посмотри телевизор. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение. Но подобное вознаграждение не всегда может оказаться под рукой, а негласные правила, установленные между вами и ребенком, будут этого требовать.

Необходимо подчеркивать, усиливать его радость от преодоления трудностей, это будет вдохновлять его, вселять уверенность в своих силах и способностях, вызывать желание достичь новых результатов. Показать ребенку, что этим он доставил радость вам.

5. Необходимо выражать свое мнение по поводу работы ребенка, говорить о том, что вы чувствуете. При этом ребенку важно знать, что вам нравиться сделанное, независимо от того, делал ваш ребенок или нет. Вы должны показать просто ваше отношение к событию.

Например, можно просто сказать, «мне нравиться».

6. Выражать свои чувства нужно от первого лица.

7. Не надо перебарщивать с похвалой, преувеличивать заслуги детей.

Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце, - и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Например, если, ребенку сказать «ты настоящий художник», это не будет эффективной похвалой. Ведь ребенок вполне понимает, что до художника ему далеко. Такая похвала воспримется им как желание отвязаться или ребенок может обвинить вас во лжи.

8. Правило активного слушания. Не эффективной оказывается критика и похвала, если она произноситься для галочки. Например, мама,  не отрываясь от мыться посуды или интересной книги оценивает то, что нарисовал ребенок и  говорит: «Какой молодец!». Т.е. и при похвале и при критике необходимо смотреть на ребенка, внимательно посмотреть на его работу. Еще более эффективным окажется фраза, содержащая в себе фрагмент фразы ребенка. Например:

- «Посмотри, как я хорошо убрался в комнате».

- «Ты действительно хорошо убрался в комнате, все вещи лежат на своих местах.  Я люблю, когда к нашем доме так красиво».

Неэффективно сказать, ты молодец. Если бы ребенок хотел услышать это, он спросил бы – я молодец?

5. Игра – разминка «поменяйтесь местами…»

6. Проигрывание ситуаций.

Возьмите за руку соседа с права. Теперь вы новая пара. Необходимо снова выбрать ребенка и взрослого. Необходимо разыграть ситуацию, предложенную ведущим, подобрав при этом эффективную похвалу с учетом прослушанных правил.

Ситуации:

Правильная похвала: "Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!"

Возможный вывод: "Я хорошо поработал, и мою работу оценили".

(Неправильная похвала: "Ты просто молодец".)

Правильная похвала: "Твое стихотворение меня очень тронуло".

Возможный вывод: "Хорошо, что я умею писать стихи".

(Неправильная похвала: "Для твоего возраста это неплохие стихи".)

Правильная похвала: "Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!"

Возможный вывод: "Я умею плотничать".

(Неправильная похвала: "Ты хороший плотник".)

Правильная похвала: "Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!"

Возможный вывод: "Я помог маме".

(Неправильная похвала: "Ты сделал это лучше, чем наша мама".)

Правильная похвала: "В твоем сочинении есть интересные мысли".

Возможный вывод: "Я могу писать оригинально".

(Неправильная похвала: "Ты пишешь неплохо для своего возраста. Но надо, конечно, многому еще научиться".)

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние реалистические положительные оценки в значительной степени определяют хорошее мнение ребенка о себе самом и об окружающем его мире.

7. Рефлексия занятия.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

В поведении человека есть две функционально связанные составляющие: побудительная и регуляторная. Побуждение обеспечивает активацию и направленность поведения человека. Основными понятиями, использующимися для описания побудительных моментов в поведении человека являются мотивация и мотив.

Мотив – от латинского – приводить в движение, толкать.

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

А. Маслоу считал, что человек — существо желающее. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни»

Существует множество классификаций мотивов и мотивации. Сегодня мы остановимся на одном из них. Мотивацию подразделяют на мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач.

Мотив достижения успеха – потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

Мотив избегания неудач – более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.  Мотив избегания неудач в свою очередь делиться на 2 вила: «боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности», «боязнь социальных последствий неудачной деятельности».

Все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако,  каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи.

Например, дети делают поделку на занятии. Побуждает к старательности их разные направления мотивации. Одни дети хотят сделать лучше всех, чтобы их похвалил воспитатель, родители, чтобы им завидовали другие дети, более старшие дети – чтобы доказать самому себе.  Другие стараются для того, чтобы их не ругали воспитатели, родители, чтобы не смеялись сверстники, что у них ничего не получилось.

Для того, чтобы правильно определить индивидуальный подход к ребенку нужно научиться различать, узнавать мотивацию их деятельности. Сделать  это можно путем наблюдения за ребенком. Существуют так же психологические методика диагностики.

Давайте научимся определять направление мотивации деятельности воспитанников. Для рассмотрим отличительные особенности людей с разными типами мотивации.

Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха и уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею.

Параметры сравнения людей с разными направлениями мотивации деятельности:

1. Поведение детей в момент получения, выбора задания.

Дети с мотивацией достижения успеха соглашаются на выполнение задания быстро, не уточняют подробностей деятельности, а с мотивацией избегания – долго колеблются и сомневаются, узнают все детали работы, задают много вопросов.

Если предложить сложное задание («кто возьмется за выполнение самой сложной работы?»), ориентированные на удачу согласятся быстро, даже если у них достаточных способностей, а ориентированные на избегание неудач – откажутся или будут колебаться, даже если их способности высоки.

2. Объяснение своих успехов и неудач.

Если выполнили задание успешно:

Мотивированные на удачу будут приписывать это своим высоким способностям («Я же говорил, что у меня получиться»), мотивированные на избегание – случайным обстоятельствам («задание попалось легкое, только вчера это делали»).

Если задание выполнено неуспешно:

Все наоборот, мотивированные на удачу скажут: «мы этого никогда не делали» или «меня отвлекали» и пр., т.е. припишут их внешним обстоятельствам. Мотивированные на избегание неудачи объясняют провал внутренними ресурсами («Я же говорил, что я не смогу» или «Я на самом деле плохо старался»).

3. Используемые способы самоконтроля:

Дети с мотивом достижения успеха используют следующие способы самоконтроля:

1) Повышение значимости практической активности — действия («Это очень важно»)
2) Самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации («Давай, ты можешь, ты самый внимательный»).

3) эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.).

Дети с мотивом избегания неудачи используют иные способы самоконтроля:

  1. Обесценивание значимость общей цели (подумаешь, это совсем не важно, ерунда какая-то);
  2. Самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации («соберись, не отвлекайся»);
  3. Эмоциональный контроль, направленный на релаксацию (успокоение, самоуверенность и т.п.).


4.  Самооценка - те, кто мотивирован на достижении -  переоценивают свои удачи, а мотивированные на неудачу, напротив, переоценивают свои промахи и ошибки.

        

Параметры сравнения

Мотив достижения успеха

Мотив избегания неудач

Поведение детей в момент получения, выбора задания.

Если предложить сложное задание («кто возьмется за выполнение самой сложной работы?»)

Соглашаются на выполнение задания быстро, не уточняют подробностей деятельности

Согласятся быстро, даже если у них достаточных способностей,

Долго колеблются и сомневаются, узнают все детали работы, задают много вопросов.

Откажутся или будут колебаться, даже если их способности высоки

Объяснение своих успехов и неудач.

Если выполнили задание успешно

Если задание выполнено неуспешно:

Приписывают успех своим высоким способностям («Я же говорил, что у меня получиться»).

Приписывают неудачу внешним обстоятельствам. «Мы этого никогда не делали» или «меня отвлекали» и пр., т.е.

 Приписывают успех случайным обстоятельствам («задание попалось легкое, только вчера это делали»).

Неудачи  объясняют низкими внутренними ресурсами («Я же говорил, что я не смогу» или «Я на самом деле плохо старался»).

Используемые способы самоконтроля

Повышение значимости практической активности — действия («Это очень важно»)
2) Самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации («Давай, ты можешь, ты самый внимательный»).

3) эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.).

  1. Обесценивание значимость общей цели (подумаешь, это совсем не важно, ерунда какая-то);
  2. Самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации («соберись, не отвлекайся»);
  3. Эмоциональный контроль, направленный на релаксацию (успокоение, самоуверенность и т.п.)

Самооценка

Переоценивают свои достижения, адекватно оценивают свои способности.

Переоценивают свои промахи, недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку.

Диагностика. Для более точной и профессиональной диагностики можно использовать - полупроективный тест Х.Д. Шмальта (15, 16), получивший название МД-решетка (решетка мотивации достижения)

Люди с разной мотивацией нуждаются в разном подходе. Индивидуальный подход нужно знать:

- как мотивировать на деятельность;

- как подбадривать в течение деятельности;

- как реагировать на неудачу ребенка.

Рекомендации по индивидуальному подходу к детям с разной мотивацией достижения:

  1. При предъявлении задания.

- мотивированных на успех необходимо подзадорить, искусственно увеличить значимость («Ты должен выполнить правильно, мы это покажем на родительском собрании, напечатаем в газете»)

- мотивированных на избегание неудач – предостеречь от последствий, снизить значимость (или не показывать ее) (например, если дети делают поделку можно сообщить, что «мы просто учимся»).

  1. В процессе работы подбадривание и помощь нужны разные:

- мотивированным на успех нужно постоянно говорить – «ты молодец, ты же говорил, что можешь, ты супер и т.д. Помощь не навязывать!

-  мотивированным на избегание помощь нужна конкретная – «вспомни, ты это делал недавно», «есть такое правило», «не отвлекайся, соберись, если ты постараешься, у тебя получиться».

  1. Коррекция самооценки:

- мотивированных на успех немного «спускать на землю», доказывать что случившееся – это их промахи, а не стечение обстоятельств, учить самопроверке и самооцениваю.

- мотивированным на избегание повышать самооценку, выделяя поэтапно их личные достижения.