Готов или не готов к обучению в школе?

Лапина Марина Юрьевна

Готов ли ребенок к обучению в школе - не всегда простой вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_ili_ne_gotov_k_shkole.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВ  ИЛИ  НЕ  ГОТОВ  К  ОБУЧЕНИЮ  В ШКОЛЕ?

       

     ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!  Торжественно и волнительно звучат эти слова. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомый мир, в котором ему предстоит самостоятельно пройти испытания новыми обстоятельствами. Готов ли ваш ребенок к новому этапу своей жизни? Готовы ли вы к тому, что ребенок начинает свой путь к самостоятельности и независимости?

     Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении, что к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье.

     Можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех популярных мультфильмов ребенок будет успешным в школе? Вовсе нет.

      Успехи в учебе зависят от желания и умения учиться, умения видеть связь явлений, закономерности, от желания разобраться, понять, почему, как, отчего, чем от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений.

      Кроме этого, ребенок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя. Нужно уметь сосредоточиться на достаточно продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок и находить общий язык с одноклассниками. Только в этом случае можно говорить о готовности будущего ученика принять в качестве обучающей деятельности уже не игру, а учёбу.

      Психологи выделяют так называемую педагогическую готовность к школе. Будущий ученик должен обладать рядом умений и навыков. Однако просто овладение, скажем, чтением или письмом без психологической готовности к школе вряд ли будет способствовать успешной учебе.

Самооценка

      По мнению психологов, самооценка должна быть адекватна или чуть-чуть завышена.

Произвольность поведения

  Это значит, что ребенок готов действовать по образцу в соответствии с правилами.Он сможет решить пример, аналогичный прежнему, отступить нужное количество клеточек в тетради и т.п. Например: трудно сконцентрировать свое внимание и выполнить то, что от него хотят. Практически никогда с первого раза не воспроизводит рисунок по образцу, не дослушивает задание до конца. В игре соблюдает только те правила, которые сам устанавливает.

Принятие роли ученика

 Ребенку необходимо быть готовым выполнять требования учителя, признать учителя значимым взрослым. Например: Девочка выполняет многие указания педагога, по-разному ведет себя с чужими и близкими людьми.

Умение разделять реальность и фантазии

Дошкольнику свойственно верить в сказки, а ребенок, готовый к школе, на простом уровне уже понимает, как устроен мир, что бывает на самом деле, а что нет. Например: Ребенок очень любит сказки, много фантазирует, но на вопрос, не боится ли он Бабы-яги, Снежной королевы, ответил, что это герои сказок и на самом деле их не существует. Другой пример: Мальчик верит в сказки, Деда Мороза, говорящих зайцев. Очень искренне недоумевает, почему его кот не разговаривает. Несколько раз пытался повторить эпизоды из мультфильмов: пить из лужицы, чтобы превратиться в козленочка, спуститься со второго этажа с раскрытым зонтиком, используя его в качестве парашюта.

Умение предвидеть последствия

Этот критерий довольно сложный. Не каждый взрослый в полном объеме способен предвидеть последствия своих действий. Однако психологи отмечают это умение, когда речь идет о готовности ребенка к школе. На пороге школьной жизни малыш уже должен предвидеть некоторые последствия своих поступков, предвосхищать результаты своей деятельности. Ответы на вопросы могут показать, предвидит ли ваш ребенок последствия действий. Например, такие вопросы: Что может произойти, если потерять ключи? Если переходить улицу на красный свет? Если взять тяжелую кастрюлю с водой одной рукой?

 

     Довольно часто на вопрос «Хочешь ли ты пойти в школу?» ребенок отвечает «нет». Это значит, что в данный момент у него отсутствует мотивация, желание учиться, получать знания – самые главные составляющие так называемой психологической готовности к школе. Опыт показывает, что дети, идущие в школу без осознанного желания, хуже справляются с учебой. Умные, но немотивированные ребята часто попадают в разряд отстающих. Да и у нас, взрослых, лучше получается любимая работа. Мотивации может не быть в силу возраста или обстоятельств жизни. Если ребенку 6,5 лет и мысль о будущем обучении в школе вызывает неприятные эмоции, а иногда и категорический отказ, стоит обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах отсутствия мотивации.

     Кроме педагогической и психологической подготовки к школе, существует ещё одна важная составляющая этого процесса. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, которые понадобятся в школе с первого дня. Школа – это не только обучение, это ещё и пребывание в ней. Ребенку придется самостоятельно одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, переодеваться на уроках физкультуры, знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом, завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой, собирать портфель и т.п.

Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе может быть для адаптации ребенка гораздо более значимой, чем все остальные навыки. И обучить этому малыша вы можете только дома. Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень непростым.